Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:15, контрольная работа
Интервьюирование, способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Интервью делятся на два класса — свободные (глубокие, клинические, фокусированные) и стандартизированные (формализованные). Свободное интервью носит характер длительной непринуждённой беседы, в которой вопросы интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Свободное интервью часто является начальным этапом разработки стандартизированного интервью или анкеты, проверкой приемлемости вопросов, информационной ёмкости ответов, а интервьюер выступает как исследователь.
1. Дайте определение следующим понятиям: интервьюирование, респондент, поисковое наблюдение.
2 Ответьте на вопрос: «Каковы основные особенности и процедурные составляющие метода наблюдения?»
3 Ответьте на вопрос: «Каковы его основные особенности метода анкетирования»
4. Инициируйте дискуссию на любую тему (понаблюдайте за взаимодействием нескольких людей) и пронаблюдайте за поведением других людей, по следующим критериям: асоциальное (избегание общения, игнорирование, реакции протеста), антисоциальное (агрессия), пассивно социальное (общение без предметного взаимодействия, подражание, следование за другими), активно социальное (руководство, сотрудничество). Опишите полученные результаты, сделайте выводы.
Список литературы
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
Контрольная работа по дисциплине «Психологический практикум»
Содержание
1. Дайте определение следующим понятиям: интервьюирование, респондент, поисковое наблюдение.
2 Ответьте на вопрос: «Каковы основные особенности и процедурные составляющие метода наблюдения?»
3 Ответьте на вопрос: «Каковы его основные особенности метода анкетирования»
4. Инициируйте дискуссию на любую тему (понаблюдайте за взаимодействием нескольких людей) и пронаблюдайте за поведением других людей, по следующим критериям: асоциальное (избегание общения, игнорирование, реакции протеста), антисоциальное (агрессия), пассивно социальное (общение без предметного взаимодействия, подражание, следование за другими), активно социальное (руководство, сотрудничество). Опишите полученные результаты, сделайте выводы.
Список литературы
1. Дайте определение следующим понятиям: интервьюирование, респондент, поисковое наблюдение.
Интервьюирование, способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Интервью делятся на два класса — свободные (глубокие, клинические, фокусированные) и стандартизированные (формализованные). Свободное интервью носит характер длительной непринуждённой беседы, в которой вопросы интервьюера обусловлены конечной целью исследования. Свободное интервью часто является начальным этапом разработки стандартизированного интервью или анкеты, проверкой приемлемости вопросов, информационной ёмкости ответов, а интервьюер выступает как исследователь.
Респондент [англ. respondent — отвечающий] — участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого. В зависимости от характера исследования Респондент предстает как испытуемый, клиент, информант, пациент или просто собеседник.
Поисковое наблюдение - НАБЛЮДЕНИЕ, задача которого - выявить
единицы в МАТЕРИАЛЕ
НАБЛЮДЕНИЯ, расчленить его на элементы,
признаки и категории, необходимые для
последующего СТАНДАРТИЗИРОВАННОГО
НАБЛЮДЕНИЯ.
2. Метод наблюдения. В отличие от тех наблюдений
за детьми, которыми обычно богат повседневный
опыт любого вдумчивого педагога-практика,
научное исследование характеризуется
с самого начала тем, что сбор фактов строго
определяется поставленной задачей и
направлен на раскрытие той закономерности,
которую изучает психолог. Для сбора фактов
пользуются разными методами.
Особенность наблюдения как
метода психологического изучения ребенка
состоит в том, что исследователь фиксирует
действия, высказывания, поступки, которые
совершают дети в повседневной жизни.
Изучая, например, особенности взаимоотношений
детей трех-четырехлетнего возраста, исследователь
наблюдает за их играми, за их поведением
в умывальной, на прогулке, за столом, в
спальне и т. п.
Метод наблюдения отличается
следующими положительными чертами:
1. Исследователь собирает факты
естественного поведения ребенка. Не зная,
что за ними кто-то следит (а это является
первейшим условием использования метода
наблюдения), дети ведут себя свободно,
и поэтому ученый получает жизненно правдивые
факты.
2. Фиксируя поведение детей,
исследователь видит каждого ребенка
как целостную личность. Каждую реплику
или действие ребенка он воспринимает
не изолированно, не обособленно, но в
связи с другими действиями, словами или
поступками. Поэтому для исследователя
каждый факт воспринимается как звено,
как элемент всей системы проявлений изучаемой
личности.
3. Поскольку поведение ребенка
в коллективе, его действия, переживания,
речь обычно вызваны действиями, словами,
поведением его сверстников, наблюдение
позволяет уловить отношения конкретного
(наблюдаемого) ребенка с другими членами
детского коллектива. Если поведение дошкольника
резко различно в детском саду и в семье,
перед исследователем возникает задача
найти причины упрямства и капризов ребенка
в особенностях его взаимоотношений с
членами семьи.
4. Наблюдение позволяет с наибольшей
ясностью уловить связь между поведением
ребенка и действиями учителя, воспитателя.
Наблюдатель может получить представление
об особенностях взаимоотношений ребенка
с педагогом и о степени успешности управления
взрослым поступками и действиями детей.
Наряду со многими положительными
чертами метод наблюдения отличается
и некоторыми недостатками, ограничивающими
сферу его применения.
1. Жизненность наблюдаемых
фактов, их органическая связь и слитность
со множеством попутных явлений социального,
психологического и физического порядка
затрудняют понимание каждого явления,
его анализ. Что является существенным?
Какие стороны, признаки, отношения надо
рассматривать как главные, определяющие
для объяснения зафиксированного факта?
Какие следует опустить как случайные,
не имеющие существенного значения?
Алла дерзко ответила бабушке,
когда та пришла за ней в детский сад раньше
обычного времени и невольно оторвала
девочку от игры. Чем эта грубость вызвана:
досадой, связанной с тем, что не была закончена
интересная игра, или тем отношением к
бабушке, которое сложилось в семье? Может
быть, причиной грубости является нездоровье
ребенка, которое еще не обнаружили взрослые?
Или его перевозбуждение? А, может быть,
бабушка что-то сказала внучке еще утром,
что вызвало столь резкую реплику ребенка
при встрече с ней вечером? Или бабушка
совсем не виновата, а девочка получила
днем замечание от воспитательницы и сорвала
свою обиду на бабушке?
Слитность изучаемого факта,
с другими обстоятельствами жизни ребенка
требует от исследователя большой работы
по вычленению существенных сторон наблюдаемого
явления.
2. Ответьте на вопрос: «Каковы основные особенности и процедурные составляющие метода наблюдения?»
Наблюдая за поведением
детей, исследователь не
3. Исследователь не может обеспечить
повторное наблюдение, одного и того же
факта. А это часто бывает необходимо для
проверки, уточнения, дополнения тех впечатлений,
которые сохранились от цервого наблюдения.
4. Факты, собранные методом
наблюдения, обычно фиксируются в описательной
форме. Лишь применение технических средств,
в первую очередь звукозаписывающих приборов
(магнитофонов), киносъемочных аппаратов,
позволяет восстановить полностью подлинную
картину того отрезка жизни детей, который
подвергался наблюдению. При отсутствии
фото-, кинозвукозаписей (а наличие такой
аппаратуры часто нарушает естественность
поведения детей) наблюдаемые факты просто
описываются. Анализ, а затем обобщение
таких фактов, разнохарактерных и часто
запутанных, чрезвычайно сложны. Применение
статистических методов обработки материала,
собранного методом наблюдений, очень
ограниченно. Поэтому выведение каких-либо
законов на основе использования только
одного метода наблюдения практически
почти невозможно.
Применяя метод наблюдения
в научных исследованиях, необходимо соблюдать
некоторые условия. Чем более четко сформулирована
задача или вопрос исследования, тем более
точным и целенаправленным будет отбор,
фиксация, а затем и анализ фактов.
Необходимо также умение вести
наблюдение, т. е. быстро, четко и объективно
достоверно фиксировать то, что подлежит
изучению. Трудность тут в том, что наблюдение
должно быть выборочным (соответствовать
поставленному вопросу исследования)
и вместе с тем выбранные факты должны
фиксироваться достаточно полно. (Здесь
могут применяться разные приемы сокращенной
записи: специальные знаки и условные
обозначения, а также фото-, киносъемка.)
Наблюдение дает ценные факты
лишь тогда, когда оно ведется последовательно,
систематично, например в одно и то же
время, за одними и теми же детьми. Примером
таких систематических наблюдений могут
служить дневники, характеризующие развитие
одного или нескольких детей на протяжении
некоторого периода времени (например,
от рождения до 3 или 5 лет). На таком «продольном»
исследовании построен и монографический
метод (Н. С. Лейтес, Д. Б. Эльконин, Л. С.
Славина и др.). Исследование изменений,
происходящих в психической деятельности
изучаемого ребенка в разные моменты его
жизни, позволяет ученому не только вскрыть
этапы и особенности психического развития
данного ребенка, но и проводить разнообразное
сравнительное изучение развития разных
детей.
3. Ответьте на вопрос: «Каковы его основные особенности метода анкетирования»
Метод анкетирования -изучение индивидуальных психологических
особенностей личности подчиненного на
основе анализа содержания даваемых им письменных ответов
на заранее подготовленный перечень вопросов;
Анкетирование,
как и наблюдение, является од ним из наиболее распространенных
исследовательских методов в психологии.
Анкетирование обычно проводится с использованием
данных наблюдения, которые (наряду с данными,полученными
при помощи других исследовательских
методов) используются присоставлении
анкет.
Существуют три основных типа анкет, применяемых
в психологии:
это анкеты, составленные из прямых вопросов
и направленные на выявление осознаваемых
качеств испытуемых. Например, в анкете,
направленной на
выявление эмоционального отношения школьников
к своему возрасту, использован такой
вопрос: "Предпочитаете стать взрослым
теперь же, сразу, или хотитеостаться ребенком
и почему?";это анкеты селективного
типа, где испытуемым на каждый вопрос
анкеты предлагается несколько готовых
ответов; задачей испытуемых является
выбор наиболее подходящего ответа. Например,
для определения отношения учащегося
к различным учебным предметам можно использовать
такой вопрос: "Какой из учебных предметов
- самый интересный?". А в качестве возможных
ответов можно предложить перечень учебных
предметов: "алгебра", "химия",
"география", "физика" и т.д.;
это анкеты шкалы; при ответе на вопросы
анкет-шкал испытуемый должен не просто
выбрать наиболее правильный из готовых
ответов, а прошкалировать (оценить в баллах)
правильность из предложенных ответов.
Так, например, вместо ответов "да"
или "нет" испытуемым можно предложить
пятибалльную шкалу
ответов:
5 - уверено да;
4 - больше да, чем нет;
3 - не уверен, не знаю;
2 - больше нет, чем да;
6
1 - уверенно нет.
Между этими тремя типами анкет не существует
принципиальных различий, все они являются
лишь различными модификациями метода
анкетирования. Однако если использование
анкет, содержащих прямые (а тем более
косвенные) вопросы, требует предварительного
качественного анализа ответов, что значительно
затрудняет использование количественных
способов отработки и анализа получаемых
данных, то анкеты-шкалы являются наиболее
формализованным типом анкет, так как
они позволяют проводить более точный
количественный анализ данных анкетирования.
Бесспорным достоинством метода анкетирования
является быстрое получение
массового материала, что позволяет проследить
ряд общих изменений в
зависимости от характера учебно-воспитательного
процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования
является то, что он позволяет вскрывать,
как правило, только самый верхний слой
факторов: материалы, при помощи анкет
и вопросников (составленных из прямых
вопросов к испытуемым), не могут дать
исследователю представления о многих
закономерностях и причинных зависимостях,
относящихся к психологии. Анкетирование
- это средство первой ориентировки, средство
предварительной разведки. Чтобы компенсировать
отмеченные недостатки анкетирования,
применение этого метода следует сочетать
с использованием более содержательных
исследовательских методов, а также проводить
повторные анкетирования, маскировать
от испытуемых подлинные цели опросов
и т.д.
даваемых им письменных ответов
на заранее подготовленный перечень вопросов;
Метод анкетирования давно и успешно применяется
в различных областях зоологических исследований.
Особую ценность данный метод представляет
при сборе информации по редким видам.
Он может применяться наряду со стандартными
опросными и учетными методами, не требуя
при этом больших материальных и временных
затрат. Результатом проведенного анкетирования
могут быть дополнительные, часто уникальные,
нигде ранее не запротоколированные сведения
о местах находок редких видов, их образе
жизни, состоянии кормовой базы, отношении
местного населения, существующих лимитирующих
факторах и т.п. С другой стороны данные
предварительного анкетирования могут
быть использованы для дальнейшего планирования
мероприятий по обследованию того или
иного участка ареала интересующего вида,
поиску ответа на тот или иной поставленный
вопрос.
Хорошо известна практика использования
метода анкетирования при изучении охотничье-промысловых
видов млекопитающих и птиц (Семенов-Тян-Шанский,
1963; Исаков, 1963; Юргенсон, 1963 и др.), а так
же редких видов, например, снежного барса.
Форма анкеты при внешней лаконичности
обладает большой информационной емкостью.
Простота и четкость поставленных вопросов
делает возможным ее использование среди
широких слоев населения с различным образовательным
уровнем. Анкета легко переводится на
различные языки. Анкетируемые сами выбирают
язык изложения. В ряде случаев, в зависимости
от желания респондентов, анкетирование
может носить анонимных характер.
Собственный опыт анкетирования, проведенный
в рамках проектов в 2001 г. и в 2003 г. позволил
выявить как неоспоримые достоинства
данного метода, так и его недостатки.
К достоинствам можно отнести:
- Получение уникальной информации от
населения и сотрудников ООПТ.
- Стандартизация, позволяющая корректно
обобщать информацию.
- Дешевизна и широкий территориальный
охват при сравнительно небольших временных
затратах.
- Повышение информированности и интереса
местного населения к вопросам охраны
природы, поскольку процесс анкетирования
сопровождается разъяснением целей и
задач исследования и т.д.
- Пропаганда идей охраны природы; повышение
значимости и личной ответственности
населения и персонала ООПТ.
- Налаживание контакта с местным населением
посредством мероприятий связанных с
анкетированием; как результат создание
постоянно действующей информационной
сети заинтересованных лиц (инспекторов,
охотников и т.п.).
К недостаткам метода относятся:
- Субъективизм полученных данных.
- «Погоня за результатом», т.е. нередко
встречающееся приукрашивание деталей,
например, преувеличение количества хищников,
числа жертв и т.д.
- «Боязнь» ведения документации, т.к. некоторых
людей отпугивает необходимость заполнения
официального документа.
- Недостаточная полнота полученных данных,
связанная с тем, что наблюдения сделаны,
как правило, неспециалистами. Это приводит
к упущению многих деталей, свидетельствующих
о пребывании зверя (например, поскребов,
фекалий, мочевых меток, лежек и др.).
Кроме того, анкета, при всем ее удобстве
ограничивает объем получаемой информации,
поскольку в ячейки и строчки фиксированного
размера зачастую невозможно уместить
множество деталей и подробностей.
В рамках проводимых нами исследований
было подготовлено два типа анкет. Первая
из них содержит вопросы непосредственно
связанные со снежным барсом. В ней приводятся
стандартные данные, касающиеся прямого
наблюдения за хищником, особенности его
поведения, сведения об охоте на снежного
барса, а также данные по нападению ирбиса
на домашний скот. Вторая анкета представляет
собой опросник, позволяющий выяснить
состав кормовой базы снежного барса на
конкретной территории. Наряду со списком
основных жертв снежного барса был введен
дополнительный список редких и фоновых
видов животных, информация по которым
представляет определенный интерес. Анкетирование
проводилось на узбекском и русском языках.
За время проведения исследования было
опрошено 47 респондентов - сотрудников
ООПТ Узбекистана: Чаткальского, Зааминского,
Гиссарского заповедников и Угам-Чаткальского
национального парка, а так же местных
жителей, проживающих в горных кишлаках
Ташкентской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской
областей.
Полученная информация была внесена в
первичную базу данных по находкам снежного
барса в Узбекистане, которая в последствии
будет интегрирована в международную
базу данных, созданную по инициативе.
В результате проведенного анкетирования
была получена информация за период с
1975 по 2003 гг. Наибольшее количество встреч
снежного барса приходится на 1990-2000 гг.
На наш взгляд эти данные не являются объективным
отражением многолетней популяционной
динамики снежного барса, а скорее связаны
с более свежими воспоминаниями людей
о событиях последнего десятилетия. Это
подтверждает необходимость регулярного
проведения анкетирования. Всего было
описано 96 случаев встреч ирбиса и следов
его жизнедеятельности на Угамском, Пскемском,
Чаткальском, Туркестанском и Гиссарском
хребтах. Большинство находок было сделано
на Гиссарском хребте как на территории
Гиссарского заповедника так и за его
пределами (верховья р.Сангардак, Сурхандарьинская
обл.).
Эти данные можно рассматривать в качестве
косвенного подтверждения более высокой
плотности популяции снежного барса в
гиссарской части ареала. Однако, было
бы неверным делать выводы, о состоянии
популяции основываясь только на сведениях,
полученных методом анкетирования.
В 23 случаях (27% от общего) в анкетах приводится
информация о непосредственном наблюдении
за хищником во время перемещений и на
отдыхе . Для снежного барса характерны
переходы преимущественно по линии водоразделов
и через горные долины. Кроме того, снежного
барса отмечали в арчевом лесу. Некоторые
наблюдения описывают сцену тропления
ирбисом жертвы.
По данным анкетирования было зарегистрировано
30 случаев (33,7%) успешной охоты снежного
барса на диких (11 случаев) и домашних (19
случаев) животных. Из диких животных отмечено
нападение на красного сурка (2 случая)
и сибирского горного козла (9 случаев).
Охота не всегда оканчивалась удачей.
Имеются указания на безуспешные попытки
нападения на горного козла. Получены
данные по нападению ирбиса на домашних
коз и овец (14 случаев), коров (3 случая),
а так же описаны факты успешной охоты
на жеребенка и осла. Анкетируемые указывают,
что количество домашних животных добытых
снежным барсом за время одного нападения,
составляет от 1 до 35 особей, в среднем
5,5 особей. Аналогичные случаи достоверно
отмечались в других частях ареала, например,
в Непале, когда за одно нападение на скот,
содержащийся в загоне, снежный барс уничтожал
до сотни голов мелкого рогатого скота
(у.с. Р. Джексона). Руководствуясь охотничьим
инстинктом, хищник пытается убить как
можно больше животных, которых затем
бросает. Несовершенное устройство летних
загонов способствует этому, поскольку,
как правило, они доступны для проникновения
хищника (низкое ограждение, отсутствие
крыши) и не позволяют спастись жертвам.
Кроме того, есть свидетельства проникновения
барса в зимний загон для скота через крышу
крытую соломой (Гиссарский хр.). Летом
в дневное время суток скот часто остается
без присмотра чабана,
либо выпасается детьми, которые не всегда
могут обеспечить сохранность животных.
Это может спровоцировать нападение хищников,
и в первую очередь волка и снежного барса.
Доля домашнего скота (63%) в рационе снежного
барса по материалам анкетирования представляется
завышенной . Это объясняется тем, что
случаи нападения ирбиса на домашних животных
никогда не остаются не замеченными, чего
нельзя сказать об охоте на диких животных,
случаи которой фиксируются местными
жителями случайно. Работники охраняемых
территорий дают более объективную информацию,
т.к. проводят специальные наблюдения
за дикими животными.
В анкетах приводятся данные о прямом
преследовании снежного барса человеком
(11,2%) . Из 10 имеющихся указаний, 6 случаев
относятся к охоте на зверя ради шкуры
или для продажи в частные зоопарки. Реже
снежный барс добывается ради личного
престижа охотника. В большинстве случаев
охотниками являются местные жители. В
последнее время получены факты охоты
на барса представителей силовых структур.
Опрашиваемые описали всего 4 случая, когда
барс был убит чабанами в отместку за нападение
на скот или в результате самозащиты. При
этом сообщалось, что зверь забивался
палками. Описан так же курьезный случай,
когда пастух «голыми руками» отобрал
у барса его жертву. По нашей экспертной
оценке в тяньшанской части ареала ежегодно
добывается 2-3 особи снежного барса, на
Туркестанском хр. – в среднем 2 особи
в год, на Гиссарском хр. в долине р.Сангардак
- 1 ос/год. Все случаи добычи ирбиса во
время нападения на скот описаны в разные
годы из окрестностей Гиссарского заповедника.
Следы снежного барса (25 случаев, или 27%
от общего) чаще отмечаются на снегу независимо
от времени года. Несколько находок сделано
на влажном грунте у нор сурка. Указывается
3 случая нахождения
фекалий снежного барса, причем все находки
были сделаны сотрудниками заповедника.
Анкетирование, как и наблюдение,
является одним из наиболее распространенных
исследовательских методов в возрастной
и педагогической психологии. Анкетирование
обычно проводится с использованием данных
наблюдения, которые (наряду с данными,
полученными при помощи других исследовательских
методов) используются при составлении
анкет. Существует три основных типа анкет,
применяемых в возрастной и педагогической
психологии. Во-первых, это анкеты, составленные
из прямых вопросов и направленные на
выявление осознаваемых качеств испытуемых.
Например, в анкете, направленной на выявление
эмоционального отношения школьников
к своему возрасту, использован такой
вопрос: «Предпочитаете ли стать взрослым
теперь же, сразу, или хотите остаться
ребенком и почему?» Во-вторых, анкеты
селективного типа, где испытуемым на
каждый вопрос анкеты предлагается несколько
готовых ответов; задачей испытуемого
является выбор наиболее подходящего
ответа. Например, для определения отношения
учащихся к различным учебным предметам
можно использовать такой вопрос: «Какой
из учебных предметов — самый интересный?»А
в качестве возможных ответов можно предложить
перечень учебных предметов: «алгебра»,
«химия», «география» и т. д. Наконец, в-третьих,
это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы
анкет-шкал испытуемый должен не просто
выбрать наиболее правильный из готовых
ответов, а прошкалировать (оценить в баллах)
правильность каждого из предложенных
ответов. Так, например, вместо ответов
«да» или «нет» испытуемым можно предложить
пятибалльную шкалу ответов: 5 — уверенно
да; 4 — больше да, чем нет; 3 — не уверен,
не знаю; 2 — больше нет, чем да; 1 — уверенно
нет
Между этими тремя типами анкет не существует
принципиальных различий, все они являются
лишь различными модификациями метода
анкетирования. Однако если использование
анкет, содержащих прямые (а тем более
косвенные) вопросы, требует предварительного
качественного анализа ответов, что значительно
затрудняет использование количественных
способов отработки и анализа получаемых
данных, то анкеты-шкалы являются наиболее
формализованным типом анкет, так как
они позволяют проводить более точный
количественный анализ данных анкетирования.
Бесспорным достоинством метода анкетирования
является быстрое получение массового
материала, что позволяет проследить ряд
общих возрастных изменений в зависимости
от характера учебно-воспитательного
процесса и т. п. Недостатком метода анкетирования
является то, что он позволяет вскрывать,
как правило, только самый верхний слой
фактов: материалы, полученные при помощи
анкет и вопросников (составленных из
прямых вопросов к испытуемым), не могут
дать исследователю представления о многих
закономерностях и причинных зависимостях,
относящихся к возрастной и педагогической
психологии. Анкетирование — это средство
первой ориентировки, средство предварительной
разведки.
Чтобы компенсировать отмеченные недостатки
анкетирования, применение этого метода
следует сочетать с использованием более
содержательных исследовательских методов,
а также проводить повторные анкетирования,
маскировать от учащихся подлинные цели
опросов и т. д.
Таким образом, в результате проведенного
анкетирования нами был получен довольно
разнообразный и обширный материал по
распределению снежного барса в пределах
республики, его территориальному и пищевому
поведению, случаях и причинах браконьерства.
Нам представляется рациональным проведение
анкетирования среди работников ООПТ
и местного населения для сбора первичной
информации по редким и ценным видам животных.
Проводить анкетирование оптимально не
реже одного раза в 3-4 года, что даст возможность
получения свежих сравнимых по годам данных.
Интерпретацию анкетных данных нужно
делать с определенной долей осторожности,
учитывая субъективность полученной информации.
В момент анкетирования желательно личное
присутствие исследователя для дачи необходимых
пояснений и получения уточнений по заполняемому
вопроснику.
В качестве одного из методов
выявления движущих мотивов работника
можно использовать метод анкетирования.
В данном случае, в рамках исследования
проблемы мотивации персонала была
разработана специальная анкета
и проведено анкетирование
В качестве цели данного анкетирования
рассматривался, с одной стороны, сбор
информации о том, что для страхового агента
является наиболее привлекательным в
его работе, что, наоборот вызывает трудности,
какие мотивы побуждают его к деятельности,
что является наиболее мотивирующим фактором,
то есть выявление движущих мотивов. В
данном случае анкета выступает как элемент
«обратной связи» для руководства компании.
Но одновременно выполнялась еще одна
функция. Сама анкета и проведение анкетирования
рассматривались как факторы, которые
могут в той или иной степени оказать мотивирующее
воздействие на работников. В этом случае
целью анкетирования являлся не сбор информации,
а возможность выразить заинтересованность
со стороны руководства компании в проблемах,
с которыми сталкиваются агенты.
Данная анкета была составлена c учетом
особенностей деятельности финансового
консультанта, внутренних и внешних условий
работы. В вопросах использовались специальные
термины, используемые в рамках данной
организации.
Анкета носила анонимный характер. Это
позволило, на наш взгляд, получить более
честные и искренние ответы, уменьшить
влияние эффекта социальной желательности.
Первые пять вопросов (возраст, пол, время
работы в компании) являются, с одной стороны,
чисто информативными, а с другой стороны
представляют большой интерес для исследования.
Например, данные о возрасте анкетируемых
позволяют нам на основе одной из возрастных
периодизаций выдвигать гипотезы о существовании
возрастной динамики развития мотивации
у страховых агентов. Информация о времени
работы агента в данной сфере деятельности
и в данной компании наглядно показывает
связь между тем, какие мотивы движут работником,
который недавно работает в компании,
или «новичком», и агентом со стажем –
«старичком». Кроме того, эти вопросы являются
вспомогательными для установления различных
связей между факторами. Зная о существовании
различных мотивационных установок у
различных групп агентов, руководитель
сможет формировать и направлять их в
соответствии с личными целями и задачами
компании.
Шестой вопрос является, на наш взгляд,
не менее важным, так как он раскрывает
те цели, которые ставят перед собой агенты.
Отвечая на вопрос о
том, что является наиболее привлекательным
в работе, агент как бы отвечает на вопросы,
что он ждет от этой работы, каким образом
он собирается это осуществить, и, наконец,
что его действительно привлекает в работе
страхового агента, являются ли мотивы
в большей степени внутренними или внешними.
Внутренней и внешней мотивации посвящен
также седьмой вопрос.
Наибольший интерес для нас представляет
восьмой вопрос. Он составлен на основе
теории Маслоу. Агентам предлагается выбрать
один из двух факторов, являющийся, на
их взгляд, наиболее мотивирующим. Всего
представлено 20 пар; каждой потребности
из иерархии потребностей Маслоу (физиологические,
безопасности, причастности, самоутверждения
и самореализации) соответствует два фактора.
К физиологической потребности относятся
такие факторы, как «высокая зарплата»
и «хорошие условия труда», к потребности
безопасности – «уверенность в завтрашнем
дне» и «надежность компании», к потребности
причастности – «хороший коллектив» и
«совместные мероприятия, выходящие за
рамки работы». Потребности самоутверждения
соответствуют факторы «Cтатус VIP, членство
в Senior Club» и «сувениры, публичное признание
лучшим агентом, победа в конкурсе», и,
наконец, к потребности самовыражения
мы отнесли следующие факторы: «возможность
использовать свой творческий потенциал,
свобода и независимость» и «возможность
самореализации».
Наконец, девятый вопрос, связан с проблемой
внешней мотивации, то есть, с выявлением
внешних по отношению к работнику факторов,
оказывающих воздействие на мотивы его
деятельности.
Таким образом, в совокупности все вышеперечисленные
вопросы позволяют, на наш взгляд, получить
достаточно полную картину об особенностях
мотивационных установок у страхового
агента, с учетом как внешних условий работы,
так и его внутренних потребностей.
Анализ результатов
анкетирования
Анализируя общие тенденции и закономерности,
необходимо, в первую очередь, рассмотреть,
какие обнаружены связи между различными
факторами, оказывающими влияние на деятельность
страхового агента.
Например, была выявлена зависимость удовлетворенности
рабочим местом от возраста работника.
Чем старше работник, тем больше он доволен
тем, в каких условиях работает. И, наоборот,
чем моложе агент, тем меньше его устраивает
рабочее место. Объяснить данную закономерность
можно, с нашей точки зрения, двумя моментами.
Во-первых, люди более зрелого возраста
привыкли работать при таких условиях,
когда оснащенность дорогостоящей техникой,
персональными компьютерами, удобной
и комфортабельной мебелью была достаточно
низкой, все работали в приблизительно
равных условиях. Кроме того, людей в большей
степени волновало наличие работы вообще
и возможность прокормить семью, а условия
работы отодвигались на второй план. Сегодня
в период стремительного развития информационных
технологий, когда у каждого второго работника
есть дома свой компьютер, а у каждого
пятого – Интернет, требования к рабочему
месту гораздо выше, чем были раньше. Кроме
того, у молодых людей, имеющих высшее
образование и желание работать, есть
гораздо больше возможностей найти работу,
соответствующую их возможностям и амбициям.
Поэтому при поиске работы они обращают
большое внимание не только на то, как
будет оплачиваться их труд, какие перспективы
карьерного роста их ожидают, но и в каких
условиях им придется работать.
С другой стороны, данную закономерность
можно объяснить тем, что работники более
зрелого возраста придают большее значение
внутреннему содержанию рабочего процесса,
в то время как молодые люди, еще не имея
достаточного опыта, в большей мере интересуются
внешними условиями работы.
Также была получена интересная связь
между временем работы в компании и режимом
работы, системой вознаграждения и системой
обучения. Связь отрицательная, это позволяет
нам выдвигать гипотезу о том, что чем
меньше работник работает в компании,
тем больше он доволен такими факторами
как режим работы, система оплаты и обучение.
И, соответственно, чем дольше агент работает
в компании, тем у него более негативное
отношение к данным факторам. Попытаемся
объяснить подобную связь. Можно предположить,
что при поступлении на работу и в самом
начале работы вышеуказанные моменты
кажутся работнику достаточно привлекательными
по сравнению с тем, с чем они сталкивались
раньше, на предыдущем месте работы. Однако,
отработав определенный срок на данном
месте, работник привыкает к тому, как
оплачивается его труд, к режиму работы
(в данном случае это достаточно гибкий
и свободный график), к форме обучения.
Для него это уже не ново, а, следовательно,
не так привлекательно, как в начале работы.
Кроме того, достигнув определенных результатов,
сотрудник претендует на адекватную компенсацию.
В любом случае, менеджерам и руководителям
следует, на наш взгляд, уделять больше
внимания не только «новичкам», для которых
и так все «в новинку» и все интересно,
но и тем, кто уже отработал определенный
период в компании и имеет четкое представление
о том, что он может получить здесь. Для
этих работников, если, конечно, они представляют
определенную ценность для компании, необходимо
постоянно искать новые мотивирующие
моменты, чтобы сохранить эффективность
их деятельности на постоянно высоком
уровне и не дать им уйти в другую компанию.
Другая интересная связь была обнаружена
между удовлетворенностью режимом работы
и тем, сколько времени в своей жизни работник
посвящает данной деятельности. Обработка
данных показала, что чем субъективно
меньше времени агент уделяет работе (как
психологически, так и физически), тем
больше он доволен существующим режимом
работы. И чем больше агент работает, тем
меньше его устраивает график работы.
Объяснение этому может быть следующим.
Для тех, кто работает меньше, не так важны
условия их работы, в частности, существующий
достаточно гибкий график вполне их устраивает.
Для работников, посвящающих работе большую
часть своего времени, регулярно встречающихся
с клиентами и постоянно думающими о том,
как лучше построить разговор и организовать
встречу, существующий режим работы является
не вполне удовлетворительным. Таким работникам,
необходимо, на наш взгляд, предоставлять
больше свободы в распределении времени
и организации работы. В ответ на меньший
контроль со стороны руководства они будут
давать более высокие результаты, так
они умеют самоорганизовываться. Безусловно,
это в большей степени относится к работникам
более зрелого возраста и имеющим достаточный
опыт работы в данной сфере деятельности.
Анализ данных анкетирования выявил еще
одну общую для данной группы закономерность,
связанную с потребностями причастности
и самоутверждения по теории Маслоу. При
высоком показателе потребности причастности,
мы видим низкий показатель потребности
самоутверждения, и наоборот. В связи с
этим можно предположить, что, придя на
работу и попав в данный коллектив, работник
перестает думать о самоутверждении, поскольку,
достигнув большего, чем его коллеги, «выбившись»,
он может потерять свое место в коллективе.
Отсюда появляется два типа работника.
Первый тип – «эффективные и почитаемые
одиночки». Сотрудники, принадлежащие
к первому типу, уделяют больше внимания
собственному развитию в данной сфере,
постоянно работают над собой, при этом
не придавая особого значения взаимоотношениям
с коллегами. Они успешны и поэтому пользуются
уважением у остальных, но в коллектив
их не принимают. Остальные, и их, как правило,
большинство, принадлежат ко второму типу
работника – «средние и довольные этим
агенты». Хорошие дружеские отношения
с коллегами, совместные мероприятия,
общение – вот, что привлекает агентов,
составляющих второй тип.
Что касается выраженности потребностей
у данной группы, то здесь на первый план
выходят потребности физиологические
и потребности в безопасности, затем потребность
самовыражения, и в меньшей степени выражены
потребности причастности и самоутверждения.
В соответствии с теорией Маслоу, люди,
у которых преобладают физиологические
потребности, работают в основном по причине
необходимости удовлетворения потребностей
этой группы, мало интересуются содержанием
работы, они концентрируют свое внимание
на оплате, а также на условиях труда, удобстве
на рабочем месте, возможности избегать
усталости и т.д. Безусловно, мы не можем
со стопроцентной уверенностью говорить
о том, что всем анкетируемым присуще данное
определение, нужно учитывать и небольшую
выборку, и возможность ошибки, и возможную
неопределенность вопросов данной анкеты.
Тем не менее, читая заполненные анкеты,
мы действительно обнаруживаем повышенную
заинтересованность работников в условиях
их труда, в системе вознаграждения. Вероятно,
это связано и с тем, как организована
их деятельность со стороны компании.
Другой наиболее явно выраженной для данной
группы потребностью является потребность
безопасности. По теории Маслоу, потребности
этой группы связаны со стремлением и
желанием людей находиться в стабильном
и безопасном состоянии. Люди, испытывающие
потребности этого рода, стремятся избегать
волнительных ситуаций, любят четкие правила
и ясные инструкции. Они оценивают свою
работу, в первую очередь, с точки зрения
обеспечения им стабильного существования
в будущем. Кроме того, для человека, находящегося
под влиянием этих потребностей, важны
гарантии работы, пенсионное обеспечение,
гарантия медицинского обслуживания.
Здесь мы видим очень интересное противоречие.
Все те условия, которые Маслоу описывает
как необходимые для подобной группы людей,
не имеют никакого отношения к работе
страхового агента. Это работа, требующая
риска, вызова, постоянного быстрого принятия
решений. Это работа на проценты, без социального
пакета и гарантий. В результате, возникает
вопрос, что движет человеком, когда он
идет на такую работу, желая при этом стабильности
и надежности. Возможно, работа страховым
агентом воспринимается им как временная,
как возможность быстро заработать.
Что касается потребности самовыражения,
то, как видно из диаграммы 1, она также
достаточно явно выражена у данной группы
людей, правда, в меньшей степени, чем две
предыдущие. Это потребности, выражающиеся
в стремлении человека к наиболее полному
использованию своих знаний, способностей,
умений и навыков. Это потребности в творчестве
в широком смысле этого слова. В соответствии
с теорией Маслоу, люди с данной потребностью
созидательны и независимы. На наш взгляд,
работа страхового агента действительно
требует неоднозначного, творческого
подхода к решению стоящих перед ним задач.
Страховой агент находится в постоянном
взаимодействии с людьми разных профессий,
разного социального статуса и положения
в обществе. А люди, как известно, – это
главное богатство любого общества и любой
организации, поэтому для достижения максимальной
эффективности от общения агент или консультант,
должен быть открыт к восприятию себя
и других, должен быть, в каком-то смысле,
гибким и тонким психологом. Но важно учитывать
тот факт, что искусство владения этими
качествами требует от человека постоянной
работы над собой, постоянного переосмысления
своих действий и ошибок.
Заключение
Метод анкетирования давно и успешно применяется
в различных областях зоологических исследований.
Особую ценность данный метод представляет
при сборе информации по редким видам.
Он может применяться наряду со стандартными
опросными и учетными методами, не требуя
при этом больших материальных и временных
затрат. Результатом проведенного анкетирования
могут быть дополнительные, часто уникальные,
нигде ранее не запротоколированные сведения
о местах находок редких видов, их образе
жизни, состоянии кормовой базы, отношении
местного населения, существующих лимитирующих
факторов и т.п. С другой стороны данные
предварительно анкетирования могут быть
использованы для дальнейшего планирования
мероприятий по обследованию того или
иного участка ареала интересующего вида,
поиску ответа на тот или иной поставленный
вопрос.