Психологические особенности детей старшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:05, реферат

Описание работы

Изменение процесса мышления, совершенствование памяти и речи старших школьников. Формирование различных интересов — познавательных, общественно-политических,, эстетических и этических. Усиление интереса к себе и своей личности.

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности детей старшего школьного возраста.doc

— 56.00 Кб (Скачать)

Психологические особенности  детей старшего школьного возраста

И вот, наконец, наступила  самая прекрасная пора в жизни  детей — юность. Из вчерашних  угловатых, долговязых, нескладных подростков они превратились в стройных, энергичных, внешне совсем взрослых людей. Конечно, эти изменения не произошли резко и неожиданно, как бывает в сказке. И вы знаете, что ваша дочь не сразу стала женственной и стройной, а сын — сильным и мужественным. Вы знаете и другое, что с приходом в ваш дом чудесной гостьи — юности, ваши заботы, волнения и тревоги не кончились... Вы правы, говоря: «Малые дети — малые заботы, большие дети — большие заботы».

 Юношеский возраст  продолжается от 15 до 22 лет. В эти  годы молодежь, как правило, вступает  в комсомол и начинает активнее  заниматься общественными делами, получает паспорт.

 Большое место  в жизни старшеклассника занимают  мечты о будущей профессии,  о той дороге, по которой он  будет идти всю жизнь, Серьезно  задумываясь над своим будущим,  юноша, при внимательном отношении  и помощи взрослых, начинает заниматься самовоспитанием. Он старается прочитать больше книг о понравившейся профессии, слушает радиопередачи о ней, записывается в соответствующий кружок, тем самым подготавливая себя к будущему. Важнейшая задача родителей и педагогов — использовать этот важнейший этап активности старшеклассника, его стремление к самосовершенствованию, а также помочь ему не только читать книги и слушать передачи о будущей деятельности, но и вырабатывать в себе качества, необходимые для лучшего ее осуществления.

 В. А, Сухомлинский  правильно подметил, что главное—  воспитание человечности. Во сто  крат важнее, каким человеком  станет ребенок, чем то, кем  он станет: механизатором, садоводом,  педагогом, инженером и т. д.

 В психическом  развитии юноши и девушки также происходят большие изменения.

 Существенно изменяется  процесс мышления, становясь более  критическим, способным к анализу  и синтезу. Юноша располагает  уже достаточно большим запасом  знаний, причем знаний проанализированных, обобщенных. Система знаний, умений и соответствующих им взглядов на мир, на людей и нормы их поведения составляет мировоззрение старшего школьника. Он уже может самостоятельно разобраться в тех или иных жизненных явлениях, в поступках окружающих людей и своих собственных.

 Память старших школьников совершенствуется, становясь все более смысловой, логической. Они теперь могут не только успешно запоминать большие по объему разделы учебника, но и применить знания в практической деятельности в лаборатории, на пришкольном участке, в мастерских.

 Речь старшеклассников  становится богатой и содержательной. Интенсивно формируются и различные  интересы — познавательные, общественно-политические,, эстетические и этические, причем  они становятся более устойчивыми  и действенными. Учащиеся стерших  классов уже не просто теоретически интересуются тем или иным предметом, они стремятся глубже познать его на практике — почитать о нем, что-то поделать самостоятельно в лаборатории и т. п.

 Особое значение  приобретают эстетические и этические  интересы, возникающие в процессе общения с природой, искусством, людьми. Молодежь увлекается художественной литературой, поэзией, театральным искусством. Многие юноши и девушки пишут стихи, поэмы, рассказы, посвящая их своим друзьям, Родине.

 Происходящие  в годы юности серьезные сдвиги в физическом и духовном развитии ведут к усилению интереса к себе и своей личности. Юноши и девушки начинают внимательно присматриваться к своим достоинствам и недостаткам, анализировать свои внешние и духовные качества. Нередко такой анализ приводит к самовоспитанию. Наряду с возрастающим интересом к себе появляется и интерес к чувствам окружающих. Повзрослев, старшие школьники начинают понимать «сердечные» муки того или иного героя книги, тонкие душевные волнения людей и умеют правильно Откликнуться на них: утешить, соболезновать, предложить конкретную помощь и т. п. Такая душевная эмоциональная чуткость и впечатлительность — характерная особенность юношества.

 Долг родителей  — правильно понять молодежь, учитывать ее возрастные особенности,  не осмеивать ее Первые неловкие попытки к самоанализу, творчеству, а, наоборот, всячески способствовать развитию Стремления приобщиться к прекрасному, умению познавать его и самому создавать.

 Центром интересов  становятся интимные вопросы  личной жизни. В годы юношества формируются идеалы. Юноши и девушки выбирают для подражания тех Людей, с которыми они встречались или встречаются и Которые предстали перед ними как своеобразный положительный образец.

 Таким образцом  могут стать родители, педагог,  герой книги, случайно встретившийся человек. Наличие идеала у старшего школьника свидетельствует о его стремлении найти достойный пример для подражания. Обидно, когда некоторая часть молодежи, не умея критически разобраться в увиденном и услышанном, избирает для себя идеалом людей недостойных, корыстных, пошлых, мелочных, но умеющих внешне произвести приятное впечатление. Попадая под влияние такого «идеала», молодой человек может приобщиться к дурному поведению. Доверие к родителям, их тактичный совет помогут своевременно развенчать подобный ложный идеал.

В пору ранней юности укрепляется воля, развиваются такие  ее черты, как настойчивость, решительность, смелость, критичность и самокритичность, выдержка и самообладание, инициативность. Однако все упомянутые черты воли разовьются только в том случае, если старшеклассник поставит перед собой цель самовоспитания, если родители и педагоги смогут умело и тактично руководить его жизнью, направлять его порывы и увлечения в нужное русло. В иных случаях возникает риск неправильной организации самовоспитания. Так, мечтая о героизме, юноша наносит себе раны с тем, чтобы проверить свою выдержку, отказывается от пищи с тем, чтобы проверить физическую выносливость, и т. п.

 А между тем  целесообразнее направить его  энергию по самовоспитанию на выработку умения владеть собой в сложных жизненных ситуациях. Поставив целью развитие воли, юноша должен уметь тщательно проанализировать свою личность, найти в ней хорошие и плохие качества, составить твердый план борьбы со своими недостатками.

 Особую роль в жизни старшеклассника играют чувства. Они становятся более стойкими, глубокими и тонкими. Юношам и девушкам свойственны мечтательность, лиричность, устремленность в будущее. Мечтая о будущем, они нередко видят все «в розовом свете», испытывают восторженное состояние, радужные надежды. Стремление к будущему, мечты о нем создают у юношей преобладающее жизнерадостное, «мажорное» настроение.

 Встречаются такие  случаи, когда настроение у юноши  или девушки бывает подавленным,  мрачным. Это может явиться следствием неправильной атмосферы жизни семьи, холодности в отношениях с родными и друзьями, а также индивидуально-психических различий. Так, например, становясь юношей, чувствительный, ранимый, замкнутый подросток (признаки меланхолического темперамента) проявляет еще большую, чем прежде, мнительность, грусть, сомнение во всем. Даже ранее веселые, живые подростки теперь кажутся людьми «не от мира сего». Одного из таких ребят — десятиклассника Гену ребята прозвали «человеком с того света» за его отрешенность, уход в себя, индивидуализм.

 Развившееся у  старшеклассника умение владеть  собой проявляется и в отношении  чувств. Юноши и девушки умеют неплохо сдерживать, например, гнев, раздражение, отвращение, восторг и др., однако нередко маскируют свои чувства. Эта маскировка отличается от их сдерживания, скрывания тем, что предполагает замену естественного выражения одного чувства другим *.

 Иногда мы видим,  как равнодушно разговаривает  юноша с девушкой-одноклассницей, и в то же время знаем,  что он влюблен в нее, ищет  повод для встречи и хотя  бы мимолетного разговора.

 В юношеском  возрасте наблюдается повышенная  эмоциональная восприимчивость к действиям и поступкам окружающих, к явлениям природы. Старшеклассники стремятся вынести свою оценку тому или иному, поступку, проанализировать его, сделать выводы. Поступки людей, явления природы, произведения искусства вызывают в этот период лирическое настроение, романтические чувства, большой эмоциональный отклик. Старшеклассники — самые неравнодушные люди. Их возраст — наиболее яркий, «чувствительный» и, пожалуй, наиболее интересный.

 Наряду с развитием  интеллектуальных чувств, направленных  на разрешение учебных и трудовых задач, развиваются и эстетические чувства, связанные с познанием искусства, природы, литературы.

 Наиболее значительное  место занимают нравственные, или  моральные, чувства, особенно  связанные с отношениями между  полами, с особыми интимными переживаниями юношей и девушек. Это — чувство дружбы и первой юношеской любви. По сравнению с подростками юноши по-иному, более серьезно и внимательно, относятся к дружескому общению, к выбору друга. Они выдвигают четкие и содержательные требования к нему: родство интересов, взглядов, доверчивость и умение хранить верность, чуткость и взаимопонимание, честность и скромность и др.

 Юности свойственно  ожидание любви, она мечтает  о встрече с самым единственным  и неповторимым, она хранит для  него самые лучшие порывы и волнения. Такое эмоциональное состояние и порождает новые требования к представителям другого пола. 

* П. М. Якобсон.  Эмоциональная жизнь школьника.  Изд-во «Просвещение», M., 1966, стр. 147. 
 

Старшеклассники часто  вступают в так называемые групповые отношения. Если работа комсомольской организации проходит интересно и увлекательно, то молодежь получает моральное удовлетворение от совместных коллективных встреч, вечеров. Но если в школе не уделяется достаточного внимания и заботы о совместном досуге молодежи, возникают группировки *. Старшеклассники без особой утайки говорят о них:

 «У нас в  классе неинтересно: уроки, уроки... задания... Ни вечеров, ни диспутов. Поэтому все и разбились на  группы, которые встречаются и  в праздники, и по вечерам. Каждому — интересно свое... Как островки в океане...».

 У этих групп  свои интересы, взгляды, устремления.  Предоставленные сами себе, юноши  и девушки подчас неправильно  проводят свое время, неверно  трактуют вопросы отношений, нарушают  общепринятые нормы поведения. Собираясь во дворах домов, они излишне громко смеются, поют под гитару модные песни, учиняют возню, а позже отправляются «прогуляться» по улицам. Тогда и происходит, как говорит П. М. Якобсон, взаимное «заражение» теми или иными эмоциями. И эти эмоции могут быть отрицательными, вредными, развращающими тех, кто попал в эту группу. Такие группы могут стать довольно спаянными и допускать правонарушения, хулиганство. Основой их объединения в этих случаях являются общий риск, общая порука, страх разоблачения **.

 Следует подчеркнуть  в этих случаях, что особую  опасность представляет возможность  познать и отнюдь не самую  лучшую философию в области  половых отношений.

 Как известно, плохое, мерзкое передается от  одного, уже как бы пропитанного  пошлостью, к другому, случайно попавшему в группу, нравственно чистому, но не стойкому. В таких случаях группа представляет угрозу для неразвращенных и чистых молодых людей, для благополучия их настоящей и будущей семьи. Поэтому родители должны быть как можно ближе к своим повзрослевшим детям, как можно содержательнее организовать досуг семьи и постараться быть сильнее, интереснее юнцов, которые могут оказать влияние на вашего сына или дочь.

 Источником прекрасных  нравственных чувств старшеклассников  служит окружающая действительность во всем многообразии ее проявлений. Пребывание за городом, на лоне природы, на море не может не отразиться на нежной и мечтательной личности юноши. Восхищаясь природой, он настраивается на возвышенный лад, вспоминает своих друзей и, встречаясь здесь же с новыми знакомыми, по-особому их воспринимает: иногда обычная девушка в своем простеньком ситцевом купальнике, с распущенными по плечам волосами представляется чуть ли не красавицей. Вполне возможно, что в другой обстановке наш юноша и не обратил бы внимания на эту девушку и прошел бы мимо. Но теперь! Здесь, на природе, все кажется необыкновенным. К тому же нельзя снимать со счета и особую восторженность юных к физическим сторонам людей противоположного пола. Так вот и получается, что чувство влюбленности возникает совсем неожиданно.

 Кроме того, источниками  возникновения чувств могут стать  прочитанные книги, затрагивающие  вопросы интимных отношений, а  также спектакли и кинофильмы  на темы морали. Случалось ли  вам видеть такой эпизод: прочитав последнюю страницу понравившейся книги и закрыв ее, старшеклассник долго сидит, задумавшись, подперев голову руками. Его глаза горят восторгом. Он долго молчит, а потом тихо произносит: «Какие люди есть на земле! Сильные духом, сердцем. Татьяна и Онегин.., как она любила его и как отвергла! Какая гордость и сила! Вот если бы мне когда-нибудь встретился именно такой человек! Идти с ним рядом — это ли не счастье?».

 А герои Тургенева?  Некрасова? Николая Островского?  Лена С. прочитав роман «Как  закалялась сталь», сказала: «Если я когда-нибудь и полюблю, то только такого, как Павел...».

 Читая книги,  просматривая спектакли, молодежь  начинает выбирать идеалы, воспитывать  свои чувства, соразмерять свое  поведение с поступками героев.

Информация о работе Психологические особенности детей старшего школьного возраста