Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 14:59, реферат
Младший школьный возраст – очень ответственный и важный период в жизни ребенка. Из привычной среды (детский сад или дома) он попадает в совершенно незнакомую ему обстановку. Ведущей деятельностью теперь для бывшего дошкольника становится учение. Ребенок сталкивается с новыми трудностями, которые усиливаются еще вторым психофизиологическим кризисом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психологический портрет младшего школьника 5
1.1. Возрастные особенности младшего школьника 5
1.2. Интеллектуальные особенности младшего школьника 6
1.3. Личностные особенности младшего школьника 8
2. Влияние социального окружения на личность младшего школьника 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
Учитель должен всячески способствовать развитию учеников, как в интеллектуальном, так и в нравственном отношении, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого.
Основная цель учителя – воспитать всесторонне развитую личность, способную жить и успешно действовать в быстро меняющемся мире, реализуя полностью свой природный потенциал, творческие возможности.
Приходя в школу, ребенок попадает в новую социальную общность – это класс. Если ребенок благополучно адаптировался к новым социальным условиям и новой деятельности, то у него преобладает хорошее настроение, появляется желание посещать школу, быстро привыкает к школьному коллективу, заводит друзей. Как правило, дружеские отношения у младших школьников формируются между детьми одного и того же пола и возраста.
Проводимое исследование среди детей 5–7 лет показало, что друзьями дети в этом возрасте считают тех, кто с ними играет, кого видят чаще других, а между 8 и 11 годами – друзьями становятся те, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Так развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его самооценка и самопознание, он активно овладевает навыками межличностного общения.
В развитии возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит учителю. В начале школьного обучения дети оценивают своих сверстников, прежде всего по тем качествам, которые проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель. Он должен деликатно и аккуратно давать характеристики детям, чтобы некоторые дети не попадали в статус «изолированного» члена группы.
Таким образом, большее значение для ребенка приобретает взаимоотношения с учителем и сверстниками, которые определяют его самооценку и самосознание как личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст относительно устойчивый и равномерный период развития в жизни ребенка. Но в тоже время наблюдаются существенные изменения в физической и психической сферах. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Это возраст интеллектуального развития и формирование личности. Очень интенсивно видоизменяются все познавательные процессы: память, мышление, внимание, восприятие, воображение и речь.
Младший школьный возраст — начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. От начала становления мотивации учения в этом возрасте во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.
С каждым годом обучения в школе ребенок стремится все больше удовлетворять свои социальные и духовные потребности. Такие как познание окружающей действительности, собственного «Я», установление социальных контактов со сверстниками и взрослыми.
От результативности учебной деятельности зависит формирование личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений приводят к становлению чувства компетентности, которое наравне с рефлексивным мышлением, становится центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.
Учитель в младшем школьном возрасте является авторитетным лицом для детей. Он является проводником в мир знаний. Именно от учителя зависит успешность обучения младшего школьника.
Семья также играет важную роль в жизни младшего школьника. Именно благоприятный психологический климат в семье способствует как полноценно физическому, так и психическому развитию ребенка. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны сверстников. Характер взаимоотношений со сверстниками определяет занимаемый статус ребенка в коллективе и его адаптацию в школе. К концу младшего школьного возраста роль сверстников возрастает.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1998. – 260-261 с.
2 Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб: Питер, 2007. – 125 с.
3 Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 121 с.