Психологическое сопровождение на стадии профессионализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:22, реферат

Описание работы

Профессиональное становление охватывает длительный период онтогенеза человека, если рассматривать онтогенез как жизнь индивида со дня рождения до старости. Значит, есть все основания считать профессиональное становление процессом, пронизывающим всю жизнь человека. Конечно, сценарии профессионального становления индивидуальн

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 48.83 Кб (Скачать)

На завершающем этапе  профессионального образования  — этапе идентификации — важное значение приобретает формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности по получаемой специальности. Появляются новые, становящиеся все более актуальными  ценности, связанные с материальным и семейным положением, трудоустройством. В связи с образованием семейных пар, намечающимися перспективами  будущей жизни уменьшается число  межличностных контактов. Происходит постепенная дезинтеграция ученических коллективов.

Психологическое сопровождение  заключается в финишной диагностике  профессиональных способностей, помощи в нахождении профессионального  поля для реализации себя, поддержке  в нахождении смысла будущей жизнедеятельности, консультировании по вопросам интимных и семейных отношений. Главное —  помочь выпускникам профессионально  самоопределиться и найти место  работы.

Психологические критерии успешного  прохождения этого этапа —  отождествление себя с будущей профессией, формирование готовности к ней, развитая способность к профессиональной самопрезентации.

Таким образом, продуктивное психологическое сопровождение  профессионального образования  возможно при условии создания психологической  службы в профессиональном учебном  заведении, осуществлении мониторинга  профессионального развития. Оно  должно стать составной частью личностно  ориентированного социально-профессионального  воспитания.

 

Психологическое сопровождение на стадии профессиональной адаптации

 

Под профессиональной адаптацией понимают взаимное приспособление специалиста  и коллектива предприятия, в результате чего работник осваивается на предприятии, а именно:

  • учится жить в относительно новых для него социально-профессиональных и организационно-экономических условиях;
  • находит свое место в структуре предприятия как специалист, способный решать задачи определенного класса;
  • осваивает профессиональную культуру;
  • включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений.

Различают следующие  виды адаптации:

    1. первичную — приспособление молодых специалистов, не имеющих опыта профессиональной деятельности (например, выпускников вузов);
    2. вторичную — приспособление специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности (например, в ситуации вынужденной смены работы).

Адаптация является многогранным процессом, поэтому различают се основные виды: психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию. Каждый из перечисленных  видов может вызвать у вновь  пришедшего в организацию специалиста  свои сложности, затруднения, проблемы.

Причинами затруднений, как правило, выступают:

  • недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей сориентироваться в новой ситуации и найти правильное решение;
  • отсутствие необходимого профессионального опыта и квалификации;
  • необходимость решать одновременно несколько очень важных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно строить свое поведение;
  • недостаточное представление о нормах профессионального поведения и неумение презентовать себя как специалиста;
  • необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе.

Психофизиологическая адаптация  — это привыкание к новым для  организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам производственной среды, особенностям организации режима питания и отдыха.

Адаптационные реакции на неблагоприятные психофизиологические состояния работника вызывают психическое  напряжение, которое приобретает  характер стресса.

Психологическое сопровождение  заключается в диагностике профессионально  значимых психофизиологических свойств, так как этот вид адаптационного синдрома часто детерминирован скрытой  профессиональной непригодностью. Для  снятия тревожности и мобилизации  профессиональной активности специалиста  целесообразно использовать психологическое  консультирование, а в отдельных  случаях и тренинга саморегуляции  эмоциональных состояний.

Таким образом, психологическая  поддержка и помощь состоят в  снятии состояния тревоги, формировании позитивной установки на преодоление  трудностей, развитии чувства востребованности и социальной защищенности, актуализации резервных возможностей специалиста.

Критериями успешного  преодоления психофизиологического  адаптационного синдрома являются комфортное эмоциональное состояние специалиста, привыкание к рабочему ритму и  режиму труда, установление оптимальной  работоспособности.

Социально-психологическая  адаптация — приспособление к  новой социальной среде, включение  в систему профессиональных межличностных  связей и отношений, освоение новых  социальных ролей, норм поведения, групповых  норм и ценностей, идентификация  себя с профессиональной группой.

Наибольшую сложность  у новых специалистов вызывает усвоение групповых норм и включение в  уже сложившуюся систему межличностных  связей. Групповые нормы даже в  строго регламентированных деловых  отношениях выступают как их основа, выполняя регулятивные, оценочные, санкционирующие  и стабилизирующие функции. Уровни групповых норм зависят от степени обязательности их соблюдения. Наибольшую важность для нового сотрудника представляет информация относительно групповых норм, соблюдение которых является обязательным, а нарушение совершенно недопустимо.

Психологическое сопровождение  заключается в том, что новому работнику помогают освоить нормы  профессионального поведения, предупредив  о возможных последствиях их нарушения. В некоторых случаях могут  возникнуть конфликтные ситуации, обусловленные  несоблюдением групповых норм поведения. Тогда необходима оперативная помощь психолога в разрешении конфликта.

Профессиональная адаптация  — это приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля  профессиональной деятельности к требованиям  нового рабочего места, освоение сотрудником  новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка  требуемых навыков и умений, включение  в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности.

Главное — освоение новой  профессиональной деятельности. Критерием  успешности в этом виде адаптации  является соответствие реальной и требуемой  компетентности. Превалирование реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся  у него профессиональный опыт.

Успешная профессиональная адаптация делает работу привлекательной, повышает шанс на более высокую оплату труда и профессиональный рост, создает  предпосылки для самоактуализации специалиста.

Психологическое сопровождение  сводится к оценке реальной компетентности специалиста, оказанию помощи в повышении  квалификации, преодолении появившегося чувства профессиональной неполноценности, формировании адекватной профессиональной самооценки. Психологическое сопровождение предполагает коррекцию самооценки: обучение умению сравнивать себя лишь с самим собой, помощь в выработке надежных критериев самооценки, совместный анализ содержания и задач деятельности и сопоставление ее требований с возможностями специалиста.

В отдельных случаях может  быть поставлен вопрос о кадровом перемещении на другую работу. Такого рода ситуации вызывают у специалиста  тягостное эмоциональное состояние  — фрустрацию. Поддержка заключается  в основном в выработке специалистом совместно с психологом новых  целей профессиональной жизни.

Таким образом, психологическое  сопровождение на стадии адаптации  помогает успешному продвижению  специалиста в области профессии, а также на предприятии, в учреждении, организации в направлении профессионального  самосовершенствования.

 

Психологическое сопровождение на стадии профессионализации

 

Психологическое сопровождение  на этой стадии становления заключается  в оказании помощи работнику в  дальнейшем профессиональном росте, повышении  квалификации и развитии карьеры, в  поддержке при переживании трудностей, неудовлетворенности трудом, в конфликтных  ситуациях, при увольнении, а также  при приеме на работу. На современных  предприятиях и в организациях такое  сопровождение осуществляется службами развития персонала и рассматривается  как форма кадровой политики. Психологическое  сопровождение позволяет управлять  профессиональным ростом и карьерой работников, планировать повышение  их квалификации, создавать резерв на выдвижение. Все это повышает конкурентоспособность работников на рынке труда.

Главная цель психологического сопровождения на стадии профессионализации — обеспечение взаимосогласованности  и взаимодействия работника и предприятия (организации) в профессиональном становлении.

Эта цель достигается путем  решения следующих задач:

  • согласования целей развития организации и работника;
  • предупреждения и устранения «карьерных тупиков», в которых практически не оказывается возможностей для развития работника;
  • формирования и уточнения критериев профессионального роста, повышения квалификации, касающихся карьеры;
  • изучения и оценки профессионального потенциала работника;
  • эффективного использования путей профессионального роста;
  • систематического ознакомления работника с перспективами на краткосрочный и долгосрочный период;
  • установления требуемого уровня профессиональной компетентности для должностного продвижения.

Планируемое психологическое  сопровождение осуществляется в  следующих профессионально значимых ситуациях:

  • при приеме на работу;
  • при проведении аттестации и кадровых перемещений;
  • перед направлением на курсы повышения квалификации;
  • при выдвижении в кадровый резерв.

При трудоустройстве работника  на вакантное рабочее место психологическое  сопровождение может выразиться в том, что психолог оценивает  его профессиональный потенциал  в процессе проведения собеседования, а также подготовки им резюме о  себе и своих возможностях. Цель этих двух процедур — представить  работодателю кандидата на должность  в качестве будущего работника.

Психолог принимает также  активное участие в определении  профпригодности кандидата на вакантную  должность. В первую очередь оцениваются  профессионально значимые психофизиологические свойства и умения. В основном применяются тесты, подобные работе, которую кандидату нужно будет выполнять (математический или графический тест, тесты на цветоразличение, скорость реакций, силовой подъем, координацию движений рук и ног и др.). Оценивается также уровень развития отдельных психических способностей, внимания, памяти, мышления. В зависимости от особенностей профессиональной деятельности проводится оценка личностных качеств с использованием психодиагностических тестов.

При проведении этих процедур важно, чтобы кандидат на должность  понял, что отбор проводится в  его же интересах, так как обеспечит  в дальнейшем безаварийную работу, позволит избежать травматизма, повысит  удовлетворенность трудом, эффективность  профессиональной деятельности.

Участие психолога-профконсультанта в найме и оценке кандидатов на должность заключается в проведении собеседования, диагностики. Но самое  главное — обеспечить бесконфликтное вхождение специалиста в новую  профессиональную среду.

После оформления на работу психолог-консультант совместно  с работником определяют перспективы  профессионального роста и карьеры.

Профессиональное продвижение  предполагает достижение признанного  высоким профессионального статуса, профессионализацию, рост профессиональной компетентности; достижение определенного  социального статуса в профессиональной деятельности, сопровождающееся занятием определенных должностей в соответствии с социально признанными стандартами  в данной области.

Информация о работе Психологическое сопровождение на стадии профессионализации