Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:59, реферат
У всех нас случаются периоды тревожности, депрессии, беспричинного гнева и неадекватного подхода к трудностям жизни. В эпоху быстрых социальных и технологических перемен нелегко получать удовлетворение от жизни и осмысливать ее. Многие из традиционных взглядов на религию, работу, секс, брак и семью подвергаются испытанию, и те социальные ценности, которые обеспечивали чувство безопасности нашим бабушкам и дедушкам, уже не являются ясными ориентирами для поведения. Редкий человек сможет пройти по жизни, не испытав одиночества, неуверенности в себе и отчаяния. На самом деле почти половина американцев хотя бы раз в своей жизни переживают достаточно серьезную психическую или эмоциональную проблему, которая, в случае ее выявления, могла бы быть отнесена к психическому расстройству.
Введение . . . . . . . . . . . .. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие аномального поведения и нормы . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Классификация видов аномального поведения . . . . . . . . . . . . . 6
Причины аномального поведения . . . . . . . .. . . . . . .. . . . . . . . . 9
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Введение
У всех нас случаются периоды тревожности, депрессии, беспричинного гнева и неадекватного подхода к трудностям жизни. В эпоху быстрых социальных и технологических перемен нелегко получать удовлетворение от жизни и осмысливать ее. Многие из традиционных взглядов на религию, работу, секс, брак и семью подвергаются испытанию, и те социальные ценности, которые обеспечивали чувство безопасности нашим бабушкам и дедушкам, уже не являются ясными ориентирами для поведения. Редкий человек сможет пройти по жизни, не испытав одиночества, неуверенности в себе и отчаяния. На самом деле почти половина американцев хотя бы раз в своей жизни переживают достаточно серьезную психическую или эмоциональную проблему, которая, в случае ее выявления, могла бы быть отнесена к психическому расстройству.
Впервые
изучающие психологию аномалий очень
часто начинают находить у себя признаки
психических расстройств, аналогично
студентам-медикам, обнаруживающим у
себя множество новых болезней, о
которых они прочитали. Некоторые
из описываемых симптомов хотя бы
однажды были у многих из нас, но
это не причина для беспокойства.
Однако если неприятные чувства беспокоят
вас длительное время, никогда не
повредит обсудить это с кем-то, например,
со школьным врачом или консультантом
студенческой поликлиники.
3
Что такое аномальное поведение? Объективного ответа на этот вопрос не существует. Он зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху.
То,
что вчера считалось ненормальным, завтра,
возможно, будет казаться нормальным,
а то, что нам представляется неприемлемым,
иногда очень хорошо вписывается в жизнь
других народов.
Необходимо также различать
критерии, которыми пользуются другие
люди, определяя поведение раздражающего
или вызывающего у них недоумение человека
как «ненормальное», от тех критериев,
которыми при этом пользуется сам этот
человек, характеризуя, например, свое
состояние, когда он не способен преодолеть
собственное расстройство или даже просто
сообщить о нем.
Чаще всего,
«ненормальным» считают человека, «вышедшего
из всех нормальных рамок», все поведение
которого идет вразрез с ценностями, привычками
или установками других людей.
Поведение будет считаться
тем «ненормальнее», чем больше опасности
оно будет представлять для самого человека
или для окружающих. В качестве примеров
можно привести суицидальные действия,
злоупотребление наркотиками или поведение,
создающее угрозу для общественного порядка.
Одним из критериев аномальности
может быть тот факт, что «расшифровка»
окружающего мира происходит у данного
человека не так, как у других. Наше восприятие
действительности организуется и «стандартизируется»
головным мозгом, важная функция которого
состоит в фильтрации внешних сигналов.
Всякое отклонение от «нормальной» расшифровки
этих сигналов связано с риском неправильной
адаптации. Именно так обстоит дело у людей
с нарушениями слуха или обоняния, а также
у тех, кто склонен воспринимать взгляды
и жесты других людей как враждебные или,
наоборот, как самые благожелательные.
Но
еще сильнее внимание к человеку могут
привлечь эмоциональные нарушения, например
преувеличенные проявления грусти или
гнева, безосновательные страхи или депрессия,
вызванная травмирующим событием, преодолевать
которую человек не в состоянии.
Наконец, бывает, что
и без каких-либо эмоциональных расстройств
человек оказывается неспособным преодолеть
жизненный стресс, что ведет к уходу в
себя или просто уединению и тем самым
к разрыву нормальных путей общения с
другими людьми.
Таким образом, аномальное поведение
— это ненормальное или патологическое
поведение.
Норму определить еще
труднее, чем аномалию, но большинство
психологов согласны с нижеследующими
качественными показателями эмоционального
благополучия.
4
1. Адекватное восприятие
2. Способность к волевому контролю за поведением. Нормальные индивиды вполне уверены в своей способности управлять своим поведением. Случается, они действуют импульсивно, но при необходимости могут ограничивать свои сексуальные и агрессивные стремления. Иногда они отклоняются от социальных норм, но такое действие является результатом их волевого решения, а не результатом неконтролируемого импульса.
3. Самоуважение и признание другими. Люди, у которых все в порядке, имеют некоторое представление о своей ценности и чувствуют, что окружающие признают их. Им комфортно среди других, и они могут на людях вести себя непринужденно. В то же время они не чувствуют себя обязанными подчинять свои мнения мнениям группы. Чувство своей никчемности, отчужденности и непринятия другими преобладает среди индивидов, диагностируемых как аномальные.
4. Способность к близким отношениям. Нормальные индивиды способны к установлению близких и приятных отношений с другими. Они сочувствуют другим и не предъявляют к ним чрезмерных требований с целью удовлетворения своих потребностей. Часто люди с нарушениями психики настолько беспокоятся о своей безопасности, что становятся крайне эгоцентричными. Озабоченные своими собственными чувствами и стремлениями, они ищут привязанности, но не способны ответить взаимностью. Иногда они боятся интимности, поскольку в прошлом такие отношения у них не складывались.
5. Продуктивность. Хорошо приспособленные люди находят применение своих способностей в плодотворной деятельности. Они с энтузиазмом относятся к жизни и им не надо заставлять себя удовлетворять повседневные нужды. Хронический недостаток энергии и чрезмерная утомляемость часто являются симптомами психической напряженности, возникшей из-за нерешенных проблем.
Таким образом, понятие нормы весьма неоднозначно,
и если вдуматься, то можно прийти к выводу,
что четкой границы между «приемлемым»
и «неприемлемым» нет. Не существует и
«идеальной» нормы. Всякий человек в той
или иной степени ненормален. Просто у
отдельных людей некоторые свойства выражены
сильнее, чем у остальных, и поэтому такие
люди нуждаются в поддержке, чтобы адаптироваться.
5
В
психологии аномального
Психологический подход основан на выделении социально психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Они выстраиваются на основе следующих критериев:
• вид нарушаемой нормы;
• психологические цели поведения и его мотивация;
• результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
• индивидуально-стилевые характеристики поведения.
В
рамках психологического
поведенческих девиаций:
- негативные (например, употребление наркотиков),
- позитивные (например, социальное творчество)
- социально-нейтральные (например, попрошайничество).
Один
из наиболее полных и
Нестандартное
поведение может иметь форму
нового мышления, новых идей,
а также действий, выходящих за
рамки социальных стереотипов
поведения. Подобная форма
Типология
деструктивного поведения
Внешнедеструктивное поведение, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение предполагает использование каких-то веществ с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций.
Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально безнравственного поведения.
В
группе внутридеструктивного поведения
выделяют:
6
- Суицидное поведение характеризуется повышенным риском самоубийст
- Конформистское — поведение, лишенное индивидуальности, ориентированное исключительно на внешние авторитеты.
- Нарциссическое — управляется чувством собственной грандиозности.
- Фанатическое — выступает в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам.
- Аутистическое — проявляется в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.
В
психологической литературе
В
соответствии с перечисленными
критериями выделяются три
- Антисоциальное (делинквентное) поведение — это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
У взрослых людей (старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и соответствующее наказание. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие,
торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.
- Асоциальное (аморальное) поведение — это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.
В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации (сленг, шрамирование, татуировки). У детей чаще встречаются побеги их дома, бродяжничество, школьные прогулы,
агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество).
Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих отклонений находится под влиянием культуры и времени.
7
- Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение — это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже -суицидальное поведение.
В детском возрасте имеют место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.
Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым