Психологический портрет школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 14:59, реферат

Описание работы

Младший школьный возраст – очень ответственный и важный период в жизни ребенка. Из привычной среды (детский сад или дома) он попадает в совершенно незнакомую ему обстановку. Ведущей деятельностью теперь для бывшего дошкольника становится учение. Ребенок сталкивается с новыми трудностями, которые усиливаются еще вторым психофизиологическим кризисом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Психологический портрет младшего школьника 5
1.1. Возрастные особенности младшего школьника 5
1.2. Интеллектуальные особенности младшего школьника 6
1.3. Личностные особенности младшего школьника 8
2. Влияние социального окружения на личность младшего школьника 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа содержит 1 файл

Психол.портрет школьника.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Учитель должен всячески способствовать развитию учеников, как в интеллектуальном, так и в нравственном отношении, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого.

Основная цель учителя – воспитать всесторонне развитую личность, способную жить и успешно действовать в быстро меняющемся мире, реализуя полностью свой природный потенциал, творческие возможности.

Приходя в школу, ребенок  попадает в новую социальную общность – это класс. Если ребенок благополучно адаптировался к новым социальным условиям и новой деятельности, то у него преобладает хорошее настроение, появляется желание посещать школу, быстро привыкает к школьному коллективу, заводит друзей. Как правило, дружеские отношения у младших школьников формируются между детьми одного и того же пола и возраста.

Проводимое исследование среди детей 5–7 лет показало, что друзьями дети в этом возрасте считают тех, кто с ними играет, кого видят чаще других, а между 8 и 11 годами – друзьями становятся те, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Так развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его самооценка и самопознание, он активно овладевает навыками межличностного общения. 

В развитии возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит учителю. В начале школьного обучения  дети оценивают своих сверстников, прежде всего по тем качествам, которые проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.  Он должен деликатно и аккуратно давать характеристики детям, чтобы некоторые дети не попадали  в статус «изолированного» члена группы.

Таким образом, большее  значение для ребенка приобретает  взаимоотношения с учителем и  сверстниками, которые определяют его  самооценку и самосознание как личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Младший школьный возраст  относительно устойчивый и равномерный  период развития в жизни ребенка. Но в тоже время наблюдаются существенные изменения в физической и психической  сферах. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Это возраст интеллектуального развития и формирование личности. Очень интенсивно видоизменяются все познавательные процессы: память, мышление, внимание, восприятие, воображение и речь.

Младший школьный возраст  —  начало школьной жизни.  Вступая  в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника,  учебную мотивацию. От начала становления мотивации учения в этом возрасте во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста.

С каждым годом обучения в школе ребенок стремится все больше удовлетворять свои социальные и духовные потребности. Такие как познание окружающей действительности, собственного «Я», установление социальных контактов со сверстниками и  взрослыми.

От результативности учебной деятельности зависит формирование личности младшего школьника.  Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений приводят к становлению чувства компетентности, которое  наравне с рефлексивным мышлением,  становится центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.

Учитель в младшем школьном возрасте является авторитетным лицом для детей. Он является проводником в мир знаний. Именно от учителя зависит успешность обучения младшего школьника.

Семья также играет важную роль в жизни младшего школьника. Именно благоприятный психологический климат в семье способствует как полноценно физическому, так и психическому развитию ребенка. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны сверстников. Характер взаимоотношений со сверстниками определяет занимаемый статус ребенка в коллективе и его адаптацию в школе. К концу младшего школьного возраста роль сверстников возрастает.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 147 с.
  2. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. — М., 1984. — Т. 4. – 432 с.
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.  Возрастная и  педагогическая психология. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
  4. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей. /Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Просвещение. – 206 с.
  5. Мананикова Е.Н. Психология личности. / Е.Н. Мананикова. – М.: Дашков и К°, 2011. – 220 с.
  6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
  7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1998. – 352 с.
  8. Педагогическая психология. / под ред.: Л.А. Регуш, А.В.Орловой. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
  9. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб: Питер, 2007. – 208 с.

 

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1998. – 260-261 с.

2 Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. – СПб: Питер, 2007. – 125 с.

3 Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 121 с.


Информация о работе Психологический портрет школьника