Психология физической культуры и спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Постоянное стремление человека удовлетворять свои потребности в движении, развивать физические качества способствовало тому, что физические упражнения постепенно трансформировались современные виды спорта. Именно с этим связан соревновательный характер двигательных действий и регулирование их определёнными правилами.
Таким образом, физические упражнения обособились в отдельный вид человеческой деятельности — в спортивную деятельность, которая отличается рядом специфических особенностей.

Содержание

1. Введение.......................................................................................3
2. Общая характеристика работы........................................................5
3. Волевые усилия и их значение в спортивной деятельности.................................................................................7
4. Особенности эмоциональных переживаний в спорте...........................................................................................9
5. Мотивы спортивной деятельности..................................................13
6. Выводы........................................................................................16
7. Заключение..................................................................................17

Работа содержит 1 файл

психология физическая культура и спорт.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

5. Нравственные чувства, связанные  с глубоким сознанием общественного значения своей спортивной деятельности (ответственность перед коллективом за свои успехи и  неудачи в спортивном состоянии чувства гордости и т. п.). Они являются могучим стимулом  мобилизации всех сил спортсмена на преодоление трудностей. Исход спортивной борьбы очень часто зависит от нравственных чувств и стремлений спортсмена. Этому помогает чувство ответственности перед коллективом. Спортсмен, обладающий этим чувством, никогда не откажется от борьбы за интересы своего коллектива, какой бы трудной эта борьба ни была.

Таким образом, для спортивной деятельности характерны:

а) яркие и сильные эмоциональные  переживания, глубоко захватывающие  личность спортсмена и оказывающие  огромное влияние на его деятельность; одновременно это требует от спортсмена умения владеть своими эмоциями и противодействовать тем из них, которые носят астенический характер;

б) разнообразие эмоциональных переживаний, охватывающих самые различные по качеству эмоции — от простых физических чувств, связанных с мышечной деятельностью, до глубоких нравственных чувств, в основе которых лежит общность интересов, сплачивающих спортивных коллектив в единое целое;

в) динамичность эмоциональных состояний во время  спортивных соревнований, быстрые переходы от одних чувств к другим, иногда противоположным по своему характеру. Этому способствует и динамичность самих спортивных соревнований, проходящих с большой интенсивностью и нередко сопровождающихся быстрыми и резкими переходами от поражения к победе и др.

 

Мотивы спортивной деятельности.

Основной психологической  чертой мотивов, побуждающих человека  заниматься спортом, является чувство  удовлетворения, вызываемое занятиями  данным видом спорта и неотделимое  от самой спортивной деятельности. Вместе с этим эти мотивы имеют  сложный характер соответственно сложности и многообразию самой спортивной деятельности и могут быть подразделены следующим образом.

Непосредственные  мотивы спортивной деятельности:

1) испытываемое спортсменом  своеобразное чувство удовлетворения  от проявления мышечной активности;

2) эстетическое наслаждение  красотой, точностью, ловкостью своих  движений;

3) стремление проявить  себя смелым и решительным  при выполнении трудных и опасных  упражнений;

4) удовлетворение, вызываемое  участием в соревновании, являющемся  важнейшей и обязательной стороной спорта;

5) стремление добиться  рекордных результатов, доказать  своё спортивное  мастерство, добиться  победы, как бы трудна она ни  была и др.

Опосредованные  мотивы спортивной деятельности:

1) стремление стать  сильным, крепким, здоровым ("занимаюсь спортом, потому что он укрепляет здоровье и делает человека бодрым и энергичным");

2) стремление через  спорт подготовить себя к практической  деятельности ("занимаюсь спортом,  так как хочу быть более  сильным физически");

3) осознание общественной  важности спортивной деятельности ("хочу завоёвывать мировые рекорды, защищать спортивное знамя своей страны").

Мотивы спортивной деятельности не только многообразны, они отличаются динамическим характером, закономерно  сменяя друг друга в процессе длительных занятий спортом. А. Ц. Пуни на основании специального исследования мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих заниматься спортом.

Начальная стадия занятия спортом. В этот период имеют место первые попытки включиться в спортивную деятельность. Мотивы, побуждающие к этому, характеризуются:

а) диффузностью интересов  к физическим упражнениям (подростки  начинают заниматься обычно не одним, а несколькими видами спорта, причём часто совсем не теми, в которых  они в дальнейшем могут показать своё спортивное мастерство);

б) непосредственностью ("занимаюсь потому что люблю  физкультуру");

в) связаны с условием среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта;

г) нередко включают в  себя элементы долженствования ("надо было посещать уроки физической культуры").

Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:

а) пробуждение и развитие специального интереса к определённому  виду спорта;

б) проявление способностей к этому виду спорта и стремление к их развитию;

в) эмоционально насыщенное переживание спортивного успеха и стремление к его закреплению;

г) расширение специальных  знаний, совершенствование спортивной техники  приобретение боле  высокой  степени тренированности.

Эти новые по своему качеству мотивы характеризуются рядом особенностей. Они связываются со спортивной специализацией (спортсмен становится гимнастом, боксёром, лыжником, пловцом и т.п.) и с  приобретением спортивной квалификации 3-го, 2-го, 1-го разрядов. Вместе с тем они становятся более опосредованными, переносятся с самой спортивной деятельности на её результат, выражаются в стремление к определённому спортивному успеху, рекорду.

Непосредственный интерес к  самой спортивной деятельности, конечно, сохраняется и на этой стадии развития мотивов, но приобретает новые качественные особенности по сравнению с непосредственной заинтересованностью спортом вообще на первой стадии. Спортсмена привлекает в данном виде спорта богатство его технического и тактического содержания (стремление к высокому совершенству техники, тщательная подготовка к соревнованиям, разработка тактических комбинаций и т.п.). Спортивная деятельность становится в этот период органической потребностью, требующей своего удовлетворения; большие физические напряжения при занятиях спортом превращаются в своеобразную необходимость ("мотивами занятий гимнастикой являются выработанная привычка, необходимость физической нагрузки").

Стадия спортивного  мастерства. На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:

а) стремление поддержать своё спортивное мастерство на высоком  уровне и добиться ещё больших  успехов в спортивной борьбе, которая  делается всё более острой и трудной;

б) стремление служить  своими спортивными достижениями, как  примером для подражания молодым спортсменам;

в) стремление содействовать  развитию данного вида спорта, обогащению и совершенствованию его техники  и тактики, потребность передать свой опыт  молодым спортсменам.

Мотивы спортивной деятельности на этой стадии характеризуются ярко выраженной социальной направленностью.

 

Выводы

По  итогам  изучения  вопросов  данной  работы

можно сделать следующие  выводы:

1. Проблемы психологии  спортивной деятельности являются  не только наиболее важными  в настоящее время, но и наиболее  перспективными. Эти проблемы заключены в следующем:

а) отбор талантов;

б) формирование оригинальной техники, соответствующей конституциональным и психологическим особенностям спортсмена;

в) максимальное развитие психических качеств, составляющих структуру специальных способностей данного спортсмена, и поиск путей компенсации "отстающих звеньев";

г) создание условий для  оптимальной переносимости высоких  психических нагрузок;

д) формирование психической  готовности к соревнованиям;

е) создание предпосылок  для саморегуляции психических состояний и самоорганизации психической деятельности. 2. Есть важнейшие проблемы психологического обеспечения подготовки спортсменов. К этим особенностям относятся:

а) формирование нравственных сторон личности спортсмена;

б) формирование мотивации спортивных достижений;

в) волевая подготовка спортсменов;

г) формирование спортивной команды, как полноценного коллектива.

3. Решение в ближайшее  время перечисленных основных  проблем будет способствовать  развитию психологии спортивной  деятельности.

 

Заключение

Изучив основные вопросы  спортивной деятельности, мы должны представить, каковы её перспективы в ближайшем  будущем. Они определяются не столько  закономерностями развития исследований, сколько закономерностями развития самого спорта.

Разговоры о том, есть ли предел спортивным рекордам или его нет, постепенно затухают. Ясно, что где-то есть этот предел, также как и есть предел физическим возможностям человека. Но вот о пределе психических возможностей человека никто даже не пытается дискуссировать. В этой сфере потенциал человечества поистине неограничен. Следовательно, с полным основанием можно говорить, что именно психологическая подготовка со временем станет ведущим звеном подготовки спортсменов высокого класса и победителем будущих соревнований сможет стать лишь тот, кто лучше других подготовит свою психику к борьбе с сильнейшими соперниками.

Это говорит о том, что специалисты в полной мере овладели искусством физической подготовки, но проблемы психологического обеспечения высококлассных спортсменов пока далеки от разрешения.

 

Литература

1. Чикова О.М. Психологические   особенности спортивной деятельности  и личности спортсмена: Учебное  пособие для училищ Олимпийского  резерва. — Мн.:    ИПП Госэкономплана  РБ. 1993. — 76 с.

2. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 1997. — 287 с.

3. Психология: Учебник для студентов университетов физической культуры  Под ред. П.А. Рудика. — М. : ФиС, 1994. - 510 с.

4. Психология спорта высших достижений / Под ред. А.В. Родионова. — М. : ФиС, 1989. — 144 с.

5. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. — М. : ФиС, 1989. - 143 с.

6. И. А. Алешков. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. — В сб.: Психология спортивной  деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1998.




Информация о работе Психология физической культуры и спорта