Психология допроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Со временем теоретического развития и практического применения психология из отвлеченной науки, посвященной решению тонких и сложных теоретических вопросов, все больше переходит в статус важного и необходимого звена в образовании культурного специалиста любого направления. Практически нет сферы деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к ее облегчению и упорядочению.
Знание психических закономерностей, применение в процессе следственной и судебной деятельности определенных психологических методов облегчает труд следователя и судьи, помогает им регулировать и строить взаимоотношения с различными категориями участников уголовного процесса, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в интересах расследования преступлений и правонарушений.
Знание психологии исключительно важно для установления истины. Оно дает возможность контролировать собственные познавательные, волевые, эмоциональные процессы, правильно принимать решения, проверять и путем дозволенного воздействия направлять психические процессы у других лиц, с тем, чтобы получить от них свидетельства, объективно отражающие события, воспринимавшиеся ими.
Знание психологических особенностей правонарушителей и причин совершения ими правонарушений имеет большое значение для совершенствования деятельности по расследованию преступлений, поиску, выработке и принятию мер профилактики преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ДОПРОСА КАК СЛЕДСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЕ ДОПРОСОВ
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СЛЕДОВАТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ДОПРОСА
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСОВ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ДОПРАШИВАЕМЫХ ЛИЦ
5. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ВО ВРЕМЯ ДОПРОСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Психология допроса.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно проводить в кабинете следователя.

Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнему допрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству производится допрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц. Далее возможна ознакомительная беседа о жизни подростка, о его социально-бытовых условиях. В беседу могут быть вовлечены все участвующие в допросе лица. Установив контакт с подростком, следователь побуждает его к свободному рассказу, который не следует прерывать.

В ходе допроса следователь должен придерживаться ряда педагогических требований:

  • не фиксировать внимание несовершеннолетнего на обстоятельствах, которые могут нести вред его воспитанию;
  • пресекать жаргонные и нецензурные выражения;
  • не допускать циничных оценок, проявлений вульгарности и развязности.

При допросе детей необходимо сказать ребенку, что если он чего-то не знает, то он должен об этом открыто заявить. Сложность вопросов должна наращиваться постепенно: сначала целесообразно выяснить круг лиц, участвующих в преступном событии, обстановку, которую ребенок хорошо запомнил, действия, которые он сам совершал, и лишь затем задавать вопросы о содержании самого события. Общая продолжительность допроса детей дошкольного возраста не должна превышать 20 минут. В случае сильного душевного волнения допрос должен быть временно прекращен, а внимание ребенка переключено на эмоционально-положительные объекты.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день (ст.425 УПК РФ). Время допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, в отличие от подозреваемых и обвиняемых, особенностей не имеет.

Свидетели и потерпевшие, не достигшие 16-летнего возраста, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний не предупреждаются. При разъяснении им их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 УПК РФ, им указывается на необходимость говорить правду, о чем в протоколе перед началом допроса делается соответствующая отметка.

В этих случаях, независимо от возраста несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, вправе присутствовать его законные представители (ст. 191 УПК РФ).

Если несовершеннолетнему обвиняемому или подозреваемому не исполнилось 16 лет или он страдает психическими расстройствами, а свидетелю или потерпевшему не исполнилось 14 лет, следователь обеспечивает им присутствие педагога или психолога. По усмотрению следователя допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет также может проводиться с участием педагога (ст. ст. 191, 425, 426 УПК РФ). Это дополнительная гарантия защиты прав несовершеннолетнего и качества содержательной стороны протокола следственного действия: малолетние участники уголовного процесса не всегда способны адекватно воспринимать события реальности, и в этом случае педагог выступает в роли своеобразного специалиста. В тех случаях, когда при допросе необходимо присутствие педагога, к его выбору следует подходить очень внимательно. Это должно быть авторитетное для подростка лицо, способствующее установлению коммуникативного контакта, взаимопониманию следователя и несовершеннолетнего.

Закономерности процесса развития памяти человека в детском и подростковом возрасте, а также особенности их учета при проведении допросов несовершеннолетних рассмотрены нами на стр.9 данной контрольной работы.

Ход и результаты допроса отражаются в протоколе, составляемом в соответствии со ст. ст.166, 167 и 190 УПК РФ. Показания допрашиваемого лица записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В протокол записываются все вопросы, в том числе и те, которые были отведены следователем или на которые отказалось отвечать допрашиваемое лицо, с указанием мотивов отвода или отказа.

Если в ходе допроса допрашиваемому лицу предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий и воспроизводились материалы аудио - и (или) видеозаписи, киносъемки следственных действий, то об этом делается соответствующая запись в протоколе допроса. В протоколе также должны быть отражены показания допрашиваемого лица, данные при этом.

Если в ходе допроса проводились фотографирование, аудио - и (или) видеозапись, киносъемка, то протокол должен также содержать:

1) запись о проведении фотографирования, аудио - и (или) видеозаписи, киносъемки;

2) сведения о технических средствах, об условиях фотографирования, аудио - и (или) видеозаписи, киносъемки и о факте приостановления аудио - и (или) видеозаписи, киносъемки, причине и длительности остановки их записи;

3) заявления допрашиваемого лица по поводу проведения фотографирования, аудио - и (или) видеозаписи, киносъемки;

4) подписи допрашиваемого лица и следователя, удостоверяющие правильность протокола.

Допрашиваемым лицом в ходе допроса могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы, которые приобщаются к протоколу, о чем в нем делается соответствующая запись.

По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.

В протоколе указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения.

Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемое лицо удостоверяет своей подписью в конце протокола. Допрашиваемое лицо подписывает также каждую страницу протокола. Отказ от подписания протокола допроса или невозможность его подписания лицами, участвовавшими в допросе, удостоверяется в порядке, установленном ст.167 УПК РФ.

В процессе допроса следователь должен направлять речевую деятельность допрашиваемого, просить излагать факты более точно и определенно. Всевозможные интонационные выделения, жесты, мимику следует по возможности переводить в речевые выражения.

Записывая устную речь, необходимо учитывать явления речевой персеверации - тенденцию лиц с неразвитой речевой культурой автоматически повторять услышанное, включать в ответы речевые конструкции, почерпнутые из вопроса, а также явление вербальной ригидности - тенденцию развивать мысль в той форме, которая была задана следователем.

При занесении в протокол ответов допрашиваемых следует удостовериться в объективности их ответов в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия и передачи образа. Особенно тщательно надо уточнять показания несовершеннолетних, для которых характерна речевая неадекватность. Необходимо также иметь в виду, что одни и те же слова для разных свидетелей могут иметь разное содержание (высокий человек будет называть человека ростом в 170 см низкорослым; юная девушка может назвать сорокалетнего мужчину пожилым).

Наиболее важные показания должны быть продублированы в виде перифразы - другими словами. С этой целью и вопросы следователя должны быть сформулированы в иной речевой конструкции.

 

5. Пространственная организация коммуникативных процессов во время допроса

 

Существенное значение для проведения допроса имеют время, внешние условия и обстановка общения.

На выбор момента допроса влияют и избранная последовательность допроса тех или иных лиц, и интересы сохранения следственной тайны, сила и характер переживаний, испытанных допрашиваемым. Не рекомендуется допрашивать лиц, находящихся в состоянии сильного волнения, растерянности, подавленности, кроме исключительных случаев, не терпящих отлагательства.

Выбор места проведения допроса - один из существенных тактических факторов. Чаще всего допрос проводится в кабинете следователя. При этом важно учесть, что при взаимодействии люди стремятся сохранить зону своего личного пространства. Все пространство вокруг общающихся подразделяется на ряд зон: интимная (0 - 45 см), личная (45 см - 1,2 м), социальная (2 - 6 м), общедоступная (свыше 6 м). Наиболее важна и значима интимная зона, расцениваемая человеком как его собственность. Особенно ревниво оберегается зона до 15 см. Ее нарушение вызывает даже физиологические изменения в организме - учащается пульс, выделяется адреналин, напрягаются мускулы, кровь приливает к голове. Находясь в общественных местах повышенной скученности, люди придерживаются неписаных правил деликатности (избегают взглядов "в упор", не разговаривают, не проявляют эмоций, ограничивают телодвижения). Длительное нарушение интимной зоны труднопереносимо, а для многих людей даже невыносимо.

Эти особенности психологии также могут быть использованы в интересах следствия. Например, на допросах противодействующих расследованию лиц используется прием длительного вторжения в интимную зону допрашиваемого. Не имея возможности отодвинуться, некоторые допрашиваемые "отодвигают" самого допрашивающего, давая ответы на трудные вопросы.

Личная зона - расстояние для дружественных бесед, общения с хорошо знакомыми лицами, с которыми устанавливаются доверительные отношения. В социальной зоне происходит общение малознакомых людей, в общедоступной - общение с большой группой лиц.

Решение вопроса о месте допроса (по месту производства расследования или по месту нахождения допрашиваемого), зависит от конкретной ситуации. Однако, во всех случаях следователь должен стремиться, чтобы место соответствовало требованиям, предъявляемым к обстановке допроса, - было удобным для проведения этого следственного действия, способствовало установлению необходимого психологического контакта с допрашиваемым и сосредоточенности его внимания на предмете допроса, обеспечивало сохранение следственной тайны. Психологически важно, чтобы в помещении, где производится допрос, в это время не находились третьи лица, не принимающие в данный конкретный момент участия в допросе, т.к. их присутствие, как правило, сковывает коммуникативную активность допрашиваемого. На столе у следователя не должно быть никаких лишних предметов, желательно отключить телефон, если только не предполагается специально использовать его для целей допроса.

Изложенные особенности должны обязательно учитываться следователем при выборе времени и места проведения допроса, пространственной организации коммуникативных процессов при его проведении.

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод, что допрос в совокупности с иными следственными действиями является важным инструментом изобличения преступника, позволяет вынести правильное решение по существу обстоятельств события преступления или правонарушения, направлен на достижение целей правосудия. При проведении допроса следователь должен ориентироваться на общие психологические особенности поведения:

  • невинный, как правило, отвечает на обвинение бурной отрицательной реакцией; виновный придерживается выжидательной позиции - он ждет, чтобы допрашиваемый выложил все карты;
  • невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергая их фактическими доводами; виновный уходит от соприкосновения с конкретным обвинением, особенно избегает повторного возврата к главному обвинению; его поведение более пассивно; он боится увязнуть;
  • невинный аргументирует свою невинность общим социально-положительным стилем своего поведения, своими положительными личностными качествами; социально-деформированный виновный пренебрегает подобными аргументами;
  • невиновный остро переживает перспективу позора, осуждения сослуживцев, ближних знакомых; виновный интересуется лишь возможным наказанием.

Учет следователем психологических особенностей, а также психологических условий проведения допроса с различными категориями лиц позволяет правильно вести ход следствия по составу преступления.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.
  4. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. Установление и развитие контактов с субъектами заинтересованности. Учебное пособие. - М.: Право и Закон, 1996.
  5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Право и Закон, 1997.
  6. Юридическая психология. Курс лекций. - М.: МПИ ФСБ РФ, 2005.
  7. Уголовный процесс. Учебник под ред.В.П. Божьева. - М.: Высшее образование, 2007.
  8. Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПБ.: Питер, 2000.
  9. Криминалистика. Учебник для вузов. Под редакцией Р.С. Белкина. - М.: Норма, 2000.
  10. Уголовный процесс. Учебник для вузов. Под общей редакцией В.И. Радченко. - М: Юридический дом "Юстицинформ", 2006
  11. М.И. Еникеев. Психология следственных действий. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2007.
  12. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М.: Юрист, 1996.
  13. Электронная правовая информационно-поисковая система "Гарант".
  14. Электронная правовая информационно - поисковая система "КонсультантПлюс: Высшая школа".

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Психология допроса