Психологическое заключение и психологический диагноз

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:41, доклад

Описание работы

Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.

Работа содержит 1 файл

психологическое заключение.docx

— 18.14 Кб (Скачать)

Психологическое заключение и психологический диагноз

По характеру проработанности  психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантами первичного и уточненного  диагноза вначале формулируется  только первичное заключение, после  обработки всего комплекса данных – итоговое.

Итоговое психологическое  заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое  исследование проведено для уточнения  клинико-психологической структуры  нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.

Выделение вариантов психологического заключения в известной степени  условно, поскольку итоговое психологическое  заключение при любом повторном  обследовании или обращении клиента  переходит в разряд первичного уточненного. Психологическая реальность не является в полном объеме стабильной и неизменной. Даже при олигофрении, благодаря  правильной коррекционно-воспитательной работе с ребенком, имеют место  положительные сдвиги.

Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности  наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям  обследования:

  • клиническая практика – объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;
  • экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния ребенка на данный момент;
  • школьная практика – определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.

Психологическое заключение может быть написано и в свободной  форме, однако использование различных  схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует  работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключения разработаны  различными авторами. Рассмотрим схему, предложенную М.М. и Н.Я. Семаго.

  • А. Общая часть заключения
    1. Основные паспортные данные ребенка.
    2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
    3. Наиболее важные анамнестические данные.
    4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
    5. Сформированность регуляторных функций.
    6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).
    7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
    8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.
  • Б. Специальная часть
    1. Психологический диагноз.
    2. Вероятностный прогноз развития.
    3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Общая часть заключения ориентирована  не только на специалистов, но и на тех  педагогов, кто имеет непосредственный контакт с ребенком. В этой части  раскрываются не только трудности и  особенности развития ребенка, но и  методы, благоприятные для обучения: особые формы работы, передачи материала  и т.д. Желательно по мере возможности  отметить выявившиеся в ходе диагностики  «сильные» стороны ребенка, способные  стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей.

Только при условии, что  все специалисты полностью осведомлены  об особенностях развития ребенка и  используют эти знания в своей  работе, можно построить действительно  эффективную коррекционно-развивающую  работу, основанную на целостном интегративном  подходе. Однако «открытость» информации о ребенке должна быть подчинена  деонтологическому принципу ее неразглашения, учитывая интересы ребенка и его  близких.

Цель диагностического процесса – ответить на психологические вопросы  и подготовить фундамент для  решения проблемы. Целостность процесса оказания психологической помощи отражает принцип единства диагностики и  коррекции. В этом плане сохраняют  свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановки диагноза определяется не только качеством диагностической  методики, но и профессиональными  знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умение интерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобы перед  исследователем открылась осмысленная  картина личности и поведения  ребенка.

Выготский неоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом, осведомленным  в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Он подчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенка  должно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение – т.е. вся система  коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшая практическая часть исследования одна только и  может доказать его истинность, сообщит  ему смысл.

Чтобы более глубоко и  тонко определить причины того или  иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления  с заключениями, полученными в  результате применения тестовых и других объективных методик. При этом ему  следует творчески истолковывать  симптомы. Начало научного знания —  в точном наблюдении, тщательном и  творческом мышлении а не в накоплении только лабораторных данных, подчеркивает позднее К. Роджерс.

Психологический диагноз  является основной целью и конечным результатом психодиагностики. Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических  особенностей личности с целями:

  • оценки их актуального состояния,
  • прогноза дальнейшего развития,
  • разработки рекомендаций, определяемых задачами обследования.

Таким образом, предметом  психологического диагноза является установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейший элемент диагноза –  необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

В целом психологический  диагноз может быть определен  как отнесение состояния ребенка  к устойчивой совокупности психологических  переменных, обусловливающих определенные параметры его деятельности или  состояния (А.Ф. Ануфриев).

Психологический диагноз  может устанавливаться на разных уровнях.

  1. Симптоматический или эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку, как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу.
  2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, но и причины их появления.
  3. Типологический диагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатам обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях. Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Формулировка диагноза обязательно  должна содержать и психологический  прогноз – предсказание на основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характера дальнейшего  развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения с ребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такой  своевременной работы. Рекомендуется  разбивать прогноз на отдельные  периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектов составления  прогноза развития является понимание  общей динамики развития ребенка, представление  о его компенсаторных возможностях.


Информация о работе Психологическое заключение и психологический диагноз