Психологические особенности обучения иностранным языкам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:15, реферат

Описание работы

с помощью этой работы хотелось бы рассказать, что же такое "иностранный язык (ИЯ)", а также обратить внимание на методику обучения ИЯ и, конечно же, такой важный аспект, как мотивация при изучении ИЯ. Эта работа – своеобразный экскурс в систему обучения и изучения ИЯ.

Содержание

1.Введение...............................................................................................................1
2.Понятие иностранного языка.........................................................................................................................2
3.Методика обучения иностранным языкам.......................................................................................................................4
4.Фонетическая сторона изучения иностранного языка.........................................................................................................................6
5.Усиление мотивации при изучении иностранного языка.........................................................................................................................86.Заключение..........................................................................................................113
7.Список использованной литературы.............................................................................................................14

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности обучения иностранным языкам.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Психологические особенности обучения иностранным языкам 
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

1.Введение...............................................................................................................1

2.Понятие иностранного   языка.........................................................................................................................2

3.Методика обучения  иностранным   языкам.......................................................................................................................4

4.Фонетическая сторона изучения иностранного языка.........................................................................................................................6

5.Усиление мотивации при изучении иностранного языка.........................................................................................................................86.Заключение..........................................................................................................113

7.Список использованной литературы.............................................................................................................14 
 

Введение 

В связи с  прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается  все больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами. Одна из которых – желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и культур, а без знания хотя бы одного иностранного языка это сделать очень трудно. В настоящее нелегкое время на первый план выходят прагматические потребности человека. Относительно обучения иностранному языку это имеет следующее преломление: социокультурные и страноведческие знания способны удовлетворить прагмалингвистические потребности, такие как возможность выезда за рубеж и т.п. – очень мощный психологический фактор при обучении иностранным языкам.  Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо конечно же, такой важный аспект, как мотивация при изучении ИЯ. Эта работа - своеобразный экскурс в систему обучения и изучения ИЯ, которая на первый взгляд может показаться непонятной и неинтересной, но после изучения которой появляется необычайное желание углубиться в этот предмет еще больше, а также можно почувствовать желание изучения конкретно иностранного языка. Зная основы эффективного обучения и правильно мотивируя себя, можно ускорить процесс ознакомления и овладения иностранным языком во много раз.повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.

Поэтому с помощью  этой работы хотелось бы рассказать, что же такое "иностранный язык (ИЯ)", а также обратить внимание на методику обучения ИЯ и, конечно же, такой важный аспект, как мотивация при изучении ИЯ. Эта работа – своеобразный экскурс в систему обучения и изучения ИЯ. 

Понятие иностранного языка 

Говоря о трудностях обучения иностранному языку, нельзя не рассмотреть понятие языка. И.А. Зимняя предлагает следующее определение языка: язык – это «сложное системное уровневое образование, посредством которого формируется понятийное (вербальное) мышление человека и опосредуется развитие всех его высших психических функций и которое является основным средством человеческого общения»[9; c.220].

По определению  В. Гумбольдта, язык — «это душа нации, в нем запечатлен весь ее «национальный» характер. Являясь социально- историческим продуктом, язык тем самым осуществляет и связь между разными поколениями, говорящими на этом языке. Язык — есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».

По определению  И.А. Зимней: «Иностранный язык как всякая языковая система есть общественно-исторический продукт, в котором находит отражение  история народа, его культура, система  социальных отношений, традиций. Язык существует, живет и развивается в общественном сознании, в сознании народа, говорящего на нем. Он обладает также и силой обосабливать и соединять народы, сам по себе придавая единый национальный характер человеческим общностям даже когда они по своему происхождению гетерогенны»[9; c.223].

Иностранный язык характеризуется целым рядом  отличительных признаков от родного  языка. Он отличается: направлением пути овладения, как отметил Л.С. Выготский; плотностью общения; включенностью  языка в предметно-коммуникативную  деятельность человека; совокупностью реализуемых им функций; соотносимостью с сензитивным периодом речевого развития ребенка, т.е. периодом наибольшей чувствительности к овладению языком (от 2 до 5 лет). Не менее существенной отличительной особенностью овладения и владения иностранным языком является его одностороннее «включение» только в коммуникативную, а не в предметно-коммуникативную деятельность.

Остановимся на рассмотрении трех очень существенных особенностей специфики иностранного языка: «беспредметности», «беспредельности», «неоднородности»[9;231]:

1.Беспредметность иностранного языка заключается в том, что его усвоение не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности, а язык является средством формирования и затем формой существования и выражения мысли об объективной действительности, свойства, закономерности которой являются предметом других дисциплин. Он только носитель этой информации, форма ее существования в индивидуальном и общественном сознании. Соответственно, в процессе обучения иностранному языку нужно сначала определить предмет учебной деятельности.

2.Иностранный язык характеризуется также беспредельностью, т.е. изучая язык, человек не может знать только лексику, не зная грамматики, или раздел «герундий», не зная раздела «времен». Он должен знать всю грамматику, всю лексику, необходимые для требуемых программой условий общения. Но это «все», например, в лексическом и стилистическом планах в языке не имеет практически границ.

3.Третьей особенностью иностранного языка как учебного предмета является его неоднородность. Язык, в широком смысле слова, включает в себя целый ряд других явлений, например, «языковую систему», «языковую способность».

Как видно из предыдущего материала, иностранный  язык - это довольно сложное явление, которое следует изучать очень тщательно и внимательно. Этот аспект в изучении иностранного языка играет одну из самых важных ролей. Также понятие иностранного языка напрямую связано с психологическими особенностями обучения ИЯ. 

Методика  обучения иностранным  языкам

Методика обучения иностранным языкам (ИЯ) не существует изолированно, она связана с рядом других наук (философией, физиологией, психологией, языкознанием, педагогикой и др.) попирается на установленные ими закономерности. С помощью данной работы делается попытка показать отражение психологических закономерностей в методике преподавания ИЯ, т. к. "ни в одной другой методике",-как отмечает Г. Е. Ведель,-"нет так много спорного и противоречивого как в методике преподавания второго языка" [4; с. 4]. В качестве примера Г. Е. Ведель указывает следующие проблемы: 

-механизмы мышления  в первом и втором языках, их  возникновение и их функционирование, и роль перевода при этом; 

-возрастающий  уровень овладения вторым языком: от знаний до способностей - умений - навыков; 

-роль механической  памяти и возрастных особенностей  в усвоении второго языка; 

-обучение буквенному  и образно-словесному чтению, а  также чтению с пониманием  ИЯ, чтению с последующим переводом; 

-обучение грамматике  по правилам и по моделям  предложений, последовательное рассмотрение грамматических явлений на занятиях. 

По мнению Г. Е. Веделя методика сама должна решать эти и другие подобные им проблемы. Однако среди вышеуказанных и  неназванных проблем много таких, которые методика может решить лишь совместно с психологией и физиологией, или же опираясь на психологические и физиологические закономерности.

Изучая вопрос о психологических особенностях усвоения второго языка, очень важно  иметь ввиду, с одной стороны, психологические закономерные и с другой стороны, не психологические, а общественные требования и задачи в изучении второго языка. Абсурдно изучать психологические закономерности усвоения системы языка путем анализа процесса овладения ИЯ пли раскрывать психологические правила практического овладения ПЯ путем анализа теоретического овладения системой данного языка.

Учитывая разницу  в подходе к обучению ИЯ, хотелось бы выделить основные значения процесса обучения ИЯ, приобретающие особую актуальность на современном этапе  развития нашего общества. Это, во-первых, общеобразовательное значение, которое заключается в том, что "изучающие ИЯ наблюдают закономерности его звукового, морфологического и синтаксического строя. Такое наблюдение осуществляется как на базе уже известных им знаний о своем родном языке" [3; с. 37], так и на фоне расширяющихся контактов. Данное значение включает хорошую культуроведческую ориентацию, обеспечивает в процессе обучения «диалог культур», «открывающий более широкие возможности для научно-технического прогресса, содействующий увеличению вклада каждого в развитие взаимопонимания между народами» [7; 6]. Немаловажную роль играет и воспитательное значение ИЯ, заключающееся непосредственно в том, что учебный материал, подобранный учителем, воспитывает сам по себе.

Однако известно, что овладеть иностранным языком - значит научиться мыслить на этом языке. Это справедливое утверждение, сформулированное Берлицем М. Д., предполагает совместный поиск способов преодоления «нарушения экстрапсихологическими факторами психологических закономерностей» [1; с. 15] овладения и усвоения ИЯ. 

Фонетическая  сторона изучения иностранного языка 

Попытаемся проследить, как теоретический принцип единства сознания и деятельности реализуется  в процессе усвоения фонетики второго  языка.

Известно, что  мы воспринимаем звуки языка, образуемые речевым аппаратом человека и являющиеся в системе данного языка сигналом предметов и явлений реальной действительности. Благодаря отражению звуков в сознании человека, мы способны через воспринимаемые звуки различать значения слов. В работе В. А. Артемова «Экспериментальная фонетика» описывается проведенный опыт на восприятие звуков никогда не изучавшегося испытуемыми иностранного языка с последующим воспроизведением этих звуков. В первый раз экспериментатор находился за ширмой, в другой раз учащиеся воспроизводили звуки путем слухо-зрительной имитации, т.е. видя лицо экспериментатора. В третий раз звуки воспринимались и воспроизводились на основе их аналитического объяснения и непосредственного впечатления. Результаты третьего случая превышали уровень ответов первого и второго случаев.

Проведенное исследование позволяет установить, что восприятие звуков, своеобразие которых заключается  в их акустическом отношении, зависит  от артикуляционных укладов учащихся и, соответственно, от впечатлений правильного произнесения их учителем, т.е. "от сочетания двигательных впечатлений со слуховыми от услышанных звуков и со зрительными от схематически изображенных положений органов артикуляции или произнесении отдельных звуков" [2; с. 60].

Таким образом, путем осознанного сравнения возможна выработка динамических стереотипов, позволяющих устранять ошибки учащихся в восприятии и произнесении фонем иностранного языка, весьма типичных в зависимости от звукового состава родного языка.

Следовательно, процесс обучения есть процесс взаимодействия между учителем и учащимися, так как учение по своей психологической природе представляет собой процесс совместной деятельности учителя и учащихся. Задача учителя сводится при этом к управлению познавательной деятельностью учащихся: "именно познавательная деятельность учащихся реализуется в процессе обучения, выступает в качестве предмета управления со стороны учителя" [5; с. 23]. В учебном процессе речь идет, прежде всего, об учебно-познавательной деятельности, включающей в себя предметную деятельность, направленную на развития взаимоотношения с людьми и обществом и на усвоение всего, что накоплено человеком. Активизации учебно-познавательной деятельности способствуют, в первую очередь, познавательные интересы учащихся, которые можно определить как "отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательностью" [6; с. 350]. В соответствии с этим важно побуждать учащегося к овладению сущностью изучаемого. Обобщение всего вышесказанного приводит к выводу, что ведущее место в структуре профессионального мышления учителя занимает психологическое мышление, т.к. содержание процесса обучения "всегда остается ориентированным на личность, отражает психологические законы и механизмы ее развития и социального бытия" [8; с. 6]. 

Информация о работе Психологические особенности обучения иностранным языкам