Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:05, реферат
Изменение процесса мышления, совершенствование памяти и речи старших школьников. Формирование различных интересов — познавательных, общественно-политических,, эстетических и этических. Усиление интереса к себе и своей личности.
Психологические особенности детей старшего школьного возраста
И вот, наконец, наступила самая прекрасная пора в жизни детей — юность. Из вчерашних угловатых, долговязых, нескладных подростков они превратились в стройных, энергичных, внешне совсем взрослых людей. Конечно, эти изменения не произошли резко и неожиданно, как бывает в сказке. И вы знаете, что ваша дочь не сразу стала женственной и стройной, а сын — сильным и мужественным. Вы знаете и другое, что с приходом в ваш дом чудесной гостьи — юности, ваши заботы, волнения и тревоги не кончились... Вы правы, говоря: «Малые дети — малые заботы, большие дети — большие заботы».
Юношеский возраст
продолжается от 15 до 22 лет. В эти
годы молодежь, как правило, вступает
в комсомол и начинает
Большое место
в жизни старшеклассника
В. А, Сухомлинский правильно подметил, что главное— воспитание человечности. Во сто крат важнее, каким человеком станет ребенок, чем то, кем он станет: механизатором, садоводом, педагогом, инженером и т. д.
В психическом развитии юноши и девушки также происходят большие изменения.
Существенно изменяется
процесс мышления, становясь более
критическим, способным к
Память старших школьников совершенствуется, становясь все более смысловой, логической. Они теперь могут не только успешно запоминать большие по объему разделы учебника, но и применить знания в практической деятельности в лаборатории, на пришкольном участке, в мастерских.
Речь старшеклассников
становится богатой и
Особое значение
приобретают эстетические и
Происходящие в годы юности серьезные сдвиги в физическом и духовном развитии ведут к усилению интереса к себе и своей личности. Юноши и девушки начинают внимательно присматриваться к своим достоинствам и недостаткам, анализировать свои внешние и духовные качества. Нередко такой анализ приводит к самовоспитанию. Наряду с возрастающим интересом к себе появляется и интерес к чувствам окружающих. Повзрослев, старшие школьники начинают понимать «сердечные» муки того или иного героя книги, тонкие душевные волнения людей и умеют правильно Откликнуться на них: утешить, соболезновать, предложить конкретную помощь и т. п. Такая душевная эмоциональная чуткость и впечатлительность — характерная особенность юношества.
Долг родителей
— правильно понять молодежь,
учитывать ее возрастные
Центром интересов становятся интимные вопросы личной жизни. В годы юношества формируются идеалы. Юноши и девушки выбирают для подражания тех Людей, с которыми они встречались или встречаются и Которые предстали перед ними как своеобразный положительный образец.
Таким образцом могут стать родители, педагог, герой книги, случайно встретившийся человек. Наличие идеала у старшего школьника свидетельствует о его стремлении найти достойный пример для подражания. Обидно, когда некоторая часть молодежи, не умея критически разобраться в увиденном и услышанном, избирает для себя идеалом людей недостойных, корыстных, пошлых, мелочных, но умеющих внешне произвести приятное впечатление. Попадая под влияние такого «идеала», молодой человек может приобщиться к дурному поведению. Доверие к родителям, их тактичный совет помогут своевременно развенчать подобный ложный идеал.
В пору ранней юности укрепляется воля, развиваются такие ее черты, как настойчивость, решительность, смелость, критичность и самокритичность, выдержка и самообладание, инициативность. Однако все упомянутые черты воли разовьются только в том случае, если старшеклассник поставит перед собой цель самовоспитания, если родители и педагоги смогут умело и тактично руководить его жизнью, направлять его порывы и увлечения в нужное русло. В иных случаях возникает риск неправильной организации самовоспитания. Так, мечтая о героизме, юноша наносит себе раны с тем, чтобы проверить свою выдержку, отказывается от пищи с тем, чтобы проверить физическую выносливость, и т. п.
А между тем целесообразнее направить его энергию по самовоспитанию на выработку умения владеть собой в сложных жизненных ситуациях. Поставив целью развитие воли, юноша должен уметь тщательно проанализировать свою личность, найти в ней хорошие и плохие качества, составить твердый план борьбы со своими недостатками.
Особую роль в жизни старшеклассника играют чувства. Они становятся более стойкими, глубокими и тонкими. Юношам и девушкам свойственны мечтательность, лиричность, устремленность в будущее. Мечтая о будущем, они нередко видят все «в розовом свете», испытывают восторженное состояние, радужные надежды. Стремление к будущему, мечты о нем создают у юношей преобладающее жизнерадостное, «мажорное» настроение.
Встречаются такие
случаи, когда настроение у юноши
или девушки бывает
Развившееся у
старшеклассника умение
Иногда мы видим,
как равнодушно разговаривает
юноша с девушкой-
В юношеском
возрасте наблюдается
Наряду с развитием интеллектуальных чувств, направленных на разрешение учебных и трудовых задач, развиваются и эстетические чувства, связанные с познанием искусства, природы, литературы.
Наиболее значительное место занимают нравственные, или моральные, чувства, особенно связанные с отношениями между полами, с особыми интимными переживаниями юношей и девушек. Это — чувство дружбы и первой юношеской любви. По сравнению с подростками юноши по-иному, более серьезно и внимательно, относятся к дружескому общению, к выбору друга. Они выдвигают четкие и содержательные требования к нему: родство интересов, взглядов, доверчивость и умение хранить верность, чуткость и взаимопонимание, честность и скромность и др.
Юности свойственно
ожидание любви, она мечтает
о встрече с самым
* П. М. Якобсон.
Эмоциональная жизнь школьника.
Старшеклассники часто вступают в так называемые групповые отношения. Если работа комсомольской организации проходит интересно и увлекательно, то молодежь получает моральное удовлетворение от совместных коллективных встреч, вечеров. Но если в школе не уделяется достаточного внимания и заботы о совместном досуге молодежи, возникают группировки *. Старшеклассники без особой утайки говорят о них:
«У нас в
классе неинтересно: уроки,
У этих групп
свои интересы, взгляды, устремления.
Предоставленные сами себе, юноши
и девушки подчас неправильно
проводят свое время, неверно
трактуют вопросы отношений,
Следует подчеркнуть
в этих случаях, что особую
опасность представляет
Как известно, плохое, мерзкое передается от одного, уже как бы пропитанного пошлостью, к другому, случайно попавшему в группу, нравственно чистому, но не стойкому. В таких случаях группа представляет угрозу для неразвращенных и чистых молодых людей, для благополучия их настоящей и будущей семьи. Поэтому родители должны быть как можно ближе к своим повзрослевшим детям, как можно содержательнее организовать досуг семьи и постараться быть сильнее, интереснее юнцов, которые могут оказать влияние на вашего сына или дочь.
Источником прекрасных
нравственных чувств
Кроме того, источниками
возникновения чувств могут
А герои Тургенева?
Некрасова? Николая
Читая книги,
просматривая спектакли,
Информация о работе Психологические особенности детей старшего школьного возраста