Психология глухого и психология слышащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:13, доклад

Описание работы

В развитии всех видов ощущений и восприятий у детей с недостатками слуха имеются специфические особенности. Исследование А. И. Дьячкова продемонстрировало большую роль речи в развитии восприятия форм предметов.

Работа содержит 1 файл

Психология глухого и психология слышащего.docx

— 18.97 Кб (Скачать)

«Психология глухого  и психология слышащего»

Вступление.

Добрый день, дорогие друзья!

В чем состоит  отличие психологии слабослышащего (глухого) человека с нормальным мышлением  от психологии слышащего? Скажите, что  вы знаете о глухих людях?

Основной текст.

  1. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха.
В развитии всех видов ощущений и восприятий у детей с недостатками слуха  имеются специфические особенности. Исследование А. И. Дьячкова продемонстрировало большую роль речи в развитии восприятия форм предметов.

Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо  проявляются при анализе восприятия изображений, картин. Восприятие изображений  у слышащих детей формируется  постепенно, при постоянном речевом  общении со взрослыми, в то время как у глухих речевое общение нарушено и обеднено.

Для ребенка  с нарушением слуха зрительное восприятие - это и главный источник представлений  об окружающем мире, и канал, обеспечивающий возможности общения с другими  людьми, восприятия обращенной к нему речи. Таким образом, зрительное восприятие детей с недостатками слуха развивается по тем же законам, что и восприятие слышащих, но специфика нарушения приводит к несвоевременному формированию межфункциональных взаимодействий (между восприятием и речью), а это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие одного из самых сложных свойств восприятия - осмысленности. Аналогичные нарушения можно обнаружить при анализе других видов восприятий.

Особенности в развитии внимания детей с нарушениями  слуха связаны с тем, что для  них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека, восприятие дактильной речи - на положениях пальцев рук. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании, напряжении ребенка. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала.
 
Воображение глухих дошкольников как бы дольше "привязано" сначала к восприятию, а потом к памяти. И хотя образы памяти у них отличаются достаточной  яркостью и живостью, отставание в  развитии понятийного мышления мешает отвлечению от конкретного значения слова. Еще одной причиной отставания в развитии воссоздающего воображения  является бедность запаса представлений, неумение их перестраивать.
Глухие  дети не владеют обобщенным способом действия, поэтому им требуется (согласно исследованию) в четыре раза больше времени и в три раза больше показов, чтобы научиться решать такие задачи.
Важной  особенностью психического развития глухих детей является почти одновременное  овладение ими несколькими различными видами речи - словесной (устной и письменной), дактильной и жестовой, т.е. своеобразная полиглоссия, как называл ее Л. С. Выготский.

При овладении  словесной речью глухие дети испытывают целый ряд трудностей, связанных  с особенностями усвоения словарного состава языка, грамматического строя, речедвигательных навыков. Все это обедняет их познавательную деятельность, хотя предпосылки ее развития сохранны. Чем раньше глухого ребенка начинают обучать словесной речи, тем в большей степени будут использованы предпосылки развития познания, тем лучше такой ребенок будет усваивать словесную речь. Развитие наглядных форм мышления у глухих детей опережает развитие речи, в то время как у слышащих мышление и речь развиваются в единстве. Однако опережающее развитие мышления существенно помогает глухому ребенку в усвоении речи.


 
  1. Развитие  личности людей, имеющих нарушения  слуха.
Результаты  исследования позволили сделать  вывод, что обедненность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников в значительной мере обусловлена недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение. В отличие от слышащих глухие матери, как правило, обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребенком, поэтому глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, по количеству эмоциональных проявлений приближались к слышащим детям, хотя статистические различия между ними все же сохранялись. Глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, обнаруживали существенно большее число положительных эмоциональных проявлений, чем глухие дети слышащих родителей, находящиеся дома или в специальном саду интернатного типа. Эти особенности социальной ситуации развития детей с нарушениями слуха обуславливают трудности в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и обобщении.
Исследования  показали, что в развитии самосознания и самооценки у детей с нарушениями  слуха наблюдаются те же стадии, что и у слышащих, но переход от одной стадии к другой совершается на два-три года позже.

Исследования  американских психологов показали, что  глухие дети имеют меньшую социальную зрелость, чем их слышащие сверстники. Глухие дети глухих родителей обладают большей социальной зрелостью по сравнению с детьми, имеющими слышащих родителей. В семьях, воспитывающих  детей с какими-либо нарушениями, особенно - глухих детей, родители часто  опекают своего ребенка, неохотно предоставляя ему свободу и самостоятельность, действия матерей нередко носят  директивный характер. Все это  приводит к разрыву между возможностями  ребенка и задачами, которые он регулярно выполняет, к усилению его зависимости от взрослых и  соответственно более медленному формированию социальной зрелости.

Межличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха: Сильнее  выражена склонность к группированию  по статусности.
Большое влияние на внутрисемейные отношения  оказывает наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей. В исследованиях В.Петшака, Т.Г.Богдановой, Н.В.Мазуровой установлено, что в семьях, где глухой ребенок и глухие родители, складываются эмоциональные отношения, близкие к тем, которые характерны для семей слышащих.

  1. Психологическая характеристика разных видов деятельности.
Важным  направлением в компенсации нарушений  слуха и в социальной адаптации  к жизни является приобщение людей  с нарушениями слуха к труду, предоставление им возможностей для  выбора профессии, соответствующей  как их склонностям и способностям, так и специфическим особенностям. Л.С.Выготский считал, что труд есть основной стержень, вокруг которого организуется и строится жизнь общества.

Психологи указывают  на четыре обязательных признака трудовой деятельности:

1) сознательное  предвосхищение результата, при  этом сознание социальной ценности  результата выступает у человека  как существенный регулятор; 

2) сознание обязательности  достижения социально-фиксированной  цели, которое подкрепляется одобрением, например, представителей старших  поколений - родителей, членов  семьи, учителей, что особенно  важно на начальных этапах трудового обучения;

3) выбор, применение  или создание орудий, средств трудовой деятельности - деятельность будет тем эффективней, чем лучше человек ориентируется в средствах ее осуществления, как внешних, так и внутренних;

4) осознание  межличностных отношений и зависимостей, складывающихся в трудовой деятельности (Е. А. Климов).

Анализ психологических  особенностей развития лиц с нарушениями  слуха позволил А. П. Гозовой выделить принципиальные подходы в ограничении рекомендованных профессий. Для людей, имеющих нарушения слуха, непригодны профессии, где:

  • необходим слуховой контроль (например, настройка аппаратуры);
  • используется акустическая сигнализация опасности;
  • работа ведется на высоте;
  • требуется постоянный речевой контакт с окружающими.

Общим требованием  является выбор профессии, соответствующей  уровню образования, которое имеет  конкретный человек с нарушением слуха.

Заключение.

Потеря человеком  возможности воспринимать информацию, и невозможность полноценно общаться – влияет на развитие его личности. Максимальное расширение количества возможных  путей получения глухим человеком  информации создает предпосылки  к его благоприятному личностному  развитию. Результат стоит перед  вами, дорогие слушатели. Спасибо  за внимание!

 


Информация о работе Психология глухого и психология слышащего