Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 20:57, доклад
Психологическое консультирование. Цели и задачи психологического консультирования в системе профориентации. Психологическое консультирование- средство оказания психологической помощи здоровым людям испытывающие различные затруднения при решении жизненных задач. Консультирование направлено на изменение мира восприятия и поведения с использованием вербальных и невербальных средств. Основной целью является оказание индивидуальной психологической помощи клиенту. В процессе консультирования решаются следующие задачи: 1) оказание психологической помощи в решении заявленной клиентом проблемы; 2) оценка уровня психического здоровья и определение оказаний к другим способам психологической помощи; 3) нормализация психического состояния; 4) коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний; 5) мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающие самостоятельное решение проблемы. 6) информирование клиента о его психологических особенностях, с целью более эффективного их использования; 7) выявление основных направлений дальнейшего развития личности; 8) повышение общей психологической грамотности.
Психологическое консультирование. Цели и задачи психологического консультирования в системе профориентации. Психологическое консультирование- средство оказания психологической помощи здоровым людям испытывающие различные затруднения при решении жизненных задач. Консультирование направлено на изменение мира восприятия и поведения с использованием вербальных и невербальных средств. Основной целью является оказание индивидуальной психологической помощи клиенту. В процессе консультирования решаются следующие задачи: 1) оказание психологической помощи в решении заявленной клиентом проблемы; 2) оценка уровня психического здоровья и определение оказаний к другим способам психологической помощи; 3) нормализация психического состояния; 4) коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний; 5) мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающие самостоятельное решение проблемы. 6) информирование клиента о его психологических особенностях, с целью более эффективного их использования; 7) выявление основных направлений дальнейшего развития личности; 8) повышение общей психологической грамотности.
Особенности психологического консультирования в сфере профориентационной работы. Психологическое консультирование в сфере профориентационной работы, базируется на личностно- центрированном подходе психолога- консультанта к клиенту. Психолог во время консультирования создает условия для изменения в консультированном и ключом к этим изменениям является доверительном отношении между консультантом и клиентом. Консультирование в сфере профориентационной работы рассматривается, как форма психологической помощи, призвана вызывать прежде всего поведенческие изменения, связанные с основными сферами их профессионального самоопределения.
Профессия.
Специальность. Квалификация.
Должность. Профессионализм.
Профессия- это исторически возникшая
в результате разделения труда необходимое
обществу, форма деятельности выполнение,
которой должен обладать суммой знаний,
умений, навыков, иметь соответствующие
способности и профессионально важные
качества. Специальность(specialis-
Внеурочная и внешкольная активность как первичная " примерка" профессий. Например: экскурсии, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки и т.д.- все эти занятия обеспечивают учащимся, через их наблюдение, познакомится с профессией в естественных условиях. Благодаря внешкольной активности детей, выполняются следующие важнейшие дидактические функции: реализуется принцип наглядности обучения; повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью и практикой; расширяется технологический кругозор учащихся или предоставление возможности наблюдать за реальным производством и знакомство с применением научных знаний. Благодаря функционированию таких форм работы в школе учащиеся могут удовлетворит свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивают свой творческий потенциал.
Личный профессиональный план. Критерии эффективности профконсультации. Профессиональный план- это представления, образы, то многие их особенности зависят от склада ума, характера, опыта оптанта. Личный профессиональный план- это разновидность внутренних регуляторов поведения. Деятельность профконсультанта имеет сложный характер. В результате успешного профконсультирования клиент должен: получить знания о профессиях на рынке труда и обучения, а также о своих профессиональных возможностях и интересах; принять решение о выборе наиболее целесообразной сферы профессионального развития и составить план своей профессиональной карьеры; получить навыки решения проблем, связаны с реализацией профессиональной карьеры, о том числе умении преодолевать стрессовые состояния, анализировать информацию и осуществляется деловое общение; реализовать готовность к активному и самостоятельному решению своих профессиональных проблем; оптимизировать свое эмоциональное состояние, уровень самооценки и уверенности в себе; испытывать чувство удовлетворенности полученной консультацией.
Стадии профессионального самоопределения. Периодизация возрастного развития(В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). а)Стадия предигры- от рождения до 3 лет. Ребенок овладевает функциям восприятия, движениями,речью, правилами поведения. б)Стадия игры- от 3 до 6-8 лет. Ребенок в играх показывает, что он хочет быть кем-то(врачом, строителем, водителем и т.д.), узнает, что для этого нужно учиться. в)Стадия овладения учебной деятельностью- от 6-8 до 11-12 лет. В это время развивается способность самоконтроля, самооценки, самоанализа. г)Стадия оптации- от 11-12 до 14-18 лет. Подготовка к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования выбора профессионального пути. д)Стадия профессионально подготовки- от 15-18 до 16-23 лет. Осваивается система основных ценностей представлений, характеризующим данную профессиональную общность, происходит овладение знаниями, умениями, навыками. Развивается, образуются определенные профессионально важные личные качества, формируются профессиональную пригодность. е)Стадия развития профессионала- от 16-18 до пенсионного возраста. Происходит дальнейшее вхождение в систему межличностных отношений данной профессиональной общности и дальнейшее развитие, формирование всех элементов структуры субъекта деятельности.
Основные направления профориентационной работы, заданные системой реальных противоречий развития. Основные направления профориентационной работы, задаются прежде всего системой противоречий развития: 1. противоречие между недостаточной информированностью человека о сложном, ненаблюдаемом, необозримом мире профессий и педагогическим требованиям сознательного выбора профессий. 2. противоречие между потребностью старшеклассников в деловых советах, в связи с выбором профессии и отсутствии советчиков вооруженными необходимыми методами работы и достаточной информации. 3. противоречие между значительной неопределенности представлений, знаний учащихся о принципах, правилах выбора профессии настоятельной необходимости что-то и как-то избрать в связи с достижением определенного возраста. 4. противоречие между профессиональными планами оптанта и его стойкими внутренними планами (противоречие внутрисубъективное). 5. противоречие между профессиональными планами оптанта и планами вынашиваемые в отношении его старшими (родителями, сверстниками), давление микрогруппы приводящие к выбору профессии. 6.противоречие между высоким теоретико-методологическим уровнем психологии и неразработанностью прикладных вопросов, связанных с процессом профессионализации личности. 7. противоречие между высокими запросами в школе воспитания молодежи к уровню культуры труда на производстве и реальным уровнем этой культуры в конкретных случаях. 8. противоречие между объективными методами исторически сложившихся трудовых постов, должностей, профессий и сформированности у людей стойких личностных качеств. 9. противоречие между фактической потребностью общества в притоке трудоспособностей людей в народное хозяйство и личными профессиональными планами молодежи.
Условия
проведения консультирования
по выбору профессии.
1. Наличие отдельного, изолированного,
тихого помещения, куда не доносятся посторонние,
отвлекающие внимание консультанта и
клиента звуки, – такого, куда нет доступа
посторонним лицам во время проведения
консультации. 2. Удобное размещение
в этом помещении консультанта и клиента
– лучше всего рядом друг с другом или
напротив друг друга под небольшим углом,
на расстоянии от 60–70 см до 100–110 см. При
этом ничего, кроме небольшого письменного
столика, не должно находится между консультантом
и клиентом. 3. Организация и проведение
консультации в такое время, когда клиент
никуда не спешит и не находится в плохом
физическом состоянии или настроении.
4. Клиент во время беседы с психологом-консультантом
должен иметь возможность отвести взор,
повернуться вполоборота или боком по
отношению к психологу-консультанту.
5. Желательно, чтобы время начала и окончания
консультации заранее было четко обозначено.
6. В помещении, где проводится консультация,
могут находиться часы, но они не должны
располагаться непосредственно между
консультантом и клиентом. Лучше всего,
если часы будут висеть на стене напротив
консультанта за клиентом или сбоку от
него и психолога-консультанта, не попадая
на глаза клиенту во время консультации.
7. В помещении, где проводится консультация,
не должно быть никаких посторонних предметов,
которые отвлекали бы внимание клиента,
настораживали его или настраивали отрицательно.
В равной мере это касается всего того,
что может происходить в помещении во
время проведения консультации. 8.
Рекомендуется, напротив, чтобы то, что
находится в помещении или происходит
в нем, успокаивало клиента, создавало
у него хорошее, комфортное настроение.
9. На определенных этапах психологического
консультирования допускается звучание
в помещении негромкой, приятной музыки.
Профессиональная
этика психолога-
консультанта в области
профориентации. Психологическое консультирование
предъявляет к консультанту определенные
морально- этические требования. 1. Основным
принципом работы психолога- консультанта,
должен быть принцип "
прежде всего не вреди"-
консультирование не должно быть для клиента
психотравмирующим, ухудшать его состояние,
снижать самооценку. 2. Вторым является
принцип "психологической
тайны"- запрет на разглашение конфиденциальной
информации, полученной в ходе консультирования.
3.Следующий принцип "принцип
сотрудничества"- связан со стилем
и методами общения в процессе консультирования.
Недопустимы какие-либо формы унижения,
проявления неприязни, высокомерия, либо
насмешки. Рекомендуемый стиль общения
предполагает: терпение, умение выслушать,
приветливость, доброжелательность, доверие
к личности клиента. 4. Заключительный
принцип работы консультанта- принцип
постоянного профессионального
самосовершенствования. Высокий уровень
контроля и анализа собственного поведения
во время работы, признание и исправление совершенных
ошибок, понимание пределов собственной
компетентности.
Этапы
консультирования по
выбору профессий. Этапы профессиональной
консультации: предварительная беседа,
диагностика способностей и склонностей,
коррекция представлений клиента о себе
и мире профессий, выработка плана жизненного
пути и определение профессионального
выбора, обратная связь о результатах
консультации. Подготовительный
этап. Устанавливается график и очередность
консультирования клиентов, нуждающихся
в психологической помощи. Консультант
осуществляет сбор информации о клиенте:
проводит беседы с преподавателями, товарищами
по учебе, при необходимости с родителями;
изучает данные психологического наблюдения;
в случае надобности подбирает и готовит
методики для дополнительного психодиагностического
тестирования клиента. В результате анализа
полученной информации психолог составляет
предварительный план работы, стиль общения
и методы воздействия.
Основной этап консультирования.
Данный этап представляет собой собеседование
психолога с клиентом. В развернутом виде
данный этап включает несколько стадий(фаз):
первая фаза- психологическая настройка
консультанта. В течении этой фазы(5 минут)
психолог знакомится с сведениями об очередном
клиенте, намеченный на предварительном
этапе план и стиль консультирования;
вторая фаза- взаимные приветствия
будущих собеседников и их представление
друг другу. Консультант после приветствия
должен предложить клиенту сесть и чувствовать
себя как дома, необходимо дать клиенту
возможность освоиться в помещении в течении
одной- трех минут; третья
фаза- заключение " договора- контракта"
между психологом и клиентом. Психолог
уясняет первичный запрос и требования
клиента к предстоящей консультации и
принимает решение о ее проведении либо
об отказе от консультации и направлении
клиента к др.специалисту( врачу или др.
психологу). После этого консультант в
деловом и конкретном стиле доводит до
сведения клиента цель, задачи и регламент
консультирования, сообщает ему об этических
принципах работы, защищающих его интересы,
права и обязанности; четвертая
фаза- фаза "исповеди". В это время
происходит сбор и анализ информации.
Психолог задает вопросы клиенту, которое
дает начало стадии, во время которой клиент
имеет возможность "выговориться",
откровенно и эмоционально рассказать
о волнующих его проблемах; пятая
фаза- фаза активного расспроса клиента
и получения дополнительной психологической
информации. Психолог задает ряд целенаправленных
вопросов для уточнения психологического
диагноза и проверки собственной гипотезы
об источнике проблем клиента; При необходимости
уместно предложить консультируемому
выполнить ряд психологических тестов.
шестая фаза- совместная интерпретация
психологических проблем клиента. Консультанту
не следует в категоричной форме предъявлять
клиенту свое понимание ситуации, лучше
подойдет фразы: " мне кажется, что дело
в том-то" и т.д. При этом следует наблюдать
за реакцией клиента и оценивать степень
его согласия с предлагаемыми интерпретациями;
седьмая фаза-"расширение целей"
или оптимизация личностных функций саморегуляция
и формирование новой модели поведения
клиента. Это означает появление у человека
новых аспектов понимания себя и мира,
формирование новых, более широких целей
и гибких моделей поведения; восьмая
фаза- завершение общения с клиентом.
Клиенту предлагается высказать свое
мнение о проведенной работе. Психолог
дает окончательную оценку успешности
консультации.
Психологическое профконсультационное заключение. Необходимым компонентом процесса профконсультации в целом является медицинская(врачебная) консультация. Медицинское профконсультационное заключение состоит из трех частей, которые могут в большей или меньшей степени детализироваться: 1. диагноз состояния здоровья; 2. виды труда, противопоказанные данному учащемуся в связи с состоянием здоровья; 3. рекомендуемые виды труда. Психологическое профконсультационное заключение имеет следующие разделы: а) констатирующий (диагноз), в котором отмечается характеристика направленности, способностей и подготовленности, профессиональных планов и самооценки, особенностей социально-бытовой ситуации. б) рекомендующий- тип профессиональной деятельности, вариант первой ступени профессионального образования, возможные пути и способы самовоспитания, работы оптанта над собой. в) справочно- информирующий- предназначенные для данного оптанта сведения о профессиях и специальностях рекомендуемого типа, о соответствующих профессиональных учебных заведениях, о литературе, ориентирующей в вопросах выбора профессии и самовоспитания.