Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:06, реферат
Каждый человек хоть раз в жизни поддавался какому-либо психологическому воздействию: будь то воздействие родителей, преподавателей, друзей или даже воздействие абсолютно незнакомых людей. На самом деле, умение воздействовать на людей – это огромное искусство, которому может научиться не каждый человек.
Многие специалисты считали, что личность и коллектив всегда развивались неразрывно друг от друга. Но сейчас люди перестали себя комфортно чувствовать в коллективе из-за перемен в общественных отношениях, поэтому каждый стал бороться только за личное благополучие.
Поэтому в последние годы резко возросла важность знания методов психологического воздействия, и каждый человек пытается по-своему ответить на вопрос, как нужно вести себя в каких-то конкретных ситуациях. А между тем существует огромное количество конкретных технологий, но в нашей работе мы рассмотрим только некоторые из них.
Целью данной работы является выявление некоторых видов психологического воздействия.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
Психологическое воздействие в процессе общения.............................4
Аргументы.................................................................................................5
Основные средства и методы психологического влияния....................6
Искусство манипуляции...........................................................................8
Виды психологического влияния и противодействия...........................9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................13
Список источников........................................................................................14
Выполнила: Папулова Александра, ЛМФ-302
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
Список источников.............
ВВЕДЕНИЕ
Каждый
человек хоть раз в жизни
поддавался какому-либо
Многие
специалисты считали, что личность и коллектив
всегда развивались неразрывно друг от
друга. Но сейчас люди перестали себя комфортно
чувствовать в коллективе из-за перемен
в общественных отношениях, поэтому каждый
стал бороться только за личное благополучие.
Поэтому
в последние годы резко
Целью
данной работы является
Психологическое
воздействие в
процессе общения
Воздействие
всегда реализуется в общении, будь то
обычный разговор или - в случае манипулирования
общественным сознанием в коллективе
- в прослушивании лекции, или же в форме
прочитывания какого-либо текста.
Для психологов
представляет интерес прежде всего
место речи в системе высших психических
функций человека - ее взаимоотношение
с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями
и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности,
которые отражают структуру личности
и деятельности.
Большинство психологов
рассматривают речь как речевую деятельность,
проявляющуюся или в виде целостного акта
деятельности (если она имеет специфическую
мотивацию, не реализуемую другими видами
деятельности), или в виде речевых действий,
включенных в неречевую деятельность.
Структура речевой деятельности или речевого
действия в принципе совпадает со структурой
любого действия, т. е. включает фазы ориентировки,
планирования (в форме "внутреннего
программирования", или "речи про
себя"), реализации и контроля.
Понятие "убедить
другого" освещается в классической
риторике с непременным давлением, использованием
"страстей" и т. д. Убеждение достигается
через консенсус, т. е. принятие большинством
людей высказываний гипнотизера. Понятие
консенсуса содержит, конечно, и определенную
меру лукавства, поскольку вращается в
очень широком диапазоне между "убедить"
и "уговорить". Не случайно любое
эстрадное выступление гипнотизера начинается
с истории гипнологии и описания способностей
некоторых людей через слово воздействовать
на других.
Очевидно, что
слово способно подвигать в равной
степени как на правое, так и на неправое
дело. В любом случае направленность ораторского
дара, несомненно, зависит от нравственного
потенциала личности. Однако хочется отметить,
что многие эстрадные гипнотизеры действовали
по наитию, общая одаренность, талантливость
натуры позволили им проявить себя в этом
непростом деле. Самых блестящих результатов
достигает тот, в ком сочетаются природный
ум, глубокие познания, широта кругозора
и, безусловно, свободное и органичное
владение всеми приемами ораторского
искусства.
Известный французский
моралист XVIII века, мастер афористического
жанра Вовенарг писал о красноречии:
"Чтобы говорить изысканно, довольно
капельки воображения, памяти и обходительности,
но сколь многого требует
Все, что было
когда-либо сказано о важности красноречия,
лишь в малой степени исчерпывает
эту тему. Красноречие оживляет все,
без него не преуспеть ни в науках, ни в
делах, ни в беседе, ни в сочинительстве,
ни даже в погоне за наслаждениями. Оно
распоряжается человеческими страстями,
пробуждая, успокаивая, направляя и видоизменяя
их по своему произволу, все повинуется
его голосу, и, наконец, лишь оно само способно
воздать себе заслуженную хвалу".
Искусство направлять
интеллект и действия предполагает
внушение другому мысли, чувства, решения,
чтобы овладеть его разумом, сердцем
и волей. Влияя на огромные массы
людей, оратор формирует мнение, о котором
Б. Паскаль говорил, что оно правит миром.
Глубинным психологическим
механизмом авторитетности является внушение
(лат. autoritos - власть, приказание, влияние).
Подавляя противодействие, авторитетность
предстает как механизм запрещения
и повеления. Она вовлекает в сферу социально-психологических
явлений многообразие эмоций. Но не надо
представлять себе авторитет только как
власть одного или нескольких индивидов
над коллективом. Если заглянуть еще глубже,
то увидим, что это в известном смысле
и обратная зависимость: в конечном счете
внушать людям можно только то, что в общем
соответствует направлению их потребностей
и интересов, их убеждений и воли, а значит,
сам авторитет порождается коллективом,
общностью и психически индуцирован ими.
В то же время
внушение отличается от убеждения. Еще
В. М. Бехтерев показал, что внушение
действует путем
Аргументы
Успех психологического
воздействия в общении во многом
зависит от тех аргументов, которые
приводятся в поддержку выдвигаемых тезисов
или утверждений.
Первое требование
к аргументам: они должны быть истинными
высказываниями. Аргументы - это основания
или предпосылки, из которых по правилам
логики вытекает тезис. Истинность тезиса
гарантируется этими правилами только
в том случае, если сами аргументы истинны.
Второе требование:
истинность аргументов должна быть установлена
независимо от тезиса. Нарушение этого
требования называется "кругом в
обосновании" или "порочным кругом
в доказательстве": истинность тезиса
обосновывается ссылкой на соответствующие
аргументы, а достоверность самих аргументов
явно или неявно выводится из тезиса. Этот
"порочный круг" чаще всего встречается
в рассуждениях, имеющих сложную структуру.
В таких случаях его обнаружение, как правило,
связано со значительными трудностями.
Третье требование
к выдвигаемым аргументам: в своей
совокупности они должны быть такими,
чтобы из них с необходимостью
вытекал тезис. Это требование достаточности
аргументов показывает, что принцип "чем
больше аргументов, тем лучше" не всегда
оправдывает себя. Дело не в количестве
доводов, а в их силе и характере их связи
с отстаиваемым тезисом. Если тезис логически
следует из одного-единственного истинного
утверждения, то его одного вполне достаточно
для доказательства тезиса.
Эти три требования
к аргументам - их достоверность, автономное
обоснование и достаточность - иногда
дополняют еще требованием
Подводя итог сказанному
выше, следует отметить, что эффективность
психологического воздействии определяется:
Основные
средства и методы
психологического влияния
Психологическое
воздействие - это воздействие
на психическое состояние,
Вербальные средства
воздействия - это слова.
Паралингвистический
означает связанный с речью, окружающий
речь, но не являющийся самой речью.
Например, громкость или быстрота речи,
артикуляция, интонации, паузы в речи,
смешки. Эти сигналы могут изменять действие
произносимых слов, в одних случаях усиливая
или ослабляя его, а в других - изменяя
их смысл.
К невербальным
средствам общения относятся взаимное
расположение собеседников в пространстве
(например, расстояние между ними, их перемещения
и движения в этом пространстве), их позы,
жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения
друг к другу, а также зрительные, слуховые
и иногда обонятельные сигналы, которые
один человек вольно или невольно передает
другому параллельно с речью. Внешность
человека, шум, который он производит,
запах духов - все это также невербальные
сигналы. Они тоже могут усиливать действие
слов, ослаблять или совершенно изменять
их смысл.
Парадокс состоит
в том, что большинство людей,
готовясь повлиять на чье-либо решение
или отношение, думают в первую очередь
о словах, которые они скажут.
Между тем правильнее было бы думать
прежде всего о том, как произнести
слова и какими действиями их сопровождать.
Инициатор влияния
- тот из партнеров, который первым
предпринимает попытку влияния
любым из известных (или неизвестных)
способов.
Адресат влияния
- тот из партнеров, к которому обращена
первая попытка влияния. В процессе
межличностного общения происходит постоянное
взаимное влияние людей друг на друга,
так что в большинстве случаев человек
одновременно является и инициатором,
и адресатом влияния.
Влияние в межличностном
общении нацелено на удовлетворение
своих мотивов и потребностей
с помощью других людей или через их посредство.
Например, когда руководитель добивается
от подчиненных решения важной задачи
или достижения цели, он не только получает
какой-то социально значимый результат,
но и реализует собственную потребность
добиваться успеха (избегать неудачи,
обходить неопределенности и т. п.).
Информация о работе Психологическое воздействие в процессе общения и манипуляции