Психологические особенности серийных убийц. Психология женской преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 10:05, контрольная работа

Описание работы

Задачи:
Рассмотреть психологические особенности серийных убийц.
Понять психологию женской преступности.
Целью данной работы является рассмотрение психологической особенности серийных убийц и психологию женской преступности.

Содержание

Введение………………………………………………………….3 стр.
Мотивация преступного поведения……………………….4 стр.

Мотивы самоутверждения ………………………….....4 стр.
Защитная мотивация………………………………….....8 стр.
Мотивы замещения……………………………………...9 стр.
Игровые мотивы…………………………………………9 стр.
Мотивы самооправдания……………………………....11 стр.

Психологические черты серийных убийц………………..13 стр.

Наёмные убийцы – киллеры…………………………..17 стр.
Серийные убийцы – маньяки………………………….19 стр.
Исследования…………………………………………...20 стр.

Психология женской преступности………………………22 стр.
Психологические предпосылки преступного поведения…………24 стр.

Заключение……………………………………………………………27 стр.
Список литературы……………………………………………………..28 стр.

Работа содержит 1 файл

referatbank-8055.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Когда один человек  воспринимает другого абстрактно и  лишь как мишень для выстрела, он должен быть отчужденной личностью, т. е. эмоционально холодной, бесстрастной, что исключает сопереживание, идентификацию  с людьми, умение поставить себя на их место. Он должен обладать если не полной, то весьма значительной отстраненностью от жизни, некрофильскими чертами (стремлением к уничтожению живого). Указанные особенности присущи большинству наемных убийц. Некоторые из них вообще не воспринимают жертву как живого человека, тем более как индивидуальность.

Является ли единственным мотивом их действий корысть, сугубо материальный интерес? Безусловно, нет, поскольку их поведение полимотивированно, что подчеркивает и Ю. М. Антонян. "Во-первых, ...наемные убийцы по большей части некрофильские натуры, чье поведение определяется самой потребностью в убийстве. Во-вторых, это игроки, которым очень нужно побывать в острых, возбуждающих ситуациях риска и опасности, что совсем не противоречит ранее высказанному утверждению о хладнокровии и осмотрительности таких людей. В названных ситуациях могут успешно действовать спокойные, выдержанные личности, умеющие просчитывать разные варианты. В-третьих, отнюдь не исключено, что отдельные наемные для убийства лица мстят бизнесменам или коммерсантам за то, что те удачливее и богаче, что они делают то, о чем убийца может лишь мечтать.

В отличие от рассмотренных ранее убийц, которые  отличаются повышенной ранимостью и  восприимчивостью в межличностных  отношениях, киллеры - спокойные, уравновешенные люди. Их трудно вывести из равновесия. Вероятно, они вряд ли дадут себя втянуть в уличную ссору или домашний конфликт. Отличительная их черта - умение быть незаметными, ничем ни привлекать к себе внимания. Это одно из условий их успешной деятельности по выполнению "заказов". Таким образом, в лице наемных убийц наше общество столкнулось с довольно необычным явлением, с особой категорией людей и преступников. 
 

Серийные  убийцы – маньяки.

Существует еще  одна категория преступлений, которая  вызывает, пожалуй, наибольший общественный резонанс, - многоэпизодные сексуальные убийства, которые в последние годы стали совершаться все чаще.

Сексуальные убийцы-маньяки обычно выслеживают жертву, внезапно нападают на нее, приводя в состояние шока, насилуют, наносят множество телесных повреждений, вспарывают грудь и живот, выворачивают внутренности, совершают надругательство над половыми органами, отрезают отдельные куски тела, поедают их или разбрасывают в разные стороны и т. д. Эти кровавые злодеяния поражают своей необычностью, немыслимой жестокостью, неумолимостью и цинизмом убийц, числом жертв, среди которых немало детей.

В числе таких  преступников - Бруно Людке, убивший  в Германии по сексуальным мотивам 85 женщин в период с 1928 года по 1943 год; жертвами Педро Алонсо Лопеса стали 300 малолетних девочек в возрасте до 10 лет. Среди отечественных кровопийц рекордсменами являются Чикатило, убивший в разных регионах России 53 человека (1978-1991 гг.), Михасевич, уничтоживший в 80-е годы в Белоруссии 37 женщин, а также Кузнецов, который убил в Москве и на Украине 20 женщин.

Из рассказа Кузнецова: "Я спросил, что означает ее поведение, почему она мною пренебрегает. Она пыталась убежать, но я догнал и вынул из кармана куртки перочинный нож. Резать не хотел - только припугнуть. Но она каким-то образом выбила нож, я так его потом и не нашел. Тогда я оттащил ее в сторону от дороги и объяснил, что вел себя по отношению к ней по-человечески, не принуждал к половой связи. А раз она поступила со мной по-свински, значит, я ее накажу, трахнув. Она не сопротивлялась. Я поставил ее на колени и произвел половой акт сзади. Длился он всего лишь минуты две. В принципе, я не хотел ее, а таким образом наказал. Когда она встала, я сказал, что это будет уроком номер один. А потом пару раз ударил - в живот и по лицу, сказав, что это - урок номер два. Она начала просить отпустить ее, клялась, что в милицию не заявит. Я ей поверил, и она ушла".

Серийные  сексуальные убийства имеют свою специфику:

1) число жертв  - не менее двух;

2) жертвами становятся подростки и дети обоего пола, взрослые женщины;

3) большинство  убийств совершается с особой  жестокостью; 

4) все убийства  связаны с сексуальными переживаниями; 

5) в большинстве  случаев жертва специально не  выбирается, нападение часто совершается  и на случайно подвернувшихся лиц;

6) убийства совершаются  с разной периодичностью различными  способами и орудиями;

7) иногда сексуальные  убийства сопровождаются актами  каннибализма;

8) все серийные  сексуальные убийства совершаются  в условиях неочевидности.  

Исследования.

Под руководством Ю. М. Антоняна А. Р. Павлов обследовал 102 человека, совершивших 329 сексуальных  убийств, 96 покушений на убийства, 321 изнасилование и 84 покушения на изнасилование.

Особая жестокость многоэпизодные убийств по сексуальным мотивам, способы их совершения и поведение преступников, число жертв всегда вызывают у представителей правоохранительных органов сомнение в психической полноценности людей, которым инкриминируются указанные преступления.

Анализ состояния  психического здоровья лиц, обвиняемых в совершении такого рода убийств, показал, что их преступное поведение в той или иной мере связано с наличием различных расстройств психической деятельности. Однако, по данным А. Р. Павлова, лишь 17,7 % преступников, подвергнутых стационарной судебно-психиатрической экспертизе в НИИ им. В. П. Сербского, были признаны невменяемыми.

В то же время  среди лиц, признанных экспертами вменяемыми, только 28,6 %, или практически каждый третий, не имели никаких расстройств  психики, а 71,4 % обнаруживали те или иные психические аномалии в рамках вменяемости. К ним относятся: психопатия - 46,6 %, шизофрения - 16,7 %, олигофрения в степени дебильности - 15 %, органические заболевания центральной нервной системы или их последствия - 15 %, хронический алкоголизм в различной степени - 5 % и эпилепсия - 1,7 %. Следует отметить, что среди психопатов, многократно совершивших убийства, 11,7 % обнаружили склонность к сексуальным перверсиям (парафилиям), т. е. к нарушениям сексуального поведения 60,4 % преступников находились в момент совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь как бы развязывал им руки, снимал внутренние тормоза, актуализировал бессознательные переживания и давние психотравмы. 40,2 % преступников ранее привлекались к уголовной ответственности, из них 22 % - за половые преступления.

Возрастные характеристики преступников распределились следующим  образом: лица в возрасте до 16 лет  составили 1,6 %; от 17 до 18 лет - 6,9 %; от 19 до 24 лет - 31,4 %; от 25-29 лет - 29,4 %;

от 30 до 39 лет - 16,7 %; от 40 до 49 лет - 11,8 % и старше 50 лет - 1,9 %. Таким образом, больше всего  серийных убийств на сексуальной  почве совершают преступники  в возрасте 19-29 лет, хотя среди них  есть и исключения - тот же Чикатило начал свои злодеяния, когда ему было за 40 лет, и продолжал их совершать 12 лет.

Среди указанных  преступников преобладают лица с  неполным и полным средним образованием.

Рабочие среди  сексуальных убийц составили 59,8 %, служащие - 14,7 %, учащиеся - 3,9 % и неработающие - 21,6 %.

Среди многоэпизодных убийц 36,3 % состояли в браке, 10,8 % - в  повторном браке, 43,1 % не имели семьи  и 9,8 % были разведены.

"Приведенные  статистические показатели, - указывает  Ю. М. Антонян, - позволяют получить  некоторую общую модель личности преступника, совершающего многоэпизодные убийства по сексуальным мотивам. Это молодой человек в возрасте от 19 до 24 лет, не состоящий в браке, принадлежащий к рабочей среде, закончивший 7 - 9 классов общеобразовательной школы, не привлекавшийся ранее к уголовной ответственности, страдающий расстройством психической деятельности в форме психопатии".

Что касается психологических  особенностей указанных лиц, то они  характеризуются ранимостью, внутренней напряженностью, тревожностью, ригидностью (застреваемостью аффективных переживаний), подозрительностью, злопамятностью, высоким уровнем агрессивности. Наличие аффективных установок, проявления нетерпимости, враждебности не позволяют им изменить стереотип поведения, обусловливают нарушения социального взаимодействия, плохую социальную приспособляемость. Им присущи импульсивность, непосредственная реализация в поведении возникающих побуждений, крайний эгоцентризм с сосредоточенностью на собственной личности, собственных переживаниях, пренебрежение к интересам и чувствам других людей, иногда с ощущением собственной необычности, постоянным желанием самовыражения, привлечения к себе внимания.

Серийных сексуальных  убийц отличает бессознательное  стремление к психологической дистанции  между собой и окружающим миром, уход в себя. "Эти данные можно интерпретировать как глубокое и длительное разрушение отношений со средой, которая с какого-то момента начинает выступать в качестве враждебной и в то же время часто непонятной силы, несущей угрозу для данного человека. С этим, несомненно, связаны подозрительность, злопамятность, повышенная чувствительность к внешним воздействиям, непонимание среды, что повышает и поддерживает тревожность и страх смерти".

Психология  женской преступности.

Определенный  интерес представляют психологические особенности женщин-преступниц. Хотя удельный вес женской преступности неизмеримо ниже мужской, но и он в последнее время растет. Так, если в 1991 году удельный вес женщин-преступниц в общем числе выявленных преступников составлял 10,6 %, в 1993 - 11,2 %, то в 1995 году - 14,9 %. Кроме того, с 1991 по 1995 год число женщин-преступниц выросло почти в 2 раза, в то время как число преступников-мужчин возросло чуть более, чем в 1,5 раза, то есть темпы роста числа женской преступности перегнали соответствующие темпы роста мужской преступности.

Каков же психологический  портрет современной женщины-преступницы?

В целом можно  сказать, что основной массе женщин-преступниц по сравнению с преступниками-мужчинами  в меньшей степени свойственны  асоциальные установки, у них нет устойчивых преступных убеждений, социально-психологическая адаптация хотя и нарушена, но глубоких дефектов нет. Чего, конечно, нельзя сказать о рецидивистках, которые давно утратили социально-позитивные контакты и стали по сути дезадаптированными личностями. Психологическую специфику указанным лицам придает то, что у многих из них имеются психические аномалии и расстройства, в том числе и из-за возрастных изменений.

Известно, что  женской психологии свойственно  такое качество, как стремление обращать на себя внимание. Демонстративность присуща и преступницам, однако у них она, определяя главным образом агрессивные преступные проявления, выполняет функцию самоутверждения. "Потребность в самоутверждении, - отмечает Ю. М. Антонян, - являясь одним из самых мощных стимулов человеческих поступков, становится у преступниц навязчивой, застревающей, существенно влияя на весь их образ жизни. Это не просто стремление нравиться мужчинам или выглядеть лучше других женщин, а потребность в подтверждении, как бы в фиксации своего существования, бытия, места в жизни в целом. Она, как правило, не охватывается сознанием".

Свойственная  женщинам-преступницам, в основном совершившим насильственные преступления против личности, ригидность (застреваемость и стойкость психотравмирующих переживаний, нередко достигающих аффективного уровня), а также высокая импульсивность, неспособность адекватно воспринимать и оценивать возникающие жизненные трудности побуждает их в ситуации фрустрации к необдуманному, дезорганизованному, часто преступному поведению.

В отличие от преступников-мужчин женщинам-преступницам, как правило, свойственно чувство  вины, беспокойство за свое будущее. Им характерна также повышенная тревожность, эмоциональная ранимость.

Преступному поведению  женщин в целом присуща импульсивность, мужскому - логичность.

Среди осужденных женщин много таких, кто имеет  невротические нарушения, характерны для них и тревожно-депрессивные состояния.

Интересны данные психологического обследования в отношении  отдельных категорий насильственных преступниц. Женщин, совершивших убийство своих мужей (сожителей) или причинивших им тяжкие телесные повреждения, отличает высокий уровень эмоциональности, упрямство, отсутствие чувства вины или раскаяния в совершенном преступлении. Отличительной чертой женщин-детоубийц является дисгармоничность их личности, которая выражается в сочетании двух противоречивых тенденций: с одной стороны, испытываемые ими депрессивные состояния побуждают их стремиться к общению с людьми, а с другой - подозрительно относясь к большинству людей, они боятся общения. Наиболее типично это для женщин, убивших- своих внебрачных новорожденных детей. Указанное преступление, как правило, связано с боязнью осуждения со стороны окружающих людей и в то же время со стремлением заслужить их уважение и признание.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Психологические особенности серийных убийц. Психология женской преступности