Психологические свойства личности:темперамент, характер, способности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Содержание

Введение
1.Темперамент личности
2. Учение о темпераменте
3. Структура характера
4.Оценка характера
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 55.09 Кб (Скачать)

   

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 
 

 
 

 
 
 
 
                                                             Заключение

       Таким   образом,    на   основании   проанализированной   литературы,посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том,  что  данная тема интересовала людей со времен древности, что темперамент  был  предметом исследования  многих  ученых.  Попытки  формирования  различных  подходов  к классификации  темпераментов  привели  к  тому,  что  во  всяком  случае   в российской  науке,  наиболее  признанным  и  обоснованным  оказался  подход, учитывающий особенности нервной системы и психики человека. 
  До  сих  пор  существуют  несколько   разные   взгляды   на   природу темперамента.  Значительная  часть  ученых  считает  темперамент  врожденным качеством. Мне ближе подход, сформулированный Крутецким [8], считающим,  что роль среды (воспитания) при  формировании  темперамента  велика  и  что  при правильном учете свойств темперамента и  на  основе  этих  свойств  возможно формирование полноценной  для  общества  личности.     Это  перекликается  с точкой зрения  Немова [2] о сложном процессе взаимодействия темперамента  и характера, темперамента и личности в целом.Исследования связи темперамента  и деятельности  показывают  важность учета этого фактора при выборе профессии   как  самим человеком,  так и образовательными организациями  и  производствами  при  приеме  на  учебу  и работу. 
  За пределами  рассмотрения  остались  вопросы  о  современных  методах тестирования темперамента, о связи темперамента с особенностями  культуры  и психологии  различных  этносов,  о  влиянии  темперамента   на   творческий процесс. 
Знакомство с литературой по рассмотренной теме позволяет взглянуть  поновому на себя как личность, понять  как особенности  темперамента  повлияли на характер, на учебу и попытаться  разрешить некоторые   проблемы  общения,учебы, изменить отношение к себе.. 
 
 
 
 
                          Список использованных источников
 

1. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф.

   А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1976. –

   С.405-421.

2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. –

   М.: Владос, 1999. – С.394-402.

3. Крысько В.Г.  Общая психология в схемах  и  комментариях  к  ним.  Учебно-

   методическое  пособие. М.: «Флинта». 1998. – С. 167-169.

4. Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И.Рогов.  М.:  «Владос».  –

   1995. – С.379-392.

5. Столяренко Л.Д., Самыгин  С.И.  Психология  и   педагогика  в  вопросах  и

   ответах (для студентов вузов). - М.: АСТ, Ростов – на  Дону:  Феникс.  –

   1999. – С.307-324.

6.  Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект.  – 2000.  –

   С.287-311.

7.   Общая   психология.   /Под   ред.   В.В.Богословского,   А.Г.Ковалевой,

   А.А.Степановой,  С.Н.Шабалиной.  – 2-у изд.,  перераб.  и доп.  – М.:

   Просвещение, 1973. – С.306-316.

8. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – С. 186-193.

9.  Коломинский  Я.Л.  Человек:  психология.  Книга для учащихся   старших

   классов. М.: Просвещение, 1980. – С.207-210.

                                           4.Оценка характера 
 
Первый фактор эмоциональная неустойчивость.В этот фактор вошли три черты характера: возбудимость, циклотимность и экзальтированность. Эти три черты характера объединяют общие для них характеристики, такие как: склонность к колебанию переживаний, импульсивность.Второй фактор пассионарность составили гипертимность, дистимность (с обратным знаком) и демонстративность. У этих черт характера общими являются следующие характеристики: активность, целеустремленность, авантюризм, стремление к лидерству.Третий фактор эмоциональная ранимость. В него входят черты: эмотивность и тревожность. Для этих черт характерны: тонкая эмоциональная организация, ранимость.Четвёртый фактор эмоциональная ригидность составили две черты: застревание и педантичность. Эти черты объединяет: ригидность, застревание на выбранном объекте, тщательность, осторожность, склонность к продумыванию ситуации.Характер человека, являясь важнейшей психодиагностической категорией, отражает различные аспекты индивидуального своеобразия человека, выступает в качестве сложно организованного дифференциально-психологического описания индивидуального поведения.Анализ литературных данных позволяет обобщить представления об индивидуальном характере. Характер проявляется в бытии индивида, его поступках, поведении, общении; выражается в типичных для данного субъекта способах саморепрезентации, например, в системе отношений, в содержательной деятельности индивида, в планировании жизненной траектории; является профессионально важным качеством; не отождествляется с личностью и структурой “Я”; представлен совокупностью относительно устойчивых психических свойств субъекта; выступает как важнейший адаптивный механизм субъекта в социальной среде, определяет границы психического образа “Я” в различных ситуациях; рефлексируется индивидом; обладает мотивообразующей функцией; сопряжен с другими интраиндивидуальными подструктурами (темпераментом, способностями, интеллектом и т.п.); обладает определённой возрастной динамикой; состоит из уникального набора черт, каждая из которых представляет собой комплекс определённых устойчивых подсистем психики и поведения; совокупность черт образует уникальный профиль (структуру) индивидуального характера; характере выделяются формально-динамическая (темпераментальная) и содержательная детерминанты. Данное обобщение позволяет оценить характер как системную индивидуально-психологическую категорию, в которой находит своё отражение вся совокупность психических явлений.Понимая всю сложность проблемы изучения индивидуального характера, мы сознательно ограничили исследовательскую задачу изучением темпераментальных основ как базовых свойств характера, как центральной динамико-содержательной подструктуры, в формирование которой темперамент вносит свой определённый вклад. Темперамент является ядром характера, его наиболее устойчивым компонентом, он выступает необходимым условием регуляции и адаптации человеческого поведения в нормальной ситуации, а также индивидуальным ресурсом мобилизации необходимых, сопряжённых с темпераментом, черт характера.Индивидуальный характер состоит из набора черт, каждая из которых представляет собой поведенческий комплекс, организующий определённые устойчивые подсистемы психики и поведения; совокупность черт образует оригинальный профиль индивидуального характера; в характере выделяется формально-динамическая (темпераментальная) детерминанта .Индивидуальный характер человека объективируется в качестве измеряемого диагностического свойства. В то же время результаты корректного психологического анализа позволяют прояснить особенности характера как важнейшего компонента адаптационного комплекса в структуре индивидуальности, а также исследовать его в качестве специфического ресурса развития личности.


Информация о работе Психологические свойства личности:темперамент, характер, способности