Психология допроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности психологии допроса.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
Изучить научную и учебную литературу по проблеме исследования.
На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о понятии психологии допроса.
Рассмотреть сущность и специфику тактики психологического допроса.
Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие психологии допроса 4
1.1.Общее представление о допросе и его психологии 4
1.2.Общие социально-психологические условия проведения допроса 6
Глава 2. Тактика психологического допроса 9
2.1. Тактика допроса свидетелей и потерпевших 9
2.2. Психология допроса несовершеннолетних 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

0819_Психология допроса.docx

— 47.27 Кб (Скачать)

       Следователь вправе вызвать на допрос в качестве свидетеля любого гражданина, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по расследуемому делу (ст. 56, 79 УПК РФ5), за некоторыми исключениями.

       В частности, не подлежат допросу в  качестве свидетеля лица, которые  в силу своих физических или психических  недостатков не способны правильно  воспринимать обстоятельства, имеющие  значение для дела, и давать о  них адекватные показания а также:

  1. судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному делу;
  2. защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовном уделу;
  3. адвокат — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;
  4. священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;
  5. член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия — об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих полномочий (ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

       В качестве свидетелей могут быть допрошены  граждане, наблюдавшие событие преступления или его отдельные обстоятельства либо знающие о них со слов других лиц. Возможен также допрос граждан, которые участвовали в производстве осмотра, освидетельствования, обыска, выемки, предъявления для опознания, следственного эксперимента в качестве понятых и могут рассказать о  проведении этих процессуальных действий.

       Следует помнить, что необоснованный вызов  свидетеля на допрос влечет бесполезную трату времени как следователя, так и граждан, причиняет им неоправданное беспокойство, а в конечном итоге порождает предвзятое отношение к следственным органам. Поэтому, принимая решение о вызове гражданина, следователь обязан заранее определить круг вопросов, которые он ему задаст. В противном случае показания будут неполными, потребуется повторный допрос свидетеля, что мало кому может понравиться.

       Свидетель (потерпевший) вызывается на допрос повесткой, вручаемой под расписку. Свидетель  может быть вызван также телефонограммой  или телеграммой. По делам о бандитизме, преступлениях, совершенных организованной группой и т.п., при решении вопроса о вызове свидетеля (потерпевшего) следователь должен обеспечить его безопасность (ч. 3 ст. 11, ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186 УПК РФ). Это необходимо, поскольку не исключена возможность, что данный гражданин, особенно располагающий важными сведениями, находится под наблюдением субъектов, отнюдь не заинтересованных в раскрытии содеянного.

       Свидетелей (потерпевших) обычно допрашивают в  месте производства расследования (хотя следователь вправе произвести допрос и в месте нахождения свидетеля). Потерпевшего (свидетеля) рекомендуется допрашивать в рабочем кабинете следователя, поскольку официальная обстановка побуждает к осознанию серьезности предстоящего допроса, способствует установлению деловой атмосферы. Однако в ряде случаев допрос свидетеля (потерпевшего) в кабинете следователя невозможен по объективным причинам или нецелесообразен по тактическим соображениям.

       Определяя время явки свидетеля (потерпевшего) на допрос, необходимо учитывать следующие  соображения:

  1. вызов на допрос в удобное для допрашиваемого время способствует установлению с ним психологического контакта;
  2. время явки свидетеля (потерпевшего) должно быть выбрано так, чтобы он не ожидал вызова на допрос и не томился в коридоре;
  3. вызывая свидетелей по одному и тому же уголовному делу, следователь должен принять меры, чтобы они не смогли общаться между собой6.

       Выполнение  последнего правила обеспечивается вызовом свидетелей (потерпевших) в  разные часы, а иногда и дни. Первыми  рекомендуется допрашивать тех из них, которые могут дать наиболее полные и точные показания, либо такие, которые необходимы для пресечения преступлений и задержания виновных лиц. Вместе с тем следует учитывать возможную заинтересованность свидетелей в исходе дела, а также вероятность их сговора или оказания на них воздействия со стороны обвиняемого (подозреваемого), его друзей и сообщников.

       Допрос  свидетеля (потерпевшего) включает три  стадии: подготовительную, свободный рассказ и ответы на вопросы.

       На  подготовительной стадии следователь, удостоверившись в личности свидетеля (потерпевшего), составляет вводную  часть протокола, фиксирует в  ней его анкетные данные. Затем  следователь обязан разъяснить допрашиваемому положение ст. 51 Конституции РФ о том, что «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

       Однако  следует заметить, что данное положение  не запрещает давать показания относительно причастности свидетеля к преступлению, а также об участии в его  совершении супруга или близких  родственников. Заявление свидетеля о согласии или несогласии давать показания по этим вопросам заносится в протокол.

       На  данной стадии следователю весьма целесообразно  получить дополнительные сведения о психологических характеристиках свидетеля (потерпевшего). Выясняя его анкетные данные, рекомендуется уточнить сведения о личности свидетеля (потерпевшего), завязать с ним беседу на отвлеченные темы. С одной стороны, это поможет следователю уточнить свое предварительное мнение о допрашиваемом, составить более полное представление о психологических характеристиках его личности. С другой стороны, беседа способствует снятию у свидетеля (потерпевшего) внутреннего напряжения, неизбежно возникающего при контакте с представителем правоохранительных органов.

       В ходе беседы следователь, не заостряя внимания допрашиваемого, исподволь должен выяснить характер взаимоотношений между ним и потерпевшим, подозреваемым (обвиняемым). Это важно как для выбора дальнейшей тактики допроса, так и для правильной оценки полученных показаний.

       Чтобы установить психологический контакт  с допрашиваемым, следователь должен избрать тактически правильную форму предупреждения свидетеля (потерпевшего) об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

       Граждане, настроенные рассказать все полно  и правдиво, такое предупреждение чаще всего воспринимают как недоверие к ним со стороны следователя, поэтому, с тактической точки зрения, целесообразнее разъяснить допрашиваемому, что оснований сомневаться в его искренности нет, но необходимо выполнить предписание закона. Если же следователь полагает, что свидетель (потерпевший) не хочет давать полные и правдивые показания, целесообразно, напротив, акцентировать возможность наступления уголовной ответственности.

       Стадия  свободного рассказа начинается с предложения  допрашиваемому рассказать все, что  ему известно об обстоятельствах  расследуемого преступления. При этом свидетеля необходимо вкратце проинформировать о деле, по которому он вызван на допрос, чтобы ему было понятно, что именно интересует следователя. Иногда целесообразно разъяснить допрашиваемому порядок дачи показаний: сообщить известные ему обстоятельства в определенной последовательности, со ссылками на их источники.

       Во  время свободного рассказа свидетеля (потерпевшего) не следует перебивать его, даже если он говорит слишком пространно. Иногда это побуждает допрашиваемого сообщить факты, о которых он и не собирался рассказывать. При допросе не нужно давать оценку показаниям, а тем более выражать недовольство, ибо это может привести к тому, что свидетель (потерпевший) замкнется.

       Полученные  показания подлежат обязательной проверке, потому их важно детализировать. Для  этого рекомендуется задать свидетелю  вопросы, чтобы выяснить источник сообщенных сведений, почему он их запомнил, чем  могут быть подтверждены его показания  и т.д.

       Тактика допроса свидетеля и потерпевшего имеет как сходство, так и различия, обусловленные процессуальным положением. Кроме того, свидетель воспринимает преступное событие как сторонний  наблюдатель, которого происходящее прямо не касается. Потерпевшему же этим событием причиняется физический, моральный или имущественный ущерб, что и накладывает эмоциональный отпечаток на его восприятие происходящего.

2.2. Психология допроса несовершеннолетних

       Современная практика расследования преступлений нуждается в научно обоснованных дифференцированных рекомендациях  по психологическим вопросам получения и оценки показаний несовершеннолетних.  

       Возраст в психологии - это категория, которая служит для временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, который выражает длительность существования индивида от момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень индивидуального развития.

       Учет возрастных психологических особенностей малолетних свидетелей и потерпевших. Самый ранний возраст детей, участвующих в судебно-следственных действиях, - это 2-3 года. В следственной практике, а также в практике судебно-психологической экспертизы известны случаи допроса детей этой возрастной группы. В подавляющем большинстве случаев дошкольники и младшие школьники допрашиваются по делам о насильственных преступлениях: убийствах, нанесении телесных повреждений, изнасилованиях, совершении развратных действий (в двух последних случаях преимущественно в качестве потерпевших); значительно реже по делам о грабежах, разбоях и т.п. Несомненно, при правильной организации и проведении допросов малолетних свидетелей и потерпевших от них могут быть получены вполне надежные, достаточно полные и точные показания7.

       Приведем  в качестве примера материалы  дела об изнасиловании трехлетней М. Из отрывочных фраз девочки мать поняла, что, когда ее дочь собирала цветы неподалеку от дома, к ней подошел неизвестный мужчина, взял ее на руки и отнес в лес. Там он раздел ее и изнасиловал. Когда девочка попыталась кричать, мужчина сдавил ей руками горло (это подтвердило заключение судебно-медицинской экспертизы). При допросе М. удалось выяснить, что одет он был в черный костюм, белую с высоким воротом рубашку и черные туфли. Девочке особенно запомнились туфли, так как когда преступник обувал ее, она смотрела на его ноги. Кроме того, М. указала, в каком направлении скрылся преступник. Через несколько дней преступник был задержан. Иные доказательства и его признание подтвердили показания девочки.

       Все многообразие информации об обстоятельствах, по поводу которых допрашиваются  дети, можно разделить на три основные категории:

       - информация о материальных объектах  действительности и их свойствах; сообщения об этих объектах предполагает их непосредственное чувственное отражение, создание и сохранение их образов, словесное описание, сопоставление и узнавание образов во время допроса или иных следственных действий (внешние признаки предметов, движения, действия и т.п.);

       - сведения, воспринятые детьми в  словесной форме (какое-либо высказывание, сообщение); степень соответствия слухового образа реальному явлению зависит от степени понимания услышанного;

       - информация о явлениях действительности, которые не могут быть познаны чувственным путем, а возникают в результате умозаключений ребенка, понимания им внутреннего содержания событий; сообщения о причинно-следственных связях между явлениями действительности, истолкование значения поведения людей, их целей и намерений, внутренних причин конфликтов.

       Таким образом, содержание показаний малолетних чаще всего составляют:

       - описание происходивших на глазах  ребенка ссор, драк, убийств и  иных действий людей в остроконфликтных  ситуациях;

       - описание действий сексуального  характера, направленных на самого  ребенка или иных лиц, зачастую  других детей;

       - описание внешности человека  с указанием на черты лица, возраст, рост, детали одежды, цвет, форму и т.п.;

       - описание различных материальных  объектов с указанием их размеров, формы, цвета, положения в пространстве  и т.п.;

       - описание услышанных разговоров  с передачей их содержания  и эмоциональной окраски.

       Значительно реже содержание показаний детей составляют:

       - описание и оценка характеров, привычек, склонностей людей;

       - описание взаимоотношений между  людьми до события, составляющего  содержание уголовного дела;

       - истолкование причин конфликтов, ссор, тех или иных отношений  между людьми;

Информация о работе Психология допроса