Психологические типы руководителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:50, реферат

Описание работы

Современные условия экономической деятельности во многом определяются личностью руководителя организации и предприятия. Персоналом организации управляют люди – руководители, менеджеры. От их умения руководить, находить правильные решения и воплощать их в жизнь в большей степени зависит успех организации.
Управление персоналом – управление трудом, которое представляет собой целенаправленное воздействие на физические и умственные способности людей, которые могут быть употреблены на производство товаров и услуг.
Система управления персоналом имеет иерархическую структуру.

Содержание

введение 2
Психологические типы руководителей 3
Заключение. 15
Список использованной литературы. 16

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

содержание

введение

   Современные условия экономической деятельности  во многом определяются личностью руководителя организации и предприятия. Персоналом организации управляют люди – руководители, менеджеры. От их умения руководить, находить правильные решения и воплощать их в жизнь в большей степени зависит успех организации.

   Управление персоналом – управление  трудом, которое представляет собой  целенаправленное воздействие на  физические и умственные способности  людей, которые могут быть употреблены  на производство товаров и  услуг.

   Система управления персоналом  имеет иерархическую структуру.  Субъекты и объекты управления  распределены по уровням управления – высшему, среднему и низшему. В управлении принято выделять административно-управленческий, промышленно-производственный и обслуживающий персонал.

   Современный менеджмент организации  включает в себя управление  персоналом как гибкой и динамичной  организационной системой, способной  самостоятельно и быстро реагировать  на конъюнктуру рынка, условия  конкуренции, изменчивую внешнюю и внутреннюю среду.

   Руководство и управление персоналом  организации это сложное социально-экономическое  информационное и организационно-технологическое  явление, процесс и специфическая  деятельность, сталкивающаяся со  сменой состояний, качеств объекта и субъекта управления. 
 
 
 
 
 
 

Психологические типы руководителей  

Согласно  теории Митчелла-Хауза1 руководитель (лидер) играет основную роль в мотивации удовлетворенности и качества исполнения работы сотрудниками.

   Выделяют четыре основных лидерских  стиля:2

  1. директивный – починенные не участвуют в принятии решений.
  2. поддерживающий – руководитель доброжелательно настроен к интересам подчиненных.
  3. поощряющий участие – руководитель получает и использует предложения сотрудников при принятии решений.
  4. ориентирующий на достижение цели – руководитель ставший цели перед сотрудниками и проявляет доверие в возможности достигнуть их.

   Модель использует следующие ситуационные факторы: характеристики последователей – веры в предопределенность результатов; склонность к подчинению; способности; организационные факторы – содержание и структура работы; система формальной власти; культура группы; поведение последователей (подчиненных) – удовлетворенность работой (хорошо работаю - хорошо получаю); мотивация (если приложу усилия, то будут результаты и за эти результаты буду вознагражден соответственно). Согласно модели эффективная комбинация стилей зависит от ситуации. В своем руководстве модели используется определенный стиль руководителя.

   Стиль руководителя – это манера  поведения руководителя по отношению к своим подчиненным. Начало развития теории стилей руководства было положено К. Левиным, который в 1938 г. предложил три типа стилей.  
 
 
 
 

Тип Описание стиля
Авторитарный (диктаторский) Характерны: деловые  краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон с подчиненными, субъективные похвала и порицание. Позиция руководителя – вне группы, выше группы. Дела в коллективе планируются руководителем заранее, решение принимаются единолично (что и как делать), голос руководителя – решающий. Подчиненные знаю лишь непосредственные, ближние цели, дальние – неизвестны.
Демократический Руководитель  доводит до подчиненных инструкции в форме предложений. Для него характерны: товарищеский тон, уважительное, внимательное отношение к подчиненным. Распоряжения и запреты сочетаются с дискуссиями, похвала и порицание – с советами. Позиция руководителя – внутри группы, коллектива. Мероприятия не заранее, а в группе. Решения принимаются на основе коллегиального обсуждения. За реализацию предложений отвечают руководитель и подчиненный.
Попустительский Для руководителя характерны: отсутствие похвалы и  порицаний, полная отстраненность руководителя от дел коллектива, отсутствие сотрудничества. Члены группы работают самостоятельно, руководитель сам является членом группы. Дела в группе идут сами по себе. Руководитель не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп.

   В дальнейшем при изучении  теории руководства исследователя  выделили две переменные:

- структура отношений – образцы поведения, с помощью которых руководитель организует и определяет структуру отношений в группе: определение ролей, установление коммуникационных потоков, правил и процедур работы, ожидаемых результатов.

- отношения  в рамках этой структуры – образцы поведения, отражающие уровень или качество отношений между руководителем и подчиненными; дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатии и гармония, чувствительность друг к другу, желание сделать друг другу доброе.

   Исследование показало, что руководители, поведение которых характеризуется одновременно наличием двух переменных, более эффективны в своей деятельности, чем те, у которых поведение характеризовалось только одной из них.

   В результате применения этой  модели были получены следующие выводы:

1) чем  больше внимания уделяется структуре  отношений и всему тому, что  связано с работой, тем больший  эффект достигается при следующих  условиях: сильное давление, оказываемое  кем-то (кроме руководителя) с целью  получения соответствующих результатов; задание удовлетворяет работников; работники зависят от руководителя в получении информации и указаний о том, как делать работу; работники психологически подготовлены быть полностью инструктированными руководителем; соблюдается эффективный масштаб управляемости;

2) усиленное  вниманием отношением в структуре  и всему тому, что соответствует  нуждам и желаниям работников, дает эффект тогда, когда задания  являются рутинными и непривлекательными  для работников; работники предрасположены  и готовы к участию в управлении; работники должны сами научиться чему-то; работники чувствуют, что их участие в принятие решений влияют на уровень выполнения работы; не существует значительных различий в статусе между лидером и работниками.

3) эффективность  руководства зависит от ряда других факторов, которые 7не были учтены в модели организационной культуры; используемой технологии; ожидания от использования определенного стиля руководства; моральной удовлетворенности от работы с руководителем определенного стиля.

   Развитие теории стилей всегда  сопровождалось появлением новых  моделей поведения руководителя, расширением классификации стилей.

   Непоследовательный (алогичный) стиль  руководства проявляется в непредсказуемом  переходе руководителя от одного  стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т.д.), что обуславливает крайне низкие результаты работы и минимальное количество конфликтов и проблем.

   Возможно несовпадение формы  и содержание действий руководителя, например, внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под демократического). 

Уровень развития сотрудника, коллектива Форма управленческого  поведения
Низкий: не хотят работать, не умеют работать, низкая квалификация, недобросовестные работники. «Авторитарное указывание»:
  1. четкие указания, что и как делать, инструктаж.
  2. постоянный контроль работы.
  3. когда необходимо, наказывайте, отмечайте ошибки и хорошую работу, поощряйте хорошие результаты работы.
Средний: хотят работать, но еще не умеют работать, недостаточно опыта, хотя обладают определенными базовыми навыками, старательны и добросовестны. «Популяризация»:
  1. указания, инструктаж в популярной форме.
  2. регулярный контроль работы.
  3. уважительно, доброжелательное отношение.
  4. интенсивное общение.
  5. при необходимости – приказывать.
  6. вознаграждать позитив.
Хороший: хотят и умеют работать – имеют базовые навыки и квалификацию, достаточные для большинства технических аспектов работы. Дальнейшее развитие такой группы сотрудников требует, чтобы они в своей работе брали на себя больше ответственности и чтобы их моральное состояние оставалось хорошим. «Участие  в управлении»:
  1. проводите консультации с сотрудниками по отдельным проблемам.
  2. поощрять инициативу подчиненных
  3. предоставлять больше свободы
  4. ограничивать прямые указания и контроль
  5. создавать системы самоконтроля сотрудников
  6. ставьте цели, не уточняя способ их достижения
  7. широко общайтесь
  8. вознаграждайте активность, инициативу.
Высокий: хотят и умеют работать творчески – экстраспециалисты, достигшие высокой квалификации, ответственные, инициативные работники. «Передача полномочий»:
  1. ставьте проблему, проясняйте цели и достижения согласия по отношению к ним.
  2. предоставьте необходимые права, полномочия сотруднику для самостоятельного решения
  3. избегайте вмешательства в дела
  4. самоуправление и самоконтроль у сотрудников
  5. если вас просят, оказывайте поддержку
  6. серьезно реагируйте на просьбы; вознаграждайте творческие решения проблем.

 

Использование теории стилей в направлении выделения  наиболее эффективного менеджера привели  к изменению взглядов на то, каким  должен быть современный менеджер3.

   Новая концепция управления 80-х  годов ХХ века предполагала  новый тип руководителя, для которого  характерно стремление к наилучшей  организации работы подчиненных,  который не настолько бессердечен,  автократичен и зависим от  компании, как «деловые люди» 50-х годов, но вместе с тем все еще обособлен от людей и эмоционального малодоступен.

   Последующие исследования современной  американской корпоративной культуры  показали, что в ней имеется  4 основных типа менеджеров: 

Тип Описание
«Мастер» Менеджер придерживается традиционной системы ценностей, включая  рабочую этику и уважение к  другим людям. Окружающие оцениваются  им преимущественно с точки зрения того, насколько они творчески  относятся к своим обязанностям. Однако он бывает настолько поглощен предметов собственных творческий изысканий, что оказывается не в состоянии управлять сложными и изменчивыми организационными системами.
«Борец с джунглями» Страстно стремится  к власти. Воспринимает себя и окружающих в «человеческих джунглях», где  каждый стремится съесть другого. Интеллектуальные и другие психологические ресурсы направлены преимущественно на обеспечение собственной безопасности и благополучия. Коллег по работе он обычно рассматривает как конкурентов или врагов, а подчиненных – как средство в борьбе за власть. Выделяются два подтипа: «львы» и «лисы». «Львы»-это победители, которые добились успеха и строят свою «империю», «Лисы», устроив свои норы в корпоративной организации, продолжают ловко и расчетливо продвигаться дальше. Благодаря предприимчивости им удается быстро подняться по служебной лестнице. Однако их планы в конце концов рушатся в результате ответных действий тех, кого они в свое время обманули или использовали в корыстных целях.
«Люди компании» Они идентифицируют себя с организацией, к которой сами принадлежат. Если они психологически слабы, то стремятся подчинить себя другим и скорее добиться безопасности, нежели успехов. Будучи не волевыми и достаточно сильными, они стремятся к признанию со стороны окружающих, к повышению степени сплоченности корпорации. Наиболее творческие из них создают в компании атмосферу сотрудничества и дружелюбия, однако оказываются не в состоянии успешно устраивать дело в условиях сильной конкуренции.
«Игрок» Он рассматривает  деловую жизнь вообще и свою работу в частности как своеобразную игру, любит рисковать, но с расчетом и часто увлекается новшествами. В отличие от «борцов с джунглями», он стремится не к созданию собственной «империи», а к удовлетворению от победы самой по себе. Главная заботы – приобрести известность победителя. Среди современных корпоративных менеджеров наиболее широко представлен именно последний тип.

Информация о работе Психологические типы руководителей