Психология арт терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:45, реферат

Описание работы

Сущность арт-педагогики, которая в настоящий момент находится в стадии становления, интерпретируется авторами крайне разнообразно, что часто приводит к подмене понятий, возникновению неточностей, изменении смысла, смешению содержания и функций различных областей научно-практической деятельности.

Работа содержит 1 файл

статья по пед..doc

— 64.50 Кб (Скачать)

Арт-терапия в педагогике.

Сущность арт-педагогики, которая в настоящий момент находится в стадии становления, интерпретируется авторами крайне разнообразно, что часто приводит к подмене понятий, возникновению неточностей, изменении смысла, смешению содержания и функций различных областей научно-практической деятельности. До сих пор не существует устоявшегося термина для обозначения области знаний, определяющей природу, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных задач в сфере педагогики. В одном ряду используются такие словосочетания, как «арт-терапевтическая педагогика» (Л. А. Аметова-Давыдовская), «эстетопедагогика или психопедагогика искусства» (В. П. Анисимов), «арт-педагогический подход» (О. С. Булатова) и др. В некоторых работах современных авторов понятия «арт-педагогика» и «арт-терапия» используются как взаимозаменяемые.

Проблема интерпретации понятия «арт-педагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство». Вместе с тем в иностранном варианте в использовании этого слова существуют нюансы. В Великобритании «art» обозначает визуальные виды искусства – живопись, скульптуру, графику и пр., в то время как в большинстве других стран оно включает также музыку, драму, танец, литературу.  
В России «АРТ» закрепилось во второй половине ХХ в. как составная часть понятий, обозначающих художественные течения современного искусства (поп-арт, оп-арт, нано-арт, соц-арт). Причем в использовании новых понятий (например, «соц-арт») прослеживался некоторый социальный под-текст, указывающий на ситуацию, когда о последних событиях в мире искусства наши соотечественники узнавали из западных журналов и книг. Сегодня компонент «АРТ» как составная часть сложных слов прочно вошел в обиход научного и разговорного языка. Интернет-поиск выявил более тридцати довольно часто употребляемых слов, в которых или в первой, или во второй части используется элемент «АРТ».

В целом  арт-терапия в педагогике – это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребенком в творческой деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также, обнаружить внутренние, глубинные проблемы личности, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение ребенка в коллективе. Изучение научной литературы и собственный практический опыт убеждают в том, что арт-терапевтичесие методы позволяют: высвобождать потенциальные психические ресурсы; изменять психоэмоциональное состояние ребенка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; формировать ценные практические художественные навыки; формировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности; преодолевать барьеры в общении, способствовать развитию межличностных отношений; расширять кругозор; формировать нравственные и эстетические представления; повышать самооценку за счет самоактуализации; создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия; оставлять в памяти радостные волнующие воспоминания, будить интерес к окружающему, к искусству, к окружающим людям. Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях.

По М. Либману, арт-терапия – это использование  средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения.

В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы  и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.

В основе современного определения арт-терапии лежат  понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых  и связано художественное творчество.

 В артпедагогике есть  мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально – художественной деятельности учителя и учащихся на уроке. Использование средств артпедагогики дает возможность учителю неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний из разных школьных дисциплин (это снижает учебную перегрузку детей); способствует овладению учеником механизмов самопознания, самовыражения, самообразования, самовоспитания, самоопределения. Использование учителем артпедагогических технологий дают на 25% больший эффект, чем использование традиционных методик и технологий. Дидактические принципы артпедагогики, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в опыте работы: 
  • принцип гуманизации, который предполагает восхождение к человеку как  высшей ценности средствами искусства. При этом вне зависимости от художественных, интеллектуальных способностей ребенка. Вера в индивидуальность ребенка предполагает большую работу учителя над  самим собой, над своим отношением к детям, в том числе и к тем, которые не вызывают симпатии педагога. Этот принцип предполагает приоритет воспитательных целей над целями обучения: насыщение обучения вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии. 
  • принцип творчества предполагает, что в оптимальном варианте в этот процесс вовлекается каждое чувство: зрение, обоняние, слух, вкус, эмоции, эксосенсорные качества (интуиция, воображение) Креативность предполагает четыре аспекта: 
 •креативная среда 
 •креативная личность 
 •креативный продукт 
 •креативный процесс. 
  Рисунки ребенка и учителя становятся креативным продуктом в процессе проживания, прочувствования, осмысливания по – новому произведений искусства, введенных в контекст содержания, темы урока. Импровизация –  
важнейшее условие получения креативного продукта. Это дает творческое самовыражение. 
  • принцип рефлексивности предполагает  готовность и способность человека  творчески осмысливать и преодолевать проблемно – конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. Показатель сформированности рефлексивной культуры – способность ученика работать в условиях  неопределенности. Сферы, подлежащие развитию в них рефлексии:

-мышление (переосмысление  своих действий);

-деятельность (фиксация  установки на кооперирование  и взаимоподдержку);

-общение (представление  собственного опыта человека  для другого; для себя открытие  опыта другого);

-самосознание (самоопределение,  разграничение) ; 
  • принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт  ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей). У каждого доминирует своя  модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трех  модальностях одновременно. 
Основополагающие методы артпедагогики: 
  -импровизация; 
  -проблемно – диалоговый метод; 
  -метод игры.

Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арттерапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи.

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом. Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности. Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций. Диагностические. Арттерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арттерапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам. Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Опытом  проведения арт-терапии в педагогике делится педагог-психолог школы  № 24 г.Кемерово Елена Викторовна. По ее словам арт- терапию необходимо проводить в таких случаях, когда школьники имеют трудности в общении, при эмоциональных расстройствах, в кризисных состояниях. В основном пиком таких состояний приходится на конец 9 класса, когда детям предстоит выбор остаться в школе или поступить в другое учебное заведение, это и сдача нового вида экзамена, такого, как ГИА, также сложности связаны и с переходным возрастом ребёнка. Поэтому на этой стадии могут быть с успехом использованы арт-терапевтические методы, выступающие в качестве эффективного средства помощи школьникам. Елена Викторовна также отмечает плюсы работы с этой терапией:

1)тесная  связь всех учеников в процессе.

2)свободная  форма проведения.

3)высокая  степень самостоятельной работы  учеников.

4)развитие  коммуникативных навыков

5)развитие  умения слушать других. 

А также она отмечает Цели работы: 

Создать условия для того, чтобы старшеклассники:

1)     могли познакомиться с техниками  арт-терапии;

2)     могли снять напряжение в период  подготовки к экзаменам;

3)     осознали проблемы самоопределения;

4)     могли выявить доминирующие профессиональные интересы;

5)     могли повысить самооценку.

Кроме того Елена Викторовна поделилась некоторыми техниками, которые она проводила.

Рисование "волшебными красками" 2 столовые ложки муки, смешать с 1,5 столовой ложки соли, добавить треть чайной ложки подсолнечного масла и немного воды. Замесить. Постепенно тесто нужно разбавлять водой, чтобы оно стало жидковатым, как густое тесто для блинов. После этого добавить 2 столовые ложки клея ПВА. Далее в тесто добавить гуашь того цвета, который нужно создать. Рисуют на картоне, краски не размазываются, а выливаются на картон.

Техника "Овощных печатей"Из овощей вырезаются печати, с их помощью создают композиции (листы капусты моркови, свеклы и т.д.). Опыт овощного рисования может показаться нелепым, однако именно он способствует процессу формирования адекватной самооценки на бессознательно-символическом уровне. Ведь печати обычно ставят те, кто обладает соответствующим социальным статусом, а следовательно и адекватной самооценкой. Так, происходит помощь детям конструктивно и творчески утверждать себя.

"Монотипия" Монотипия – придумывание образа из причудливых изображений, полученных в результате отпечатка краски на листе или создание цветового отпечатка согласно образу. Термин монотипия произошел от греческого слова один, единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаге ставим несколько довольно больших капель жидко разведенной краски. Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные причудливые изображения. Далее придумать рассказ о рисунке.

Техника «Работа с бумагой для создания коллажа» Развитие представления о чём-то, посредством работы с бумагой. Отработка негативных чувств и ресурсов. Работа в команде – развитие сплочения. Развитие рефлексии. Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо сейчас изменить? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе. Ведущему во время всей работы важно фиксировать, что говорят дети, какие темы всплывают, так как последующие занятия строятся на актуальных темах класса. Важно также увидеть, кому сейчас плохо, и оказать поддержку в виде групповой или индивидуальной работы.

«Фототехника». Применение фотографии для решения разного рода психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Психологические функции фототерапии:

  1. Фокусирующая (актуализирующая функция связана со способностью фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию имевших место ранее событий как положительно, так и отрицательно окрашенных). Хотя повторное переживание неприятных и травматических событий, может быть, для человека психологически небезопасным, в контексте психотерапии это зачастую необходимо для того, чтобы в результате прийти к их переосмыслению, либо завершить прошлую ситуацию с новыми, более продолжительными последствиями.
  2. Стимулирующая функция: происходит активизация разных сенсорных систем - прежде всего зрения, кинестетики, тактильной чувствительности.
  3. Контейнирующая (удерживающая) функция: фотография удерживает чувства от их бессознательного реагирования в реальности.
  4. Защитная функция: связана с ее способностью обеспечивать дистанцирование от травматических и малопонятных переживаний в ту или иную степень контроля над ними.
  5. Развивающая функция: способствует развитию эмоциональной выразительности мимики и пантомимики.

Информация о работе Психология арт терапии