Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:34, реферат
Целью данной работы является - определение психологических особенностей детей с нарушением зрения, так как развитие слепых и слабовидящих детей несколько отличается от развития ребенка с нормальным зрением.
Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира.
Введение.
Причины и виды нарушения зрения у детей.
3. Психологический портрет ребенка с нарушением зрения:
-особенности развития слепых детей и детей с нарушением зрения.
- особенности отличия от нормы детей слепых и детей с нарушением зрения.
-особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы нарушения поведения.
4. Заключение.
5. Список литературы.
ГОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Факультет « Педагогики и психологии»
Реферат
На тему:
«Психологический портрет ребенка с нарушением зрения»
Выполнила:
Котельникова
Юлиана Вадимовна
Специальность050715
«Логопедия»
Курс 2
Группа 14
Орел 2012
Содержание:
3. Психологический портрет ребенка с нарушением зрения:
-особенности развития слепых детей и детей с нарушением зрения.
- особенности отличия от нормы детей слепых и детей с нарушением зрения.
-особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы нарушения поведения.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Введение.
«Лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать» - гласит
народная мудрость. Зрение играет большую
роль в онтогенетическом развитии человека.
С помощью зрительного
На сегодняшний день существует не маловажная
проблема, касающаяся нарушение зрения
детей. Слабовидящий или слепой школьник,
как и всякий ребенок, развивается, накапливает
жизненный опыт, в соответствии со своими
возможностями он приспосабливается к
жизни, готовится к ней. От родителей и
педагогов зависит, насколько он разовьет
свои возможности и насколько активно
и творчески он сможет участвовать в жизни
общества.
Целью данной работы является - определение
психологических особенностей детей с
нарушением зрения, так как развитие слепых
и слабовидящих детей несколько отличается
от развития ребенка с нормальным зрением.
Часто у детей с патологией органов зрения
наблюдается немного замедленное развитие,
что вызвано меньшим и несколько бедным
запасом представлений, недостаточной
упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью
в овладении пространством, а самое главное
– меньшей активностью при познании окружающего
мира.
Причины и виды нарушения зрения у детей.
Зрительная система младенца обладает
определенными врожденными
Зрение детей от момента рождения до трех
месяцев находится в пределах от 0,005 до
0,015 и постепенно возрастает примерно
до 0,01-0,03. Такое слабое зрение ребенка
объясняется тем, что сетчатка все ещё
формируется, а желтое пятно (тот участок
сетчатки, где достигается зрение 1.0) ещё
вообще не образовалось. Такая зрительная
система у взрослого человека считалась
бы серьезным нарушением зрения, но для
новорожденного самое важное - это то,
что крупно и близко: мамино лицо и грудь.
Наибольшее внимание ребенка в этом возрасте
привлекают лица окружающих, причем правильное
восприятие глубины пространства у ребенка
ещё отсутствует. Ближе к концу трехмесячного
возраста ребенок начинает делать первые
попытки достать какой-нибудь предмет.
Зрение ребенка быстро прогрессирует
и его внимание начинают привлекать и
движущиеся объекты.
Зрение детей от четырех месяцев до полугода
продолжает повышаться до 0.1-0.4. Если оба
глаза видят одно и то же, то стереоскопичность
зрения достигает почти взрослого уровня.
Попытки достать что-либо все чаще достигают
успеха, ребенок также довольно легко
следит за движущимися объектами. При
нарушении стереоскопичности зрения у
ребенка начинает развиваться амблиопия.
Зрение детей от семи месяцев до года увеличивается
ненамного, зато непрерывно совершенствуются
другие зрительные навыки. Ребенку удается
уже фокусировать глазки на предмете,
находящемся на расстоянии 7-8 см от его носа.
Зрение детей в возрасте от года до двух
закрепляется в пределах 0.3-0.6. Глаза легко
переходят с одного предмета на другой
и с любопытством их изучают. Достигается
почти полная согласованость движений
глаз и рук.
Нарушения зрения у детей. Любое заболевание
глаз требует к себе пристального внимания.
Если, например, ребенок рождается с врожденной
катарактой, она должна быть устранена
как можно скорее - чтобы свет мог стимулировать
развитие сетчатки. К другим моментам,
которые могут сказаться на зрении ребенка
относятся: преждевременные роды, сахарный
диабет и некоторые другие заболевания
матери, амблиопия, расходящееся или сходящееся
косоглазие.
Зрительное нарушение – это острота зрения
менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или
поле зрения менее 15 угл. град.
Зрительные нарушения вызывают у детей
значительные затруднения в познании
окружающей действительности, сужают
общественные контакты, ограничивают
их ориентировку, возможность заниматься
многими видами деятельности.
Причины нарушений
зрения.
Врожденные: вызванные различными вирусными
и инфекционными заболеваниями (грипп,
токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена
веществ матери во время беременности;
наследственная передача некоторых дефектов
зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта
и др.); иногда обусловленные врожденными
доброкачественными мозговыми опухолями
(такие нарушения проявляются не сразу).
Приобретенные: внутричерепные и внутриглазные
кровоизлияния, травмы головы во время
родов и в раннем возрасте ребенка; в связи
с повышением внутриглазного давления;
на фоне общего соматического ослабления
здоровья ребенка; недоношенные детей
с ретинопатией (снижение чувствительности
сетчатки), при которой часто наступает
тотальная слепота.
Причиной атрофии зрительного нерва могут
быть как наследственные, так и приобретенные
аномалии. Иногда факторов, обуславливающих
снижение зрения, может быть несколько.
Различают следующие типы детей с нарушением
зрения:
Слепые дети (острота зрения на лучшем
видящем глазу от 0,01 до 0,04),
слабовидящие дети (острота зрения на
лучшем видящем глазу при коррекции от
0,05 до 0,2), дети с косоглазием и амблиопией
(с остротой зрения менее 0,3)
Психологический портрет ребенка с нарушением зрения.
Особенности развития слепых детей и детей с нарушением зрения.
При отсутствии зрения возникают
значительные особенности развития,
хотя общие закономерности развития,
характерные для нормальных детей,
сохраняются. Так в развитии слепого
дошкольника можно отметить три
характерные особенности.
Первая заключается в некотором общем
отставании развития слепого ребенка
по сравнению с развитием зрячего, что
обусловлено меньшей активностью при
познании окружающего мира. Это проявляется
как в области физического, так и в области
умственного развития.
Кроме того, сообщалось, что в этом возрасте
«многие слепые дети имели психиатрические
проблемы».
Многие педагоги прошлого отмечали безынициативность,
пассивность слепого ребенка. «Чем позже
произошла потеря зрения, тем сильнее
связанная с ней психологическая травма.
Потеря или нарушение зрения нередко порождают
равнодушие не только к общественной,
но и к личной жизни».
Вторая особенность развития слепого
ребенка состоит в том, что периоды развития
слепых детей не совпадают с периодами
развития зрячих. До того времени, пока
слепой ребенок не выработает способов
компенсации слепоты, представления, получаемые
им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны
и ребенок будет развиваться медленнее.
Третьей особенностью развития слепого
ребенка является диспропорциональность.
Она проявляется в том, что функции и стороны
личности, которые менее страдают от отсутствия
зрения (речь, мышление и т. д.), развиваются
быстрее, хотя и своеобразно, другие более
медленно (движения, овладение пространством).
Следует отметить, что неравномерность
развития слепого ребенка проявляется
более резко в дошкольном возрасте, чем
в школьном.
При анализе истории развития ребенка
следует обратить особое внимание на его
социальную зрелость, имеющую огромное
значение в процессе абилитации. Социальная
зрелость такого ребенка в ранний период
развития тесно связана с его биологическим
созреванием, особенно с двигательным
развитием и мануальной деятельностью
рук. Поэтому при обследовании детей раннего
возраста следует обращать особое внимание
на уровень их двигательного развития
и уровень сформированности коммуникации.
Слепота теряет свои позиции перед широким
фронтом атакующих знаний, умений и навыков.
Наблюдения за познавательной деятельностью
инвалидов по зрению и материалы специальных
исследований показывают, что основные
признаки предметов и явлений доступны
познавательным возможностям слепых.
Например, незрячий, взяв в руки предмет
(портфель), мгновенно скажет, что это такое.
Без труда он определит основные признаки
предмета: форму, размеры, вес, материал,
характер поверхности. За полем восприятия
окажется цвет портфеля, однако этот пробел
не имеет существенного значения.
И.М. Сеченов писал: «Рука, ощупывающая
внешние предметы, дает слепому все, что
дает нам глаз, за исключением окрашенности
предметов и чувствования вдаль, за пределы
длины руки». А если к этому добавить слух,
обоняние, вкус и остаточное зрение, то
окажется, что незрячие в принципе обладают
познавательными возможностями, близкими
к возможностям зрячих.
Прикасаясь к предметам,
незрячий воспринимает их разнообразные
признаки и свойства: величину, упругость,
плотность, температуру, расстояние и
скорость, вес, форму и т. д. «Зрячий избалован
зрением в деле познания формы, величины,
положения и передвижения окружающих
его предметов; поэтому он не развивает
драгоценной способности руки давать
ему те же самые показания, а слепой к этому
вынужден, и у него чувствующая рука является
действительным заместителем видящего
глаза».
В развитии детей с нарушениями зрения
коммуникация, общение и речь играют особую
роль. Степень сформированности этих сторон
психической деятельности ребенка свидетельствует
об уровне его социального развития.
Важное значение, в процессе исследования
также занимает изучение речи: оценка
ее выразительности, эмоциональности,
а также оценка мимики, жеста, позы в момент
общения.
В развитии детей с нарушениями зрения
коммуникация, общение и речь играют особую
роль. Степень сформированности этих сторон
психической деятельности ребенка свидетельствует
об уровне его социального развития.
Детям с нарушением зрения свойственна
меньшая познавательная активность. В
связи с этим в тифлопедагогике существует
практический принцип, отводящий значительно
больше места педагогической помощи детям,
а психолог должен выяснить, насколько
ребенку свойственны интерес и внимание
к окружающим предметам, лицам, к овладению
простейшими нормами социального поведения.
Проблема социализации в дошкольном и
младшем школьном возрасте у детей с недостатками
зрения является определяющей в их абилитации.
Именно отсутствие таких качеств, как
самостоятельность в передвижении и самообслуживании,
несформированность навыков общения с
детьми и взрослыми, как знакомыми, так
и незнакомыми, неумение пользоваться
современной бытовой техникой, приводит
к дезадаптации детей с нарушениями зрения,
выявляет их неприспособленность к самостоятельной
жизни в обществе, затрудняет интеграцию
в массовые учебные заведения.
В последние годы в дошкольных учреждениях
для детей с нарушениями зрения больше
всего внимания уделялось развитию познавательных
процессов, что привело к значительным
успехам интеллектуального развития детей,
но ослабило их социальную адаптацию.
Зависимость от взрослых и товарищей,
боязнь новых условий и перемен, отстранение
от общества — вот то, что формируется
при отсутствии должного внимания к социализации
детей с нарушениями зрения с раннего
возраста .
Влияние глубоких нарушений
зрения на процесс развития связано
с появлением отклонений во всех видах
познавательной деятельности и сказывается
на формировании личностной и эмоционально-волевой
сфер ребенка. Наиболее резко нарушение
зрения проявляется в снижении общего
количества получаемой извне информации,
в изменении ее качества.
Значительное сокращение или полное отсутствие
зрительных ощущений, восприятий, представлений
в области чувственного познания ограничивает
возможности формирования образов воображения,
памяти, а также психологических систем,
их структур, связей, функций и отношений
внутри этих систем. Происходят качественные
изменения системы взаимоотношений анализаторов,
возникают специфические особенности
в формировании образов, понятий, речи,
в соотношении образного и понятийного
в мыслительной деятельности, в ориентации
и мобильности в пространстве и т.д. Значительные
изменения происходят в физическом развитии
— нарушается точность движений, их интенсивность,
становится специфической походка и другие
двигательные акты.
Следовательно, у ребенка формируется
своя, очень своеобразная психологическая
система, качественно и структурно не
схожая ни с одной системой нормально
развивающегося ребенка, так как она включает
в себя процессы, находящиеся на различных
уровнях развития из-за влияния на них
первичного дефекта, а также и его коррекции
на основе создания новых компенсаторных
путей развития. Это показывает, что и
межфункциональные связи у детей с нарушением
зрения осуществляются тоже иначе, своеобразно.
Особенности отличия от нормы детей слепых и детей с нарушением зрения.
Дети дошкольного возраста
с нарушением зрения отстают от нормальных
детей в темпах физического развития:
рост у них снижен на 3-5%, вес - на 6-10%,
жизненная емкость легких - на 3-6%.
Нарушение зрительного анализатора обусловливает
вторичные отклонения: нарушение осанки,
искривление позвоночника, плоскостопие,
слабость дыхательной мускулатуры, нарушение
пространственных образов, самоконтроля
и саморегуляции, координации движений,
болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой
системы, неврозы, быстрая утомляемость.
В дошкольный период, когда у обычного
ребенка развивается процесс расширения
знаний и представлений об обществе, у
ребенка с нарушением зрения наблюдается
задержка (медленность) этих процессов.
Для такого ребенка требуется больше времени
для адаптации к новым условиям, более
вкрадтевое и детальное знакомство с объектом,
тем самым компенсируя недостаток визуального
восприятия информации.
В общении с людьми ребенок с таким недостатком
использует полисенсорный характер восприятия.
В некоторых случаях при знакомстве с
людьми и окружением, у ребенка возникает
страх при встречи с новыми предметами.
При получении информации от других людей,
обычный ребенок ограничивается конкретными
вопросами, потому как в большинстве случаев
данные вопросы сопровождаются наглядностью.
Слепому ребенку требуется больший объем
информации об объекте, с приведением
аналогий.
Для любого человека важен факт необходимости
формирования знаний, навыков и психологической
готовностью выйти за пределы узкого коллектива
и расширить контакты с людьми и обществом,
преодолевая страх перед новыми людьми,
незнакомым пространством. Для ребенка
с нарушением зрения этот факт становится
смыслом жизни – адаптации к обществу
и окружающему пространству. И ему понадобится
в - трое больше усилий, чем обычному ребенку.
Существует понятие приспособления, которое
характеризуется многократным повторением
одних и тех же действий при одних и тех
же условиях. Человек, привыкая к определенным
наборам движений, делает все машинально
или, если угодно, на автоматике. К примеру
показав однажды безопасный путь выхода
из квартиры, слепой ребенок пытается
запомнить нахождение стен, перил и др.объектов,
пространственное расположение (справа,
слева). И при повторном выходе ребенок
ищет уже знакомые ему объекты для ориентировки.
В незнакомой обстановке, в отличии от
обычного ребенка, слепому всегда доступно
лишь информация о примерном расположении
объектов в пространстве. Данное обстоятельство
требует больших затрат времени для передвижения
или совершение каких-либо действий
Проблема пространственной ориентации
распространяется и на социальную сферу.
Здесь так же необходимо помочь ребенку
адаптироваться по средством приведения
ему понятных алгоритмов действий. Умение
различать денежные купюры, продукты питания,
использования телефона, бытовой техники
и мн.др. В этом отношении все зависит от
родителей, насколько доступно они объяснят
ребенку важные характеристики предмета,
настолько успешнее будет его применение.
При определении сформированности, потребности
к трудовой деятельности, особенно к тем
видам труда, формирование навыков к которым
может быть затруднено из-за нарушений
координации движений при глубоком нарушении
зрения, следует подходить с точки зрения
проб. То есть предлагать вид работы, с
которым бы ребенок с нарушением зрения
справился (адаптировался, научился).
Процессы общения при нарушениях зрения
являются серьезной проблемой и сложно
решаются. Особенно тяжело формируются
у детей неречевые средства общения. Причины
этого — нечеткость образа восприятия
человека и трудности подражания экспрессивно-мимическим
выражениям нормально видящих. Для многих
детей с нарушениями зрения характерна
скованность движений, стереотипия поз,
заученность и однообразность в выражении
эмоциональных состояний. Многие дети
проявляют вербальное, а не практическое
понимание правильных жестов, действий
в общении с детьми и взрослыми. Имеются
также недостатки в речевых средствах
межличностного общения (в культуре устной
речи, в общении «лицом к лицу», в плавности
речи, в связи между речевыми и неречевыми
средствами общения).
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы нарушения поведения у детей слепых и детей с нарушением зрения.
В последние годы становиться
все больше детей с нарушениями
психоэмоционального развития, к которым
относятся эмоциональная неустойчивость,
враждебность, агрессивность, тревожность,
что приводит к трудностям во взаимоотношениях
с окружающими.
Можно говорить о том, что такие глубокие
нарушения зрения, как слепота и слабовидение,
оказывают влияние на формирование всей
психологической системы человека, включая
и личность.
В тифлопсихологической литературе описание
эмоциональных состояний и чувств слепых
представлено в основном по наблюдению
или самонаблюдению (А. Крогиус, Ф. Цех,
К. Бюрклен и др.). Эмоции и чувства человека,
являясь отражением его реального отношения
к значимым для него объектам и субъектам,
не могут не изменяться под влиянием нарушения
зрения, при котором сужаются сферы чувственного
познания, изменяются потребности и интересы.
Слепые и слабовидящие имеют ту же "номенклатуру"
эмоций и чувств, что и зрячие, и проявляют
те же эмоции и чувства. Хотя степень и
уровень их развития могут быть отличными
от таковых у зрячих.
Особое место в возникновении тяжелых
эмоциональных состояний занимает понимание
своего отличия от нормальновидящих сверстников,
возникающее в возрасте 4 - 5 лет, понимание
и переживание своего дефекта в подростковом
возрасте, осознание в ограничении в выборе
профессии, партнера для семейной жизни
в юношеском возрасте.
Отмечается большое
Слепые дети более ранимы особенно по
шкале самооценки, при этом слабовидящие
дети показали большую эмоциональность
и тревожность по сравнению с тотально
слепыми детьми.
В развитии эмоций и чувств у детей с нарушением
зрения большую роль играет социальное
окружение и адекватные условия: слепой
ребенок более зависим от общества и организации
коррекционно-педагогических условий
его жизни.
Для слепых также свойственен страх перед
неизвестным, неизведанным пространством,
наполненным предметами с их опасными
для ребенка свойствами.
Однако этот страх у детей появляется
при неумелом руководстве родителей, допустивших
множество неудачно окончившихся попыток
в удовлетворении ребенком своей потребности
в движении и освоении пространства. Это
относится также к знакомству с живыми
объектами.
Распространенно мнение о том, что слепые
менее эмоциональны, более спокойны и
уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов
зрения. Это впечатление объясняется отсутствием
отражения их переживаний в мимике, жестах,
позах.
Однако речь их достаточно выразительна.
Слепые обнаруживают большую точность
в распознавании эмоциональных состояний,
они выделяют и адекватно оценивают такие
качества личности говорящего, как активность,
доминантность, тревожность.
Также отмечаются отличительные особенности
слепых понимать эмоциональные состояния,
улавливать самые "тонкие изменения
голоса собеседника".
Установка отношения к себе у детей с нарушением
зрения имеет свои особенности. В первую
очередь это связанно с оценкой своей
внешности.
Самооценка незрячего зависит от критерия,
который он использует: либо за точку отсчета
берется свое собственное представление
о себе, построение исходя из оценки своего
положения, либо происходит ориентация
на внешние оценки, идущие от зрячих.
Изменение в самооценки связанно с адаптацией
к своему состоянию, а также с тем, что
в процессе своего развития дети с врожденной
слепотой переживают несколько психологических
кризисов, связанных с осознанием того,
что они не такие, как многие их сверстники.
Особенно остро этот кризис переживается
в подростковом возрасте происходит обострение
нарушений социальных отношений в связи
с тем, что дети начинают осознавать свой
зрительный дефект.
Особенности личностного развития незрячих
ставят проблему оказания им возможно
ранней помощи и проведения с ними необходимой
работы в тот период, когда происходит
активное формирование их личности, т.е.
речь должна идти об абилитационной работе,
о предупреждении возможных негативных
изменений.
Успешность социальной реабилитации во
многом зависит от того, какие личностные
качества будут сформированы у детей,
имеющих глубокие нарушения зрения, к
началу их самостоятельной жизни.
Речь все же должна идти не о качествах
личности, а о целостной системе отношений
личности. В эту систему включается:
1) представления о себе самом, отношение
к своему дефекту, отношения к другим людям;
2) отношение к жизненным целям, к прошлому
и будущему, к жизненным ценностям;
3) отношение к непосредственному социальному
окружению, отношение к другому полу. Эти
отношения составляют базовые структуры
личности, такие как образ своего Я, направленность
личности и её временная перспектива,
отношения с другими.
Для человека важно не сохранение однообразно
положительных эмоциональных состояний,
а постоянный динамизм в рамках определенной,
оптимальной для данного индивида интенсивности.
Излишняя опека сопровождается часто
и чрезмерным проявлениям любви к слепому,
его захваливанием, переоценкой его способностей.
Ребенок превращается в избалованное,
эгоистическое существо, совершенно не
готовое к будущей самостоятельной жизни.
У него формируется чисто потребительская
психология, тормозится образование необходимых
качеств личности, таких, как трудолюбие,
самостоятельность, чувство личной ответственности
и инициативы, что, в свою очередь, препятствует
формированию важнейших личностных образований:
воли и эмоциональной сопротивляемости
к различным жизненным препятствиям.
Деспотическое внутрисемейное общение
приводит к формированию негативных качеств
личности слепого. На первое место взрослые
ставят строгость. Твердость и жесткость.
При этом они, как правило, игнорируют
трудности детей, вызванные нарушением
зрения. Вынужденный покоряться воли взрослого,
ребенок испытывает чувство скрытой или
открытой неприязни и в какой-то момент
переход к открытому неповиновению.
Некоторые дети в этой ситуации уходят
в себя, замыкаются, предаются мечтаниям
и фантазиям. Ребенок растет либо несамостоятельным,
подавленным, часто задерганным и малоинициативным,
либо вступает на путь непрерывного хронического
конфликта, постоянно находясь в состоянии
открытой или скрытой агрессивности.
Информация о работе Психологический портрет ребенка с нарушением зрения