Психологические теории воли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 05:38, реферат

Описание работы

К настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие «воля»: воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция. Правда, подчас отнесение того или иного автора к тому или иному направлению становится чисто условным, так как в излагаемой им позиции можно встретить моменты, относящиеся к разным направлениям.

Содержание

Введение 3
1 Воля и ее основные признаки 5
2 Волевые качества человека 6
3 Теории воли 10
3.1 Мотивационный подход 11
3.2 Подход свободного выбора 15
3.3 Регуляционный подход 16
3.4 Волевая регуляция поведения 16
4 Развитие воли 22
Заключение

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

      Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. 

      Особую  роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют  игры, причем каждый вид игровой  деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов. 

 

     Заключение 

     Итак, изучение воли в историческом аспекте  можно разделить на несколько  этапов.

     Первый  этап связан с пониманием воли механизма  осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

Второй  этап связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.

     На  третьем этапе волю связывают  с проблемой выбора и борьбой  мотивов.

     На  четвертом этапе волю стали рассматривать как механизм преодолевания препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

     Это все в конце концов привело  к возникновению двух главных  противоборствующих течений в вопросе  о природе воли.

     Одно  из них подменяет волю мотивами и мотивацией. Воля здесь выступает скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

     Другое  течение связывает волю только с  преодолеванием препятствий и трудностей, т.е. по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Воля  здесь выступает как характеристика личности, характера.

     Понять, что такое воля, можно только в  том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодолевание трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию воли отражают различные ее стороны, обозначают различные ее функции и вовсе не противоречат друг другу.

     Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учета полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно  управлять своим поведением.

 

      Список литературы 

      1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М, 1989. — Т. II . — С. 187. 

      2 Николаенко В.М. Психология и педагогика: учебное пособие. – 2000г.

      3 Радугин А.А. Психология и педагогика: учебное пособие. – М. 2002г. – 257с.

      4 Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекции: учебное пособие для студентов вузов.  – М.: КДУ, 2008. – С.192.

Информация о работе Психологические теории воли