Психологическое воздействие в процессе общения и манипуляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:06, реферат

Описание работы

Каждый человек хоть раз в жизни поддавался какому-либо психологическому воздействию: будь то воздействие родителей, преподавателей, друзей или даже воздействие абсолютно незнакомых людей. На самом деле, умение воздействовать на людей – это огромное искусство, которому может научиться не каждый человек.
Многие специалисты считали, что личность и коллектив всегда развивались неразрывно друг от друга. Но сейчас люди перестали себя комфортно чувствовать в коллективе из-за перемен в общественных отношениях, поэтому каждый стал бороться только за личное благополучие.
Поэтому в последние годы резко возросла важность знания методов психологического воздействия, и каждый человек пытается по-своему ответить на вопрос, как нужно вести себя в каких-то конкретных ситуациях. А между тем существует огромное количество конкретных технологий, но в нашей работе мы рассмотрим только некоторые из них.
Целью данной работы является выявление некоторых видов психологического воздействия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
Психологическое воздействие в процессе общения.............................4
Аргументы.................................................................................................5
Основные средства и методы психологического влияния....................6
Искусство манипуляции...........................................................................8
Виды психологического влияния и противодействия...........................9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................13
Список источников........................................................................................14

Работа содержит 1 файл

Реферат Папулова ЛМФ-302.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Реферат на тему:

«Психологическое воздействие в процессе общения и манипуляции».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Выполнила: Папулова Александра, ЛМФ-302

                                                 Проверила: кандидат филологических наук

                                                                       Копачева Александра Романовна 

СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

  1. Психологическое воздействие в процессе общения.............................4
  2. Аргументы.................................................................................................5
  3. Основные средства и методы психологического влияния....................6
  4. Искусство манипуляции...........................................................................8
  5. Виды психологического влияния и противодействия...........................9

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................13

    Список источников........................................................................................14 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

     Каждый  человек хоть раз в жизни  поддавался какому-либо психологическому воздействию: будь то воздействие родителей, преподавателей, друзей или даже воздействие абсолютно  незнакомых людей. На самом деле, умение воздействовать на людей – это огромное искусство, которому может научиться не каждый человек. 

     Многие  специалисты считали, что личность и коллектив всегда развивались неразрывно друг от друга. Но сейчас люди перестали себя комфортно чувствовать в коллективе из-за перемен в общественных отношениях, поэтому каждый стал бороться только за личное благополучие. 

     Поэтому  в последние годы резко возросла  важность знания методов психологического  воздействия, и каждый человек  пытается по-своему ответить на  вопрос, как нужно вести себя  в каких-то конкретных ситуациях.  А между тем существует огромное  количество конкретных технологий, но в нашей работе мы рассмотрим только некоторые из них. 

     Целью  данной работы является выявление  некоторых  видов психологического  воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психологическое воздействие в  процессе общения 

 Воздействие  всегда реализуется в общении, будь то обычный разговор или - в случае манипулирования общественным сознанием в коллективе - в прослушивании лекции, или же в форме прочитывания какого-либо текста. 

Для психологов представляет интерес прежде всего  место речи в системе высших психических функций человека - ее взаимоотношение с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.  

Большинство психологов рассматривают речь как речевую деятельность, проявляющуюся или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме "внутреннего программирования", или "речи про себя"), реализации и контроля.  

Понятие "убедить  другого" освещается в классической риторике с непременным давлением, использованием "страстей" и т. д. Убеждение достигается через консенсус, т. е. принятие большинством людей высказываний гипнотизера. Понятие консенсуса содержит, конечно, и определенную меру лукавства, поскольку вращается в очень широком диапазоне между "убедить" и "уговорить". Не случайно любое эстрадное выступление гипнотизера начинается с истории гипнологии и описания способностей некоторых людей через слово воздействовать на других.   

Очевидно, что  слово способно подвигать в равной степени как на правое, так и на неправое дело. В любом случае направленность ораторского дара, несомненно, зависит от нравственного потенциала личности. Однако хочется отметить, что многие эстрадные гипнотизеры действовали по наитию, общая одаренность, талантливость натуры позволили им проявить себя в этом непростом деле. Самых блестящих результатов достигает тот, в ком сочетаются природный ум, глубокие познания, широта кругозора и, безусловно, свободное и органичное владение всеми приемами ораторского искусства.  

Известный французский  моралист XVIII века, мастер афористического  жанра Вовенарг писал о красноречии: "Чтобы говорить изысканно, довольно капельки воображения, памяти и обходительности, но сколь многого требует подлинное красноречие: рассудительности и чувства, бесхитростности и приподнятости, порядка и беспорядка, силы и изящества, кротости и неистовства и т. д.!  

Все, что было когда-либо сказано о важности красноречия, лишь в малой степени исчерпывает  эту тему. Красноречие оживляет все, без него не преуспеть ни в науках, ни в делах, ни в беседе, ни в сочинительстве, ни даже в погоне за наслаждениями. Оно распоряжается человеческими страстями, пробуждая, успокаивая, направляя и видоизменяя их по своему произволу, все повинуется его голосу, и, наконец, лишь оно само способно воздать себе заслуженную хвалу".  

Искусство направлять интеллект и действия предполагает внушение другому мысли, чувства, решения, чтобы овладеть его разумом, сердцем  и волей. Влияя на огромные массы  людей, оратор формирует мнение, о котором Б. Паскаль говорил, что оно правит миром.  

Глубинным психологическим  механизмом авторитетности является внушение (лат. autoritos - власть, приказание, влияние). Подавляя противодействие, авторитетность предстает как механизм запрещения и повеления. Она вовлекает в сферу социально-психологических явлений многообразие эмоций. Но не надо представлять себе авторитет только как власть одного или нескольких индивидов над коллективом. Если заглянуть еще глубже, то увидим, что это в известном смысле и обратная зависимость: в конечном счете внушать людям можно только то, что в общем соответствует направлению их потребностей и интересов, их убеждений и воли, а значит, сам авторитет порождается коллективом, общностью и психически индуцирован ими.  

В то же время  внушение отличается от убеждения. Еще  В. М. Бехтерев показал, что внушение действует путем непосредственного  прививания психических состояний, не нуждаясь в доказательствах и  логике. Убеждение, напротив, построено  на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении же достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие, а внушение - преимущественно эмоционально-волевое. 

Аргументы 

Успех психологического воздействия в общении во многом зависит от тех аргументов, которые приводятся в поддержку выдвигаемых тезисов или утверждений.  

Первое требование к аргументам: они должны быть истинными  высказываниями. Аргументы - это основания  или предпосылки, из которых по правилам логики вытекает тезис. Истинность тезиса гарантируется этими правилами только в том случае, если сами аргументы истинны.  

Второе требование: истинность аргументов должна быть установлена  независимо от тезиса. Нарушение этого  требования называется "кругом в  обосновании" или "порочным кругом в доказательстве": истинность тезиса обосновывается ссылкой на соответствующие аргументы, а достоверность самих аргументов явно или неявно выводится из тезиса. Этот "порочный круг" чаще всего встречается в рассуждениях, имеющих сложную структуру. В таких случаях его обнаружение, как правило, связано со значительными трудностями.  

Третье требование к выдвигаемым аргументам: в своей  совокупности они должны быть такими, чтобы из них с необходимостью вытекал тезис. Это требование достаточности  аргументов показывает, что принцип "чем больше аргументов, тем лучше" не всегда оправдывает себя. Дело не в количестве доводов, а в их силе и характере их связи с отстаиваемым тезисом. Если тезис логически следует из одного-единственного истинного утверждения, то его одного вполне достаточно для доказательства тезиса.  

Эти три требования к аргументам - их достоверность, автономное обоснование и достаточность - иногда дополняют еще требованием внутренней непротиворечивости аргументов. Но очевидно, что оно не является самостоятельным.  

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что эффективность  психологического воздействии определяется: 

  • свойствами  человека, проводившего внушение или  убеждение (социальный статус, обаяние, волевое, интеллектуальное и характерологическое превосходство);
  • особенностями лица, испытывающего психологическое давление (степень внушаемости);
  • отношениями, складывающимися между ними (доверие, авторитетность, зависимость);
  • способом конструирования сообщения (уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепление другими воздействиями).
 

Основные  средства и методы психологического влияния 

 Психологическое  воздействие - это воздействие  на психическое состояние, чувства,  мысли и поступки других людей  с помощью психологических средств: вербальных (словесных), паралингвистических или невербальных (несловесных).  

Вербальные средства воздействия - это слова.  

Паралингвистический означает связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью. Например, громкость или быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки. Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов, в одних случаях усиливая или ослабляя его, а в других - изменяя их смысл.  

К невербальным средствам общения относятся взаимное расположение собеседников в пространстве (например, расстояние между ними, их перемещения и движения в этом пространстве), их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения друг к другу, а также зрительные, слуховые и иногда обонятельные сигналы, которые один человек вольно или невольно передает другому параллельно с речью. Внешность человека, шум, который он производит, запах духов - все это также невербальные сигналы. Они тоже могут усиливать действие слов, ослаблять или совершенно изменять их смысл.  

Парадокс состоит  в том, что большинство людей, готовясь повлиять на чье-либо решение  или отношение, думают в первую очередь  о словах, которые они скажут. Между тем правильнее было бы думать прежде всего о том, как произнести слова и какими действиями их сопровождать.  

Инициатор влияния - тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния  любым из известных (или неизвестных) способов.  

Адресат влияния - тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние людей друг на друга, так что в большинстве случаев человек одновременно является и инициатором, и адресатом влияния.  

Влияние в межличностном  общении нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей или через их посредство. Например, когда руководитель добивается от подчиненных решения важной задачи или достижения цели, он не только получает какой-то социально значимый результат, но и реализует собственную потребность добиваться успеха (избегать неудачи, обходить неопределенности и т. п.).  

Информация о работе Психологическое воздействие в процессе общения и манипуляции