Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:20, доклад
Одинаковые и часто повторяющиеся психические состояния нередко становятся характерными для данного человека. С течением времени они стабилизируются и образуют то или иное устойчивое психическое свойство (качество).
Психические свойства не являются чем-то раз и навсегда данным человеку при его рождении. Они могут изменяться и развиваться, пока человек живет и совершенствуется.
К основным психическим свойствам относятся: темперамент, способности, направленность личности, характер.
Психические свойства
Одинаковые и часто повторяющиеся психические
состояния нередко становятся характерными
для данного человека. С течением времени
они стабилизируются и образуют то или
иное устойчивое психическое свойство
(качество).
Психические свойства не являются чем-то
раз и навсегда данным человеку при его
рождении. Они могут изменяться и развиваться,
пока человек живет и совершенствуется.
К основным психическим свойствам относятся:
темперамент, способности, направленность
личности, характер.
Типы темпераментов
Нервная система человека может характеризоваться
свойствами: интенсивности (силы), подвижности
(динамики) и управляемости. Индивидуальные
свойства человека, определяющие особенности
протекания его психических процессов
и поведения, называют темпераментом.
Темперамент — это индивидуально своеобразная,
природно обу словленная совокупность
динамических проявлений психики. Он определяется
способностями возбуждения и торможения
психических процессов и их соотношениями.
Термин "темперамент" был введен
еще в Древней Греции. С тех пор человечество
знакомо с четырьмя типами темперамента.
Их обобщенные характеристики приведены
в таблице. Уточним при этом, что грани
между типами темпераментов нечетки и
переходны.
Тип темперамента
Свойства (особенности) нервной системы
Интенсивность
Подвижность
Управляемость
Холерик
Сангвиник Флегматик Меланхолик
1
1
1
0
1
1
0
0
0
1
0
0
1 - особенность
сильно выражена; 0 - особенность
слабо выражена.
Известны описания различных типов темпераментов.
• Холерик — это явно боевой тип, задорный,
быстрый, порывистый, неуравновешенный,
вспыльчивый, легко и скоро раздражающийся.
Резкая смена настроений. Речь сбивчивая,
неровная. С людьми прямолинеен, неуживчив.
Нетерпелив, не умеет ждать. Неустойчив
в интересах и склонностях. Работает рывками.
Постоянно стремится к новому.
• Сангвиник — активный деятель, но лишь
тогда, когда у него много интересного
дела, то есть имеется постоянное возбуждение.
Когда же такого дела нет, он становится
скучным, вялым. Сохраняет самообладание
в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая,
отчетливая. Общителен, легко входит в
новый коллектив, не чувствует скованности.
Инициативен, но в решениях часто несобран.
• Флегматик — спокойный, всегда ровный
со слабым выражением чувств, настойчивый
и упорный труженик жизни. Эмоции слабо
выражены и устойчивы. Осторожен, рассудителен.
Общителен в меру. Внимание устойчивое.
Придерживается строго заведенного порядка
на своем рабочем месте. Устойчив в интересах
и склонностях. Медленно включается в
новую работу, медленно переключается
с одного дела на другое.
• Меланхолик — это явно тормозной тип
нервной системы. Все эмоции внутри, это,
как правило, его переживания. Из-за повышенной
впечатлительности каждое явление жизни
становится тормозящим его агентом; раз
он ни во что не верит, ни на что не надеется
— во всем видит и ожидает только плохое
и опасное. Очень чувствителен, нерешителен,
не верит в свои силы. Склонен к одиночеству,
замкнутости, тяжело идет на контакты.
Устойчив в интересах и склонностях.
Тип нервной системы, а значит, и темперамент,
- врожденное свойство, которое, однако,
может меняться в зависимости от условий
жизни. Нет ярко выраженных чистых темпераментов.
Есть лица, у которых преобладает определенный
темперамент, но им присущи и черты другого
темперамента. Но нельзя темперамент изменить
на противоположный. Нельзя говорить о
"плохих" и "хороших" темпераментах,
а вести речь можно лишь о существовании
разных способов поведения и деятельности.
Оценка людей по типам темперамента дает
в руки руководителю надежную методику
изучения подчиненных и повышения эффективности
управленческой деятельности. При этом
следует опираться на положительные черты
темперамента и блокировать отрицательные.
Так, на порывистость холерика нужно реагировать
тактичностью и сдержанностью. Инерции
флегматика лучше всего противопоставить
активность. А эмоциональность и пессимизм
меланхолика можно нейтрализовать оптимистичностью.
Рассмотрим, как выполняется задание по
разработке документа людьми различного
типа темпераментов. Психологами замечено
следующее. Меланхолики при составлении
какой-либо деловой бумаги тратят много
времени на обработку черновиков, их проверку
и исправление. Сангвиники, наоборот, пишут
черновики сокращенно или вовсе их не
пишут. Холерики нередко из-за невнимательности
делают элементарные ошибки. Флегматики
могут не замечать течение времени и запаздывать
с завершением задания.
Все это нацеливает руководителя на учет
индивидуально-психологических особенностей
своих подчиненных, то есть осуществлять
индивидуальный подход.
Способности
Способности — это совокупность таких
психических свойств, которые характеризуются
скоростью и результативностью овладения
той или иной деятельностью. Особенно
заметно способности обнаруживаются в
склонностях к определенному виду деятельности,
в темпах овладения ею, в количестве и
качестве результатов труда и в их оригинальности
(техническое воображение для конструктора;
музыкальный слух для музыканта и т.п.)
Сочетание способностей, которое обеспечивает
возможность выполнения какой-либо деятельности,
называется одаренностью, а высокая степень
одаренности - талантом.
Различают способности общие и специальные.
К общим способностям относят такие психические
свойства человека, как внимание, наблюдательность,
память, творческое воображение, рассудительность.
К специальным — свойства памяти, имеющие
значение для определенного вида деятельности.
Например, математические способности
(абстрактность мышления, склонность к
анализу), изобразительные способности
(чувство пропорции, ритма), организаторские
и т.п.
Общие и специальные способности взаимосвязаны.
Они образуют единую систему — психику
личности.
Способности не являются врожденными.
Врожденными признаются лишь задатки
или так называемые анатомо-физиологические
особенности организма. Сами же способности
складываются лишь в процессе овладения
той деятельностью, для которой данная
способность необходима. Проблема способностей
— проблема индивидуального развития.
Определяющее значение для способностей
имеют условия жизни человека и его взаимоотношение
с окружающим миром.
Способности формируются на базе тех или
иных особенностей познавательных процессов
и включают также эмоциональные и волевые
качества (чувства, старание, сосредоточенность,
склонность и т.п.).
Проблема способностей — проблема индивидуального
развития. Это развитие должно учитываться
в профориентации, при определении выполняемых
функций.
Всякая деятельность предъявляет многосторонние
требования к человеку. Например, способность
к организаторской деятельности представляет
собой совокупность определенных интеллектуальных
и эмоционально-волевых свойств. Талантливый
организатор наблюдателен, быстро и точно
ориентируется в обстановке и прежде всего
в людях, умеет найти для каждого его дело
и место. Человек, способный к организаторской
деятельности, обладает решительностью
и твердостью, необходимыми для достижения
целей управления, и рядом других свойств.
Способности обнаруживаются, проявляются
и развиваются в процессе соответствующей
деятельности. Поэтому они органически
связаны со знаниями, умением, навыками
и привычками человека. С другой стороны,
приобретение знаний, формирование умения
и овладение навыками зависят от наличия
способностей.
Обычно в системе приобретения опыта любой
человек может овладеть минимумом знаний,
умений и навыков. Однако при равных внешних
условиях разные люди будут овладевать
ими с разным темпом и качеством. Там, где
один "все схватывает на лету", другой
тратит много сил. Один достигает высокого
мастерства, другой едва дотягивает до
уровня "середнячка".
Многосторонняя деятельность фирмы всегда
требует большого разнообразия способностей.
Совокупность способностей - это огромный
и важный потенциал фирмы. Его развитие
и рациональное использование являются
залогом успеха в решении экономических
и организационных задач управления.
Направленность
Важнейшим психическим свойством, характеризующим
человека, является направленность его
деятельности и поведения.
Направленность определяет цели, которые
ставит перед собой человек, стремления,
которые ему свойственны, мотивы, в соответствии
с которыми он действует, интересы, которыми
он руководствуется в своей деятельности.
Направленность человека во многом определяет
его поведение, его образ жизни. В основе
направленности лежат потребности, удовлетворение
которых связывается с различными эмоциями.
Характер
Характер (греч. "отличительная черта",
"признак") — одно из главных психических
свойств человека.
Характер — это совокупность наиболее
выраженных и относительно устойчивых
психических состояний и свойств человека,
типичных для него и систематически проявляющихся
в его действиях и поступках.
Для описания характера конкретного человека
можно воспользоваться следующими полярными
характерологическими чертами (психическими
образованиями):
принципиальность - беспринципность;
организованность - беспорядочность;
самокритичность - несамокритичность;
переоценка своих сил - недооценка;
бережливость - расточительность;
доверчивость - подозрительность;
непринужденность - скованность;
тактичность - бестактность;
трудолюбие - лень;
уверенность - неуверенность;
аккуратность - неряшливость;
отзывчивость - равнодушие;
уступчивость - неуступчивость;
альтруизм - эгоизм и т.д.
Характер — результат пройденного человеком
жизненного пути, влияющий и на дальнейшую
жизнь в той мере, в какой она зависит от
него самого.
Характер человека — это его судьба. Он
определяет линию поведения человека,
его отношение к делу и к вещам, к другим
людям и к самому себе.
Несмотря на многообразие индивидуальных
черт характера, между ними существует
некоторая общность, которая позволяет
разделить их на следующие группы:
1. Общие черты характера (принципиальность,
честность, целеустремленность и т.д.).
2. Отношение к труду (трудолюбие, лень
и т.д.).
3. Отношение к другим людям (общительность,
замкнутость и т.д.).
4. Отношение к себе (скромность, самомнение
и т.д.).
Отношение к людям. В отношении к людям
проявляются такие черты характера, как
общительность, тактичность, вежливость.
В противоположность им выступают грубость,
зависть, стремление переложить работу
на других. Такие люди, как правило, постоянно
недовольны, противопоставляют себя коллективу,
критически настроены.
Отношение к самому себе. Здесь характерны
такие черты, как чувство личного достоинства,
трезвой самооценки, скромность и самодисциплина.
Некоторые люди имеют повышенное самомнение,
приводящее к чванству, высокомерию, хвастовству.
Такие люди обычно неуживчивы в коллективе,
часто создают конфликтные ситуации. Однако
не желательна и другая крайность - недооценка
себя, робость в высказывании своих позиций
и взглядов.
При управлении поведением человека нужно
знать его характер и умело использовать
отдельные его черты.