Психологические особенности личности наркомана - подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 16:15, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить научно-теоретические подходы к изучению личности наркомана.

Задачи:

•Анализ литературы по данной теме.
•Рассмотреть некоторые аспекты наркомании как явления.
•Изучить особенности личности подростка-наркомана.
Объектом работы является личности наркомана.

Предмет – психологические особенности личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

§1. Анализ наркомании как явления…………………………………... 4

§2. Психологический портрет наркомана подросткового периода…. 9

Заключение………………………………………………………………. 21

Список литературы ……………………………………………………... 22

Работа содержит 1 файл

психологические особенности личности наркомана-подростка.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     2. Потребность в изменении собственного  состояния: 

  • гедонистические мотивы;
  • атарактические мотивы;
  • мотивы гиперактивации поведения.

     В.С. Битенский обнаружил, что эти  мотивы играют большую роль на начальных  стадиях наркотизации и легко  признаются подростками в беседах.

     3. Патологическая мотивация, связанная  с наличием абстинентного синдрома  и патологического влечения к  наркотику.

     В.С. Битенский считает, что подросток, как правило, руководствуется комплексом мотивов. Характер ведущего мотива определяется стадией наркомании, особенностями характера и личности подростка, юноши.

     Наиболее  рельефно на фоне остальных причин наркотизации выступает одно из ценнейших качеств личности – любопытство. Пытливость ума, который сам себя ведет к гибели. Трагедия гордыни, пренебрегающей техникой безопасности живых систем. Любопытство - это психическое состояние, которое возникает в результате необходимости ориентировки в окружающей обстановке. Ориентировочно-исследовательский рефлекс «что такое?» заложен в природу животных и человека [9-100].

     Этот  механизм играет большую роль в приспособлении человека к среде обитания. Чаще всего любопытство как психическое состояние прекращается после того, как «тайна» разъяснилась, а неизвестное стало известным. У детей любопытство проявляется сильнее, чем у взрослых.

     Любопытство как феномен специфической человеческой активности, несомненно, требует дальнейшего изучения и исследования. Вопрос о том, почему жажда новых впечатлений сильнее страха смерти, еще ждет своего окончательного ответа.

     Одним из наиболее существенных факторов возможной  наркотизации являются нарушения в  эмоциональной сфере подростков. Поэтому чрезвычайно важна своевременная коррекция дефектов эмоциональной сферы у подростков. Для коррекции дефицита восприятия эмоций и повышенного уровня экспрессии гнева применяется индивидуальный тренинг эмоционально-импрессивных и эмоционально-экспрессивных навыков: составление и разгадывание психологических портретов близких людей, описание собственного эмоционального состояния в различных эмоциогенных ситуациях, тренинг контроля эмоций с помощью различных когнитивных приемов, релаксации, аутотренинга. Для повышения уровня положительных и снижения отрицательных эмоций используется тренинг, направленный на повышение мотивации достижения уровня притязаний и навыков общения [7-189].

     Многие  исследователи пришли к выводу, что  сильнее всего риск употребления наркотиков выражен у молодежи в возрасте 12 – 18 лет. В это время молодые люди должны справиться с большим количеством задач развития: они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания в своей возрастной группе, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей и этическое самосознание как основу собственного поведения. Риск отклоняющегося поведения (потребление наркотиков и алкоголя - это лишь одна из возможных форм) возникает, если молодой человек не видит этих задач, не может их принять, либо решение этих задач является для него или кажется ему невозможным [1-78, 7-90, 10-175].

     В последние десятилетия в центре внимания врачей и психологов находится проблема эмоционального стресса. Причины его разнообразны: потрясшие нашу страну за последние годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты, рост насилия, экономическая нестабильность, неурядицы в семье, физическое напряжение, болезнь близких, монотонная деятельность взрослых, проблемы обучения в школе детей и т.д.

     Круг  явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает  угроза собственной жизни или  жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «я».

     Нарушения, развивающиеся после пережитой  психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия) и приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживающих стресс, но и у очевидцев и членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения способствуют формированию специфических семейных сценариев и могут влиять на всю дальнейшую жизнь [5-78].

     И в школе, и в семье могут  быть психологически травмированные дети. Учителя и родители часто не знают, как вести себя с ними и как  можно им помочь. Тем более, что  многие родители, имеющие таких детей, тоже травмированы. Взрослый, который не может помочь себе, конечно же, не сможет помочь и своему ребенку.

     Знание  и учет психологических особенностей человека, перенесшего травматический стресс, повышение собственной компетентности в данном вопросе позволяют снизить  риск тяжелых последствий до минимума.

     Специалисты в области медицины, физиологии и  психологии считают стресс одной  из причин многих физических заболеваний  и психических расстройств, а также фактором, способствующим употреблению алкоголя и наркотиков.

     Исследования  НИИ физиологии детей и подростков показали, что число учащихся, экспериментирующих с алкоголем, табаком, наркотиками и токсическими веществами, растет от среднего школьного возраста к старшему и в X-XI классах является максимальными. Это означает, что в экспериментирование вовлекается все больше и больше учащихся. Это касается всех без исключения веществ, с которыми экспериментируют учащиеся, и свидетельствует о том, что ранняя алкоголизация, курение, употребление наркотиков и токсических веществ прекрасно «уживаются друг с другом» [14-98].

     Исследование  американского ученого Д.В. Кандела показало, что употреблению наркотиков почти всегда предшествует употребление алкоголя и табака. Это объясняется, видимо, тем, что употребление одних одурманивающих веществ, в частности алкоголя и табака, фактически «снимает запрет» на употребление других.

     Подводя итоги анализа научной литературы, можно сказать, что основу внутренних побудительных сил составляет действие механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости сферы потребностей, подражание взрослым (или сверстникам), искажение процесса социализации, потребность в саморегуляции внутреннего состояния, особенно в психотравмирующей ситуации, нарушения в эмоциональной или познавательной сферах, недостаток научных знаний о здоровом образе жизни, об алкоголе, табаке, наркотиках, их свойствах, последствиях их употребления для личности и общества, семейные проблемы [10-240].

     Спровоцировать  интерес к наркотикам и токсическим  веществам и желание поэкспериментировать с ними может также когнитивно-эмоциональный диссонанс в структуре представлений школьников о наркомании и токсикомании, возникающий при некомпетентной антинаркотической контрпропаганде – не учитывающей половозрастные особенности школьников и современные методы ведения первичной профилактической антинаркотической и антиалкогольной работы. 
 
 

     Заключение 

       В заключении отметим несколько важных обстоятельств, которые, необходимо учитывать  при организации профилактической и реабилитационной работы с наркоманами периода взросления и членами их семей.

       Первое. Семья играет решающую роль в динамике и прогредиентности наркомании в подростковом и юношеском возрасте, а созависимость является важнейшим условием воспроизводства и поддержания психической зависимости, понимаемой нами как устремление.

       Второе. Психическая зависимость наркомана является различными аспектами единого процесса – процесса развития наркотической личности.

       Третье. Недосягаемость химеры (наркотическая личность) для средств традиционной психиатрии объясняется тем, что наркомания является одновременно и болезнью индивида, и болезнью личности, и болезнью ближайшего микросоциального окружения наркомана.

       Очень важным является вопрос отношения наркомана к себе и к своей болезни, отраженная субъективность наркомана в себе как в другом. Иными словами, важно понять, как влияет на поведение и сознание наркомана актуализация в его сознании образа себя как наркомана. 

       Мы  полагаем, что очень серьезную  перспективу имеют психолого-педагогические и педагогические исследования проблем  молодежной наркомании. Мы исходим из все более и более утверждающегося мнения о том, что реабилитация наркоманов подросткового  возраста есть, по сути, процесс воспитательный.  
 
 
 
 
 

Список  литературы 

       
  1. Абшаихова У.А., Сирота Н.А. Клинико-катамнестическое исследование подростков, больных гашишной наркоманией // Саморазрушающее поведение у подростков. - Л.: Изд-во Ленинградский психоневрологический институт,1991. С.72-74.
  2. Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей / Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. - М. 1968.
  3. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск: Изд-во "Уральский ун-т". 1986. - 150 с.
  4. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология. - М.: Медицина, 1987. - 336 с.
  5. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. - Самара, 1997.
  6. Битенский В.С., Личко А.Е., Херсонский Б.Г. Психологические факторы в развитии токсикоманий у подростков // Психол. журнал. 1991. - Том 12. - М. С.87-93.
  7. Буянов А.М. Феномен взаимозависимости в семьях алкоголиков. - М., 1994.
  8. Гришко А.Я. О наркомании среди подростков // Социологические исследования. 1990. №2. С. 100-102.
  9. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск.: Беларусь,1988.
  10. Личко А.Е. Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковая наркомания // Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л.: Медицина, 1997. С.61-70.
  11. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркомания. - Л.: Медицина, 1991.
  12. Подростки и наркотики. Опыт исследования проблемы в школах Ульяновска: социологический очерк / Под ред. Е.А. Онсельченко. - Ульяновск: УлГУ, 1999.
  13. Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981.
  14. Пятницкая И.Н. Наркомании. - Л.: Медицина, 1994.
  15. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.

Информация о работе Психологические особенности личности наркомана - подростка