Психологические основы развития речи детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:02, реферат

Описание работы

1. Особенности восприятия речи ребенком.
2. Развитие связной речи детей.
3. Овладение письменной речью.
4. Факторы речевого развития детей.

Работа содержит 1 файл

Психологические.docx

— 17.07 Кб (Скачать)

Тема: «Психологические основы развития речи детей». 

         План: 

1.    Особенности  восприятия речи ребенком. 

2.    Развитие  связной речи детей. 

3.    Овладение  письменной речью. 

4.    Факторы  речевого развития детей. 

  

1. Овладению речью  предшествует восприятие и понимание  речи окружающих ребенка людей.  Затем, посредством использования  голосового аппарата, начинает развиваться  собственная речь детей, основанная  на подражании. М.Р. Львов обращает  внимание на то, что подражание (особенно в школе) нельзя считать  бессмысленным процессом, т.к.  оно накапливает необходимые  умения и создает основу для  становления самостоятельной речи. 

         Воспринимая чужую речь (как устную, так и письменную) ребенок усваивает  два вида информации: прямую (предмет  речи) и косвенную (информацию  о закономерностях языка) (Н.И.  Жинкин). Усваиваемая на подсознательном уровне, косвенная информация способствует формированию у ребенка так называемого «чувства языка». Овладение этой второй информацией и является основой для возникновения и развития самостоятельной речи детей. 

  

2. Основной функцией  речи является коммуникативная. Поэтому и ребенок пользуется сначала речью как средством общения. Небольшие высказывания детей, направленные на установление контакта с близкими ему людьми, оформляются первое время в разговорной диалогической форме. Спустя некоторое время ребенок испытывает потребность в построении более развернутых высказываний, адресованных и посторонним слушателям, для которых содержание должно быть понятным. Это и есть начало развития связной речи. К данному моменту дети уже имеют определенный запас слов, они овладевают в той или иной мере некоторыми закономерностями грамматики языка. Но все эти знания – лишь средства, используемые в связной речи. Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Поэтому связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственно предметного содержания, то есть для понимания такой речи необязательно учитывать ситуацию ее протекания – достаточно лишь контекста речи. По этой причине такую речь называют контекстной.  

         Речь маленького ребенка характеризуется  обратным свойством: она не  образует того связного контекста,  на основании которого ее можно  было бы полностью понять. Смысловое  содержание этой речи будет  понятно лишь с учетом ситуации  нахождения ребенка или протекания  его речи. Такая речь определяется  как ситуативная. 

         Но эти два типа речи не  следует противопоставлять: любая  речь имеет определенный контекст, а также и связь с некоторой  ситуацией. 

         Контекстная речь начинает развиваться  у ребенка вследствие реализации  новой цели – изложить сведения  о каком-то предмете или явлении,  не связанном непосредственно  с ситуацией протекания речи. Очевидно, что начало активного  развития связной речи детей  обусловлено их приходом в  школу. Знания, которыми ребенок  овладевает в процессе учебной  деятельности, не часто связаны  с конкретной ситуацией, в которой  он их излагает. Поэтому речь  здесь перестраивается. Задачей  младшего школьника становится  такое построение речи, при котором  его бы поняли, исходя только  из речевого контекста, а не  из ситуации. 

         Дальнейшее развитие связной  речи связано с овладением  учениками письменной речью. 

          

3. Овладение письменной  речью – очень важный этап  в развитии речи (и мышления) детей.  Ребенок к этому моменту имеет  опыт общения в устной речи  и поэтому, разумеется, свободнее  владеет именно последней. Кроме  того, младшие школьники испытывают  определенные трудности в освоении  техники письма. Но немаловажными  являются и психологические различия  этих двух форм речи.  

         При обучении наблюдается взаимодействие  этих двух форм речи. Сначала,  естественно, доминирует устная  речь. Поэтому в первых сочинениях  учащихся сохраняются черты разговорного  стиля. Но при правильно организованной  работе по развитию связной  речи учащихся детские речевые произведения приближаются к книжным стилям (художественному, деловому, научному). Этому способствует, во-первых, высокая речевая культура учителя; а во-вторых, те высокохудожественные тексты, с которыми дети знакомятся на уроках и в ходе внеклассной работы. Все это приводит к тому, что уже письменная речь со всеми требованиями, предъявляемыми к ней, оказывает влияние на устную. 

          

4. Факторы речевого  развития детей (сформулированные  М.Р. Львовым): 

1. Фактор положительных  эмоций. 

2. Фактор потребности  эмоционального контакта с близким  человеком. 

3. Фактор физиологического  развития органов речи: речевых  центров мозга, памяти, произносительных  и слуховых органов. 

4. Фактор потребности  содержательного общения. 

5. Фактор потребности  и способности обобщения и  номинации. 

6. Фактор речевой  среды (как естественной, так и  искусственной (педа-гогически организованной)). 

7. Фактор речевой  активности самого ребенка. 

Условия развития речевой  активности: а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, общительность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству  в коллективе; б) умение преодолевать скованность, застенчивость; в) способность  переходить от ситуативного диалога  к монологу, к обдуманной спланированной речи. 

Речевая активность в процессе школьного обучения включается в систему познавательной деятельности, что придает речи целенаправленный характер. Что новое вносит школа в речевое развитие дошкольника: 1) осознание языка и речи как объекта наблюдения; 2) добавление к двум видам устной речи (говорению и аудированию) двух видов письменной речи (письмо и чтение); 3) переход ситуативной речи дошкольника в сферу волевых действий; 4) становление чтения и пересказа в качестве основного орудия познавательной деятельности; 5) начало формирования школьника как языковой личности (социализация). 

8. Фактор изучения  языковой теории. Он имеет следующие  влияния на речевое развитие  школьников: во-первых, изучение теории  и практики на ее основе  развивает мышление; во-вторых, изучение  языковой теории всегда обращено  к языковому анализу образцовых  текстов; в-третьих, языковая теория  обеспечивает овладение культурой  речи.

Информация о работе Психологические основы развития речи детей