Психология человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 10:37, реферат

Описание работы

Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности — образование, воспитание и обучение.
Воспитание и обучение представляют собой разные и в то же время тесно связанные процессы. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая — одновременно воспитываем. Воспитание и обучение различаются по своим целям, содержанию, методам, формам активности.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 64.90 Кб (Скачать)

Вопрос 1.Основные категории  педагогики.

 

Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности — образование, воспитание и обучение.

Воспитание и обучение представляют собой разные и в то же время тесно связанные процессы. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая — одновременно воспитываем. Воспитание и обучение различаются по своим целям, содержанию, методам, формам активности.

Воспитание осуществляется в основном через межличностное  общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Обучение же ориентируется на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Методы обучения основаны на восприятии и понимании окружающего мира, методы воспитания — на восприятии и понимании норм культуры и духовных ценностей. Воспитание же и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение учащегося.

В отличие от воспитания и обучения образование является более общей категорией, представляющей собой универсальный способ передачи культурного опыта поколений в форме знания. Оно включает институциональный момент передачи знаний и ценностей. Мы знаем формулу: образование равняется обучению плюс воспитание. Как известно, цель обучения — знания, умения и навыки.

Образование трактуется как  результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Основная функция систематического обучения заключается в отборе системы знаний и их целенаправленной передаче. В нем выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Их совокупность образует ядро образования и называется обучением.

Обучение — процесс  непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Оно включает в себя: а) преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности; б) учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

В педагогической литературе принято различать организационные формы обучения (такие, как урок, семинар и т.д.) и организационные формы урока. Организационную форму обучения можно определить как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом. К числу организационных форм, используемых в средней школе, относят урок, экскурсию, семинар, практическое занятие в классе и мастерской, производственную практику, факультативы, домашние задания, экзамены и зачеты, консультации. К организационным формам урока относятся, в частности, школьные лекции, проблемные уроки, киноуроки, уроки-экскурсии, открытые и закрытые уроки и др.

Формы обучения определяются как виды занятий, организуемые с  учетом количества обучаемых, отводимого времени, характера помещений и оборудования.

Воспитание — одна из базовых категорий педагогики, которая  рассматривается в широком (воздействие социальных институтов общества на личность школьника или студента) и узком (направленный процесс влияния одного человека на другого с целью привить ему нужные правила поведения и(или) этические нормы) смыслах. Его изучает целый комплекс гуманитарных наук: философия исследует онтологические и гносеологические основы воспитания, социология изучает механизмы, агентов и институты социализации в конкретном обществе, этнография рассматривает традиции, обычаи, практики и системы воспитания у разных народов мира, экономика затрагивает финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые для создания оптимальной инфраструктуры системы воспитания, психология выделяет индивидуальные и возрастные особенности развития и поведения людей.

Педагогика же исследует  сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Важнейшая функция воспитания — передача новому поколению накопленного человечеством опыта — осуществляется через образование. Образование представляет собой ту сторону воспитания, которая заключает в себе систему научных и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями. Через специально организованные образовательные учреждения, которые объединены в единую систему образования, осуществляются передача и усвоение опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов.

По мере движения общества от примитивной к современной  стадии развития воспитание превратилось в особую сферу общественной жизни, которой на систематической основе занимается государство и созданные им для этой цели институты образования.

Образование является важным институтом общества Этот институт включает министерство образования, региональные и городские департаменты образования на местах, тысячи школ, колледжей и вузов, миллионы учащихся, студентов, преподавателей и связанных с их обслуживанием специалистов.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована  и включает ряд звеньев: систему  дошкольного воспитания, общеобразовательную  школу, профессионально-техническое  образование, среднее специальное  образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

К функциям образования относят:

  • передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространения культуры;
  • генерирование и хранение культуры общества; социализацию личности, особенно молодежи и ее интеграцию в общество;
  • определение статуса личности;
  • социальный отбор (селекция), дифференциацию членов общества, в первую очередь молодежь, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;
  • обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;
  • создание базы знаний для последующего непрерывного образования (техникум, вузы, аспирантура/различные курсы и т.д.);
  • социокультурные инновации, разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
  • социальный контроль.

Два понятия — педагогика и воспитание — соотносятся между  собой как теория и практика или  еще — как система и метод. Воспитание — это воздействие, оказываемое на детей родителями и учителями. Педагогика — более общее понятие, поскольку включает и науку, и практику, воспитание — более частное, поскольку выступает одной из функций, целей и методов педагогической деятельности. Этот многозначный термин включает: различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; 2) область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием; 3) специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию; 4) учебный предмет в составе среднего и высшего профессионального и послевузовского педагогического образования; 5) искусство, виртуозность, мастерство, маневры и тонкости воспитания. Педагогика состоит не из действий, а из теорий. Эти теории — способ понять воспитание, но не способ провести его в жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 2. Принципы и методы теории обучения.

 

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально культурного опыта, как специфическая форма отношений появилось давно, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего по знания мира.

Основная цель обучения - поддержание общественного прогресса.

Задачи обучения: передача и активное усвоение социально культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.

Эти задачи соотносятся с  функциями обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

Образовательная функция  состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.

Воспитательная функция  реализуется в формировании у обучающихся ценностных убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.

Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса - всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально волевой и мотивационно потребностной сферами.

На протяжении всего развития педагогической науки и практики формировались принципы обучения, которые служили ориентирами в организации учебно-воспитательного процесса.

К основным принципам обучения можно отнести:

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, который направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения;

- принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и общественной практикой, требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными теориями, законами, фактами, отражало бы современное состояние наук;

- принцип систематичности и последовательности во владении знаниями придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащихся, требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения;

- принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя отражает необходимость формирования познавательной мотивации и навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся;

- принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, осуществляя переход от конкретно образного и наглядно действенного мышления к абстрактному, словесно логическому;

- принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа их возможностей и зоны ближайшего развития;

- принцип прочности требует не только долговременного запоминания знаний, но и их интериоризацию, формирование позитивного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возникают при систематическом повторении структурированного учебного материала и его проверки;

- принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач;

- принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы предполагает использование самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной работы.

По мере развития гуманитарных наук (педагогики и психологии, в частности) появлялись различные теории обучения, которые становились концептуальным, базовым основанием для построения образовательных систем.

Теория планомерного формирования умственных действий (ТПФУД).

Данная теория преимущественно  рассматривает процесс усвоения знаний, который представляет интериоризацию этих знаний (переход их из внешнего плана во внутренний). Гальперин, Талызина и другие авторы ТПФУД утверждали, что успешность обучения связана с качественным прохождением учеником пяти последовательных этапов в усвоении материала.

  1. Предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения.
  2. Формирование развернутого действия в материальном виде, т.е. во внешнем плане.

3. Формирование действия  во внешнем плане как внешне 

речевого.

4. Формирование действия  во внутренней речи.

5. Переход действия во  внутренний мыслительный план.

Большое значение в рамках этой теории уделяется организации первого этапа - предварительного ознакомления с процедурой выполнения действия, т.е. формирования ориентировочной основы действия. Однако далеко не всегда начало обучения связано с предметным восприятием, а формируемые знания могут и во все не иметь материальных форм существования.

Информация о работе Психология человека