Психологический портрет личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:06, практическая работа

Описание работы

1. ЗАДАНИЕ – на основе проведения диагностической работы составить психологический портрет личности подопечного.
2. ЦЕЛЬ - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.
3. ЗАДАЧИ –
1. Составить психологический портрет старого человека;
2. Обозначить круг возрастных изменений в организме пожилого человека;
3. Расписать примерную профилактику старения.

Работа содержит 1 файл

психолог порт лич.doc

— 59.50 Кб (Скачать)


10

1.                  ЗАДАНИЕ – на основе проведения диагностической работы составить психологический портрет личности подопечного.

2.                  ЦЕЛЬ - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.

3.                  ЗАДАЧИ –

1. Составить психологический портрет старого человека;

2. Обозначить круг возрастных изменений в организме пожилого человека;

3. Расписать примерную профилактику старения.

4.                  ПОДОПЕЧНЫЙ – Иванов Семен Иванович, 70 лет.

5.                  В составлении психологического портрета подопечного я использовала диагностические методику беседы.

Цель: установление контакта с подопечным; изучение социально- демографических характеристик; исследование эмоционального; мотивационно-потребностного компонента личности пожилого человека.

Вопросы, задаваемые подопечному для проведения методики:

1. Ваш возраст?

2. Какое у Вас образование?

3. Где и кем Вы работали до выхода на пенсию?

4. Как долго вы работали? (сколько лет)

5. Вы живете один или с родственниками?

6.Раскажите о своей семье?

7. Как Вы считаете, что изменилось к лучшему в Вашей жизни после выхода на пенсию?

8. Что изменилось к худшему в Вашей жизни после ухода на пенсию?

9. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?

10. Насколько Вы удовлетворены общением с другими людьми?

Анализ результатов, полученных с помощью беседы, проводился по блокам вопросов:

      Социально - демографические характеристики (1-6 вопросы) полученные данные учитывались при формировании выборки.

      Особенности эмоциональной сферы (7-8 вопросы)

      Особенности мотивационно-потребностной сферы (9-10 вопросы).

6.                  Психологическая характеристика личности подопечного:

1.      Иванов Семен Иванович, 70 лет. Состояние здоровья подопечного неудовлетворительное, так как он состоит на учете в онкологическом центре.

2.      С первого взгляда Иванов С. И. очень общительный, полный сил пожилой человек. Внешность подопечного говорит о том, что человек ухаживает за собой.

3.      Что касается познавательной сферы развития подопечного основная часть умственных навыков осталась относительно сохранными. Одно из главных изменений познавательных способностей – это снижение скорости выполнения физических и умственных операций. Возросло время реакции. Отчасти это может объясниться тем, что пожилые люди больше молодых ценят точность. Беседа показала, что немного ухудшилась функция памяти, которая удерживает поступающую на вход информацию в течение нескольких секунд до начала ее обработки. Иванов С. И. обладает таким потенциалом как мудрость, которая недоступна молодым людям.

4.      Специфика эмоциональной сферы  любого пожилого человека во многом зависит от успешности прохождения возрастного кризиса, степени решенности возрастных задач, бессознательно принимаемой стратегии старения. У Иванова С. И.  преобладает пониженный фон настроения, так как замедляется аффективная живость. Из-за снижения силы и подвижности нервных процессов понижается интенсивность эмоций.

5.      Иванов С. И. стал эмоционально более ранимым,  требует более чуткого внимательного отношения, особенно со стороны близких,  родственников, работников медицинских и социальных учреждений. Несмотря на это, при выборе жизненной стратегии, пожилой человек может чувствовать себя эмоционально благополучно при практически любых жизненных обстоятельствах.  В задачи социальных служб должно входить не только обеспечение психоэмоционального комфорта, но и помощь в выработке позитивной стратегии эмоционального старения. Скорее всего, наибольшее влияние на этот выбор оказывает осмысление жизненного пути.

6.      Что можно сказать об особенностях самооценки Иванова С. И. У подопечного происходит снижение самооценки, неуверенность  в себе, недовольство  собой; опасение  одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса  к новому.

7.      Индивидуально-психологические свойства  личности Иванова С. И. Для него характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Он избегает высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимает иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, он их не выражает. Защитным механизмом, который он использует против ощущения страха смерти и обездоленности, является его активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Иванов С. И. с большой неохотой и только под давлением окружающих оставил свою профессиональную работу.

8.      Исходя из всего вышеизложенного, мы можем выделить следующие основные психологические ресурсы  пожилых людей.

      Мудрость, или жизненный опыт.

      Нереализованные потребности духовно-познавательного, творческого  плана, если они были сформированы в течение жизни.

      Способность и желание  к изменению.

      Способность к социальным контактам и необходимость в них .

Для старения необходимо наличие некоторых внутренних условий. Возможность и потребность в их приобретении, в благоприятной психологической атмосфере  и соответствующей социальной обстановке, наверное, и следует считать основным ресурсом пожилого человека. Однако, мы должны отметить, что большинство людей пенсионного возраста всерьез озабочены только одной проблемой – добыванием хлеба насущного и более высокие потребности у них, как правило, не актуализированы. Следовательно, пока не обеспечены низшие потребности, сложно добиться  актуализации выделенных нами «ресурсов».

Итак, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на наличие необратимых биологических изменений, которые можно значительно замедлить в соответствии с современным уровнем развития медицины, сохранность когнитивных процессов во многом зависит от самооценки, внутреннего настроя пожилого человека, его желания к саморазвитию и тренировки. При этом опыт позволяет восполнить снижение скорости познавательных процессов, а неоспоримым преимуществом старости является приобретение мудрости.

Что касается, эмоциональной сферы, к старости, как правило, человек становится более ранимым, требует более чуткого внимательного отношения. Несмотря на это, при выборе жизненной стратегии, пожилой человек может чувствовать себя эмоционально благополучно при практически любых жизненных обстоятельствах.  В задачи социальных служб должно входить не только обеспечение психоэмоционального комфорта, но и помощь в выработке позитивной стратегии эмоционального старения. Скорее всего, наибольшее влияние на этот выбор оказывает осмысление жизненного пути. Структура самосознания пожилого человека претерпевает ряд изменений, таких как: депривация притязания на признание, отторжение от имени, размывание половой идентификации, удлинение прошлого при осознании временной перспективы.

В пожилом возрасте человек возникают новые задачи развития, при этом наиболее важными психологическими задачами являются: сохранение согласованности с собственной идентичностью и нахождение смысла жизни. Решение этих и других возрастных задач может быть облегчено при использовании пожилым человеком внутренних ресурсов, таких как: мудрость, нереализованные потребности духовно-познавательного, творческого  плана, способность и желание  к изменению, способность к социальным контактам и необходимость в них.

7.   ВЫВОДЫ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

Таким образом, в заключение   данного исследования  на основе  изученных материалов и исходя из поставленных в работе цели и задач можно  сделать следующие выводы:

1.Старость является заключительной  фазой  в развитии человека. Период  геронтогенеза (период старения)  согласно  международной  классификации  начинается  с 60  лет  у мужчин и с 55 лет-  у женщин  и имеет  три градации: пожилой, старческий  и долгожители.

2.Процесс старения представляет  собой  генетически  запрограммированный процесс, сопровождающийся   определенными возрастными  изменениями в организме. Многие исследования  свидетельствуют  о старении  сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной  и других систем, т.е.  об отрицательных  сдвигах, происходящих в организме  в процессе  инволюции.

3. Все изменения   в период старения  носят индивидуальный характер. Сложный  и противоречивый  характер  старения  человека как индивида   связан с количественными  изменениями  и качественной перестройкой биологических  структур, включая   и новообразования.

4.Период  позднего  онтогенеза является  новым этапом развития   и специфического действия  общих законов онтогенеза, гетерохронии  и структурообразования.

5.  Различного рода изменения  человека  как индивида, происходящие  в пожилом  и старческом  возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать  потенциальные, резервные возможности, накопленные  в организме  в период роста, зрелости  и формирующиеся  в период  позднего онтогенеза. При этом  участие личности  в сохранности  индивидной   организации  и регуляции  ее дальнейшего  развития   в период геронтогенеза (включая возможности  новообразований)  должно усиливаться.

6.Существуют  различные пути повышения   биологической активности   различных структур организма (поляризация, резервирование, компенсация, конструирование), которые обеспечивают   его работоспособность  в целом  после  завершения  репродуктивного  периода.

7. Для психологического портрета  старого человека  характерными чертами являются- эгоцентричность  и эгоистичность. И.С. Кон   выделил  следующие  социально-психологические типы  старости:

1)  активная творческая  старость;

2) самообразование, отдых, развлечения;

3) у женщин-  приложение своих  сил в семье;

4)  люди, смысл  которых- забота  о собственном здоровье.

  Это  все-   благоприятные типы старости.

  Отрицательные типы  развития  старости:

а) агрессивные, ворчуны;

б) разочарованные  в себе  и собственной жизни;

в) разочарованные в себе  и собственной жизни.

8. Выделяют пять типов приспособления к старости:

1) конструктивное  отношение человека к старости;

2) отношение зависимости;

3) оборонительное отношение;

4) отношение враждебности к окружающим;

5)  отношение враждебности  человека к самому себе.

9.  Активному  долголетию пожилого  человека  способствует много факторов, ведущими психологическими  среди которых   можно считать такие:  развитие   его как социально активной  личности, как субъекта  творческой  деятельности и яркой  индивидуальности. И здесь огромную роль  играет высокий  уровень самоорганизации, сознательной  саморегуляции  своего  образа жизни  и жизнедеятельности.

Можно ли  предотвратить  такую  «серую»  жизнь Иванова С. И.? Не только  можно, но  и  нужно. Для этого  необходимо:

1.            взять  под контроль  свое настроение;

2.            уменьшить  свою чувствительность  к чужим   словам;

3.            попытаться  навсегда  покончить  с ненавистью, горечью, завистью,  которые как ничто другое  ослабевают нервную систему;

4.            расстаться  с беспокойством, снижающим нервную  систему;

5.            не принимать  равнодушно любые удары судьбы, не мириться с нищетой и не топтаться на месте;

6.            не жаловаться другим, пытаясь  вызвать  у них  сочувствие  и жалость  к себе;

7.            не пытаться   «переделать»  окружающих на свой лад;

8.            не сооружать  грандиозные  перспективные  планы;

9.            превратить  укрепление  жизнеспособности и здоровья в  реальную главнейшую   перспективу и  ежедневно радоваться  малейшим  успехам  в ее достижении.

Нерациональное питание – один из важнейших факторов риска преждевременного старения.

Питание  должно быть  разнообразным, умеренным  и соответствовать   возрастным потребностям   и энергозатратам.

В пожилом возрасте, когда   энергозатраты  ограничены,  калорийность  пищи  должна   составлять 1900-2000 ккал, для мужчин 2200-3000 ккал.

Режим питания  целесообразно   установить  не менее  3-4  раз в сутки, последний  прием пищи – за 2-3  часа  до сна.  Не должны  употребляться  жирные  сорта  пшеницы, субпродукты, богатые  холестерином (печень, мозги, вымя, икра). Шире должны  включаться   в рацион питания  овощи и фрукты.  Больше должны  потребляться  зелень, лук, чеснок, петрушка, укроп.

Недостаточная физическая  активность  относится  к факторам  риска и преждевременного старения и развития заболеваний.

У тех, кто ведет   малоподвижный   образ жизни признаки  приближающейся  старости  наступают значительно  раньше и усуглубляются с каждым  днем, проявляясь нарастающим истощением  физических и интеллектуальных сил.

Таким образом, движение – важнейший естественный фактор  развития  и поддержания  здорового  организма.

Эмоции  определяют наше  настроение - не столь  яркое, как сами  эмоции, но зато  более устойчивое   эмоциональное состояние. Грустное, тревожное, умиротворенное, торжественное   или веселое настроение   является не предметным, специально направленным, а личностным и «результативным» фоновым  эмоциональным состоянием. Чувственную основу  настроения   часто  формирует тонус  жизнедеятельности, т.е. общее  состояние  организма  или самочувствие. Даже самое  прекрасное  настроение «портится»- из-за усталости, головной боли, энергетического  истощения. Поэтому  хорошая физическая форма и отличное физическое здоровье- основа  прекрасного  настроения   и положительных эмоций.

Информация о работе Психологический портрет личности