Психологические проблемы этноцентризма и национализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:56, лекция

Описание работы

Суть этноцентризма сводится к совокупности массовых иррациональных представлений о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные. Эти представления являются психологическими образованиями массового сознания в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа, щедро наделенных положительными чертами в количествах, которые намного превосходят аналогичные черты в представлениях о других народах.

Работа содержит 1 файл

национализм.doc

— 58.00 Кб (Скачать)


Тема: Психологические проблемы этноцентризма и национализма.

 

1.Сущность и причины возникновения  этноцентризма.

2. Психология  национализма.

Суть этноцентризма сводится к совокупности массовых иррациональных представлений о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные. Эти представления являются психологическими образованиями массового сознания в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа, щедро наделенных положительными чертами в количествах, которые намного превосходят аналогичные черты в представлениях о других народах. Этноцентризм выливается в четко выраженную склонность рассматривать ценности любого другого народа сквозь призму ценностей своего собственного и отрицать их в оценках, при выработке решений, в деятельности и поведении, если они (реально или в воображении) не совпадают. В простейшем виде этноцентризм проявляется в удовлетворении, которое люди испытывают при восприятии и воспроизведении анекдотов, где в сюжете есть состязательное участие представителей различных национальностей, попавших в необычную ситуацию; при любых поворотах сюжета самый остроумный выход из нее находит представитель "своей" национальности. В более сложных формах этноцентризм проявляется в принятии важных политических решений без должного учета интересов других народов.

Психологический этноцентризм – это форма групповой идентификации в виде эмоционального и абсолютного разделения ценностей своей этнической или национальной группы. Такая идентификация сводится к процессу мысленного самопричисления индивида к социально-этнической общности и субъективного соотнесения себя со всем, что представляется ему положительным в его нации или народности. Подобное отождествление с ценностями этнической общности не обязательно проявляется лишь в форме этноцентризма. Оно лежит в основе и таких явлений, как национальное чувство и национальное самосознание. Одно из следствий такой идентификации с национальной группой – образование сложного комплекса чувств, образов и представлений, предшествующих и сопровождающих то состояние сознания людей и соответствующее ему поведение, которое обозначается понятием "патриотизм". Но в явлении этноцентризма групповая идентификация с ценностями своей этнической группы не сопровождается осознанием гражданских обязанностей и стремлением служить интересам своей нации, как это происходит в явлении патриотизма. В отличие от патриотизма в этноцентризме нет гражданского чувства любви к отечеству, нет осознанной преданности ему; он не выражается в рациональном стремлении людей к экономическому, социальному и культурному развитию общности. Его сопровождают иррациональные представления о социальной неполноценности других этнических групп и болезненно гипертрофированное национальное чувство.

Явление этноцентризма вместе с сопровождающей его гипертрофией национального чувства легко прослеживается в психологии любой угнетенной или дискриминируемой в социальном отношении народности. Идентификация с ценностями своей национальной или этнической общности в таком случае становится защитной функцией индивидов. В этноцентризме и стихийной гипертрофии своего национального чувства представители угнетенной или дискриминируемой группы видят компенсацию навязываемого им извне комплекса социальной неполноценности. На это, в частности, обращают внимание исследователи проблем этнических отношений. Они также отмечают аналогичную функцию у фольклора нации или народности, подвергаемой дискриминации, и не­редко приводят в качестве примера этой функции популярную среди американских негров пословицу: "Чем ягода чернее, тем слаще ее сок".

В общественных отношениях явление этноцентризма и побочные его продукты в виде этнических и националистических предрассудков становятся психологической основой национализма в политике и социальной практике. На уровне индивида этноцентризм приводит к национальной и этнической замкнутости, к обострению чувствительности и повышению ранимости психики, когда речь идет о его национальной или этнической группе. На уровне социальной группы это явление дает осложнения в виде национальной нетерпимости.

Вместе с тем в определенных социально-экономических условиях гипертрофированное национальное чувство на основе этноцентрических образований в обыденном сознании людей, составляющих дискриминируемую нацию или народность, может совпасть по своей направленности с чувствами патриотическими. В истории украинцев, сербов, хорватов, греков, румын, болгар всеми исследователями отмечается деятельность идеологов-просветителей, чье творчество активно мешало ассимиляции этих народов турками и разрушению традиционной национальной культуры. Аналогично обостряли национальные чувства идеологи движения, возглавляемого Гарибальди в Италии против австрийцев, и деятели "Шин Фейна" в Ирландии против англичан. Вместе с тем этноцентризм как совокупность иррациональных представлений о собственной этнической общности становится психологической базой для проявления национального высокомерия в национализме дискриминирующей нации. Такой этноцентризм по отношению к "инородцам" всячески насаждался и поощрялся в дореволюционной России и в Австро-Венгрии. Он и сегодня культивируется в США, Великобритании и Германии для решения идеологических задач по обоснованию "права" на мировое господство или "руководство миром" для "ответственности за судьбы других народов".

Внешними условиями, благоприятствующими использованию этноцентризма в политических целях, являются конфликтная или кризисная ситуация в любой сфере общественных отношений, экономические трудности, нарушение законности, пограничный спор, преднамеренно разжигаемая рознь в связи с конфликтами в прошлом и т. д. В таких условиях посредством преднамеренного нагнетания национальных чувств культивируется этноцентризм национальности, составляющей большинство народа. В связи со стремлениями национального меньшинства к национальной и культурной автономии, особенно если это стремление сталкивается с искусственно воздвигаемыми препятствиями, стихийно расцветает этноцентризм национального меньшинства. Таким образом, этноцентризм выступает при определенных социально-экономических условиях в качестве основы появления националистической психологии.

В основе механизмов, превращающих национальные проявления в националистические на социально-психологическом уровне, лежат два элементарных психологических образования – установка и стереотип, а также процесс "перемещения", с помощью которого становится возможным направить эмоциональную реакцию на объект, причинно не связанный с возникновением такой реакции. Эти механизмы чаще всего преднамеренно используются в целях культивации этноцентризма, закрепления этнических предрассудков и побуждения людей к националистическим настроениям.

Национализм - национальная ценность как высшая форма общественного единства и ее первичность в государствообразующем процессе.

Под национализмом мы понимаем:

         определенный комплекс этнопсихологических установок;

         систему политических идей;

         общественное движение.

Национализм может выступать в различных формах: от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя собственной нации, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом. Часто национализм смешивают с расизмом, считая, что избранная нация в силу расового превосходства предназначена для особой миссии. Примером национализма, обоснованного расистской доктриной, был гитлеризм. Национализм может быть обоснован также с помощью религии, когда какая-либо нация утверждает, что она избрана богом для выполнения особой миссии. Эндре Ади (крупнейший венгерский поэт XX в.) утверждал, что "национализм – это взбесившийся патриотизм". "Отдельные человеческие общества развивались по-разному, и национализм соответственно менял свое лицо. Турка он дурачит именем Аллаха, француза опьяняет пресловутой gloire, в норвежце возбуждает ненависть к шведу, немца рад бы пичкать пангерманскими бреднями".

Как социальное явление национализм реализуется в виде определенного образа мышления и поведения людей, объединенных в какие-то общности и действующих совместно для достижения общих целей. Это позволяет рассматривать национализм как явление не только идеологическое и политическое, но и социально-психологическое. Основанием для такого суждения служит анализ его происхождения и функционирования. Возникновение национализма всегда связано с искаженным отражением фактов объективной действительности в сознании людей, взаимодействующих в пределах конкретной этнической общности. Существование и функционирование национализма характеризуются аномальным состоянием сознания тех, кто выступает в качестве его носителей, – индивидов, социальных групп или значительных масс людей, попавших в силу действия тех или иных социально-экономических причин под его отрицательное влияние. Эта аномалия четко прослеживается в процессе распространения национализма – стихийного или преднамеренного, всегда возникающего вследствие иррациональных психических процессов, для которых характерно некритическое восприятие и усвоение извращенных представлений о своей и других социально-этнических общностях. Такая аномалия сознания свойственна и тем, кто является объектом националистической политики, национальной дискриминации, национальных или этнических предрассудков.

Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной. Она базируется на национально-психологических образованиях, которые под влиянием политических интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей, в закрепленное некритически воспринятым опытом негативное отношение к представителям других социально-этнических общностей, в готовность к предвзятому реагированию при восприятии информации, касающейся "своей" и "чужой" этнической общности. Существование национальных элементов в обыденном сознании людей, образующих конкретную социально-этническую общность, – явление объективное и нормальное.

Действие социальных факторов, условия географической среды оставляют отпечаток на способах восприятия внешнего мира, характере реакций на явления объективной действительности, на эмоциональных особенностях людей. Эти достаточно устойчивые психологические черты объективизируются в национальной культуре, прослеживаются в идеологической деятельности. Такие же черты служат основой для формирования национального самосознания, которое включает в себя, как уже отмечалось, наряду с осознанием принадлежности индивида к определенной этнической общности совокупность таких чувств, как национальная гордость и любовь к родине, радость, переживаемая при восприятии объектов национальной культуры, эмоционально поддерживаемая убежденность в справедливости идеологических положений и политических шагов, которые выражают интересы национального развития и субъективно представляются как интересы своего народа. Все эти чувства характерны для подавляющей массы каждой нации и служат отражением в психике ее представителей своеобразных условий жизни нации, совокупности особенностей духовного облика народа, которые проявляются в национальных особенностях культуры, в различных областях жизни и быта народа. Они устойчиво прослеживаются в характерных особенностях бытового уклада, в образах фольклора, отражающих специфику духовного облика народа через облик своих героев – кузнеца Илмаринена в карело-финской "Калевале" или Давида Сасунского в армянском эпосе. Эти черты проявляются также в привычных формах выражения мыслей и эмоций, в обычаях и традициях, в специфике форм совместной деятельности и поведения. С искусственного, преднамеренного гипертрофирования и субъективного противопоставления "своего" национально-особенного своеобразию других наций собственно и начинается национализм. Область психического склада наиболее удобна и легко поддается этому. Признание "своих" особенностей духовного облика или физических качеств "наилучшими", свидетельствующими о "бесспорном превосходстве", нередко становилось функцией ловких манипуляторов общественным сознанием для достижения вполне определенных политических целей. Подобные манипуляции позволяли натравливать один народ на другой.

Национальное и националистическое в психологии людей, составляющих конкретную этническую общность, напоминают отношения, возникающие между здоровой тканью и злокачественной опухолью. Национальное в психике людей обнаруживает тенденции к перерождению, к утрате своей общечеловеческой сущности. В сознании представителей конкретной этнической общности неизбежно возникают представления и чувства, во-первых, относительно себя и, во-вторых, относительно людей, образующих другие социально-этнические общности. Эти представления, чувства и связанные с ними устойчивые привычки, традиции, моральные запреты, понятия о добре и зле, культурные стандарты образуют сложную совокупность элементов массового сознания. Они не являются строго оформленным, теоретически обоснованным мировоззрением. Но их влияние на мышление и поведение людей оказывается тем не менее глубоким и устойчивым.

В социально-экономических условиях эти представления и чувства обостряются и изменяются в сторону преувеличения положительных качеств своей общности и отрицательных свойств других общностей. Такие процессы протекали при столкновении интересов родов и племен в одних и тех же охотничьих угодьях. Они повторялись при выработке решений относительно источников получения рабов и феодальной дани.

Национализм в виде идеологии, политики и социальной практики не может существовать без наличия в сознании людей, образующих определенную социально-этническую общность, таких психологических явлений, как представление о собственной этнической и национальной исключительности, недоверие, подозрительность и враждебность по отношению к представителям других наций и этнических групп, конформизм по отношению к национальным традициям. Совокупность этих образований и составляет психологическую почву, на которой процветают элементы идеологии национализма. Националистические тенденции на психологическом уровне обладают определенными свойствами и признаками. В наиболее общем виде они выражаются в готовности индивидов, отдельных социальных групп или общества в целом предвзято реагировать на информацию, касающуюся других наций и своей собственной; в готовности искажать оценки действительности, в которой живут другие нации; в готовности к фактическому отрицанию состояния общенациональных ценностей и норм. Возникновение состояния сознания, которое характеризуется такими свойствами и признаками, обычно предшествует появлению националистической идеологии.

Националистическая психология в противоположность психологии национальной – это измененная форма групповой солидарности. Такая солидарность превращается в одностороннюю ориентацию относительно ценностей своей социально-этнической общности и в отрицание однопорядковых ценностей другой этнической группы. Свое реальное выражение психология национализма находит в безоговорочном и бесспорном предпочтении своего этнического или национального при возникновении альтернативы "свое" или "инородное"; в функционировании ложных этнических или национальных стереотипов – предвзятых, некритически усвоенных и эмоционально окрашенных стандартизованных суждений о представлениях других народностей и наций; в существовании этнических предрассудков – обобщенных установок враждебного отношения к определенным этническим группам; наконец, в националистически окрашенном общественном мнении.

Информация о работе Психологические проблемы этноцентризма и национализма