Психологические основы выбора партнера

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Устойчивость брачно-семейных отношений в определённой мере зависит от степени готовности молодых людей к семейной жизни (что является важной характеристикой социальной зрелости). Между тем современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное.
Растет число разводов, утрачена престижность статуса женщины-матери, повсеместно отмечается расшатывание системы поведенческих норм в сфере семьи и брака и представлений о содержании семейных ролей, наблюдается неудовлетворенность многих супругов эмоционально-психологическим климатом в семье, распространяются асоциальные отношения в семьях.

Содержание

1. Введение……………………………………………………….………3
2. Психологический анализ традиционных оснований выбора партнера ……………………………………………………………….4
3. Влияние любви в семье на удовлетворенность браком .………….7
4. Анализ гендерных различий в ролевых ожиданиях супругов….…9
5. Семья как фактор формирования эмпатии………………………..13
6. Заключение…………………………………………………...………17
7. Список используемой литературы ……………………………….18

Работа содержит 1 файл

курсач.rtf (1).docx

— 37.14 Кб (Скачать)

Поведение мужчин и женщин в семейных конфликтах имеет различный характер. Поведение  мужчин в семейных конфликтах носит  более агрессивный и враждебный характер, чем у женщин. Женщины, в свою очередь, при семейных неурядицах также демонстрируют свое недовольство, но они более осторожны в высказываниях  и стараются избегать отчуждения с супругом.

 

 

В супружеских  парах отмечается нарушение ролевой  адекватности, которое проявляется  в несоответствии идеальных представлений  супругов о семейных ценностях ролевым  установкам мужчин и женщин на их реализацию, это является серьезным конфликтогенным  фактором. У всех конфликтных пар  нарушена ролевая адекватность в  основных сферах взаимодействия в семье. В 44% случаев просматривается явное  несоответствие между ролевыми притязаниями и ожиданиями супругов. У 56% пар имеются  рассогласования в той или  иной сфере супружеских взаимоотношений. Так, во всех парах наименьшая ролевая  адекватность мужчин наблюдается в  установках на профессиональные интересы супруги и свою внешнюю привлекательность. Женщины, напротив, в первую очередь, ждут активной реализации профессиональных интересов со стороны супруга, его  внешняя привлекательность большой  роли не играет. Стремление мужчин взять  на себя роль эмоционального лидера в  семье, а также занять ведущую  позицию в воспитании детей не соответствует ролевым притязаниям  супруги, поскольку она сама стремится  выполнять данные семейные функции. Вместе с тем, ожидания женщин активного  решения супругом хозяйственно - бытовых  вопросов не согласуются с ролевыми притязаниями мужчин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Семья как фактор формирования эмпатии

 

Успешное  эмоциональное развитие ребёнка  зависит от условий общения со взрослыми людьми. В основе развития эмпатии, усвоения морально-нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребёнка на окружающих, обусловленная  особенностями общения детей  со взрослыми и, прежде всего, с родителями.

Анализ  психологической литературы позволяет  нам выделить ряд подходов к трактовке  взаимосвязи между эмпатией как  социально-психологическим свойством  личности и системой отношений индивида. В рамках одного из подходов система  отношений выступает как предпосылка  развития и проявления эмпатии, где  затрагивается анализ взаимосвязи  между особенностями воспитания в первичной семье и характером эмпатии у ребёнка. Начало исследований в этом направлении было положено А. Валлоном. Он изучал проблему эмпатии  с точки зрения эмоционального развития ребёнка. В этой связи он подчёркивал  важность проявления родителями эмоциональной  близости к ребёнку, так как именно потребность в эмоциональном  контакте преобладает на первых этапах онтогенеза, и её удовлетворение позволяет  в дальнейшем научиться осознавать и разделять переживания партнёра по общению, предвидеть последствия  своего поведения.

 

Многими авторами отмечается, что нравственное развитие ребёнка возможно лишь в  семейной атмосфере взаимного уважения и доверия. Дети, эмоционально зависимые  от родителей и испытывающие к  ним сильную привязанность, вырастают  более совестливыми по сравнению  с теми, кто не знал таких отношений. Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, стремятся стать похожими на них, что в конечном счёте формирует  у детей 

положительные моральные качества. Дети, чувствующие  по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся также  относиться и к другим. Подростки, живущие в атмосфере враждебности и непонимания, идентифицируют себя с агрессором и перенимают такое  эмоциональное отношение от родителей.

Форма эмпатии, по мнению С.Ю. Циркина, зависит от типа и характера межличностных отношений. Если когнитивная и эмоциональная  эмпатия возможна при любых типах  отношений, то поведенческая, действенная  эмпатия характерна для близких  отношений. Эмпатия может иметь  индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание  не любого человека, а только значимую личность, например, супруга, ребёнка. Высшая форма эмпатии выражается в полной межличностной идентификации. При этом наблюдается идентификация  не только мысленная (воспринимаемая, понимаемая), не только чувствуемая (сопереживаемая), но и действенная.

Высшая  форма эмпатии - действенная - характеризует  как психологическую, так и нравственную сущность личности. Личности же родителей  играют существенную роль в жизни  каждого человека. Родительская любовь и принятие ребёнка - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного  здоровья. Глубокий постоянный психологический  контакт с ребёнком - то универсальное  требование к воспитанию, которое  в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт  необходим в воспитании каждого  ребёнка в любом возрасте. При  этом контакт никогда не может  возникнуть сам собой, его нужно  строить. Контакт с ребёнком, как  высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать  своеобразие его индивидуальности.

 

Постоянное  тактичное чувствование в эмоциональное  состояние ребёнка - всё это создаёт  основу для глубокого взаимопонимания  между детьми и родителями и требует  от родителей проявления эмпатии. В  механизме эмпатии родителей  присутствует умение поставить себя на место ребёнка, взглянуть на происходящее с его точки зрения. Однако взглянуть  на вещи с точки зрения ребёнка  не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если родитель проявляет эмпатию, это значит, что  он просто принимает во внимание линию  поведения своего ребёнка, относится  к ней сочувственно. Когда мы говорим  о взаимопонимании, эмоциональном  контакте между детьми и родителями, всегда имеем в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого  друг с другом. Главное в установлении диалога - это совместное устремление  к общим целям, совместное видение  ситуаций, общность в направлении  совместных действий.

В отечественных  исследованиях уделяется также  внимание рассмотрению тех видов  отношений, которые преобладают  в родительской семье и обусловливают  нарушение эмоционального общения  между детьми и родителями, приводят к искажению восприятия эмоций и  чувств партнёра по общению у детей. В ряд таких отношений входят отношения подавления, манипулирования, навязывания, контроля и т.д. Деформация эмпатии у детей проявляется  в снижении точности распознания  отрицательных эмоций родителей, что  выполняет, по-видимому, защитную функцию, предохраняя ребёнка от осознания  негативных отношений к нему со стороны  взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

Сочувствие  у детей, особенно у подростков, сопровождается актом альтруизма. Кто наиболее чуток  к эмоциональному состоянию другого, тот охотно помогает и наименее склонен  к агрессии. Ведь для осознания  ребёнком собственных эмоциональных  реакций и состояний важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний. Принимая эмоциональные  реакции и состояние ребёнка, взрослый признаёт за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в ещё большей степени  способствует осознанию ребёнком собственных  эмоций. Заботливое отношение к ребёнку  в процессе его воспитания помогает развитию активности, доброжелательности, способствует формированию эмоциональности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение

 

 

В результате анализа полученных данных, мы обнаружили корреляцию между уровнем любви  и симпатии и степенью удовлетворенности  браком. Из этого следует, что гипотеза о том, чем выше уровень любви  в супружеских отношениях, тем  больше степень удовлетворенностью браком, подтвердилась эмпирическим исследованием.

Таким образом, развитие эмпатии обусловлено социальными  влияниями и системой воспитательных воздействий. Нарушение эмпатических отношений в семье приводит к  образованию такого свойства личности, как тревожность, которая затрудняет проявление эмпатии в поведении. Проецированная тревожность искажает проявление эмпатии, так как дети приписывают другим свой дискомфорт. Эмпатия проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье  любовь, заботу, теплоту и понимание.

Проведенный анализ показал, что у мужчин и  женщин в супружеских парах имеются  существенные различия в семейных ценностях  и ролевых установках, что обуславливает  особенности их семейного взаимодействия.

 

  1. Список  литературы

 

  1. Курек Н.С. (2007) Эмоциональное общение  матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Н.С. Курек // Вопросы психологии. - №2.
  2. Лабунская В.А. (2008) Психология затруднённого общения / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: Академия.
  3. Райс Ф. (2009) Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер.
  4. Циркин С.Ю. (2004) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / С.Ю. Циркин. - СПб.; М. и др.: Питер.
  5. Андреева, Т.В. Семейная психология. - СПб.: Речь, 2005.
  6. Антипов, А.А. Развитие личностной идентичности у подростков из семей беженцев и переселенцев. - дисс. на соискание ученой степени к. псих. наук., М., 2008.
  7. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005.
  8. Ковалев, С.В. Психология современной семьи. - М.: "Просвещение", 2008.
  9. Лидерс, А.Г. психологическое обследование семьи. - М.: "Академия", 2006.
  10. Целуйко, В.М. Психология современной семьи. - М.: Владос, 2004.
  11. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006.
  12. Ковалев С.В. - Психология семейных отношений. М., 2007.
  13. Бендас Т.В. Гендерная психология: Уч. пос. для вузов. - СПб, 2007.
  14. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб, 2008.
  15. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века, под ред. Н.М. Римашевской, - М, 2007.

 




Информация о работе Психологические основы выбора партнера