Психологические свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 22:20, доклад

Описание работы

Одинаковые и часто повторяющиеся психические состояния нередко становятся характерными для данного человека. С течением времени они стабилизируются и образуют то или иное устойчивое психическое свойство (качество).
Психические свойства не являются чем-то раз и навсегда данным человеку при его рождении. Они могут изменяться и развиваться, пока человек живет и совершенствуется.
К основным психическим свойствам относятся: темперамент, способности, направленность личности, характер.

Работа содержит 1 файл

Психические свойства.doc

— 40.50 Кб (Скачать)

Психические свойства  
Одинаковые и часто повторяющиеся психические состояния нередко становятся характерными для данного человека. С течением времени они стабилизируются и образуют то или иное устойчивое психическое свойство (качество). 
Психические свойства не являются чем-то раз и навсегда данным человеку при его рождении. Они могут изменяться и развиваться, пока человек живет и совершенствуется. 
К основным психическим свойствам относятся: темперамент, способности, направленность личности, характер. 
Типы темпераментов  
Нервная система человека может характеризоваться свойствами: интенсивности (силы), подвижности (динамики) и управляемости. Индивидуальные свойства человека, определяющие особенности протекания его психических процессов и поведения, называют темпераментом. 
Темперамент — это индивидуально своеобразная, природно обу словленная совокупность динамических проявлений психики. Он определяется способностями возбуждения и торможения психических процессов и их соотношениями. 
Термин "темперамент" был введен еще в Древней Греции. С тех пор человечество знакомо с четырьмя типами темперамента. Их обобщенные характеристики приведены в таблице. Уточним при этом, что грани между типами темпераментов нечетки и переходны. 
  
 

Тип темперамента

Свойства (особенности) нервной системы

Интенсивность

Подвижность

Управляемость

Холерик 
Сангвиник Флегматик Меланхолик




0




0




0

1 - особенность  сильно выражена; 0 - особенность  слабо выражена. 
  
Известны описания различных типов темпераментов. 
•  Холерик — это явно боевой тип, задорный, быстрый, порывистый, неуравновешенный, вспыльчивый, легко и скоро раздражающийся. Резкая смена настроений. Речь сбивчивая, неровная. С людьми прямолинеен, неуживчив. Нетерпелив, не умеет ждать. Неустойчив в интересах и склонностях. Работает рывками. Постоянно стремится к новому. 
•  Сангвиник — активный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, то есть имеется постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым. Сохраняет самообладание в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая, отчетливая. Общителен, легко входит в новый коллектив, не чувствует скованности. Инициативен, но в решениях часто несобран. 
•  Флегматик — спокойный, всегда ровный со слабым выражением чувств, настойчивый и упорный труженик жизни. Эмоции слабо выражены и устойчивы. Осторожен, рассудителен. Общителен в меру. Внимание устойчивое. Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно переключается с одного дела на другое. 
•  Меланхолик — это явно тормозной тип нервной системы. Все эмоции внутри, это, как правило, его переживания. Из-за повышенной впечатлительности каждое явление жизни становится тормозящим его агентом; раз он ни во что не верит, ни на что не надеется — во всем видит и ожидает только плохое и опасное. Очень чувствителен, нерешителен, не верит в свои силы. Склонен к одиночеству, замкнутости, тяжело идет на контакты. Устойчив в интересах и склонностях. 
Тип нервной системы, а значит, и темперамент, - врожденное свойство, которое, однако, может меняться в зависимости от условий жизни. Нет ярко выраженных чистых темпераментов. Есть лица, у которых преобладает определенный темперамент, но им присущи и черты другого темперамента. Но нельзя темперамент изменить на противоположный. Нельзя говорить о "плохих" и "хороших" темпераментах, а вести речь можно лишь о существовании разных способов поведения и деятельности. 
Оценка людей по типам темперамента дает в руки руководителю надежную методику изучения подчиненных и повышения эффективности управленческой деятельности. При этом следует опираться на положительные черты темперамента и блокировать отрицательные. Так, на порывистость холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью. Инерции флегматика лучше всего противопоставить активность. А эмоциональность и пессимизм меланхолика можно нейтрализовать оптимистичностью. 
Рассмотрим, как выполняется задание по разработке документа людьми различного типа темпераментов. Психологами замечено следующее. Меланхолики при составлении какой-либо деловой бумаги тратят много времени на обработку черновиков, их проверку и исправление. Сангвиники, наоборот, пишут черновики сокращенно или вовсе их не пишут. Холерики нередко из-за невнимательности делают элементарные ошибки. Флегматики могут не замечать течение времени и запаздывать с завершением задания. 
Все это нацеливает руководителя на учет индивидуально-психологических особенностей своих подчиненных, то есть осуществлять индивидуальный подход. 
Способности  
Способности — это совокупность таких психических свойств, которые характеризуются скоростью и результативностью овладения той или иной деятельностью. Особенно заметно способности обнаруживаются в склонностях к определенному виду деятельности, в темпах овладения ею, в количестве и качестве результатов труда и в их оригинальности (техническое воображение для конструктора; музыкальный слух для музыканта и т.п.) 
Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью, а высокая степень одаренности - талантом. 
Различают способности общие и специальные. 
К общим способностям относят такие психические свойства человека, как внимание, наблюдательность, память, творческое воображение, рассудительность. 
К специальным — свойства памяти, имеющие значение для определенного вида деятельности. Например, математические способности (абстрактность мышления, склонность к анализу), изобразительные способности (чувство пропорции, ритма), организаторские и т.п. 
Общие и специальные способности взаимосвязаны. Они образуют единую систему — психику личности. 
Способности не являются врожденными. Врожденными признаются лишь задатки или так называемые анатомо-физиологические особенности организма. Сами же способности складываются лишь в процессе овладения той деятельностью, для которой данная способность необходима. Проблема способностей — проблема индивидуального развития. Определяющее значение для способностей имеют условия жизни человека и его взаимоотношение с окружающим миром. 
Способности формируются на базе тех или иных особенностей познавательных процессов и включают также эмоциональные и волевые качества (чувства, старание, сосредоточенность, склонность и т.п.). 
Проблема способностей — проблема индивидуального развития. Это развитие должно учитываться в профориентации, при определении выполняемых функций. 
Всякая деятельность предъявляет многосторонние требования к человеку. Например, способность к организаторской деятельности представляет собой совокупность определенных интеллектуальных и эмоционально-волевых свойств. Талантливый организатор наблюдателен, быстро и точно ориентируется в обстановке и прежде всего в людях, умеет найти для каждого его дело и место. Человек, способный к организаторской деятельности, обладает решительностью и твердостью, необходимыми для достижения целей управления, и рядом других свойств. 
Способности обнаруживаются, проявляются и развиваются в процессе соответствующей деятельности. Поэтому они органически связаны со знаниями, умением, навыками и привычками человека. С другой стороны, приобретение знаний, формирование умения и овладение навыками зависят от наличия способностей. 
Обычно в системе приобретения опыта любой человек может овладеть минимумом знаний, умений и навыков. Однако при равных внешних условиях разные люди будут овладевать ими с разным темпом и качеством. Там, где один "все схватывает на лету", другой тратит много сил. Один достигает высокого мастерства, другой едва дотягивает до уровня "середнячка". 
Многосторонняя деятельность фирмы всегда требует большого разнообразия способностей. Совокупность способностей - это огромный и важный потенциал фирмы. Его развитие и рациональное использование являются залогом успеха в решении экономических и организационных задач управления. 
Направленность  
Важнейшим психическим свойством, характеризующим человека, является направленность его деятельности и поведения. 
Направленность определяет цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует, интересы, которыми он руководствуется в своей деятельности. 
Направленность человека во многом определяет его поведение, его образ жизни. В основе направленности лежат потребности, удовлетворение которых связывается с различными эмоциями. 
Характер  
Характер (греч. "отличительная черта", "признак") — одно из главных психических свойств человека. 
Характер — это совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых психических состояний и свойств человека, типичных для него и систематически проявляющихся в его действиях и поступках. 
Для описания характера конкретного человека можно воспользоваться следующими полярными характерологическими чертами (психическими образованиями): 
принципиальность - беспринципность; 
организованность - беспорядочность; 
самокритичность - несамокритичность; 
переоценка своих сил - недооценка; 
бережливость - расточительность; 
доверчивость - подозрительность; 
непринужденность - скованность; 
тактичность - бестактность; 
трудолюбие - лень; 
уверенность - неуверенность; 
аккуратность - неряшливость; 
отзывчивость - равнодушие; 
уступчивость - неуступчивость; 
альтруизм - эгоизм и т.д. 
Характер — результат пройденного человеком жизненного пути, влияющий и на дальнейшую жизнь в той мере, в какой она зависит от него самого. 
Характер человека — это его судьба. Он определяет линию поведения человека, его отношение к делу и к вещам, к другим людям и к самому себе. 
Несмотря на многообразие индивидуальных черт характера, между ними существует некоторая общность, которая позволяет разделить их на следующие группы: 
1. Общие черты характера (принципиальность, честность, целеустремленность и т.д.). 
2. Отношение к труду (трудолюбие, лень и т.д.). 
3. Отношение к другим людям (общительность, замкнутость и т.д.). 
4. Отношение к себе (скромность, самомнение и т.д.). 
Отношение к людям. В отношении к людям проявляются такие черты характера, как общительность, тактичность, вежливость. В противоположность им выступают грубость, зависть, стремление переложить работу на других. Такие люди, как правило, постоянно недовольны, противопоставляют себя коллективу, критически настроены. 
Отношение к самому себе. Здесь характерны такие черты, как чувство личного достоинства, трезвой самооценки, скромность и самодисциплина. Некоторые люди имеют повышенное самомнение, приводящее к чванству, высокомерию, хвастовству. Такие люди обычно неуживчивы в коллективе, часто создают конфликтные ситуации. Однако не желательна и другая крайность - недооценка себя, робость в высказывании своих позиций и взглядов. 
При управлении поведением человека нужно знать его характер и умело использовать отдельные его черты.

Информация о работе Психологические свойства