Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 23:57, лекция
Основной “единицей” жизненого процесса является деят-ть организма; различные деят-ти, осуществляющие многообразные жизненные отношения организма к окружающей действительности, существенно определяются их предметом; поэтому мы будем различать отдельные виды деятельности по их предметам.
1. Понятие деятельности. Основные характеристики деятельности.
Предметность деятельности.
2. Общая структура деятельности. Понятие действия и операции.
Взаимопереходы составляющих деятельности.
3. Субъект деятельности. Мотивы и цели.
4. Развитие деятельности. деятельность и психическое отражение.
Связи второго рода угасают медленно, постепенно.
Другая черта смысловых связей - это как бы “двусторонний” их характер, которыый выражается в том, что в результате образования такой связи не только воздействие данного раздражителя начинает вызывать определенную реакцию, но и соответствующая потребность как бы “узнает себя” в данном предмете- раздражителе, конкретизируется в нем и вызывает активное поисковое поведение по отношению к нему.
Отражение животными среды находится в единстве с их деятельностью. Существующие взаимопереходы между ними заключаются в том, что, с одной стороны, всякое отражение формируется в процессе деятельности животного; с другой стороны, всякая деятельность животного, опосредствованная ощущаемыми им воздействиями, совершается в соответствии с тем, как отражается данное воздействие в ощущениях животного. Основным в этом сложном единстве отражения и деятельности является деятельность животного, практически связывающая его с объективной действительностью; вторичным оказывается сихическое отражение воздействующих свойств это действительности.
Деятельность животных на самой ранней, первой стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам, форму элементарного ощущения. Эту стадию в развитии психики мы будем называть стадией элементарной сенсорной психики.
В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и вызванным этим шагом развитием коры головного мозга, возникает псих. отр. животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.
Еще большее усложнение условий существования создает у животных возможность чувственного восприятия ими объективных сотношений вещей в виде предметных “ситуаций” .
Т.о. развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде и что псих. отр. является функцией соотвествующих органов, формирующихся у них в ходе этого приспособления.
Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде.
Форма отражения действительности животным зависит от объективного строения его деятельности. Однако, при этом развитие псих. отр. как бы отстает от развития их деятельности, оказывается как бы сдвинутым на одну ступень вниз.
Материальную основу сложного процесса развития психики животных составляет формирование “естественных орудий” их деятельности - их органов и присущих этим органам функций. Эволюция органов и соответствующих им функций мозга, происходящая внутри каждой из стадий развития деятельности и психики животных, постепенно подготавливает возможность перехода к новому, более высокому строению их деятельности в целом; возникающее при этом переходе изменение общего строения деятельности животных создает необходимость дальнейшей эволюции отдельных органов и функций, которая теперь идет уже в новом направлении.
Первое отличие деятельности жив. от деятельности чел. состоит в том , что она является инстинктивно-биологической. В связи с этим и возможности псих. отр. животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными. У жив. в отличие от человека не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Когда человек вступает в то или иное отношение к веши, то он отличает объективный предмет своего отношения и само свое отношение к нему. Такого разделения не существует у животных.
Существует еще одна черта психики животных, отличающая ее от чел. сознания: общение животных и по своему содержанию, и по характеру осуществляющих его конкретных процессовтакже полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности (отсутствие труда - процесса, общественного по своей природе; голосовое поведение - инстинктивно).
Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия чел. на природу. Для труда характерны следующие черты:
1. Употребление и изготовление орудий;
2. Реализация в условиях коллективной деятельности.
Этапы строения деятельности в усл. коллективного труда:
1. Разделение имеет случайный и непостоянный характер;
2. Этап примитивно- технического разделения труда;
3. Коренное изменение самого строения деятельности индивидов - участников трудового процесса.
У
жив. предмет их деятельности и ее биологический
мотив всегда слиты.У чел. в рамках коллективной
деятельности происходит разделение предмета
деятельности и ее мотива. Процесс , предмет
и мотив которого не совпадают,
- действие.