Психологическое содержание вербальной и визуальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:44, лекция

Описание работы

Эволюционное развитие психики человека сформировало доминирующие системы восприятия: вербальную и визуальную. И соответственно, «вербальную коммуникацию» и «визуальную коммуникацию». Вербальная, а не текстовая!!! Текст относится и к вербальной, и к невербальной сфере.

Работа содержит 1 файл

вербальные и визуальные коммуникации МЕТАКОММУНИКАЦИЯ.docx

— 24.40 Кб (Скачать)

     Лекция. Психологическое содержание вербальной и визуальной коммуникации

     Эволюционное  развитие психики человека сформировало доминирующие системы восприятия: вербальную и визуальную. И соответственно, «вербальную коммуникацию» и  «визуальную коммуникацию». Вербальная, а не текстовая!!! Текст относится  и к вербальной, и к невербальной сфере. 

     Вербальная  коммуникация строится на лексически выделенных единицах, соответствующих реальному миру. Это приводит к большому числу единиц словаря, из которых складывается бесконечное число сообщений.  Визуальная коммуникация не обладает подобным набором заранее установленных единиц. Отсутствие элементарных единиц делает более универсальным процесс восприятия визуальной коммуникации, поскольку не требует предварительного знания для понимания сообщения. Однако на визуальном уровне существуют предварительные нормы, определяющие форму необходимого сообщения. Так эксперимент А.Маслоу показал, что «в уродливом окружении лица (нормальных) людей и, сами люди будут нам казаться нам плохими, уродливыми, неприглядными». Т.о. нормирование присутствует и в этом типе коммуникации. Благодаря отсутствию заранее заданной определённости единиц визуальное сообщение несёт большее число смысловых прочтений. Поэтому ТВ более непредсказуемо с точки зрения специалиста по «пиар» - как более богатый сообщениями канал оно может выдать «лишнее» сообщение, что особенно ярко проявляется в случае прямого эфира.

     По  подсчётам исследователей 69 % информации, считываемой с экрана ТВ, приходится на визуальную коммуникацию.

     Р. Якобсон предложил такое разграничение  между слуховыми и визуальными  знаками: для первых более важно  временное измерение, для вторых - пространственное. Другими словами, вербальная коммуникация связана с нейропсихическими операциями временного синтеза, т.е. обработки поступающих из-вне последовательности сигналов и соотнесение их к собственному опыту, внутренней информационной базы. А визуальная коммуникация -    происходит самопроизвольно в пространстве, временные соотношения з…….., то, что мы видим – априори обладает истинностью. Фотография, кинофильм или художественное изображение – самодостаточно, оно не требует обоснования и достаточно устойчиво к оценкам и критике. Пространство визуальной коммуникации – выдерживает множественность интерпретационных схем, оно не структурируется внешними временными рамками.

     В целом следует подчеркнуть, что  визуальная коммуникация не имеет строгую  кодификацию (как вербальная коммуникация) и представляет собой порождение долговременных сообщений, и это  одна из её главных особенностей.

      Основные компоненты коммуникативных стратегий (КС)

КС включает в себя: определение целей коммуникации, способов и каналов их достижений, содержание распространяемой на различные  аудитории информации, планирование обратной связи. Деятельность по управлению КС, а именно - определение целей  коммуникацией, планирование путей  достижения этих целей с учётом ресурсов и ситуаций конкретных действий, организация  реализации этих планов, координация  взаимодействие компонентов коммуникационного  процесса и непосредственных исполнителей, контроль и коррекция процесса по результатам  коммуникации – область  специальной дисциплины – коммуникационного  менеджмента.

     Для современных МК ключевыми в конструировании  КС  становятся следующие элементы коммуникации: целевая аудитория, канал, метакоммуникативные знания, контекст.

  1. Целевая аудитория – определённая часть получателей МК, выделенная по критерию достижения цели коммуникатора.

     Американский  исследователь Ф.Котлер разделил контактные аудитории, окружающие организацию на три типа: благожелательные аудитории – их интерес к организации позитивен, искомые аудитории – в них заинтересована сама организация (избиратели, читатели), нежелательные аудитории – те, чьё внимание менее всего хотела бы привлечь к себе организация (например, налоговая инспекция).

  1. Канал

Концепция М.Маклюэна указывает на 1) повышение роли канала в современных СМИ. Канал априори уже само является сообщением. Известен эффект «CNN», который образуется, когда приоритеты коммуникативного канала начинают диктовать условия политикам и людям, принимающим решения (масс-медиа могут втянуть страну в военный конфликт или наоборот, вывести на него – война в Персидском заливе).

     Возможности каждого отдельного канала коммуникации реализуют определённые характеристики. При этом национальные или региональные характеристики ЦА могут определить те или иные каналы.     

       Психологические особенности восприятия  разных СМИ –  разграничение  СМИ на «горячие» и «холодные». Наиболее адекватен для ТВ  «недооформленный» характер сообщения, это одновременно подлинное событие и рассказ о событии. Именно прямые репортажи с массой лишней информации привлекают наше наибольшее внимание. А специалисты по «пиар» обращают особое внимание на такое конструирование телевизионного репортажа, в котором публика не получит того смысла, которое заранее не вкладывается в коммуникационное сообщение.      

  1. Контекст – это второстепенная информация для реципиента, благодаря которой его восприятие выделяет значимую «осмысленную» информацию.   С позиции гештальт-психологии в феномене «фигура и фон» понятие контекста тождественно с «фоном». Контекст воспринимается не критично, но оказывает на процессы восприятие однозначное воздействие, как правило, формируя такие характеристики восприятия как предметность, целостность, апперцепцию, избирательность. Конструирование контекста – одна из основных задач при создании коммуникационного сообщения. Используются информационно-психологические операции, поиск релевантных каналов коммуникации, создание новых «мифологизированных» продуктов СМИ. 

    …Фильм  ввёл в новую структуру воздействия  – монтаж. …монтаже как способ построения любых сообщений (знаков, текстов) культуры, при котором происходит соположение в предельно близком пространстве-времени двух отличающихся друг от друга по денотатам или структуре изображений. (Почепцов, Теория коммуникаций, с.313-314).  

     Коммуникативные стратегии и метакоммуникация. 

     Массовая  коммуникация, осуществляя массово-психологические  функции в разнообразных социокультурных, политических и экономических ситуациях, реализует профессиональную деятельность в «наборе» коммуникативных стратегий.

     Авторы  учебника «Психология МК» - академики  Бодалёв А.А., Деркач А.А. и др. полагают, что в основу МК составляют следующие направления КС:

  1. становление образа (используется при формировании имиджа организации);
  2. оборонительная коммуникация (используется в чрезвычайных ситуациях);
  3. наступательная коммуникация (используется при конкурирующих …., для формирования агрессивного общественного мнения);
  4. поддерживающая коммуникация (состоит в регулярном информационном воздействии, ориентированном на определённую цель) (с.22 – с.23).

     Им  соответствуют модели имиджевой коммуникации (Почепцов, Теория коммуникаций, с.116),  кризисные коммуникации (с.485),  пропагандистской коммуникации (с.127), аргументирующей коммуникации (с. 112). В зависимости от КС в той или иной мере присутствует модель убеждающего воздействия МК.

     Важно отметить, что соотношение вербальных и визуальных характеристик коммуникации, логических и эмоциональных компонентов коммуникационного сообщения в КС принципиально различен. Знания о соотношении характеристик коммуникации составляют методологию метакоммуникации – как профессиональной подготовки специалиста МК.  

     «Под  коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной коммуникации в невербальную и невербальной в вербальную». (Почепцов Г. , Теория коммуникаций, с.14)

     (Массовую) коммуникацию можно представить  как процесс обмена сигналами  низкого уровня организации, в  результате которого образуется  обмен сигналами высокого уровня  организации. Этот процесс может  быть менее эффективным или  более эффективным, спонтанным  или преднамеренным. В ситуативном  контексте деятельности МК –  коммуникация стремиться к оптимальной  эффективности, то есть формированию  такой КС при которой сигнал низкого уровня организации (СМИ, агентство, издание, канал) системно (научно и практически обоснован) связан с сигналом высокого уровня (содержание массового сознания). Другими словами, минимальный сигнал на входе связан с максимальным сигналом на выходе. «Система связи получила название кода. Каждая точка плана содержания (событие) имеет соответствие на плане выражения (сообщение в СМИ о событии).   … Если о коммуникации мы говорим как о перекодировке вербального в невербальное, то письменность возникает из обратного действия: перекодировки невербальных характеристик в вербальные. … Мы можем изобразить эти два процесса разнонаправленной перекодировки следующим образом:

     Коммуникация     вербальные  -----------  невербальные

     Письменность       невербальные ---------  вербальные.» (Почепцов, ТК, с.15)  
 

     Метакоммуникативные знании становятся актуальными при переходе от иерархически связанных коммуникаций к демократическим. Современные СМИ – моделируют свободный выбор со стороны получателя информации, поэтому для повышения своей эффективности они нуждаются в усилении позиции коммуникатора. Метакоммуникация как инструмент «усиления» заключается в перекодировке вербальных значений в невербальные сообщения. Основная задача коммуникатора на метакоммуникационном уровне - стимуляция нового поведения реципиентов, т.е. активация тех типов поведения, которые присущи получателю информации. (Пример из рекламы жевательной резинки: физический параметр – гигиена рта – перекодируется в социальный – возможность познакомиться). Реально коммуникатор передаёт не сообщение, он передаёт «ключ» к новой программе действий, поэтому более удачным вариантом становится опора на уже записанные в сознании сходные или близкие программы. Метакоммуникативные знания (в МК, конкретно в пиаре) направлены в первую очередь,  на создание контекста, а сообщение затем вытекает из него, (в отличие от лингвистики и литературоведения).        

     Выбор КС определяется возможностями преднамеренного  использования тех или иных характеристик  собственно коммуникации.

     Коммуникатор  имеет возможность использовать по выбору выгодные, наиболее эффективные  и эффектные характеристики коммуникации. В отличие от получателя информации – коммуникатор оперирует и уровнем метакоммуникации. (Почепцов Г. Теория информации, с.40) Коммуникатор ведёт одновременно коммуникацию и метакоммуникацию, в то время как объект воздействия принимает участие только в коммуникации. Естественно, что в подобном случае у коммуникатора больше шансов достичь своих целей, даже если они будут расходиться с целями реципиентов. С позиции профессионализма, метакоммуникативные знания состоят в высокой степени прогнозировании результатов и реакций аудитории, предварительно опробованных, например, на фокус-группах. «Успешный коммуникатор ведёт свою коммуникацию по заранее проверенному пути. Это вариант актёра, который уже заранее знает, в каком месте его аудитории засмеётся, а в каком заплачет, поскольку у него есть опыт множества проведённых спектаклей».  

   Коммуникативные процессы в соответствии с моделью  Г.Бейтсона идут на двух уровнях: коммуникативном и метакоммуникативном. Коммуникативный уровень понимается стандартно, а метакоммуникативный уровень задаёт модус передаваемого сообщения. Метакоммуникативные процессы соотносятся с теми или иными жанрами, с теми или иными типами дискурсов. Человек, владеющий речью, должен одновременно владеть набором принятых в данной культуре типов дискурсов, поскольку в каждой из них существует своё коммуникативное поведение.   

   Коммуникативный процесс порождает различные реальности для участвующих в нём сторон. Различие этих реальностей порождается различной пунктуацией событий в процессе коммуникации. В теории коммуникации утверждается, что в зависимости от того, что именно воспринимается участниками коммуникационного процесса как причина и как следствие в коммуникации, рождаются психологические разные для них миры.

   Хорошим примером это пунктуации (упорядочивания событий) является известный анекдот о крысе, которая считала, что хорошо выдрессировала своего исследователя, поскольку каждый раз, когда она нажимала на рычаг, он приносил ей еду.

   Другими словами, каждое сообщение в этой логике может быть рассмотрено как  передающее информацию (собственно коммуникация), а также как несущее информацию о самом общении, в котором оно передаётся (метакоммуникация).  Собственно сообщением выступает та часть коммуникации, которая может быть передана как информационной «сухой остаток» сообщения. Метакоммуникация выражается в интонациях, выбранном порядке слов, невербальных проявлениях, кинестетике, мимике … Одним из наиболее существенных признаков хорошего, эффективного функционирования является способность участников коммуникации выходить на метакоммуникационный уровень взаимодействия и делать его объектом обсуждения, то есть превращать в информационный аспект. …. 

Информация о работе Психологическое содержание вербальной и визуальной коммуникации