Психологический портрет

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:43, реферат

Описание работы

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

Работа содержит 1 файл

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет.docx

— 24.25 Кб (Скачать)

 Интеллектуальность 

 Известный советский  психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал  интеллект как тип поведения  человека — «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность  человека выделить в ситуации  существенные свойства и привести  свое поведение в соответствие  с ними. Интеллект — это система  психических процессов, обеспечивающих  реализацию способности человека  оценивать ситуацию, принимать решение  и в соответствии с этим  регулировать свое поведение. 

 Интеллект особенно  важен в нестандартных ситуациях  — как символ обучения человека  всему новому. 

 Французский психолог  Ж. Пиаже считал одной из  самых важных функций интеллекта  взаимодействие с окружающей  средой через адаптацию к ней,  т. е. умение ориентироваться  в условиях и соответственно  строить свое поведение. Адаптация  может быть двух видов: ассимиляция  — приспособление ситуации через  изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной  деятельности, и аккомодация —  приспособление человека к изменяющейся  ситуации через перестройку стиля  мышления. 

 Интеллект можно  определить также как общую способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер). 

 Структура интеллекта  зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики  профессиональной деятельности  и индивидуальных особенностей. 

 Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому нужно не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект и на словах, и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности. 

 Эмоциональность 

 Со времен Платона  вся психическая жизнь делится  на три относительно самостоятельные  сущности: ум, воля и чувства, или  эмоции. 

 Ум и воля  в какой-то степени подчиняются  нам, эмоции же всегда возникают  и действуют помимо нашей воли  и желания. Они отражают личную  значимость и оценку внешних  и внутренних ситуаций для  жизнедеятельности человека в  виде переживаний. В этом субъективность  и непроизвольность эмоций.

Под умением управлять  эмоциями чаще всего подразумевается  умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это  скрывается; обидно, но внешне только раздражение  или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее  или принимают защитную форму  агрессии. 

 Управлять эмоциями  просто необходимо, во-первых, для  здоровья, во-вторых, из честолюбия. 

 Все эмоциональные  явления делятся на аффекты,  собственно эмоции, чувства, настроения  и стрессовые состояния. 

 Наиболее мощная  эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком  и подчиняет его мысли и  действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен,  Он наступает в результате  какого-либо сильного (объективного  или субъективного) потрясения. 

 Собственно эмоции  — это более длительная реакция,  которая возникает не только  как реакция на свершившиеся  события, но главным образом  на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в  форме обобщенной субъективной  оценки. 

 Чувства —  устойчивые эмоциональные состояния,  имеющие четко выраженный предметный  характер. Это отношения к конкретным  событиям или людям (возможно, воображаемым). 

 Настроения —  длительные эмоциональные состояния.  Это тот фон, на котором протекают  все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку  принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека  настроения, возможно, связаны с  его темпераментом. 

 Стресс — неспецифическая  реакция организма в ответ  на неожиданную и напряженную  обстановку. Это физиологическая  реакция, которая выражается в  мобилизации резервных возможностей  организма. Реакцию называют неспецифической,  так как она возникает в  ответ на любое неблагоприятное  воздействие — холод, усталость,  боль, унижение и т. д. Вопросы  управления стрессами рассматриваются  в специальной литературе. 

 Существуют и  другие эмоции, которые возникают  при общении. 

 Умение общаться 

 Общение —  это чрезвычайно тонкий и деликатный  процесс взаимодействия людей.  В общении наиболее разнообразно  раскрываются индивидуальные особенности  всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции,  средства, виды, типы, каналы, фазы. 

 Наиболее очевидной  функцией общения является передача  каких-то сведений, какого-то содержания  и смысла. Это семантическая (смысловая)  сторона общения. Эта передача  влияет на поведение человека, действия и поступки, состояние  и организованность его внутреннего  мира. В целом можно выделить  информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую  функции общения, функцию обмена  эмоциональными и вообще психическими  состояниями. 

 Средства общения  бывают вербальными (речь в  разных формах) и невербальными  (пантомимика, мимика, жесты и  др.). 

 Виды общения:  общение двоих (диалог), общение  в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое  общение. Перечисленные виды относятся  к непосредственному общению. 

 Каналы общения:  зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего  тела). 

 Типы общения: функционально-ролевое (начальник — подчиненный, учитель — ученик, продавец — покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием — доверяет пациент). 

 Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, мотивационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения. 

 Самооценка 

 На основе самопознания  у человека вырабатывается определенное  эмоционально-ценностное отношение  к себе, которое выражается в  самооценке. Самооценка предполагает  оценку своих способностей, психологических  качеств и поступков, своих  жизненных целей и возможностей  их достижения, а также своего  места среди других людей. 

 Самооценка может  быть заниженной, завышенной и  адекватной (нормальной).

Информация о работе Психологический портрет