Психологические свойства личности (темперамент, характер, способности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 14:27, реферат

Описание работы

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи.

Содержание

1. Темперамент личности.
* Определение темперамента
* Учение о темпераменте
* Основные свойства темперамента
1. Характер
* Структура характера
* Оценка характера
1. Способности. .
* Природа способностей

Работа содержит 1 файл

Психологические свойства личности.docx

— 31.29 Кб (Скачать)

Характер   

 У каждого  человека черты и качества  соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических  черт личности представляет собой  характер.

Характер - это  своеобразие склада психической  деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.

Характер формируется  в процессе познания окружающего  мира и практической деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и  сила характера. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни  и становится типичной для данного  человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой  находится человек под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь  самим собой, человек может проявлять  то большую, то меньшую откровенность  или замкнутость, решительность  или нерешительность, твердость  или мягкость. Некоторые сдвиги в  характере наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни  или других изменениях в психике.  

 

Структура характера  

 Определить  структуру, или строение, характера  человека - значит выделить в характере  основные компоненты и установить  обусловленные ими специфические  черты в их сложном отношении  и взаимодействии. В характере  как психическом складе, как целостной  системе свойств, отражающих историю  взаимодействие личности с условиями  жизни, всегда можно выделить  основные звенья системы. или динамические стереотипы, которые' закрепляются внешними воздействиями и которые характеризуют поведение человека в данных условиях жизни. В содержательном плане характер рассматривается как система отношений человека к окружающему миру, деятельности, другим людям, к самому себе.

Отношение к  окружающему миру выражается в направленности личности, которая проявляется и  действиях, поступках, поведении и  определяется мировоззрением человека, его потребностями.

По отношению  людей к окружающему миру можно  говорить о характерах идейных и  безыдейных. Идейный характер свойственен  человеку, имеющему определенные устойчивые взгляды и поступающему в соответствии с ними. Наоборот, человек с безыдейным характером либо вообще не имеет твердых  взглядов и убеждений, либо действует  вразрез с ними, подчиняясь чувствам, обстоятельствам или постороннему влиянию.

Важной чертой идейного характера, выраженной по отношению  к окружающему, является его целенаправленность. Она проявляется в наличии  у человека системы ближних и  дальних целей, обусловленных его  мировоззрением.

По отношению  к труду различают деятельные и бездеятельные характеры. Человеку с деятельным характером присуща  целеустремленность, которая делает труд организованным; придает ему  общественную значимость и моральную  ценность. Деятельные, но неорганизованные люди внешне суетливы, отличаются отсутствием  целеустремленности или неумением  подчинить свои действия своим мыслям.

Люди, обладающие бездеятельным характером, пассивны. Бездеятельность вместе с тем  может вызываться глубокой внутренней противоречивостью человека. Но и  в этом случае она не может быть оправдана.

Отношение к  людям проявляется во взаимоотношениях с товарищами, в совместной деятельности в коллективе. По этому принципу различают людей с общительными и замкнутыми характерами.

В жизни встречаются  люди с общительным поверхностным  характером. Они легко завязывают знакомства в основе которых отсутствует осознание какой бы то ни было общности. Таких людей обычно называют легкомысленными. Они способны на различного рода неожиданности, и поэтому за ними требуется постоянный контроль. Общительность человека может быть избирательной, основывающейся на интересе к людям, одинаково с ним мыслящим. Подобная общительность положительна, она характеризует человека как принципиального, последовательного.

Замкнутый характер может быть следствием отрицательного или безразличного отношения  к людям, или глубокой внутренней сосредоточенности (и тогда она  не свидетельствует о безразличии) , или недоверия к ним, осторожности, что бывает, когда человек живет в чужой ему среде.

Отношение к  самому себе. Каждый человек определённым образом относится к самому себе. Это отношение содержит в себе осознание своего положения в  коллективе, обществе и обязанностей перед ними. Переоценка своей значимости, возможностей и потребностей свойственна  людям с эгоистическим характером. Эгоист ставит себя, свои личные интересы выше интересов коллектива, поэтому  такой человек ненадежен, на него нельзя положится. Люди с такой чертой характера в последующем, в период службы, испытывают большие трудности во взаимоотношениях с сослуживцами. Человек с альтруистическими чертами характера превыше всего ставит интересы коллектива, других людей. Альтруизм - важная черта характера, без которой невозможно существование подлинного коллектива  

Оценка  характера 

Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам можно давать некоторые общие  оценки: по содержанию, силе, наличию  или отсутствию тех или иных черт. Оценка по содержанию осуществляется указанием на особенности отношений  человека к себе, другим людям, труду, окружающему. Это основная оценка, без  которой нельзя конкретно и правильно  судить о характере.

Оценка характера  по силе. Сильными называют характеры  тех людей, чьи поступки, поведение  соответствуют их знаниям и убеждениями. Человек с сильным характером - надежный человек. Если знать его взгляды, убеждения то можно уверенно предвидеть, как этот человек поступит в той или иной ситуации.

Оценка характера  по свойственным ему чертам: волевые - самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость, упорство; эмоциональные - уравновешенность, порывистость, страстность, впечатлительность; интеллектуальность - глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др. Значение характера  Характер, отражая жизнь, в свою очередь  влияет на образ жизни. Человек с твердым и решительным характером может преодолеть любые препятствия и добиться осуществления поставленной цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь, свой труд.

Характер имеет  большое значение не только для самой  личности, но и для общества. Жизнь  и работа коллектива, особенно настроение каждого человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек с трудным  характером мешает жить всему коллективу. Из-за такого человека в коллективе возникают нередко конфликтные  отношения, склоки, которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения в различных  ситуациях.

Способности.

Природа способностей

Французский философ-материалист, идеолог революционной буржуазии К Гельвеций (1715 - 1771) - активный сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности - считал, что способности есть продукт общественный и различаются они лишь за счет принадлежности человека к той или иной среде. Бытовали и другие мнения видных ученых. Так, например, Ф. Гальтон (1822- 1911) , английский психолог и антрополог, считал, что человек - существо чисто биологическое и способности передаются ему <по наследству>, т.е. являются врожденным свойством. Исследования ученых, опирающихся на современную методологию, раскрывают сложную структуру способностей. Во-первых, социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т.п. Во-вторых, психологическая сторона способностей, т.е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образовании и т.д. В-третьих, физиологическая сторона способностей - это анатомо- физиологические особенности организма и нервной системы человека, это - задатки, которые являются врожденными особенностями. Способности - это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности.

Классификация способностей

Все спосо6ности  человека можно классифицировать, исходя из их внутренней структуры. Первая группа способностей имеет биологическую  основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями  протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память) ; сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т.п. ; "демонические", связанные с физиологическими особенностями организма человека.

Вторая группа базируется на социальной основе и  подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени  наделены все люди. Это способности  к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные) , дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, выбранной профессии; частные - это способности человека в неосновном для него виде деятельности. Связующим звеном между способностями первой и второй групп является особый вид способностей - творческие. Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т.п., а их ломку, преобразования, нередко связанные даже с риском. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности - научной, художественной, производственной, общественной, воинской. Уровни развития способностей Исходя из определения видно, что способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей. Одаренность - благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности. Например, академик Л. Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку. 14-летним студентом университета он занимался на двух факультетах: физико-математическом и химическом. В 18 лет Ландау стал внештатным аспирантом знаменитого Ленинградского физико-технического института, несмотря на то, что еще не имел университетского диплома. Талант - совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность - высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.  

 

Список  литературы:

    1. Словарь по психологии; Ж. Лапланж, Ж. –Б. Попталис; М. ; Высшая школа; 1996
    2. Философский словарь; Под редакцией И. Т. Фролова; М. ; 1995
    3. Карл Густав Юнг “Аналитическая психология” ; “Мартис” ; М. ; 1997
    4. Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов” М, 1990
    5. Гончаров В. “Руководство для высшего управленческого персонала”
    6. “Конфликт со знаком “плюс” ” журнал “Бизнес” №3,4,1994
    7. “Разрешение конфликта” журнал “Кентавр” №4,1994
    8. Скотт Дж. “Сила ума. Способы разрешения конфликтов.” Спб, 1993
    9. Фэйр М. “Выиграть может каждый” М, 1992

Информация о работе Психологические свойства личности (темперамент, характер, способности)