Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:53, реферат
При квалификации психических отклонений патопсихолог исходит из закономерностей нормального онтогенеза, опираясь на положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л. С. Выготский, 1956; А. Р. Лурия, 1956, 1958; Б. В. Зейгарник, 1976; и др.).
Положения Л. С. Выготского легли в основу выделяемого нами ряда патопсихологических параметров, определяющих характер психического дизонтогенеза.
Введение
Первый параметр дизонтогенеза
Второй параметр дизонтогенеза
Третий параметр дизонтогенеза
Четвертый параметр дизонтогенеза
Заключение
Используемая литература
4. Четвертый параметр дизонтогенеза: Нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.
По современным представлениям физиологии психологии новые качества возникают в результат перестройки внутрисистемных отношений.
В
нормальном онтогенезе может быть выделен
несколько типов
Явления временной независимости функции характерны для ранних этапов онтогенеза. Так, Л. С. Вы готский (1934) писал, что до двухлетнего возрасти линии развития мышления и речи идут раздельно; позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. Явления независимости характерны для ранних этапов формирования и отдельных компонентов психических функций. Так, на ранних этапах становления речи наблюдается независимость в развитии ее фонетической и смысловой сторон (Л. С. Выготский, 1934).
В норме состояние независимости функции имеет относительный характер. Оно может наблюдаться на определенном этапе развития по отношению к одним психическим процессам, с которыми в будущем эта функция может оказаться наиболее тесно связанной (например, речь с мышлением). В то же самое время те же функции временно вступают в разносторонние связи с другими психическими функциями, которые дальнейшем будут играть для них нередко лишь фоновую роль. Например, роль образных, аффективных компонентов на ранних этапах развития речи ребенка больше, чем в речи взрослого человека.
Второй тип связей — ассоциативный (по Н.А. Бернштейну, 1966 — по принципу цепочки) — в качестве ведущего также наблюдается на ранних этапах онтогенеза. При таком типе взаимодействия разрозненные, разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости. Эти ассоциативные комплексы могут обладать различной степенью сложности, однако сам тип такой организации указывает на малую дифференцированность психических процессов.
Психические функции, построенные по третьему, иерархическому типу, формируются в процессе усложняющейся предметной деятельности и общения. как показал Н. А. Бернштейн (1947, 1966), иерархический, многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью. Это достигается рядом моментов: выделением ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, а также определенной автономностью фоновых уровней, каждый из которых решает свою «личную» задачу.
В
результате такой организации ведущий
уровень разгружаясь от контроля
за технической сторож процесса, имеет
широкие возможности для
В нормальном системогенезе эти типы связей - временная независимость, ассоциативные и, наконец иерархические, являющиеся наиболее сложным вариантом архитектуры функциональных систем, — отражают уровни функциональной организации психических процессов.
Их
перестройки и усложнение протекают
в определенной хронологической последовательности,
Так,
на ранних этапах психического онтогенез
наблюдается опережающее
Ведущая роль восприятия на раннем этапе наиболее ярко выступает и в известных феноменах Пиаже, В дальнейшем овладение в активном действии функциональными, орудийными свойствами предмета и закрепление их в слове приводит к перестройке отношений между восприятием, действием и речью и как следствие этого — снятию феноменов Пиаже.
Таким образом, одним из основных проявлений гетерохронии является возникновение на каждом возрастном этапе наряду с постоянными иерархическими координациями — факультативных, отражающих Переходный характер ряда психических образований. «Три этом, чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координации возникает на пути ее формирования.
В патологии же имеет место нарушение межфункциональных связей.
Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других психических функций, стереотипизируется, зацикливается в своем развитии. При этом изолированной может оказаться не только поврежденная функция, но и сохранная, если для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны нарушенной функции. Так, например, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар больного ребенка может представлять ритмическое раскачивание, стереотипное повторение одних и тех же актов. Эти нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер. При олигофрении с явлениями гидроцефалии нередко обращают внимание хорошие механическая память и речь. Однако возможности использования этих способностей очень ограничены из-за нарушения, мышления; поэтому хорошее развитие механической памяти выступает изолированно; внешне богатая речь с усвоением достаточно сложных оборотов остается на уровне подражательной.
Ассоциативные
связи в условиях органической недостаточности
нервной системы
Так, например, дети с задержкой психического развития, уже освоив простые счетные операции речи, при любом затруднении возвращаются к счете на пальцах. Такое явление наблюдается и в норме, однако в патологии оно может носить стойкий характер, требующий специальной коррекции. Такие же стойкие регрессивные тенденции отметили Б. Инельдер (1944) и Н. Мильгрем (1973) в интеллектуальных операциях умственно отсталых детей.
Описанные типы патологических связей, возникающих в результате дефекта, нарушают нормальный системогенез.
Как уже отмечалось выше, в норме одним из механизмов возникновения новых координации является гетерохрония В патологии же наблюдается его нарушение, возникновение диспропорции в развитии - явление асинхронии (Е. Кречмер, 1956; Г. Штуте, 1967; Р. Заззо, 1968), среди основных проявлени которой можно выделить следующие:
а)
явления ретардации — незаверше
б)
явления патологической акселер
в)
сочетание явлений
Вышеописанные
механизмы изоляции, патологической фиксации,
нарушение инволюции ряда психических
функций, временные и стойкие регрессии
играют большую роль в формировании различных
видов асинхронии развития.
Заключение
Важным
моментом в изучении как нормального,
так и аномального онтогенеза
явилось выделение Л.С. Выготским
(1936) двух взаимосвязанных линий
развития: биологической и социально-
Используемая литература:
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО Ставропольский Государственный Университет
Кафедра
Клинической психологии
Реферат по дисциплине: Психология аномального развития
На
тему: Психологические параметры дизонтогенеза
Выполнил: студент Факультета психологии, специальности «Клиническая психология»
IV курса, группа А
Байкалов Аслан
Проверила:
доц. кафедры «Клиническая психология»
Белашева И. В.