Психологическое сопровождение в МДОУ № 5

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:48, практическая работа

Описание работы

В последнее время значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в развитии. Поэтому особую значимость приобретает организация не только коррекционно-развивающей, но и психологической помощи детям, которая позволяет создать оптимальные условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и группе детского сада.

Работа содержит 1 файл

Психологическое сопровождение в МДОУ .rtf

— 174.88 Кб (Скачать)

       Психологическое сопровождение в МДОУ №5.

       В последнее время значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, у которых отмечаются те или иные отклонения в развитии. Поэтому особую значимость приобретает организация не только коррекционно-развивающей, но и психологической помощи детям, которая позволяет создать оптимальные условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и группе детского сада.

       Современная практика работы с детьми с комплексными нарушениями развития весьма разнообразна. В этом разнообразии особенно ясно выступают нерешенные и слабо изученные проблемы. Одной из таких важнейших проблем является разработка системы психолого-педагогической помощи, адекватной качественному своеобразию развития этих детей.

       В основе всей коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л.С. Выгодским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожец, А.Н. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с такими детьми.

       Контингент детей МДОУ №5 достаточно многолик, но в основном - это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и дети, имеющие психоневрологические и соматические заболевания. Поэтому в работе с данной категорией детей так важно и необходимо использовать сенситивные периоды в развитии различных функций. Хорошо известно, что среди нормально развивающихся детей существует некоторый разброс показателей времени созревания нервных структур. При этом важно иметь в виду, что у детей сроки созревания разных структур неравномерны.

       В результате этой неравномерности значительно изменяются по сравнению с нормой не только сроки созревания отдельных функций, но и порядок соотношения их созревания во времени, что имеет важнейшее значение при формировании высших психических функций.

       В связи с этим основными задачами психологической службы МДОУ №5 компенсирующего вида являются:

   1. Создание благоприятного  для развития ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой - созданием для каждого ребенка ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

   2. Содействие личностному и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

   3. Оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, воспитателям. 

     Данные задачи можно конкретизировать между участниками  воспитательно-образовательного процесса (см.табл 1) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1

 
 

    В связи с этим приоритетными видами деятельности службы являются (в порядке значимости):

      Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая)

      Психологическая коррекция детей в ДОУ (индивидуальная и групповая)

      Психологическое просвещение педагогов и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

      Психологическая профилактика детских проблем

     Психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

     Это предполагает, что педагог, работающий в рамках психолого-педагогического сопровождения, не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация). Поэтому каждое направление выполняет отдельные функции, но вместе они составляют единое целое 

I. Психологическая диагностика

      Особое внимание уделяется диагностике, которая, прежде всего, проводится для получения информации о личности ребенка,  и в дальнейшем выступает как основа для организации коррекционно-развивающей работы, а также является ориентиром в организации воспитательно-образовательной работы и консультирования педагогов групп и родителей воспитанников. 

    Первое диагностическое обследование проводится при приеме ребенка в детский сад. Целью данного тестирования является выявление уровня актуального развития ребенка, его потенциальных возможностей, а также некоторых индивидуальных особенностей его личности. На основе данных первичной диагностики проводится выбор наиболее эффективных форм психолого-педагогической работы с ребенком, даются рекомендации родителям и педагогам.

    Диагностическая деятельность предполагает также проведение промежуточных психологических обследований (в начале и конце учебного года), направленных на отслеживание динамики психического развития детей.

    Кроме того, в учреждении проводятся углубленные диагностические обследования детей, которые позволяют выявить суть и происхождение существующих психологических трудностей у отдельного ребенка. Данное обследование является комплексным и осуществляется в рамках  ПМПК ДОУ. 

    1. Психодиагностическая работа с детьми:

      диагностика эмоционально-волевой сферы;

      диагностика уровня и качества развития познавательных процессов;

      диагностика развития психомоторики;

      диагностика индивидуально-типологических особенностей личности;

      диагностика взаимоотношений в коллективе со сверстниками и воспитателями;

      диагностика готовности к школьному обучению. 

    2. Психодиагностическая работа с родителями:

      оценка психологического климата семьи;

      изучение характера детско-родительских отношений;

      оценка удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ. 

    3. Психодиагностическая работа с педагогами;

      оценка психолого-педагогической компетентности воспитателя;

      диагностика стилей педагогической деятельности;

      оценка психологического климата в коллективе;

II. Психологическая коррекция.

      В процессе реализации данного направления ребенка не просто упражняют в дефицитарной функции, а, в первую очередь, ориентируются на возможные достижения в процессе коррекции. В этом заключается единство коррекции и развития. 

 

    Программы коррекционно-развивающих занятий строятся на основе данных психодиагностики, направлены на оказание конкретной помощи детям, имеющим определенные проблемы в обучении, поведении и личностном развитии.

    При этом повышенное внимание уделяется тем сторонам психической деятельности, которые являются наименее развитыми для данной группы детей.

    Данное направление включает в себя широкий спектр форм работы:

      фронтальные занятия с детьми;

      мини-групповые психокоррекционные занятия;

      индивидуальные психокоррекционные занятия;

      психологические тренинги.  

    Психологическая коррекция проводится также и с педагогами ДОУ и родителями воспитанников в форме:

      тренинговых занятий с педагогами и специалистами ДОУ;

      обучающих семинаров с родителями. 

III. Психологическое просвещение педагогов (воспитателей и специалистов) и родителей.

      Направлено на создание условий, в рамках которых педагоги и родители получают профессионально и личностно значимые для них сведения. Прежде всего речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих 

ПЕДАГОГАМ:

    организовывать эффективный воспитательно-образовательный процесс и с содержательной и с методической точек зрения;

    построить взаимоотношения с воспитанниками и коллегами на взаимовыгодных началах;

    осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками педагогических взаимодействий. 

РОДИТЕЛЯМ:

    понять собственного ребенка, особенности и закономерности его развития;

    расширить представления об особенностях воспитания ребенка с опорой на его индивидуальность;

    выработать навыки адекватного и равноправного общения с ребенком, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов. 

    Психологическое просвещение напрямую связано как с обсуждением результатов проведенной психодиагностики, так и с конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения, психического самочувствия ребенка.

      Формы организации: беседы, собрания, семинары-практикумы, «круглый стол», тренинги, наглядная агитация, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы. 
 

IY. Психологическая профилактика детских проблем.

      Данное направление реализуется в совместной деятельности педагога-психолога, педагогов и родителей

    по организации адаптации детей к условиям ДОУ;

    по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и детском коллективах;

    по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей;

    предупреждение невротических срывов и психологических перегрузок, связанных с условиями жизни в ДОУ, варьирование учебных нагрузок в соответствии с психофизиологическим состоянием воспитанников;

    оказание помощи педагогам и родителям в нахождении индивидуального подхода к воспитанникам, учета их психологических осбенностей,

    разработка и проведение аутотренингов для педагогов ДОУ.

    Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение воспитанников

ДОУ представляет собой тесное взаимодействие педагога-психолога с родителями и педагогами. При этом педагог-психолог принимает участие в составлении программы развития и планировании образовательного маршрута детей на группах.

      Только единство всех участников воспитательно-образовательного процесса позволяет получить ощутимый результат в решении конкретных вопросов и обеспечить психологическое здоровье воспитанников.

Информация о работе Психологическое сопровождение в МДОУ № 5