Психологические
типы людей по К. Юнгу
Федюнёва К.В.
Гр.13-М
Юнговская
теория личности
- Юнг утверждал,
что душа (в теории Юнга термин,
аналогичный личности) состоит из
трех отдельных, но взаимодействующих
структур: эго, личного бессознательного
и коллективного бессознательного
Эго
- Эго является
центром сферы сознания. Оно представляет
собой компонент psyche, включающий
в себя все те мысли, чувства,
воспоминания и ощущения, благодаря
которым мы чувствуем свою
целостность, постоянство и воспринимаем
себя людьми. Это служит основой
нашего самосознания, и благодаря
ему мы способны видеть результаты
своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное
- Личное бессознательное
вмещает в себя конфликты и
воспоминания, которые когда —
то осознавались, но теперь подавлены
или забыты. В него входят и
те чувственные впечатления, которым
недостает яркости для того, чтобы
быть отмеченными в сознании.
Юнг утверждал, что материал личного
бессознательного у каждого из
нас уникален и, как правило, доступен
для осознания. В результате компоненты
комплекса или даже весь комплекс
могут осознаваться и оказывать
чрезмерно сильное влияние на
жизнь индивида.
Коллективное
бессознательное
- Юнг высказал
мысль о существовании более
глубокого слоя в структуре
личности, который он назвал коллективным
бессознательным. Коллективной бессознательное
представляет собой хранилище
латентных следов памяти человечества
и даже наших человекообразных
предков. В нем отражены мысли
и чувства, общие для всех человеческих
существ и являющиеся результатом
нашего общего эмоционального
прошлого.
Таким образом,
содержание коллективного бессознательного
складывается благодаря наследственности
и одинаково для всего человечества.
Архетипы
- Юнг высказал
гипотезу о том, что коллективное
бессознательное состоит из мощных
первичных психических образов,
так называемых архетипов. Архетипы
— врожденные идеи или воспоминания,
которые предрасполагают людей
воспринимать, переживать и реагировать
на события определенным образом.
Количество архетипов в коллективном
бессознательном может быть неограниченным.
Однако особое внимание в теоретической
системе Юнга уделяется персоне,
аниме и анимусу, тени и самости.
Персона
- Персона —
это наше публичное лицо, то
есть то, как мы проявляем себя
в отношениях с другими людьми.
Персона обозначает множество
ролей, которые мы проигрываем
в соответствии с социальными
требованиями. В понимании Юнга,
персона служит цели производить
впечатление на других или
утаивать от других свою истинную
сущность. Персона как архетип
необходима нам, чтобы ладить
с другими людьми в повседневной
жизни.
Тень
- В противоположность
той роли, которую играет в
нашем приспособлении к окружающему
миру персона, архетип тень представляет
подавленную темную, дурную и
животную сторону личности. Тень
содержит наши социально неприемлемые
сексуальные и агрессивные импульсы,
аморальные мысли и страсти. Но
у тени имеются и положительные
стороны. Юнг рассматривал тень
как источник жизненной силы,
спонтанности и творческого начала
в жизни индивидуума.
Анима и
Анимус
- В архетипах
анимы и анимуса выражение
признание Юнгом врожденной андрогинной
природы людей. Анима представляет
собой внутренний образ женщины
в мужчине, его бессознательную
женскую сторону; в то время
как анимус — внутренний образ
мужчины в женщине, её бессознательная
мужская сторона. Эти архетипы
основаны, по крайней мере частично,
на том биологическом факте, что
в организме мужчины и женщины,
вырабатываются и мужские, и женские
гормоны.
Самость
- Самость —
наиболее важный архетип в
теории Юнга. Самость представляет
собой сердцевину личности, вокруг
которой организованны все другие
элементы.
- Когда достигнута
интеграция всех аспектов души,
человек ощущает единство, гармонию
и целостность. Таким образом, в
понимании Юнга развитие самости
— это главная цель человеческой
жизни. Истинной уравновешенности
личностных структур, как считал
он, достичь невозможно, по меньшей
мере, к этому можно прийти
не ранее среднего возраста.