Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:44, доклад
По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое.
Психологическое заключение и психологический диагноз
По характеру проработанности
психологическое заключение подразделяется
на два вида: первичное и итоговое,
уточненное. По аналогии с медицинскими
вариантами первичного и уточненного
диагноза вначале формулируется
только первичное заключение, после
обработки всего комплекса
Итоговое психологическое
заключение является либо конечным этапом
диагностического процесса деятельности
психолога, либо только составной частью
общего заключения «диагноза» в том,
например, случае, когда психологическое
исследование проведено для уточнения
клинико-психологической
Выделение вариантов психологического заключения в известной степени условно, поскольку итоговое психологическое заключение при любом повторном обследовании или обращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не является в полном объеме стабильной и неизменной. Даже при олигофрении, благодаря правильной коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеют место положительные сдвиги.
Психологическое заключение
должно быть кратким, но по возможности
наиболее полно отражать характер выявленных
нарушений применительно к
Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разработаны различными авторами. Рассмотрим схему, предложенную М.М. и Н.Я. Семаго.
Общая часть заключения ориентирована
не только на специалистов, но и на тех
педагогов, кто имеет непосредственный
контакт с ребенком. В этой части
раскрываются не только трудности и
особенности развития ребенка, но и
методы, благоприятные для обучения:
особые формы работы, передачи материала
и т.д. Желательно по мере возможности
отметить выявившиеся в ходе диагностики
«сильные» стороны ребенка, способные
стать дополнительными
Только при условии, что
все специалисты полностью
Цель диагностического процесса – ответить на психологические вопросы и подготовить фундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом плане сохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической методики, но и профессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобы перед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведения ребенка.
Выготский неоднократно отмечал,
что тщательное обследование должно
вестись специалистом, осведомленным
в вопросах психопатологии, дефектологии
и лечебной педагогики. Он подчеркивал,
что конечной целевой установкой
педологического изучения ребенка
должно быть педологическое или лечебно-педагогическое
назначение – т.е. вся система
коррекционных индивидуально-
Чтобы более глубоко и
тонко определить причины того или
иного психологического явления, психолог
должен уметь сочетать данные наблюдения
и свои собственные впечатления
с заключениями, полученными в
результате применения тестовых и других
объективных методик. При этом ему
следует творчески
Психологический диагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:
Таким образом, предметом
психологического диагноза является установление
индивидуально-психологических
В целом психологический
диагноз может быть определен
как отнесение состояния
Психологический диагноз может устанавливаться на разных уровнях.
Формулировка диагноза обязательно
должна содержать и психологический
прогноз – предсказание на основе
всех пройденных до сих пор этапов
исследования пути и характера дальнейшего
развития ребенка. Прогноз должен учитывать:
а) условия проведения с ребенком
своевременной необходимой