Психологический портрет собственной личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 03:39, реферат

Описание работы

Темперамент - это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Слово темперамент ввел в оборот древнегреческий врач Гиппократ (У - IУ вв. до н.э.). Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций 4-х жидкостей в теле: крови (по лат "сангве"), лимфы (по гречески "флегма"), желчи (по гречески "холе") и черной желчи (по гречески "мелана холе").

Содержание

1. Введение.
2. Понятие о темпераменте, характере, личности.
3. Методы исследования личности:
-тест-опросник Айзенка
-тест-опросник Кэттелла
-тест Карла Леонгарда
-рисунки (человек, человек противоположного пола, человек под дождем, семья).
4. Психологический портрет собственной личности. Результаты всех исследований.
5. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Минздрав соцразвития РФ ГОУВПО НижГМА.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

 

  Тест предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные.

  Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы «акцентуированными».

  Термин «акцентуация» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

 

  Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы:

-         акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый)

-         акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный)

 

Рисуночные тесты

 

Студентам предлагается нарисовать 4 рисунка: человек, человек противоположного пола, человек под дождем, семья. Затем предлагается инструкция для расшифровки рисунков.

 

 

 

Результаты исследований

 

Тест Кэттелла

       Согласно результатам обследования по тесту R. Cattell (16 PF) мне подходят: фактор А, который ориентирован на определение степени общительности в группе (высокая оценка), фактор В (высокая оценка), фактор I, L (высокая оценка), фактор Q2 (низкая оценка).

      Фактор А. Общительность (аффектотимия).

      Открытый, теплосердечный, беспечный, добродушный, небрежный,  доверчивый,  веселый, общительный. Естественен, непринужден, эмоционально экспрессивен, готов к сотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, уживчив. Он любит работать с людьми, с готовностью формирует активные группы, легко приспосабливается,, идет на поводу. Активен в установлении контактов, не боится критики,  хорошо запоминает имена.

      Фактор В. Более умный, абстрактно мыслящий, яркий (более высокая схоластическая умственная способность).

      Собранный, сообразительный, проницательный. Существует некоторая корреляция  с уровнем культуры, эрудицией и таких черт как, живость, подвижность.        

      Фактор I. Мягкий.

      Зависимый, стремится к покровительству, добрый, нежный, чувствительный. С мягкой, мечтательной, артистичной натурой, утонченный, женственный. Иногда ему требуется внимание и помощь. Он нетерпелив, зависим, непрактичен, ненадежен, беспокоен. Ему не нравятся грубые люди и тяжелая работа. Склонный к романтизму, художественному восприятию мира. Ипохондрик. Он снижает успешность групповой деятельности и нарушает групповую мораль бестолковыми предложениями.

     Фактор L. Подозрительный.

     Ревнивый, с большим самомнением, завистливый, раздражительный, тиран, его трудно одурачить. Во всем ищет тайну, полон сомнений, его интересы обращены на самого себя. Он обычно осторожен в своих поступках, не заботиться о других людях, плохой работник в коллективе. Этот фактор не обязательно паранойя. Действительно данный паранойи не так ясны, как фактор В.

    Фактор Q2. Зависим от группы.

     Компанейский, следует за общественным мнением (приверженность группе). Предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, возможно, безынициативен. Он  не обязательно является столь общественным по собственному желанию, возможно, он просто нуждается в поддержке группы.

     Вообще, я согласен с этими результатами, кроме таких утверждений в факторе L как «не заботится о людях, плохой работник в коллективе». Я считаю, что это не относится ко мне. Я люблю людей и стараюсь всегда помогать им, отдавать как можно больше тепла и доброты близким и знакомым мне людям. Я всегда готов выслушать человека и поддержать его в трудные минуты. Делая людям приятное, я, таким образом, выражаю свою любовь и уважение к ним.

 

Описательная характеристика по Леонгарду

    Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству,  направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроения) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

      Я считаю, что этот тип не подходит к моей личности.

      Гипертимный тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выроженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельнорсть, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные.  Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспыщки гнева, раздражение, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязонностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

       Я считаю, что этот тип мне больше подходит.

 

Тест-опросник Айзенка

                                       нестабильность

 

меланхолик                                холерик

                                                  18

 

интроверсия                                                            экстраверсия

                 17

 

 

 

флегматик     стабильность       сангвиник

 

     Тип 20.

       Характерологические проявления. Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя целей. Престижен. Часто фальшив,практичен.

      Пути коррекции. Режим воздействия мягкий, терпимый чтобы не обострять негативные качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы перевести энергию в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство- в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.

    Тип 29.

      Жестко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолювив. Энергичен, очень общителен, настроение часто боевое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен.

      Пути корреляции: взаимоотношения строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.

     Я считаю, что тип 29 мне подходит.

 

 

 

 

 

Life style index.

 

                                             VIII       I

 

                

              VII                                                     II    

  

22

VI                                          III

 

 

                                               V              IV

 

 

 

     А-характеризуется вытеснением проблемной ситуации из поля зрения,т.е. человек не видит проблему.

     В- механизм подавления характеризуется тем, что проблемная ситуация остается в поле сознания человека, но он старается о ней не думать и не прикладывает усилий для разрешения ситуации.

    С- характеризуется переходом поведения личности на более низкий уровень в проблемной ситуации.

   D- характеризуется разрешением проблемной ситуации в другой отрасли деятельности личности.

   Е-перенос проблемной ситуации на другой объект.

   F=D

   G- характеризуется поиском рационального решения ситуации при отсутствии внешней деятельности, направленной на разрешение ситуации.

Н-сомотизация проблемной ситуации,т.е. переход ситуации на уровень тела.

 

Расшифровка рисунков

«Человек»

      Жизненное пространство: (+) эмоциональный фон

                                                          Негативный образ «Я»

       Психологическое прошлое: интроверсия (ориентация на внутренний опыт, попытка его осмысления и повторной переработки, стремление ограничить стимуляцию извне)

       Фигура человека:

       Размер: Стремление привлекать внимание к собственной персоне, эгоцентризм

      Большая голова- ценность интеллектуального начала, рационального подхода, духовность.

      Приоритет данных ценностей в личности. Ощущение себя, как умного, либо желание быть таковым.

      Ноги, стопы: фигура устойчива- личность ощущает себя стабильно, устойчивость по отношению к стрессу, позитивная  самооценка.

     Руки, кисти рук: детальная прорисовка пальцев- тенденция к манипулированию другими, возможно, агрессия в поведении.

              Лицо нарисовано – принятие образа «Я», осознание собственной индивидуальности.

              Половая принадлежность: потребность чувствовать себя уверенно в своем поле, подчеркнуть в социальном взаимодействии собсвенную принадлежность к определенному полу, что косвеено свидетельствует о неуверенности,  затруднениях в сфере межполовой коммуникации.

              «Человек противоположного пола».

              Руки и кисти четко прорисованы – личность активна в установлении контактов, социальная уверенность, успешность.

              Пространство: центральная часть – амбиверсия (сбалансированность по характеристикам экстра – и интраверсии).

              «Человек под дождем».

              В ситуации стресса испытуемый не теряет уверенность в себе, реагирует менее эмоционально.

              «Рисунок семьи».

              3 фигуры, собственная семья, реальная семья. Больший размер женской фигуры, она нарисована первой. В центре ребенок, он более значимый член семьи.

          

 

Заключение

     Проведя различные методики исследования личности, я определил, что отношусь к гипертимному типу – скрытая акцентуация (по тесту Карла Леонгарда).  По тесту Айзенка – нестабильный экстраверт (халерик). По тесту Кэттелла – общительность (аффектотимия), более умный, абстрактно мыслящий, яркий, мягкий, подозрительный, зависим от группы.

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Психологический портрет собственной личности