Психологический тип

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 01:51, доклад

Описание работы

Наиболее известной типологией личности на Западе является типология, предложенная в 1920 г. швейцарским врачом и психологом К. Г. Юнгом. Он считает, что люди различаются между собой коренным образом и в то же время обладают одинаковой совокупностью инстинктов (архетипов), руководящих ими изнутри. Ни один из архетипов не важнее любого другого. Главное — это то, как мы «функционируем», действуем в каждом отдельном случае. Приверженность определенному стилю поведения, определенному набору «функций» является характерным свойством каждого человека и ложится в основу типологии. Таким образом, Юнг ввел понятие «функциональный» или «психологический тип».

Работа содержит 1 файл

Соционика.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

I канал — самый мощный, наиболее определяет тип человека. Если человек экстраверт, и на I канале функционирует логически-мыслительная функция, то она проявляется как деловая логика; если на I канале — сенсорная функция, то она проявляется как воля и требовательность. Но если человек интроверт и на I канале у него тоже мыслительная функция, то она будет проявляться несколько иначе — как теоретическая логика отношений, а сенсорная функция будет проявляться как тяга к ощущениям, удобству.

II канал называют продуктивным или творческим — зю область активного действия, направленная вовне.

III канал характеризуется невысокой энергетикой, поэтому психическая функция, размещенная в нем, оказывается весьма уязвимой для «постороннего воздействия» — это «точка наименьшего сопротивления», «уязвимая больная мозоль человека».

IV канал — суггестивный канал, по этому каналу человек наиболее внушаем, и психическая функция, действующая здесь, самая слабая из четырех. Выделяют 16 психосоциотипов в зависимости от порядка расположения — доминирования психических функций на этих каналах.

Для облегчения запоминания психосоциотипов используют имена великих людей и также буквенные обозначения: Е — экстраверт, I — интроверт, Л — логически-мыслительный, Э — эмоциональный, С — сенсорно-ощ»чцаю-щий, И —интуитивный, В — воспринимающий, Р — решающий.

Все четыре функции (логическая, эмоциональна, интуитивная, ощущающая) представлены у каждого человека, но разной интенсивности, расположены на разных каналах и по-разному проявляются в поведении человека.

Основные правила  расположения функций по каналам:

I) если экстраверт  в I (сознательном канале), то все  остальные каналы интровертные и наоборот; 2) функция I I  канала должна быть на другом полюсе по признаку «рациональный — иррациональный» с функцией I канала, т.е. если I канал занят рациональной функцией (логика, эмоции), то во II — обязательно будет иррациональная функция (чтобы обеспечить примерное равновесие психики человека); 3) IV канал занят функцией, противоположной той функции, которая находится на I канале. Исходя из указанных правил расположения функций, можно выделить 16 психосоциотипов людей (табл. 1.3 и 1.4).

Свой психотип попробуйте определить с помощью предложенного ниже психологического «цифрового» теста.

Цифровой тест «Социотип»

(В.Мигель, А  Овчаров)

Из каждой пары описаний (1 – 2, 3 –4, 5 –6, 7-8 ) выберите одно и запишите его порядковый номер.

1. Ваша работоспособность, как правило, всегда одинакова и меняется только по определенным причинам. Вы последовательны в работе, все доводите до конца. Решения принимаете взвешенно и не любите их менять. Вам легко придерживаться установленных правил.

2. Ваша работоспособность зависит от настроения, которое может меняться без видимых причин, Периоды подъемов сменяются спадом активности, Вы часто действуете без подготовки, рассчитывая на везение. Вам трудно подчиняться строгим графикам и инструкциям.

 

3.  Вы не любите выяснять причины ссор и недоразумений. Ставите разум выше чувств, объективно судите о людях, независимо от симпатий. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни как свой, так и чужой.

4. Вы склонны идти  на компромиссы в делах   ради хороших отношений. Избегаете ссор. Вас интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Стараетесь сделать людям приятное, учтивы.

 

5. Вы реалист, не  любящий пустых фантазий, практичны,  уверены в себе. Предпочитаете  не распыляться на несколько  дел сразу. Тщательно занимаетесь одним. Многие вещи любите делать своими руками, проверяете результаты сделанного вами и другими.

6. Вы хорошо предвидите  будущее, часто вспоминаете прошлое,  стремитесь к новизне. Склонны  к колебаниям и сомнениям, не  всегда уверены в себе, рассеяны. Больше тяготеете к теории, чем к практике.

 

7. Вы осмотрительны,  сдержанны, малоинициативны в  общении, недоверчивы к новым  людям. Контролируете себя в  споре, чтобы не сказать лишнее.

8. Вы легко сходитесь  с новыми людьми. Вам легче  понять другого, чем себя. Вы непринужденны, импульсивны, откровенны. Часто склонны к риску и опрометчивости, несдержанны.

 

1357 – Максим Горький    1457 –Драйзер

1358 – Штирлиц                1458 – Гюго

1367 – Робеспьер              1467 – Достоевский

1368 – Джек Лондон    1468 – Гамлет

2357 – Габен     2457 – Дюма

2358 – Жуков     2458 – Наполеон

2367  - Бальзак              2467 – Есенин

2368 – Дон-Кихот     2468 - Гексли

 

 

 Либо на основе анализа своего жизненного стиля определите свой буквенный шифр:

 

1) Вы экстраверт (Е) или больше похожи на интроверта (I)?

?) Вы стараетесь учесть все факты и детали подробностей, больше доверяете своим текущим ощущениям  (С) или своей интуиции (И)?

3) Вы чаще  принимаете решение на основе  эмоций и чувств (Э) или путем логического объективного анализа (Л)?

4) Вы склонны  планировать и жестко контролировать . свою жизнь (Р) или чаще действуете спонтанно, быстро меняя свои решения и планы (В)?

Определив буквенный  или цифровой шифр своего психотипа, внимательно прочтите описание психотипов.

 

 

 

Характеристика  психосоциотипов

ЕСЕНИН (интроверт интуитивно-эмоциональный, воспринимающий) (IИЭВ), или назовем его «искатель».

На I канале находится интуиция — прогноз (И), что позволяет хорошо предчувствовать надвигающуюся опасность и пробовать избежать ее, долго помнит отрицательные переживания прошлого, пытаясь извлечь урок из него, размышляет о себе, стремится понять себя, увлекается новейшими теориями, течениями мысли. Чувствует течение времени, но его мягкая мечтательность приводит к тому, что он никогда не спешит.

II канал занят эмоциональной функцией (Э), поэтому эмоции, чувства проявляются внешне заметно, хотя человек и старается вести с людьми учтиво, мягко, но в своей семье может может быть капризным, несдержанным, бурно ругаться. Но все же чаще предпочитает согласиться, уступить, промолчать, лишь бы не ссориться. Старается никого не принуждать, не наказывать. Чувствуя эмоциональное состояние других людей, может их утешить, помочь. Эмоционально восприимчив к искусству, может увлекаться или заниматься искусством.

III канал занят мыслительной функцией (Л), проявляющейся как деловая логика и активность. Это уязвимое качество, поэтому человеку этого типа с трудом дается деловая активность (или должен увлечься, или заставляет себя работать, но потом может отложить, забросить). Этот недостаток проявляется и в быту: ему трудно поддерживать постоянно порядок в квартире (может лениться), в финансовых делах (деньги могут валяться в неподходящих местах). Недостаток активности проявляется и в том, что этот человек колеблется в выборе решения. Даже если этот человек выглядит достаточно активным, можно предполагать, что он заставляет себя быть таким, хотя в душе ему давно хочется расслабиться и все забросить. Самостоятельно инициативы к физическому труду не проявляет, а начинает трудиться, если его попросят или в случае необходимости. Внутренняя установка человека этого типа к самосовершенствованию гласит: «Надо работать».

Есенин (1ИЭВ) —  чувствуют себя лучше, когда работа задевает их за живое, интересует их, имеет в их глазах чисто человеческое звучание. Склонность к рефлексии (I) соединяется с предрасположением к образному и абстрактному восприятию окружающего мира (И). Решения они принимают, руководствуясь своими внутренними пристрастиями (Э), но эти решения направлены на поддержание порядка в собственной душе и собственных делах и уже потом на то, чтобы руководить другими.

Они податливы, умеют приноравливаться к самым разным условиям (В). Результатом этого соединения является достаточно сдержанный, но добродушный и участливый человек, который следует принципу: «Живи сам и давай жить другим». Но по мере увеличения их сферы влияния увеличивается и потребность в контроле. Если 1ИЭВ видит, что его коллега работает кое-как, ему это безразлично. «Это не моего ума дело, каждый платит за себя», — подумает 1ИЭВ. Однако стоит ему оказаться в положении начальника, а также в случае, если поведение сослуживца как-то влияет и на него, и 1ИЭВ начинает уделять значительно большее внимание тому, что творится рядом. Их интроверсия препятствует открытым столкновениям и выяснениям отношений, они тщательно избегают конфликтов, но если их очень заденут за живое, они сами приходят в недоумение от интенсивности своих переживаний и неожиданности своих реакций.

Есенин как  руководитель умеет превращать подчиненных в своих преданных сторонников, так как подчиненные могут в полной мере насладиться свободой в выборе средств для решения поставленных перед ними задач; они получают щедрую поддержку и каждое их предложение будет выслушано со вниманием. Даже если вы потерпите неудачу, не затрагивающую систему ценностей IИЭВ слишком глубоко, вас ободрят и поблагодарят за приложенные усилия. Если же вы погрешите против системы ценностей IИЭВ — учтите, что никто об этом может и не узнать — то прощение не придет само собой. Положение осложняется тем, что интровертно-чувствительная сторона Есенина никогда ничего не забывает и не прощает, тогда как их подвижная интуитивно-воспринимающая сторона будет оставаться по-прежнему добродушной и делать вид, что ничего не произошло.

 

Мужчины-IИЭВ достигают высоких постов тогда, когда их способность к предвидению счастливо сочетается с чувством реальности в выборе способов решения стоящих перед ними задач. В этом случае мужчина-IЭВ может быть руководителем, вдохновляющим подчиненных, хотя повседневные мелочи и способны отравить его существование; чтобы скрыть свою врожденную доброту, которая вызывает критику с чьей-либо стороны, он может поддаться стремлению вести себя нарочито резко, непреклонно, чтобы продемонстрировать характер.

Если обстановка на рабочем месте накаляется, Есенину (IИЭВ) становится не по себе, и поведение можно назвать уходом в сторону — он становится медлительным, пассивным, впадает в угрюмое расположение духа, прерывающееся неожиданными взрывами критики. И эта критика может извлекать на поверхность давно прошедшие обстоятельства, не относящиеся к данному моменту («И это еще не все! Я уже сыт по горло...»). Такое поведение несвойственно 1ИЭВ и может означать приближение стресса, результатом которого могут быть разнообразные соматические, желудочные заболевания. Этого можно избежать, если предоставить 1ИЭВ возможность высказаться напрямик и помочь им преодолеть нежелание говорить о том, что их беспокоит. Ведь их интроверсия препятствует прямым высказываниям даже в том случае, когда они сами считают это необходимым.

Благодаря своему уму, компетентности IИЭВ успешно поднимаются по организационной лестнице, внутренне стремясь к совершенствованию, порой впадая в самокритику, потому что, на их взгляд, работа никогда не может быть сделана безупречно. Расширяя сферу своей деятельности, IИЭВ должны быть готовы к тому, что им придется хлебнуть трудностей и смириться с несовершенством результатов своего труда и нежеланием окружающих жить и работать согласно их ожиданиям.

ДОСТОЕВСКИЙ (интроверт эмоционально-интуитивный решающий) (IЭИР) или «писатель», или «вдохновляющий лидер».

I канал — эмоциональный (Э) — сразу чувствует отношение людей, старается избегать конфликтов, ссор, — терпит очень долго. Никогда не скандалит, и «отодвигается» от неприятного человека. Ведет себя с ним сухо, официально. Старается помочь людям в беде (и морально, и действиями). Старается с детьми быть справедливым, если чувствует, что сам не прав, просит у ребенка прощение. Предполагает заочно в людях положительные качества, стремится установить теплые, дружеские отношения, может простить зло, причиненное ему.

II канал  — интуиция, поэтому чувствует потенциальные возможности, стержень личности людей, предчувствует назревающие конфликты между людьми, но надеется, что все само собой уладится. Считает, что главная ценность в человеке — его нравственность, его моральные устои, морально требователен к себе, испытывает муки совести за малейшие отступления от идеала, иногда бывает «ходячей добродетелью», «занудой-моралистом». Интересуется внутренним миром человека, может быть прекрасным воспитателем-, учителем. Чувство любви к человеку, гуманизм характеризуют его мировоззрение. Среди этого типа много религиозных мыслителей и философов (Конфуций, Н. Бердяев и др.).

III канал  — сенсорный (С), который проявляется как воля, требовательность, недостаток воли считается пороком, поэтому целенаправленно формирует у себя волю («Делай не то, что хочется, а то, что нужно»). «Давит» на себя, заставляет делать то, что нужно, но на других людей не «давит». Не выносит, когда на него кто-то «давит» — «уходит от них», предпочитает дел с ними не иметь. Внутренняя установка людей этого типа: «Не поддаваться нажиму и не давить самому», но если необходимо: «Надо себя заставить!»

На каком  бы участке работы не требовались  старательность и надежность, никто лучше Достоевского (1ЭИР) не справится с этим.

Они задумчивы  и склонны к размышлениям (I), жизнь  представляется им полигоном безграничных возможностей, наполненным бесконечными смыслами и значениями, которые ставятся ими в связь с общей картиной в целом (И). Символы и общие понятия преобразовываются в соответствии с их личностно-ориентированной функцией принятия решения (Э), которая формирует стиль жизни, отличающийся порядком, планомерностью и размеренностью (Р). Сочетание этих предпочтений создает личности с богатым внутренним миром, проявляющим себя в форме заботы и тревоги о других и при этом достаточно четко организованным, чтобы их слова не оставались лишь словами.

Заботливый, участливый, ласковый мужчина порой не встречает понимания со стороны других мужчин.

Если исключить  церковную деятельность, а также  практику частного психолога или педагога, мужчине-Достоевскому (IЭИР) придется на работе нелегко. Их рабочий стиль характеризуется умением сочетать соблюдение расписаний с заботой о нуждах окружающих. Они весьма сдержанны во время конфликтов и обычно лучше других предчувствуют, когда он еще только назревает, как бы предвосхищая события. К сожалению, эта их способность словно притягивает конфликты, которых они опасаются. В результате они растрачивают свои силы и скрывают свои потрясения под маской интроверсии, надеясь, что все скоро уладится. Повышенная эмоциональность, чувствительность этих людей может приводить их к желудочным, соматическим, нервным расстройствам. Для поддержки здоровья и внутреннего равновесия IЭИР жизненно необходима та или иная форма медитации — будь то какая-либо разновидность йоги или же обыкновенные уединенные размышления в течение нескольких минут.

Информация о работе Психологический тип