Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:02, реферат
1. Особенности восприятия речи ребенком.
2. Развитие связной речи детей.
3. Овладение письменной речью.
4. Факторы речевого развития детей.
Тема: «Психологические
основы развития речи детей».
План:
1. Особенности
восприятия речи ребенком.
2. Развитие
связной речи детей.
3. Овладение
письменной речью.
4. Факторы
речевого развития детей.
1. Овладению речью
предшествует восприятие и
Воспринимая чужую речь (как устную,
так и письменную) ребенок усваивает
два вида информации: прямую (предмет
речи) и косвенную (информацию
о закономерностях языка) (Н.И.
Жинкин). Усваиваемая на подсознательном
уровне, косвенная информация способствует
формированию у ребенка так называемого
«чувства языка». Овладение этой второй
информацией и является основой для возникновения
и развития самостоятельной речи детей.
2. Основной функцией
речи является коммуникативная.
Поэтому и ребенок пользуется сначала
речью как средством общения. Небольшие
высказывания детей, направленные на установление
контакта с близкими ему людьми, оформляются
первое время в разговорной диалогической
форме. Спустя некоторое время ребенок
испытывает потребность в построении
более развернутых высказываний, адресованных
и посторонним слушателям, для которых
содержание должно быть понятным. Это
и есть начало развития связной речи. К
данному моменту дети уже имеют определенный
запас слов, они овладевают в той или иной
мере некоторыми закономерностями грамматики
языка. Но все эти знания – лишь средства,
используемые в связной речи. Связность
собственно речи означает адекватность
речевого оформления мысли говорящего
или пишущего с точки зрения ее понятности
для слушателя или читателя. Поэтому связная
речь – это такая речь, которая может быть
вполне понята на основе ее собственно
предметного содержания, то есть для понимания
такой речи необязательно учитывать ситуацию
ее протекания – достаточно лишь контекста
речи. По этой причине такую речь называют
контекстной.
Речь маленького ребенка
Но эти два типа речи не
следует противопоставлять:
Контекстная речь начинает
Дальнейшее развитие связной
речи связано с овладением
учениками письменной речью.
3. Овладение письменной
речью – очень важный этап
в развитии речи (и мышления) детей.
Ребенок к этому моменту имеет
опыт общения в устной речи
и поэтому, разумеется, свободнее
владеет именно последней.
При обучении наблюдается
4. Факторы речевого
развития детей (
1. Фактор положительных
эмоций.
2. Фактор потребности
эмоционального контакта с
3. Фактор физиологического
развития органов речи: речевых
центров мозга, памяти, произносительных
и слуховых органов.
4. Фактор потребности
содержательного общения.
5. Фактор потребности
и способности обобщения и
номинации.
6. Фактор речевой
среды (как естественной, так и
искусственной (педа-гогически организованной)).
7. Фактор речевой
активности самого ребенка.
Условия развития речевой
активности: а) общая активность ребенка,
его коммуникабельность, общительность,
доброе расположение к близким людям,
инициативность, стремление к лидерству
в коллективе; б) умение преодолевать
скованность, застенчивость; в) способность
переходить от ситуативного диалога
к монологу, к обдуманной спланированной
речи.
Речевая активность
в процессе школьного обучения включается
в систему познавательной деятельности,
что придает речи целенаправленный
характер. Что новое вносит школа в речевое
развитие дошкольника: 1) осознание языка
и речи как объекта наблюдения; 2) добавление
к двум видам устной речи (говорению и
аудированию) двух видов письменной речи
(письмо и чтение); 3) переход ситуативной
речи дошкольника в сферу волевых действий;
4) становление чтения и пересказа в качестве
основного орудия познавательной деятельности;
5) начало формирования школьника как языковой
личности (социализация).
8. Фактор изучения
языковой теории. Он имеет следующие
влияния на речевое развитие
школьников: во-первых, изучение теории
и практики на ее основе
развивает мышление; во-вторых, изучение
языковой теории всегда
Информация о работе Психологические основы развития речи детей