Психологическое консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:57, доклад

Описание работы

Психологическое консультирование. Цели и задачи психологического консультирования в системе профориентации. Психологическое консультирование- средство оказания психологической помощи здоровым людям испытывающие различные затруднения при решении жизненных задач. Консультирование направлено на изменение мира восприятия и поведения с использованием вербальных и невербальных средств. Основной целью является оказание индивидуальной психологической помощи клиенту. В процессе консультирования решаются следующие задачи: 1) оказание психологической помощи в решении заявленной клиентом проблемы; 2) оценка уровня психического здоровья и определение оказаний к другим способам психологической помощи; 3) нормализация психического состояния; 4) коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний; 5) мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающие самостоятельное решение проблемы. 6) информирование клиента о его психологических особенностях, с целью более эффективного их использования; 7) выявление основных направлений дальнейшего развития личности; 8) повышение общей психологической грамотности.

Работа содержит 1 файл

Психологическое консультирование (4).doc

— 51.00 Кб (Скачать)

Психологическое консультирование. Цели и задачи психологического консультирования в  системе профориентации. Психологическое консультирование- средство оказания психологической помощи здоровым людям испытывающие различные затруднения при решении жизненных задач. Консультирование направлено на изменение мира восприятия и поведения с использованием вербальных и невербальных средств. Основной целью является оказание индивидуальной психологической помощи клиенту. В процессе консультирования решаются следующие задачи: 1) оказание психологической помощи  в решении заявленной клиентом проблемы; 2) оценка уровня психического здоровья  и определение оказаний к другим способам психологической помощи; 3) нормализация психического состояния; 4) коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний; 5) мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающие самостоятельное решение проблемы. 6) информирование клиента о его психологических особенностях, с целью более эффективного их использования; 7) выявление основных направлений дальнейшего развития личности; 8) повышение общей психологической грамотности.

Особенности психологического консультирования в сфере профориентационной работы. Психологическое консультирование в сфере профориентационной работы, базируется на личностно- центрированном подходе психолога- консультанта к клиенту. Психолог во время консультирования создает условия для изменения в консультированном и ключом к этим изменениям является доверительном отношении между консультантом и клиентом. Консультирование в сфере профориентационной работы рассматривается, как форма психологической помощи, призвана вызывать прежде всего поведенческие изменения, связанные с основными сферами их профессионального самоопределения.

Профессия. Специальность. Квалификация. Должность. Профессионализм. Профессия- это исторически возникшая в результате разделения труда необходимое обществу, форма деятельности выполнение, которой должен обладать суммой знаний, умений, навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества. Специальность(specialis-особенный)- это вид занятия в рамках одной профессии. Квалификация- это совокупность всеобщих или специфических, систематически применяемых и потенциально имеющихся знаний, умений, навыков и способностей, необходимых для исполнения той или иной деятельности. Должность- это предусмотренная и узаконенная государством производственно- социальная роль, служебное место или совокупность конкретных обязанностей, которые должны выполняться людьми. Профессионализм- это особое свойство людей, системно, эффективно и надежно выполняет сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Внеурочная  и внешкольная  активность как первичная " примерка" профессий. Например: экскурсии, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки и т.д.- все эти занятия обеспечивают учащимся, через их наблюдение, познакомится с профессией в естественных условиях. Благодаря внешкольной активности детей, выполняются следующие важнейшие дидактические функции: реализуется принцип наглядности  обучения; повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью и практикой; расширяется технологический кругозор учащихся или предоставление возможности наблюдать за реальным производством  и знакомство с применением научных знаний. Благодаря функционированию таких форм работы в школе учащиеся могут удовлетворит свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивают свой творческий потенциал.

Личный  профессиональный план. Критерии эффективности  профконсультации. Профессиональный план- это представления, образы, то многие их особенности зависят от склада ума, характера, опыта оптанта. Личный профессиональный план- это разновидность внутренних регуляторов поведения.  Деятельность профконсультанта имеет сложный характер. В результате успешного профконсультирования клиент должен: получить знания о профессиях на рынке труда и обучения, а также о своих профессиональных возможностях и интересах; принять решение о выборе наиболее целесообразной сферы профессионального развития и составить план своей профессиональной карьеры; получить навыки решения проблем, связаны с реализацией профессиональной карьеры, о том числе умении преодолевать стрессовые состояния, анализировать информацию и осуществляется деловое общение; реализовать готовность к активному и самостоятельному решению своих профессиональных проблем; оптимизировать свое эмоциональное состояние, уровень самооценки и уверенности в себе; испытывать чувство удовлетворенности полученной консультацией.

Стадии  профессионального  самоопределения. Периодизация возрастного развития(В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). а)Стадия предигры- от рождения до 3 лет. Ребенок овладевает функциям восприятия, движениями,речью, правилами поведения. б)Стадия игры- от 3 до 6-8 лет. Ребенок в играх показывает, что он хочет быть кем-то(врачом, строителем, водителем и т.д.), узнает, что для этого нужно учиться. в)Стадия овладения учебной деятельностью- от 6-8 до 11-12 лет. В это время развивается способность самоконтроля, самооценки, самоанализа.  г)Стадия оптации- от 11-12 до 14-18 лет. Подготовка к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования выбора профессионального пути. д)Стадия профессионально подготовки- от 15-18 до 16-23 лет. Осваивается система основных ценностей представлений, характеризующим данную профессиональную общность, происходит овладение знаниями, умениями, навыками. Развивается, образуются определенные профессионально важные личные качества, формируются профессиональную пригодность. е)Стадия развития профессионала- от 16-18 до пенсионного возраста. Происходит дальнейшее вхождение в систему межличностных отношений данной профессиональной общности и дальнейшее развитие, формирование всех элементов структуры субъекта деятельности.

Основные  направления профориентационной работы, заданные системой реальных противоречий развития. Основные направления профориентационной работы, задаются прежде всего системой противоречий развития: 1. противоречие между недостаточной информированностью человека о сложном, ненаблюдаемом, необозримом мире профессий и педагогическим требованиям сознательного выбора профессий. 2. противоречие между потребностью старшеклассников в деловых советах, в связи с выбором профессии и отсутствии советчиков вооруженными необходимыми методами работы и достаточной информации. 3. противоречие между значительной неопределенности представлений, знаний учащихся о принципах, правилах выбора профессии настоятельной необходимости что-то и как-то избрать в связи с достижением определенного возраста. 4. противоречие между профессиональными планами  оптанта и его стойкими внутренними планами (противоречие внутрисубъективное). 5. противоречие между профессиональными планами оптанта и планами вынашиваемые в отношении его старшими (родителями, сверстниками), давление микрогруппы приводящие к выбору профессии. 6.противоречие между высоким теоретико-методологическим уровнем психологии и неразработанностью прикладных вопросов, связанных с процессом профессионализации личности. 7. противоречие между высокими запросами в школе воспитания молодежи к уровню культуры труда на производстве и реальным уровнем этой культуры в конкретных случаях. 8. противоречие между объективными методами  исторически сложившихся трудовых постов, должностей, профессий и сформированности у людей стойких личностных качеств. 9. противоречие между фактической потребностью общества в притоке трудоспособностей людей в народное хозяйство и личными профессиональными планами молодежи. 

Условия проведения консультирования по выбору профессии.  1. Наличие отдельного, изолированного, тихого помещения, куда не доносятся посторонние, отвлекающие внимание консультанта и клиента звуки, – такого, куда нет доступа посторонним лицам во время проведения консультации. 2. Удобное размещение в этом помещении консультанта и клиента – лучше всего рядом друг с другом или напротив друг друга под небольшим углом, на расстоянии от 60–70 см до 100–110 см. При этом ничего, кроме небольшого письменного столика, не должно находится между консультантом и клиентом. 3. Организация и проведение консультации в такое время, когда клиент никуда не спешит и не находится в плохом физическом состоянии или настроении. 4. Клиент во время беседы с психологом-консультантом должен иметь возможность отвести взор, повернуться вполоборота или боком по отношению к психологу-консультанту. 5. Желательно, чтобы время начала и окончания консультации заранее было четко обозначено. 6. В помещении, где проводится консультация, могут находиться часы, но они не должны располагаться непосредственно между консультантом и клиентом. Лучше всего, если часы будут висеть на стене напротив консультанта за клиентом или сбоку от него и психолога-консультанта, не попадая на глаза клиенту во время консультации. 7. В помещении, где проводится консультация, не должно быть никаких посторонних предметов, которые отвлекали бы внимание клиента, настораживали его или настраивали отрицательно. В равной мере это касается всего того, что может происходить в помещении во время проведения консультации. 8. Рекомендуется, напротив, чтобы то, что находится в помещении или происходит в нем, успокаивало клиента, создавало у него хорошее, комфортное настроение. 9. На определенных этапах психологического консультирования допускается звучание в помещении негромкой, приятной музыки. 

Профессиональная  этика психолога- консультанта в области  профориентации. Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определенные морально- этические требования. 1. Основным принципом  работы психолога- консультанта, должен быть принцип " прежде всего не вреди"- консультирование не должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку. 2. Вторым является принцип "психологической тайны"- запрет на разглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе консультирования. 3.Следующий принцип "принцип сотрудничества"- связан со стилем и методами общения в процессе консультирования. Недопустимы какие-либо формы унижения, проявления неприязни, высокомерия, либо насмешки. Рекомендуемый стиль общения предполагает: терпение, умение выслушать, приветливость, доброжелательность, доверие к личности клиента. 4. Заключительный принцип работы консультанта- принцип постоянного профессионального самосовершенствования. Высокий уровень контроля и анализа собственного поведения во время работы, признание и исправление совершенных ошибок, понимание пределов собственной компетентности. 

Этапы консультирования по выбору профессий. Этапы профессиональной консультации: предварительная беседа, диагностика способностей и склонностей, коррекция представлений клиента о себе и мире профессий, выработка плана жизненного пути и определение профессионального выбора, обратная связь о результатах консультации. Подготовительный этап. Устанавливается график и очередность консультирования клиентов, нуждающихся в психологической помощи. Консультант осуществляет сбор информации о клиенте: проводит беседы с преподавателями, товарищами по учебе, при необходимости с родителями; изучает данные психологического наблюдения; в случае надобности подбирает и готовит методики для дополнительного психодиагностического тестирования клиента. В результате анализа полученной информации психолог составляет предварительный план работы, стиль общения и методы воздействия. Основной этап консультирования. Данный этап представляет собой собеседование психолога с клиентом. В развернутом виде данный этап включает несколько стадий(фаз): первая фаза- психологическая настройка консультанта. В течении этой фазы(5 минут) психолог знакомится с сведениями об очередном клиенте, намеченный на предварительном этапе план и стиль консультирования; вторая фаза- взаимные приветствия будущих собеседников  и их представление друг другу. Консультант после приветствия должен предложить клиенту сесть и чувствовать себя как дома, необходимо дать клиенту возможность освоиться в помещении в течении одной- трех минут; третья фаза- заключение " договора- контракта" между психологом и клиентом. Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации и принимает решение о ее проведении либо об отказе от консультации и направлении клиента к др.специалисту( врачу или др. психологу). После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих его интересы, права и обязанности; четвертая фаза- фаза "исповеди". В это время происходит сбор и анализ информации. Психолог задает вопросы клиенту, которое дает начало стадии, во время которой клиент имеет возможность "выговориться", откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах; пятая фаза- фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной психологической информации. Психолог задает ряд целенаправленных вопросов для уточнения психологического диагноза и проверки собственной гипотезы об источнике проблем клиента; При необходимости уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов. шестая фаза- совместная интерпретация психологических проблем клиента. Консультанту не следует в категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации, лучше подойдет фразы: " мне кажется, что дело в том-то" и т.д. При этом следует наблюдать за реакцией клиента и оценивать степень его согласия с предлагаемыми интерпретациями; седьмая фаза-"расширение целей" или оптимизация личностных функций саморегуляция и формирование новой модели поведения клиента. Это означает появление у человека новых аспектов понимания себя и мира, формирование новых, более широких целей и гибких моделей поведения; восьмая фаза- завершение общения с клиентом. Клиенту предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Психолог дает окончательную оценку успешности консультации. 

Психологическое профконсультационное заключение. Необходимым компонентом процесса профконсультации в целом является медицинская(врачебная) консультация. Медицинское профконсультационное заключение состоит из трех частей, которые могут в большей или меньшей степени детализироваться: 1. диагноз состояния здоровья; 2. виды труда, противопоказанные данному учащемуся в связи с состоянием здоровья; 3. рекомендуемые виды труда. Психологическое профконсультационное заключение имеет следующие разделы: а) констатирующий (диагноз), в котором отмечается характеристика направленности, способностей и подготовленности, профессиональных планов и самооценки, особенностей социально-бытовой ситуации. б) рекомендующий- тип профессиональной деятельности, вариант первой ступени профессионального образования, возможные пути и способы самовоспитания, работы оптанта над собой. в) справочно- информирующий- предназначенные для данного оптанта сведения о профессиях и специальностях рекомендуемого типа, о соответствующих профессиональных учебных заведениях, о литературе, ориентирующей в вопросах выбора профессии и самовоспитания.


Информация о работе Психологическое консультирование