Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:43, контрольная работа
В возрастной психологии выделяют такой период развития ребенка, как ранний возраст (от рождения до трех лет). У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
заочного отделения ФНО
Введение
В возрастной психологии выделяют такой период развития ребенка, как ранний возраст (от рождения до трех лет). У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.
Н.М.
Щелованов, Н.М. Аксарина, Н.П. Сакулина,
Л.А. Венгер и др. считают ранний возраст
сензитивным для сенсорного развития
детей. В этот период начинают формироваться
представления о сенсорных
Наряду
с развитием восприятия при усвоении
предметных действий у ребенка формируются
и основные компоненты мышления. В
процессе манипулятивной деятельности
перед ребенком раскрываются связи
между предметами, формируются опосредованные
действия. Исследуя развитие мышления
ребенка, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова,
В.С. Мухина, А.В. Запорожец отмечают,
что решение задач путем
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. А.В. Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи: подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К
концу третьего года жизни возможности
ребенка возрастают, вместе с ними
растет желание действовать выполняя
роль взрослого.
Особенности трехлетнего
возраста
Кризис 3-х лет относится к числу самых острых. Острый он не только для ребенка, но в большей степени для родителя. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Ребенок вроде уже и говорит и ходит, и кушает зубками, но родители не всегда понимают его.
Так во многих случаях начинается кризис трех лет, кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончится в 3,5 – 4 года. У некоторых детей он протекает ярко выражено, у других, напротив, незаметно. Кризис начинается и завершается незаметно, аффективные вспышки, капризы, конфликта с близкими. Вот основные признаки трех лет.
Упрямство, которое пронизывает практически всё поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем. Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.
Строптивость, которую ребенок проявляет отказываясь выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще всё разрешает). В этот период для ребенка становиться особенно важно достигнуть поставленной цели к которой он идет через все преграды проявляя своеволие. Если ребенок что то захочет он будет добиваться этого всеми ему известными способами начиная от вежливой просьбы заканчивая капризами и угрозами.
Ребенок заставляет родителей делать то что он хочет, тем самым проявляя деспотизм, но не только деспотизм может проявляться на родителях он может проявиться и на младших братьях или сестрах.
В этот период очень часто взрослые замечают что их ребенок реагирует на них негативно. Эта реакция не на то что предложил взрослый, а на то что это исходит именно от него. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка у пище.
Многие родители в этот период начинают говорить о том, что их ребенок испортился или его испортил детский сад, или улица и так далее. Ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, хамить, так проявляется симптом обесценивания. Если такое поведение оставить без внимания, то в последствии синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка и исправить все уже будет поздно.
Все эти симптомы говорят о том, что начал происходить значительный сдвиг в развитии ребенка. Ребенок постоянно развивается, всякому развитию свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов).
Такое
поведение ребёнка вызвано
У детей начинает формироваться воля, которую психологи называют автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Вместо автономии возникают чувство стыда и неуверенности. Поэтому в этот период, необходимо дать ребёнку пройти этот кризис, этап становления его как самостоятельного субъекта. Родителям нельзя ограничивать в этот период проявления независимости ребенка, наказывать или высмеивать всякие попытки самостоятельности.
Возраст
очень маленький, и, несмотря на рождение
личности в душе ребёнка, объяснить
ему что-то доступно, конечно трудно.
Поэтому следует просто предоставить
ребенку сферу деятельности, где
бы он мог проявлять
В 3 года
дети ожидают от семьи уже признания
независимости и
По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства - дошкольное детство.
Кризисы
необходимы. Они как движущая сила
развития, своеобразные ступеньки его,
этапы смены ведущей
Возраст трех лет – переломный момент в жизни малыша. По сути, это его второе рождение. Так считают многие ученые, наблюдающие за психическими процессами в раннем возрасте. От рождения до трех лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления.
В три года у ребенка в основных чертах складывается характер, целостное отношение к миру, способность к целенаправленной и осмысленной деятельности, высокий уровень социального поведения – сугубо человеческие способы взаимодействия с миром людей и физических объектов. Кроме того, у малыша складывается совершенно уникальное отношение к себе как к части окружающего его мира, т.е. формируются первые достаточно зрелые структуры образа себя. От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Этот возраст может стать эпохой расцвета многочисленных способностей и возможностей малыша, а может обернуться эпохой упущенных возможностей, трудно - восполнимых впоследствии. Не всегда отчетливо обнаруживаясь в ближайшее к переходному возрасту время, недочеты и пробелы в воспитании трехлеток резко заявляют о себе в начале школьной жизни.
Однако
большая часть собственно кризисных
симптомов трехлетних детей группируется
вокруг предметной деятельности и ее
результативности, связана с переживанием
успеха или неуспеха в конкретных
делах. Дети этого возраста все чаще
копируют общественные цели взрослых:
они стремятся гладить белье
и убирать квартиру, как мама,
лечить больных или чинить мебель,
как папа, и очень переживают пренебрежительное
или отрицательное отношение
взрослых к своим инициативам. Кроме
того, целый ряд симптомов, типичных
для данного возраста, вызывает к
жизни такая острая потребность,
как потребность гордиться
Отсутствие признания и успеха болезненно ранит. Успех и неуспех в делах в этом возрасте теснейшим образом связаны с «я» ребенка, и непризнание его достижений – это его личное поражение, это сигнал о его малой ценности и значимости для окружающих.
Неудовлетворенность
его потребности гордиться
Информация о работе Психологическое содержание кризиса трехлетнего возраста