Психологические потребности младенца

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

100 лет назад доктор Фрейд, наблюдая за взрослыми людьми, имеющими психологические проблемы, сделал открытие: в самом раннем возрасте эти люди не удовлетворили базовые потребности, необходимые для развития психики – и всю жизнь страдают от различных комплексов и неврозов.
В 40-х годах прошлого века ученик Фрейда Бруно Беттельхейм, изучавший аутизм и имевший успешный опыт излечения этого заболевания, пришел к выводу, что «аутизм теснейшим образом связан с тем, что происходит с ребенком и вокруг него с момента рождения; те или иные отклонения в психическом развитии родителей могут стать одним из факторов, обуславливающих возникновение этого страшного заболевания»(Б.стр.657).

Работа содержит 1 файл

Психологическая характеристика и наблюдение развития младенцев.docx

— 571.25 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

100 лет назад доктор  Фрейд, наблюдая за взрослыми людьми, имеющими психологические проблемы, сделал открытие: в самом раннем возрасте эти люди не удовлетворили базовые потребности, необходимые для развития психики – и всю жизнь страдают от различных комплексов и неврозов.

В 40-х годах прошлого века ученик Фрейда Бруно Беттельхейм, изучавший аутизм и имевший успешный опыт излечения этого заболевания, пришел к выводу, что «аутизм теснейшим образом связан с тем, что происходит с ребенком и вокруг него с момента рождения; те или иные отклонения в психическом развитии родителей могут стать одним из факторов, обуславливающих возникновение этого страшного заболевания»(Б.стр.657).

Таким образом, чрезвычайно  важно понимать и удовлетворять  психологические потребности младенца.

Однако на практике в роддомах и детских поликлиниках мало кто  заботится о психологическом  комфорте новорожденного. Бытует мнение, что в первые недели, до миелинизации нервных волокон ребенок вообще не чувствует боли, не говоря уже об эмоциях. Таковы пережитки идеологизированного подхода к психологии в нашей стране.

Д.Б. Эльконин в своей фундаментальной работе «Детская психология», хоть и оговаривается, что вопрос о наличии и содержании психической жизни новорожденного нельзя считать окончательно выясненным, однако в целом соглашается с формулировкой И.М. Сеченова: «О сознательном элементе у новорожденного не может быть и речи».

В настоящее время представляется необходимым пересмотреть эти постулаты, рассуждать о психологии младенчества на более гуманной основе, изменить способы взаимодействия с малышом на более щадящие.

В данной работе мы попытаемся вкратце ответить на следующие вопросы:

Насколько сознателен новорожденный?

Какие процессы происходят в его психике?

Какие факторы окружающей среды влияют на развитие психики  нового человека?

Каковы наиболее благоприятные  условия для развития в будущем  полноценной личности?

Чтобы ответить на эти вопросы  мы вначале приведем характеристику психологии младенчества, данную Д.Б. Элькониным, затем рассмотрим некоторые результаты исследований зарубежных ученых и обратимся к опыту многодетных матерей, ежедневно наблюдающих своих детей.

Последний источник может  показаться не вполне научным, но дело в том, что нормально развивающиеся дети редко попадают в поле зрения психологов. Научные наблюдения велись в основном в домах ребенка или в больницах за детьми, лишенными важнейшего фактора развития – постоянного общения с матерью и грудного вскармливания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВО МЛАДЕНЧЕСТВЕ.

 

 

Во время утробного  развития ребенок неразрывно связан с организмом матери. Все его жизненные  функции: питание, дыхание, приспособление к температурным изменениям и т.п. осуществляются через организм матери. Рождение ребенка представляет собой качественный скачок, с которого начинается переход к новому, социальному типу развития. Ребенок человека рождается совершенно беспомощным, к моменту рождения он обладает лишь некоторыми наследственно закрепленными механизмами[Э,стр.27]

Ребенок рождается совершенно беспомощным. К моменту рождения он обладает лишь некоторыми наследственно закрепленными механизмами, безусловными рефлексами, облегчающими приспособление к новым условиям жизни.

В наибольшей степени к  рождению складывается система пищевых  рефлексов. К этому времени в  основном готов механизм сосания  и ориентировочно-пищевых рефлексов. Во время сосания ребенком материнской  груди все остальные его движения задерживаются, тормозятся. Это реакция «пищевого сосредоточения». Ни зрительного, ни слухового сосредоточения у новорожденного еще нет, оно образуется несколько позже.

Уход за ребенком со стороны  взрослых уже с момента рождения выступает как решающее условие  его жизни. Физиологическая связь  плода и матери сменяется связью ребенка с ухаживающими и поддерживающими  его жизнь взрослыми, только через взрослых удовлетворяются органические потребности ребенка.[Э,стр.28]

В первый период после рождения жизнь ребенка представляет своеобразное переходное состояние от внутриутробного к внеутробному существованию. Прежде всего, это выражается в недифференцированности состояний сна и бодрствования. Около 80% времени суток ребенок проводит во сне. Сон является многофазным и не сконцентрирован в определенные часы. Даже во сне наблюдаются постоянные движения, напоминающие движения во время бодрствования, которые тоже мало чем отличаются от сна: ребенок, бодрствуя, как бы дремлет.[Э,стр28]

Постепенно, в течение первого месяца жизни бодрствование ребенка становится более активным, что связано с возникновением в этот период слухового и зрительного безусловных ориентировочных рефлексов, или слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на второй-третьей неделе жизни и проявляется в том, что при звуке звонка или детской трубы ребенок замолкает, прекращает движения, он молчит все время, пока продолжается звук. Несколько позднее, на3-4й неделе появляется рефлекс и на голос разговаривающего с ребенком взрослого: ребенок также замолкает, движения его тормозятся. В период между тремя и пятью неделями появляется и зрительное сосредоточение. Оно выражается в более или менее длительном фиксировании предмета глазами и в одновременной задержке движений.

С появлением двигательного  и слухового сосредоточения начинается перестройка двигательной активности ребенка. В первые недели жизни его  движения имеют импульсивный и хаотический  характер и представляют собой органические отправления. Фиксирование предмета глазами и поворот головы в сторону звука с одновременным торможением хаотических движений являются первыми двигательными актами, носящими характер поведения, т.е. связывающие ребенка с внешней предметной действительностью.[Э.стр.29]

«На третьей неделе жизни  появляется первый натуральный условный рефлекс на положение ребенка  при кормлении, а к концу первого  месяца жизни– и первые условные рефлексы на изолированные раздражители».(Э,стр.29)

Д.Б. Эльконин согласен с описанием психической жизни новорожденного, данным И.М.Сеченовым: «О сознательном элементе у новорожденного не может быть и речи, но ничто не говорит против того, чтобы возбуждение чувствующих снарядов не отражалось в его сознании ощущениями всеми основными дифференциальными характерами их, присущими тому или иному чувствующему снаряду (качественные различия боли, света, звука и проч.); ощущения эти не могут не быть слитными, потому что новорожденный не умеет ни смотреть, ни слушать, ни осязать.»(Э,стр.29)

В конце первого и в  начале второго месяца жизни появляются специфические формы реагирования на ухаживающих за ним взрослых, показывающие выделение им взрослых из окружающей обстановки. Такой специфической формой реагирования является комплекс оживления, заключающийся в улыбке и зрительном сосредоточении на лице человека, наклонившегося над ребенком, с интенсивными и быстрыми движениями младенца –вскидыванием ручек и перебиранием ножек.

В период появления ориентировочных  рефлексов на зрительные и слуховые раздражители никакого различия в реакциях на человека и другие предметы нет. Эту реакцию можно считать  начальной формой специфической  связи между ребенком и взрослым. Появление этой связи знаменует  конец периода новорожденности  и начало младенчества.[Э.стр.30]

Д.Б. Эльконин пишет, что «Природа этой реакции выяснена еще недостаточно. Возможно, она является особым эмоциональным состоянием, возникающим на основе того, что общение ребенка со взрослым часто подкрепляется пищей, прием которой вызывает положительные эмоции» (Э,стр.30)

Однако ниже он приводит данные М.Ю. Кистяковской о том, что положительные эмоциональные реакции непосредственно не связаны с удовлетворением органических потребностей. Устранение утомления сном, голода – пищей только снимает отрицательные эмоциональные реакции и тем самым создает предпосылки для возникновения положительных реакций, но само по себе их не порождает. Наоборот, у ребенка, находящегося вследствие неудовлетворения этих потребностей в отрицательном эмоциональном состоянии, можно на некоторое время вызвать положительную реакцию на основе общения с ним. Положительное эмоциональное реагирование, проявляющееся в улыбке и оживленных движениях, а позднее в гулянии и смехе, связано не с удовлетворением органических потребностей, а является показателем новой социальной потребности– потребности в общении.[Э,стр.31]

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА

 

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦА. МЛАДЕНЕЦ И ВЗРОСЛЫЙ

 

Жизнь младенца зависит от ухаживающих за ним взрослых. Взрослый, перемещая ребенка в пространстве, обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения. Контакт ребенка с действительностью осуществляется непосредственно через взрослого: он подносит к глазам ребенка различные предметы для рассматривания, стучит погремушкой, впервые кладет в ручку ребенка предмет для хватания. Нет почти ни одной потребности, которую ребенок мог бы удовлетворить, минуя взрослого.

Д.Б. Эльконин приводит слова Л.С. Выготского из статьи «Младенческий возраст»: «Эта зависимость младенца от взрослых создает совершенно своеобразный характер отношения ребенка к действительности(и к самому себе),выражающийся в том, что эти отношения всегда оказываются опосредованными через других, всегда преломляются через призму отношений с другим человеком. В этом смысле младенца можно назвать максимально социальным существом».(Э.стр32)

Взрослый выступает перед  ребенком как центральный элемент  окружающей действительности, как центр всякой ситуации.

С. Фаянс предлагала младенцам  привлекательную игрушку на близком  расстоянии– 9см, и ребенок тянулся  к ней; затем она постепенно отодвигала игрушку – реакция ребенка ослабевала, и, наконец, на расстоянии100см ребенок переставал тянуться к игрушке. Когда же рядом с игрушкой, находящейся в отдалении появлялся взрослый, она вновь вызывала живейшую реакцию. А.В. Ярмоленко изучала сравнительную привлекательность различных предметов для младенцев первого полугодия жизни. Полученные данные приведены в таблице. Из них видно, что ребенок все более и более выделяет взрослого из других предметов.

Социальные реакции на протяжении первого года жизни нарастают. Во втором полугодии эти реакции достигают максимальной частоты. На шестом месяце простая фиксация(без дополнительных жестов) лиц других людей занимает 50%; на седьмом месяце число таких реакций снижается до 26%, а число реакций с жестами возрастает до 41%. Между седьмым и двенадцатым месяцами жесты, направленные на других людей, встречаются в 4 раза чаще, чем в первое полугодие и превосходит на одну треть число жестов, имеющихся у детей на втором году жизни.

 

 

 

 

 

 

ВРЕМЯ ВНИМАНИЯ РЕБЕНКА  К РАЗЛИЧНЫМ ОБЪЕКТАМ В СЕКУНДАХ.

 

ммеся

сяц

Время

Предметы

Человек

   

зрительные

слуховые

 
   

ннеподвижные

двигающиеся

нне-подви-жные

пере-

мещающиеся

нне-

подви-жный

двигаю

щийся

неподвижный+

звук 

двигающийся+

звук

4-й

Среднее

Макси-мальное

26

 

65

41

 

300

18

 

81

28

 

128

34

 

81

49

 

300

52

 

258

62

 

390

5-й

Среднее

Макси-мальное

27

 

67

47

 

197

35

 

116

46

 

186

51

 

280

108

 

360

72

 

430

138

 

505

6-й

Среднее

Макси-мальное

37

 

125

78

 

420

104

 

150

86

 

249

111

 

242

186

 

780

148

 

690

320

 

1140


 

 

 

В возрасте3-6 месяцев возникает  избирательное отношение к взрослым. Трехмесячный ребенок выделяет мать из окружающих, шестимесячный отличает чужих от своих. В то время, как 3-4месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого,5-6 месячные, если к ним подойдет чужой человек, сначала долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем могут улыбнуться, или отвернуться, или расплакаться.

Во втором полугодии привязанность  к близким взрослым продолжает нарастать. Ребенок может наблюдать за детьми и взрослыми, находящимися в его поле зрения. В 8-9 месяцев возникают первые игры ребенка со взрослыми. Радость ребенка связана с участием в этих играх взрослого, и только потом начинает доставлять удовольствие сама игра. В последние месяцы первого года дети не только внимательно следят за действиями взрослых, когда те заняты работой, но постепенно обращаются к ним за участием и помощью.

До года улыбка появляется у ребенка почти исключительно  на человеческое лицо или голос. Гуление вызывается тем же. Поворачивание на звук прежде всего возникает на человеческий голос, потом уже на другие раздражители. Подражает ребенок только человеку(Э,стр.33,34)

 

 

Развитие рецепторной  и двигательной сферы младенца.

 

В течение уже первых двух месяцев жизни у ребенка интенсивно развиваются движения глаз,в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют.Акт смотрения развивается таким путем:в 2-3 недели появляется конвергенция глаз, но взор ребенка на предмете остановить еще очень трудно;в 3-5 недель возникает задержка взора на предмете,хотя и очень незначительная;в 4-5 недель ребенок уже умеет следить за предметом на расстоянии1-1,5м; в 2 мес. он научается следить за предметом,находящимся на расстоянии2-4м, а в 3 мес. – на расстоянии4-7м; в период с6 до 10 недель ребенок уже следит за движущимся по кругу предметом.К четырем месяцам жизни акт смотрения уже достаточно сформирован.

Умение направлять движения ручек к предмету и его ощупывание возникают только на четвертом месяце, а хватание предмета возникает только между пятым и шестым месяцами.

Таким образом, развитие руки – и как органа действия,и как органа осязания –запаздывает по сравнению с развитием зрения. Сидение,стояние, ползание и ходьба формируются еще позже, во вторую половину первого года жизни.[Э, стр.35]

Д.Б. Эльконин цитирует работу Н.М. Щелованова«Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях»(М.,1955): «В самом ходе развития движений младенца отмечаются особенности,резко отличающие его от детенышей животных. На втором месяце начинает функционировать кора полушарий мозга, о чем свидетельствуют факты образования условных рефлексов со всех воспринимающих органов, включая зрительный и слуховой. В то же время движения двухмесячного младенца еще крайне несовершенны.У большинства животных движения или уже организованы к моменту рождения,или оформляются прежде, чем могут быть образованы какие-либо условные рефлексы с высших воспринимающих органов или анализаторов,т.е. с глаза или уха. Таким образом,у младенца сначала оформляются высшие анализаторы,зрительный и слуховой, -вплоть до их кортикальных отделов, и только после этого начинают развиваться движения.

Информация о работе Психологические потребности младенца