Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 03:39, реферат
Темперамент - это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Слово темперамент ввел в оборот древнегреческий врач Гиппократ (У - IУ вв. до н.э.). Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций 4-х жидкостей в теле: крови (по лат "сангве"), лимфы (по гречески "флегма"), желчи (по гречески "холе") и черной желчи (по гречески "мелана холе").
1. Введение.
2. Понятие о темпераменте, характере, личности.
3. Методы исследования личности:
-тест-опросник Айзенка
-тест-опросник Кэттелла
-тест Карла Леонгарда
-рисунки (человек, человек противоположного пола, человек под дождем, семья).
4. Психологический портрет собственной личности. Результаты всех исследований.
5. Заключение.
Тест предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные.
Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы «акцентуированными».
Термин «акцентуация» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы:
- акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый)
- акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный)
Рисуночные тесты
Студентам предлагается нарисовать 4 рисунка: человек, человек противоположного пола, человек под дождем, семья. Затем предлагается инструкция для расшифровки рисунков.
Результаты исследований
Тест Кэттелла
Согласно результатам обследования по тесту R. Cattell (16 PF) мне подходят: фактор А, который ориентирован на определение степени общительности в группе (высокая оценка), фактор В (высокая оценка), фактор I, L (высокая оценка), фактор Q2 (низкая оценка).
Фактор А. Общительность (аффектотимия).
Открытый, теплосердечный, беспечный, добродушный, небрежный, доверчивый, веселый, общительный. Естественен, непринужден, эмоционально экспрессивен, готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, уживчив. Он любит работать с людьми, с готовностью формирует активные группы, легко приспосабливается,, идет на поводу. Активен в установлении контактов, не боится критики, хорошо запоминает имена.
Фактор В. Более умный, абстрактно мыслящий, яркий (более высокая схоластическая умственная способность).
Собранный, сообразительный, проницательный. Существует некоторая корреляция с уровнем культуры, эрудицией и таких черт как, живость, подвижность.
Фактор I. Мягкий.
Зависимый, стремится к покровительству, добрый, нежный, чувствительный. С мягкой, мечтательной, артистичной натурой, утонченный, женственный. Иногда ему требуется внимание и помощь. Он нетерпелив, зависим, непрактичен, ненадежен, беспокоен. Ему не нравятся грубые люди и тяжелая работа. Склонный к романтизму, художественному восприятию мира. Ипохондрик. Он снижает успешность групповой деятельности и нарушает групповую мораль бестолковыми предложениями.
Фактор L. Подозрительный.
Ревнивый, с большим самомнением, завистливый, раздражительный, тиран, его трудно одурачить. Во всем ищет тайну, полон сомнений, его интересы обращены на самого себя. Он обычно осторожен в своих поступках, не заботиться о других людях, плохой работник в коллективе. Этот фактор не обязательно паранойя. Действительно данный паранойи не так ясны, как фактор В.
Фактор Q2. Зависим от группы.
Компанейский, следует за общественным мнением (приверженность группе). Предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, возможно, безынициативен. Он не обязательно является столь общественным по собственному желанию, возможно, он просто нуждается в поддержке группы.
Вообще, я согласен с этими результатами, кроме таких утверждений в факторе L как «не заботится о людях, плохой работник в коллективе». Я считаю, что это не относится ко мне. Я люблю людей и стараюсь всегда помогать им, отдавать как можно больше тепла и доброты близким и знакомым мне людям. Я всегда готов выслушать человека и поддержать его в трудные минуты. Делая людям приятное, я, таким образом, выражаю свою любовь и уважение к ним.
Описательная характеристика по Леонгарду
Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроения) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
Я считаю, что этот тип не подходит к моей личности.
Гипертимный тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выроженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельнорсть, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспыщки гнева, раздражение, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязонностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Я считаю, что этот тип мне больше подходит.
Тест-опросник Айзенка
меланхолик холерик
интроверсия
17
флегматик стабильность сангвиник
Тип 20.
Характерологические проявления. Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя целей. Престижен. Часто фальшив,практичен.
Пути коррекции. Режим воздействия мягкий, терпимый чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы перевести энергию в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство- в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.
Тип 29.
Жестко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолювив. Энергичен, очень общителен, настроение часто боевое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.
Пути корреляции: взаимоотношения строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.
Я считаю, что тип 29 мне подходит.
Life style index.
VII
22
VI
А-характеризуется вытеснением проблемной ситуации из поля зрения,т.е. человек не видит проблему.
В- механизм подавления характеризуется тем, что проблемная ситуация остается в поле сознания человека, но он старается о ней не думать и не прикладывает усилий для разрешения ситуации.
С- характеризуется переходом поведения личности на более низкий уровень в проблемной ситуации.
D- характеризуется разрешением проблемной ситуации в другой отрасли деятельности личности.
Е-перенос проблемной ситуации на другой объект.
F=D
G- характеризуется поиском рационального решения ситуации при отсутствии внешней деятельности, направленной на разрешение ситуации.
Н-сомотизация проблемной ситуации,т.е. переход ситуации на уровень тела.
Расшифровка рисунков
«Человек»
Жизненное пространство: (+) эмоциональный фон
Психологическое прошлое: интроверсия (ориентация на внутренний опыт, попытка его осмысления и повторной переработки, стремление ограничить стимуляцию извне)
Фигура человека:
Размер: Стремление привлекать внимание к собственной персоне, эгоцентризм
Большая голова- ценность интеллектуального начала, рационального подхода, духовность.
Приоритет данных ценностей в личности. Ощущение себя, как умного, либо желание быть таковым.
Ноги, стопы: фигура устойчива- личность ощущает себя стабильно, устойчивость по отношению к стрессу, позитивная самооценка.
Руки, кисти рук: детальная прорисовка пальцев- тенденция к манипулированию другими, возможно, агрессия в поведении.
Лицо нарисовано – принятие образа «Я», осознание собственной индивидуальности.
Половая принадлежность: потребность чувствовать себя уверенно в своем поле, подчеркнуть в социальном взаимодействии собсвенную принадлежность к определенному полу, что косвеено свидетельствует о неуверенности, затруднениях в сфере межполовой коммуникации.
«Человек противоположного пола».
Руки и кисти четко прорисованы – личность активна в установлении контактов, социальная уверенность, успешность.
Пространство: центральная часть – амбиверсия (сбалансированность по характеристикам экстра – и интраверсии).
«Человек под дождем».
В ситуации стресса испытуемый не теряет уверенность в себе, реагирует менее эмоционально.
«Рисунок семьи».
3 фигуры, собственная семья, реальная семья. Больший размер женской фигуры, она нарисована первой. В центре ребенок, он более значимый член семьи.
Заключение
Проведя различные методики исследования личности, я определил, что отношусь к гипертимному типу – скрытая акцентуация (по тесту Карла Леонгарда). По тесту Айзенка – нестабильный экстраверт (халерик). По тесту Кэттелла – общительность (аффектотимия), более умный, абстрактно мыслящий, яркий, мягкий, подозрительный, зависим от группы.
Информация о работе Психологический портрет собственной личности