Психологические особенности овладения профессией

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:04, лекция

Описание работы

Профессия от латинского «говорить публично», имеется в виду «объявлять другим о своем деле, занятии». Под профессией мы подразумеваем род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.

Работа содержит 1 файл

ovladenie professiei.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Психологические особенности овладения профессией.

(тезисы  лекции) 

     Профессия от латинского «говорить публично», имеется в виду «объявлять другим о своем деле, занятии». Под профессией мы подразумеваем род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.

     ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - высокая степень овладения какой-либо профессией, характеризуемая мастерством и высокой компетентностью. Достижение работником определенного уровня. Профессионализм базируется на приобретении им необходимого объема теоретических знаний и овладении трудовыми умениями и навыками в практической деятельности. Совершенствование в профессиональном отношении предполагает прохождение индивидом ряда этапов, включающих различные формы специального образования, рост квалификации, специализацию.

     Профессия это такое занятие, которому надо специально учиться, т.к. чтобы выполнять  это занятие необходимо обладать суммой знаний, навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества. 

     В каком возрасте происходит выбор  профессии? Профессиональное самоопределение? (В ранней юности)

       В настоящее время насчитывается более 2000 профессий. Говорить о каждой их них и изучать их по отдельности бессмысленно, поэтому в науке существует классификация профессий. 

Классификация профессий.

      В настоящее время, в России  наиболее известна типология  профессий, предложенная Климовым. Он выделяет пять типов профессий.

     1.Человек-человек – Предметом интереса здесь являются социальные сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец, парикмахер, учитель, врач…

     2. Человек- живая  природа – представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог…

     3. Человек – техника  (и неживая природа) – представители этого типа имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь, техник, механик, электрик, технолог общественного питания…

     4.Человек  – знаковая система  – естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Примеры: программист, чертежник, картограф, математик, языковед, редактор…

     5.Человек – художественный образ. Явления, факты художественного отображения действительности. Примеры: художник-декоратор, реставратор, настройщик музыкальных инструментов, музыкант, артист… 

К какому типу относиться профессия фельдшера? (человек-человек)

   

Личностные  качества человека как субъекта труда в профессиях типа «человек – человек». 

1 ГРУППА: Профессиональные  знания, умения, навыки 

2 ГРУППА: Качества, необходимые для успешного общения  (можно спросить у студентов  – из темы «общение»)

    • Направленность личности на человека (а лучше на положительное в человеке)
    • Хороший уровень развития познавательной сферы
    • Способность сопереживать, понимать других
 

3 ГРУППА: Качества медика, как личности:

  • Любовь к людям
  • Зрелость (ответственность) Можно попросить у студентов объяснить, в каком смысле свобода выбора относительна. (ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ СВОБОДЫ: Свобода самоопределения (выбора) предполагает ответственность за принятое решение и все его возможные последствия.)
  • Терпимость (не путать с терпением) – способность принимать окружающих такими, каковы они есть, относиться доброжелательно к людям, которые отличаются от тебя.
  • Уравновешенность
  • Стрессоустойчивость
  • Демократичность
  • Ориентация на здоровье
 

4 ГРУППА: Умения сотрудничать независимо от особенностей межличностных отношений. 

      При анализе ряда профессий с более жесткими требованиями к профессиональным способностям и психологическим качествам человека используют понятие профессиональной пригодности.  

     Профессиональная пригодность – это особенности человека,  необходимые и достаточные для достижения общественно приемлемой эффективности в той или иной профессии.  
 

     Профессиональная  пригодность формируется в процессе обучения и профессиональной деятельности, при наличии положительной мотивации. 

     Что такое мотивация?  (Мотив –  предмет потребности, мотивация – та потребность, которой обусловлено данное поведение, которая находиться на первом плане в настоящий момент)

     Какие потребности вам известны? (Пирамида А. Маслоу на оценку у доски –  не пропустить не одного уровня, правильно  отобразить порядок, заполнять пирамиду строго снизу вверх.)  

 

     В каком порядке мы рассматриваем  пирамиду и почему? (Рассматриваем  снизу вверх, потому, что согласно теории А.Маслоу, потребности следующего уровня становятся актуальными, осознаются после удовлетворения потребностей нижележащего уровня)

     Какие потребности удовлетворяет профессия  медицинского работника (фельдшера, медсестры)? Совместное обсуждение по пирамиде снизу вверх, проставление плюсов по ходу обсуждения. Большинство потребностей можно удовлетворить благодаря профессии медика (фельдшера, медсестры). 

     ПРАВИЛО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ: чем выше мотив, тем более сильное и  продолжительное влияние он имеет  на личность.

     Более полное удовлетворение профессионал получает от работы при двух условиях: соблюдении психогигиены труда и профессиональной успешности.

     Психогигиена  включает в себя ряд правил. Например, разграничение личных и профессиональных отношений, строгое соблюдении нормативов рабочего времени, ограничение обязанностей рамками компетентности, разграничение полномочий и меры ответственности. 

Внутренние  условия успешности профессиональной деятельности: 

    1. Построение  образа будущего результата деятельности.
    2. Представление о путях и способах достижения этого результата.
    3. Эмоциональный преднастрой к работе
    4. Уверенность в себе, в своем будущем и в завтрашнем дне.
    5. Удовлетворенность (от жизни в целом).
    6. Убеждения, мировоззрения, ценности.
 

Периодизация  развития человека как  субъекта труда. (По Е.А. Климову)

 

 

Нарушения профессионального  развития. 

     При неблагоприятных условиях труда  могут возникнуть различные нарушения  в профессиональном развитии, деформации, а также профессиональные болезни. К неблагоприятным условиям можно отнести: перенапряжение нервной системы и двигательного аппарата, психотравмирующие факторы, перегрузки, резкие изменения режима работы и отдыха, монотонные условия труда, плохой психологический климат и конфликтная обстановка, плохие условия труда – недостаточное освещение, шумы, вибрации, производственная пыль, нелюбимая работа.

Неблагоприятное протекание профессионального  развития проявляется внешне в снижении производительности труда, работоспособности, а также в негативных изменениях психических качеств человека и утрате интереса к труду.

     Возникновению профессиональных деформаций способствуют в ряде случаев особенности самой профессии. Некоторые виды профессий (учителя мед. работники, судьи) особенно предрасполагают к профессиональной деформации, т.к. они ощущают, что от них могут зависеть судьбы, достоинство, жизнь других людей.

     Одним из проявлений профессиональной деформации являются этические ошибки: врачебные, судебные. Например, ятрогения в  медицине, когда неосторожное высказывание или действие медицинского работника оказывает на пациента отрицательное влияние или, когда из-за авторитарных приемов учителя у учащихся развивается неприязнь к учению.

Представители профессий типа «Человек-человек», постоянно работающие с людьми, имеют опасность подвергаться профессиональной деформации больше, чем представители профессий типа «человек-техника», «человек-природа». У них, под влиянием профессии, возникает одностороннее, профессиональное восприятие других людей прежде всего с профессиональной точки зрения, и только затем, как человека.

   Маркова  выделяет следующие виды и  проявления профессиональной деформации:

   Состояние утомления человека в процессе труда – комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создающих конфликт между требованиями работы и снизившимися возможностями человека. Утомление как временное снижение работоспособности является естественным, физиологически допустимым состоянием, которое может возникать на определенном этапе выполнения трудовой деятельности и несет функцию защиты. Утомление переживается субъективно в виде состояния усталости.

    Длительное  утомление без периодов восстановления приводит к:

    • хроническому утомлению – пограничное обратимое состояние, сопровождающееся раздражительностью, снижением интереса к работе, угнетенным настроением.
    • Переутомлению – для которого характерно возникновение неврозов и соматических нарушений, раздражительность, замкнутость, агрессивность, высокая тревожность, депрессивность.

Усталость – психическое состояние при утомлении. В психологии различают разные виды утомления:

    • физическое (уменьшается сила и выносливость мышц, снижается точность движений, ухудшается координация)
    • умственное (снижается внимание, память, замедляется мышление)
    • эмоционально-мотивационное (мотивационная и эмоциональная неустойчивость)
 
  1. Монотония – негативное психическое состояние, возникающее в условиях монотонной работы (однообразные и многократные повторения одних и тех же трудовых движений, простота содержания трудовых действий, высокий темп работы).
  2. Психическая напряженность – появляется в результате трудных условий деятельности, конфликтов, предвосхищения неблагоприятного развития событий и сопровождается дискомфортом, тревогой.

   В неблагоприятных условиях труда у человека могут возникать профессиональные заболевания. Различают острые и хронические профессиональные заболевания (у преподавателей – лорингит, у летчиков гражданской авиации – бессонница, у продавцов, парикмахеров – венозные заболевания и.т.д.).

Существует такое  понятие, как эмоциональное выгорание. Подвержены люди, работающие в профессиях типа «человек-человек». Симптомы: усталость, психосоматические проблемы, бессонница, отрицательное отношение к выполняемой работе, стандартизация общения, негативное отношение к себе, пессимизм, чувство вины. Выделяют 3 основные стадии развития синдрома эмоционального выгорания. На первой стадии человек истощен эмоционально и физически и может жаловаться на головные боли, простуду и общее недомогание. На второй стадии может развиться отрицательное и обезличенное отношение к людям, с которыми работает, раздражение к ним и к себе. Чувство усталости и разбитости наблюдается даже после хорошего сна или выходных. Человек выполняет только необходимое, минимальное количество работы и не хочет ссориться ни с кем. Третья стадия выливается в полное отвращение ко всему на свете. Жизнь кажется неуправляемой, человек не способен выражать свои эмоции и не может сосредоточиться.

   Профессиональному  выгоранию подвержены не только люди, проработавшие в профессии длительное время, но и молодые специалисты. Их представления о работе и помощи людям часто идеализированы и реальная ситуация оказывается далека от их ожидания. Кроме того, им свойственна завышенная оценка собственных профессиональных и личностных возможностей, что приводит к быстрому истощению и недовольству собственными достижениями.

Информация о работе Психологические особенности овладения профессией