Психологический портрет русских

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Что стремятся понять психологи, изучая группы? Другими словами, что является основным предметом социально-психологической рефлексии при анализе групп? Исследования психологии народов – общностей настолько сложных и многоликих, что, казалось бы, о каких-либо целостных психологических феноменах здесь и речи быть не может, – позволяют сформулировать по меньшей мере пять главных проблем психологического изучения разнообразных групп.

Содержание

Введение
1. Географическое положение
2. Ранние описания русских
2.1 Обобщённый антропологический портрет
3. Генетика
4. Национальный состав России
5. Психологический портрет русского народа
5.1 Высказывания
6. Психология русской нации
7. Русские как представители славянского этноса
8. Особенности психологии русского народа как фактор российской истории
Заключение
9. Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

 

                                         Высказывания

1.      Характер народа, но не его ум, определяет его развитие в истории. Влияние характера можно всегда отыскать в видимых капризах совершенно бессильного случая и очень могущественной судьбы, которая, по различным вероучениям, руководит поступками людей. Влияние характера - самый могущественный фактор в жизни народов, между тем как влияние ума в действительности очень слабо. Римляне времен упадка имели более утонченный ум, чем ум их грубых предков, но они потеряли прежние качества своего характера: настойчивость, энергию, непобедимое упорство, способность жертвовать собой для идеала, ненарушимое уважение к законам, которые создали величие их предков.(Гюстав Лебон)  
2. Истинную историю политикам не закопать – она всегда живёт на устах народа. (Л.С.Сухоруков) 

3. Корни истории уходят в будущее. (Л.С. Сухоруков) 

4. Жить в средние века значило не иметь тела; жить сегодня - значит не иметь души; жить в Древней Греции значило не иметь на себе одежды. (Оскар Уайльд)

5. Большевики вылезли из подполья, захватили власть, Россию обули и в подполье загнали весь народ. (Георгий Александров

 

 

 

 

 

 

 

                           ПСИХОЛОГИЯ РУССКОЙ НАЦИИ

Нация – большая группа людей, объединенных между собою единством происхождения, – единством исторических судеб и борьбы за существование, – единством физических и душевных качеств, – единством культуры, – единством веры, – единством языка и территории.

Единство происхождения показывает, что все лица данной нации происходят от одного корня, от одного рода, быть может от одной семьи. Всякая нация состоит из нескольких народностей, проявляющих единые существенные свойства и отличающихся незначительными оттенками – языка, выговора, фигуры, нравов, обычаев и проч. Так, напр., между Русскими по говору можно легко отличить петроградца, москвича, ярославца, уфимца и т.д. Еще большая разница между великороссами, малороссами и белоруссами. Тем не менее, это одна нация, один народ, происходящий от одного славянского корня, имеющий в основе своего рода одних предков – скифов и сарматов.
Вся эта великая Русская нация состоит из множества отдельных единокровных племен.
Если рассмотреть отдельно эти племена, эти народности, то окажется, что и в этих племенах проявится некоторая разность. Отдельные роды, живущие на дальних расстояниях друг от друга, выработали в течение сотен лет и тысячелетий свои особенности, нисколько, однако, не изменяя своих коренных национальных духовных и физических свойств. Так, напр., в Малороссии мы можем находить различные отличительные оттенки в языке, нравах, обычаях полтавцев, черниговцев, киевлян, екатеринославцев-запорожцев и пр. Тем не менее все эти мелкие поселения явно показывают, что все они малороссы, все они Русские, все они славяне.
Идя дальше, мы останавливаемся перед единицей нации – семьей.
Муж и жена дали детей. Эти дети получили от своих родителей наследственно свойства физические и качества душевные и неизбежно, в силу мирового закона, явились во всем им подобными.
Из этого следует, что основные национальные свойства данного народа сохраняются наследственно и являются органическими. Поэтому и представляются столь стойкими и незыблемыми.
Наследственность в данном случае является консервативным началом национальных свойств, проводя их из семьи в род, из племени в народность и нацию. Она является деятелем, объединяющим отдельных лиц нации и создающим основной признак нации – единство происхождения членов ее.
Каждый, родившийся на свет, уже в своем рождении несет на себе физические и душевные свойства своих предков, ибо он их получил по наследству. Он несет в себе все исторические судьбы их прошлого, ибо они выработали и физические, и душевные свойства его предков и его самого. Он становится с первых дней своей жизни рабом преданий, сказаний, поверий и велений своего племени и своей нации, ибо он в них растет и воспитывается. Он становится рабом языка своей нации, ибо первые звуки его речи будут речью его нации.
Язык вырабатывается не только в доисторический период бытия нации, но еще в период формирования ее. Поэтому он является весьма ранним проявлением данной нации и несомненно охватывает всех членов ее. Вот почему язык является важным проявлением нации и служит серьезным отличительным признаком ее.
Очень немногие государства составлены из одной нации. В огромном же большинстве государство составляется из нескольких наций, причем одна из этих наций является господствующею, а другие ей соподчиненными, подъяремными. Господствующею, державною нацией является та, которая основала, создала и держит государство. Она осталась победительницей – она и господствует. Ее победили бы и она подчинилась бы. В России ДЕРЖАВНОЮ ГОСПОДСТВУЮЩЕЮ НАЦИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ РУССКАЯ НАЦИЯ. Все остальные нации, составляющие российское государство, являются ей соподчиненными. Такую державность русской нации дают: права крови, пролитой ее сынами, – права исторических судеб, – права имущественные, права самосохранения, права культурного превосходства и, наконец, права победителя. Все это ставит Русских в России в такие условия, что они в ней хозяева и господа, а все остальные нации, сохраняя неприкосновенными все свои основные национальные особенности, должны, однако, согласовать свою жизнь так, чтобы не нарушать интересов, а также способствовать национальным интересам державной нации. Всякие нарушения, противодействия и вред по отношению к державной нации нетерпимы и недопустимы, ибо такое противодействие идет во вред самому государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Русские как представители славянского этноса

Русские, украинцы и белорусы — народы, очень близкие между собой по генотипу, языку, культуре, общности исторического развития. Подавляющее большинство русских, украинцев и белорусов живет в пределах своих исторически сложившихся этнических территорий. Но и в других государствах, различных регионах нашей страны они расселены достаточно широко и нередко составляют значительную часть их населения.
Русская, украинская и белорусская нации — одни из наиболее урбанизированных. Так, в России 74 % составляет городское население, 26 % — сельское, на Украине — 67 и 33 %, в Беларуси — 65 и 35 % соответственно. Это обстоятельство накладывает свой отпечаток на психологический облик этих наций, специфику их отношений с представителями других этнических общностей. Люди молодого возраста, проживающие в больших городах, более образованны, технически грамотны, эрудированны. С другой стороны, определенная часть их, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске и других больших городах, подвержена порокам городского образа жизни, таким, как пьянство, наркомания, разврат, воровство и т.д. (что, безусловно, относится не только к представителям этих наций). Горожане, выросшие, как правило, в малочисленных семьях, в условиях бытового комфорта, нередко бывают слабо подготовленными к сложностям сегодняшней жизни: напряженному ритму, повышенным психофизиологическим и социально-экономическим нагрузкам. Они часто оказываются незащищенными в межличностных отношениях, у них недостаточно устойчивы морально-психологические и нравственные ориентиры.
Изучение разнообразных источников, отражающих жизнь, культуру и быт представителей славянских национальностей, обобщение результатов специальных социально-психологических исследований свидетельствует, что в целом большинству из них в настоящее время присущи:
высокая степень осмысления действительности, хотя и несколько отсроченного по времени от конкретной ситуации;
достаточно высокие общеобразовательный уровень и подготовленность к жизни и труду;
уравновешенность в решениях, поступках и трудовой деятельности, реакциях на сложности и трудности жизни;
общительность, дружелюбие без навязчивости, постоянная готовность оказать поддержку другим людям;
достаточно ровное и доброжелательное отношение к представителям других национальностей;
отсутствие в обычных условиях повседневной жизни стремления к образованию изолированных от других микрогрупп по национальному признаку;
стойкость, самоотверженность, готовность к самопожертвованию в экстремальных условиях жизни и деятельности, требующих предельного напряжения духовных и физических сил.
К сожалению, теперь, когда Украина и Белоруссия обособились и не входят в состав единого с русскими государства, приходится рассматривать психологию их народов отдельно от русских. В этом есть определенная доля несправедливости, так как у представителей этих трех национальностей, пожалуй, больше общего в поведении, традициях и обычаях, чем у других людей. Вместе с тем этот факт еще раз подтверждает: существуют понятия «мы» и «они», которые все еще отражают объективную реальность человеческого существования, без которой пока не обойтись.
Подавляющее большинство русских живут в пределах своей исторически сложившейся этнической территории, которой для них является Россия. Предками русского народа были восточнославянские племена (тиверцев, уличей, белых хорватов, волынян, древлян, полян, северян, радимичей, дреговичей, вятичей, кривичей, полочан, ильменских словен), жившие в начале I тысячелетия н. э. на обширном пространстве Днестровско-Днепровского междуречья. В IX —X вв. они уже расселились на огромной территории от Черного моря до Ладожского озера и от верховьев Западного Буга до среднего течения Оки и Клязьмы. В их формировании участвовали также финноугорские и балтийские этнические группы (мещера, голядь, весь, чудь, ижора, корела, лопь, частично емь и летгола, а также мордва, меря и др.). На юге этой территории в результате консолидационных и ассимиляционных процессов сначала сложилось крупное восточнославянское государство — Киевская Русь, население которого, несмотря на имевшиеся кое-где местные бытовые и культурные различия, говорило на едином древнерусском языке и называло себя «Русью», «русичами», а свою родину «русской землей».
В Киевской Руси сложилась древнерусская этническая общность, началось формирование русской культуры и современного русского языка, завершившееся в XVIII в. Большую роль в этом сыграла христианизация Руси (крещение Руси в 988 г.). В стране были созданы выдающиеся письменные памятники: «Повесть временных лет», летописные своды, жития князей; возникли школы и библиотеки. Были построены церкви, соборы, монастыри.
Возникновение государственности и культурная консолидация восточных славян способствовали общественно-экономическому и политическому развитию страны. Однако внутренние распри между князьями и образование полунезависимых феодальных центров привели к тому, что в недрах древнерусской общности сложились предпосылки для образования трех самостоятельных, но родственных этносов — русского, украинского и белорусского.
Образование централизованного Русского государства было глубоко прогрессивным делом. Оно спасло не только русских, но и другие славянские народы и даже западные страны от порабощения иноземными захватчиками. В то время территория России сначала подвергалась набегам печенегов, половцев и монголов. По подсчетам историка С.М.Соловьева, с 1055 по 1462 г. Русь перенесла 245 нашествий врагов. А позднее ее разрывали на части немецкие, литовские и польские феодалы, шведские рыцари. Вместе с тем не следует забывать, что и в самой Руси имели место собственные междоусобицы, как внутри нее, так и на ее границах постоянно шли сложные интеграционные, ассимиляционные и социальные процессы, поэтому русские князья и сами воевали друг с другом, и «ходили» на Казань, Астрахань и в Литовские земли.
Русский народ с первых дней своей истории вынужден был в жестоких боях с врагами защищать свою землю, отстаивать свою независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности и любви к Родине. Даже враждебные славянам иноземцы, такие, как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, признавали, что «народ сей отважен до безумия, храбр и силен» [34. — С. 43].
В более поздние времена иностранные писатели и путешественники отмечали в своих путевых записках смелость и богатырский дух русского народа, его выносливость и презрение к смерти. «Русских воинов легче убить, — сообщали они, — нежели принудить к плену. Во время обороны городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда» [34. — С. 21].
Современник храброго и воинственного киевского князя Святослава византийский историк Лев Диакон писал: «Россы, приобретшие славу победителей у соседних народов, считая ужасным бедствием лишиться ее и быть побежденными, сражались отчаянно» [34. - С. 25].
По его же словам, Святослав, окруженный с дружиной у крепости Доростол численно превосходящим противником, сказал своим воинам, когда некоторые из них предложили отступить: «У нас нет обычая бегством спасаться в отечество: или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой» [34. - С. 43].
Эти слова стали как бы заветом для всех русских людей на протяжении более чем тысячелетней истории государства Российского.
Важнейшими чертами русских являются человеколюбие и терпимость. Как бы ни поворачивалась к русскому народу судьба, его никогда не покидали милосердие и сострадание к другим людям, готовность поделиться последним куском хлеба с голодающими, прийти на помощь всем нуждающимся.
Такие знатоки психологии русского человека, как Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, К. М. Симонов, другие российские мыслители и литераторы, подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.
Ф. Энгельс, сравнивая русских с представителями западноевропейских стран, писал: «Они никогда не поддаются панике. Кроме того, русский хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и пить почти все и более послушен... чем кто-либо другой в мире» [цит. по: 20. — С. 89]. Высокие морально-политические качества русских военнослужащих признавали и наши бывшие противники. Гитлеровский генерал Г. Блюментрит писал, что «русский солдат является достойным противником; он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стремителен в наступлении» [цит. по: 20. — С. 90].
Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно принимали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эти черты русских были и остаются практически неизменными.
Представители русской национальности достаточно легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого морального и психологического напряжения воспринимают они и переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными и близкими.
В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романтизируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторому разочарованию.
Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином многонациональном регионе.
Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской нации, а в «особом состоянии души».
На формирование и функционирование психологии русского народа, безусловно, оказало и оказывает влияние православие. Нельзя понять русского человека, его мировосприятие, душевные устремления и образ действий не осознав правильно суть и дух его религиозных приоритетов, их отличие от других религий и других конфессий христианства.
Православие всегда воспитывало у людей смирение, повиновение, подчинение, стремление к избавлению от отрицательных привычек в поведении. В православии Господь предстает сострадающим, любящим и милующим, а не карающим и грозным властителем и судьей. Путь спасения для православного человека состоит прежде всего в любви — к Богу и ближним, а не в послушании церковной иерархии, как это характерно для католицизма, и не в ужасе перед Страшным судом, как в протестантстве. Спасение для православного человека не сводится лишь к самосовершенствованию и преобразованию окружающего мира, как в буддизме и даосизме, или только к преуспеванию, как в протестантстве, где человек воспитывается буржуазно расчетливым, хладнокровно целеустремленным. Православие всегда наделяло людей мессианским призванием: служением Христу, смиренным и мученическим принятием смерти. Оно осуждает богатство, утверждает равенство всех людей, независимо от того, какое положение в обществе они занимают, какие блага имеют.
Вот почему в психологию русского народа накрепко вошли и постоянно проявляются в ней такие психологические качества, как любовь и сострадание, жертвенность и ответственность, солидарность и взаимная выручка, стойкость в страданиях и отсутствие жесткой регламентации поведения человека.
Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представителями русской национальности требует определенного контроля, большой взыскательности, профилактики иногда встречающейся расхлябанности, безответственности, халатности. В. И. Ленин подчеркивал, например, что у русского народа есть много хороших качеств, но есть и неорганизованность и не всегда соответствующее складывающимся обстоятельствам поверхностное отношение к труду. В беседе с А. М. Горьким в свое время он отмечал: «Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом».
Кроме того, представители русской национальности иногда могут быть не склонны к самостоятельности, слишком часто поддаются отрицательным влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки, бывают чересчур доверчивы и болтливы. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с представителями русской национальности и межнациональных отношениях с ними.

 

 

 

 

 

 

 

Особенности психологии русского народа как фактор   российской  истории

Любая этническая единица (род, племя, народ, нация) проявляется в  истории определённым типом поведения. Сам же этот тип определяется в огромной степени характером народа, или, вернее, его психологией, «душестроением» (базовыми потребностями и интересами, традиционными предпочтениями и привычками,  исходными моральными нормами, изначальными установками в общении  и т. д.). Психологии народов, характер их чувствований, доминирующие эмоции — это и есть «действующие лица» их истории.  Если понять психологию, «душу» народа, свойственные ему базисные ценности («сверхценности»), можно понять и предсказать характер его отношений с соседними народами, его исторические устремления и цели, его позиции и роль в мировой истории, в судьбах человечества вообще.

Понять, что такое психология русского человека, точнее, психология «русскости» очень сложно. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Это глубокая мысль поэта-философа Ф.Тютчева стала для многих расхожим объяснением «загадочной русской души», того вселенского чуда или, по мнению некоторых, (начиная с П. Чаадаева), некоего абсурда, который  являет собой Россия в мировом пространстве. 

 Большую часть 20-го века русские с надрывом всех сил строили «светлое завтра» — коммунизм. Платили за «счастливое будущее» лишениями, здоровьем, жизнями миллионов. Были достигнуты немалые успехи, в том числе в экономическом, культурном, нравственном развитии народа. Но в конечном итоге Россия оказалась населённой хотя  равными и образованными, но бедными, оторванными от мировой цивилизации, духовно придавленными   людьми.

После 20 лет демократизации и либерализации страна стала многократно слабее, потеряла 20 процентов территории, утратила столетние завоевания. По уровню народного благосостояния Россия устойчиво «поселилась» на 50-60-м месте в мире.  Русская нация вымирает в прямом смысле слова (по многим регионам смертность в два-три раза превышает рождаемость). Каждый год около миллиона наших сограждан покидает страну. По улицам бродят миллионы брошенных детей, типичны дикое пьянство и наркомания. Количество самоубийц в стране превышает количество убиваемых, по женскому и детскому алкоголизму мы вышли на первое место в мире, по  женской преступности — на третье. В деревне около половины жителей живёт ниже черты бедности. Опять «голодная, бедная стонет Русь»?  (А. С. Пушкин). А ведь всё вроде правильно списывали с цивилизованного Запада. Десятки тысяч иностранных советников учили нас, как правильно творить экономику, политику, секс

В чём же всё-таки дело? Глупы русские? Ленивы русские? Вечно пьют и гуляют? Правители России безмозглы и тупы?

Немалое число учёных — социологов, историков, философов, просто мыслящих людей и в прошлом,  и в настоящем пытались предложить своё понимание этого огромной сложности  вопроса. Правильно констатировались отдельные стороны социально-нравственного облика русского человека, особенности его психологии. Но  не улавливалось главное.

Важнейшим показателем   психологии любого народа, его глубинного исходного самоощущения, является  его интуитивное понимание, определение местоположения своего «Я» по отношению к своей социальной среде, другим «Я». Это — фокус  национальной психологии народа, интимнейшая базовая точка отсчёта во всём поведении человека любой национальности, его изначальное исконное антропологическое   самоощущение. 

Русский человек всегда чувствует себя частью чего-то большего, чем он сам. Русский психологически, духовно «присутствует» не только «внутри себя», как «западник» (например, немец, француз, англичанин), а и «вне себя». Центр его духовного существования — вне его. Русский рождается не только и даже не столько для себя, сколько для другого и смысл жизни видит в служении другому1. Именно этим  объясняются важнейшие особенности поведения и судеб огромного количества  русских людей. 

В силу ограниченности места в данном случае можно обратить внимание лишь на некоторые и них. Это,  прежде всего,   отмечаемая всеми иностранцами широта души русского, интерес ко всему миру, доступность огромному количеству явлений и событий, которые, казалось бы, его непосредственно не касаются. (Швейцарца или норвежца, например,  интересуют главным образом состояние и судьбы его собственной страны). Русскому же  есть дело до всего.  Русский чувствует себя гражданином мира, причём ответственным за судьбы этого мира. Это специфический русский «мессианизм». (В прошлом так ощущали себя  древние египтяне, древние римляне). Отсюда же поразительная распахнулось, раскрытость русского, его доброта, доброжелательность к другому, желание послужить, помочь ему.   

Отсюда же и известная склонность русского поговорить «по душам», ощутить «биение сердца» другого, понять его, посочувствовать,  разделить его горе. (Помноженные на  избыточную русскую эмоциональность эти черты становятся частью жизни, частью главных потребностей русского).

Отсюда же его удивительная способность, стремление, даже потребность  «умереть за народ», за другого. Поэтому для него так притягателен подвиг Христа, который принимает смерть за людей.

В силу указанных сторон своей базисной психологии русский «не самодостаточен». Самому себя ему всегда не хватает. Удовлетворения собственных потребностей мало.  Русскому всегда нужна большая общая цель. Без неё жизнь лишена смысла. (Это великолепно уловили коммунисты, предлагая общую великую цель — коммунизм).  К сожалению, сейчас у русских людей, у российского   общества нет такой общей большой  цели. И русские в своей массе ощущают страшную пустоту, бессмысленность существования. Поскольку русские всё воспринимают и требуют по-максимому,  понятно, почему  уничтожение России как великой  державы русские восприняли как страшное несчастие, поражение,  трагедию, позор.

Русский очень чувствителен к нравственным оценкам и поэтому не защищён против «морального бандитизма». Легко попадается на общественно значимые лозунги и призывы. Он очень хочет кого-то уважать и сам очень нуждается в уважении. Нравственная чистота русского человека, его изначальная потребность верить в нечто значительное, в добро, в благородство, потребность послужить чему-то возвышенному, кому-то помочь   часто делает его жертвой  самого  откровенного обмана, лицедейства, подлости. Он поразительно открыт и доверчив к мнению людей, представляющимися ему честными,  уважаемыми, авторитетными. («Легковерен народ российский», — подметил ещё Н. Карамзин). Русский человек — находка для всякого беспринципного политика, для всякого ловкого дельца в СМИ. Именно это качество позволяет легко манипулировать русским электоратом на разного рода выборах.

Величайшее качество русского типа самореализации — способность довольствоваться малым  в удовлетворении материальных потребностей. Это его качество делает русских поразительно способными к сопротивлению в лихую годину, во время войны, голода, стихийных бедствий. Во время гражданской и Великой отечественной войны целые сёла и районы не один месяц питались только лебедой, дубовой корой, жёлудями, крапивой. И выживали.

Но эта способность довольствоваться малым, к сожалению, позволяет русским удовлетворяться минимумом комфорта, удобств и в хорошие, мирные времена. Отсюда и рассуждения о лености русских. Потому же «русский человек — плохой работник». (В.И.Ленин).  Ему не требуется достижение высшего качества в обычных условиях (Вспомним «Русь-тройку» Н.В.Гоголя: «Не железным схвачен винтом, а наскоро, живьём с одним топором и долотом снарядил и собрал её ярославский расторопный мужик.  И сидит чёрт знает  на чём...»). Потому удел России, как насмешливо твердили дореволюционные публицисты, «носить шляпки, отвергнутые Европой», то есть  удел опаздывать, подражать. И опять утверждать, что  «культура идёт с Запада». Но именно свобода духа, свобода от мелких стараний улучшать свою жизнь,  «полировать отполированное» даёт русскому народу возможность создавать изумительные шедевры культуры, делать удивительные изобретения. Русский дух невероятно креативен. Русский народ — один из самых творческих народов мира.

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

Как у всякого великого народа, русский национальный характер есть явление неопределимое по существу. Как можно определить вечную душу человека или народа? Только любовь позволяет почувствовать другого изнутри, духовно соединившись с ним. Мы должны отрешиться от эгоистических притязаний и возвыситься до объективности любви и солидарности. И тогда не будем приписывать то, что навязывают наши претензии и амбиции, не будем проецировать свои слабости и пороки, но взглядом любви и участия сможем увидеть неповторимый лик души. При этом нужно помнить, что судим и объясняем мы себя - свою соборную душу. В каждом народе есть свои маргиналы и люмпеи, но не они являются носителями национального характера, ибо свойства денационализированных и деклассированных элементов интернациональны. Пороки - схожи, добродетель - индивидуальна. Характер народа - это, прежде всего, его достоинства, продолжением которых могут быть и недостатки. Созидают национальный характер святость и творческий гений - во всех областях жизни. Несет же достоинства национального характера консервативное большинство народа, на котором земля стоит.

Информация о работе Психологический портрет русских