Психологические основы производства отдельных следственных действий

Автор: Рамазан Клычев, 20 Ноября 2010 в 15:01, реферат

Описание работы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
Общая характеристика предварительного следствия и судебного разбирательства. Психология осмотра места происшествия. Психология допроса.

Работа содержит 1 файл

рамазан.rtf

— 97.54 Кб (Скачать)

Психологические основы производства отдельных следственных действий 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА 

1. Общая характеристика предварительного следствия и судебного разбирательства 

В решающей степени эффективность предварительного расследования и судебного разбирательства зависит от профессионализма, психологической подготовленности и специальной тактики поведения следователя, судьи. Предварительное следствие и судебное слушание уголовного дела можно рассматривать как познавательный, коммуникативный и удостоверительный процессы, предъявляющие серьезное требование к познавательной сфере, мышлению, социально-психологическим качествам, юридической грамотности следователей и судей. Можно отметить следующие особенности их мышления: 

а) необходимость выделения и решения проблемных ситуаций, связанных с конкретным преступлением; 

б) сочетание в деятельности дискурсивного (логического) и эвристического (творческого) типа мышления; 

в) важную роль интуиции - антиципации (предвосхищения) в мыслительной работе; 

г) рефлексивный способ мышления ("размышления о размышлениях другого человека, о своих собственных"); 

д) составление сложных информационно-логических моделей, называемых в праве следственными версиями; 

е) критичность мышления, избавление от ненужной, "шумовой" информации; 

ж) избирательность и направленность мышления на решение задач расследования преступления, сбора доказательств вины правонарушителя. 

Применительно к следственной деятельности можно говорить о решении следующих функций: познавательной или информационной (сбор информации о событиях преступления); удостоверительной (фиксация полученной информации и вещественных следов в предусмотренной законом документальной форме); поисковую; конспиративную; конструктивную (выдвижение следственных версий и гипотез о поведении преступников); коммуникативную; правоприменительную; социальную (действия следователя как представителя власти); воспитательную (проведение воспитательных и профилактических действий в отношении лиц, проходящих по уголовному делу). 

Следует обратить особое внимание на психологическую устойчивость следователя и судьи. Не секрет, что расследование и судебное рассмотрение уголовного дела сопровождается противодействием со стороны обвиняемых и других заинтересованных лиц (родственники, друзья, сослуживцы по работе и т.д.). Применяются различные способы такого противодействия от элементарного роспуска слухов о личности следователя или судьи до шантажа, провокаций и угроз. В этом случае следует позаботиться о применении предусмотренных законом мер против противодействующих законным действиям лиц, а также продумать мероприятия по обеспечению личной профессиональной безопасности. 

2. Психология осмотра места происшествия 

В ходе осмотра места происшествия основное внимание необходимо уделять организации познавательной психической деятельности: восприятию, мышлению, воображению, памяти. Основным методом изучения обстановки на месте преступления является наблюдение, то есть преднамеренное и целенаправленное восприятие. Наблюдение тесно связано с характеристиками внимания человека. Доказано, что в ходе осмотра места происшествия наблюдение бывает более успешным, если следователь придерживается следующих правил: 

до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом предмете, событии или явлении; 

определить цель наблюдения, сформулировать задачу, мысленно или на бумаге составить план наблюдения; искать в наблюдаемом предмете или явлении не только то, что предполагалось найти, но и обратное этому; расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдать одну из частей, не забывая о наблюдении целого; следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого явления; не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты времени и в различных ситуациях, изменяя условия наблюдения; подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией, маскировкой или инсценировкой; ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке в дальнейшем наблюдении свои мысли и выводы; сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие и связи; сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете или явлении, с данными науки и практики; ясно формулировать результаты наблюдения и четко их фиксировать в соответствующей документальной форме - это помогает их пониманию и запоминанию; привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения с коллегами. (Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей - М.: ВШ МООП СССР,1967,с.90).

В значительной мере эффективность наблюдения при осмотре места происшествия зависит от знания следователем ряда закономерностей функционирования познавательных явлений. Известно, что с помощью зрения человек получает 60-65% информации об окружающем мире; с помощью слуха - 10-15%; осязания - 7-10%; обоняния - 2-4%. Таким образом, ведущим чувственным каналом при осмотре места происшествия является зрение. 

Известно, что поле зрения (зона обзора без перевода взгляда) равна 70 градусов вертикальной плоскости (30 градусов вверх и 40 градусов вниз от горизонтальной линии обзора) и 120 градусов - в горизонтальной плоскости. Зона мгновенной четкой видимости составляет 18 градусов, а эффективной видимости при напряженном, концентрированном внимании - 30 градусов в вертикальной и 60 градусов в горизонтальной плоскости. Время темновой адаптации повышения чувствительности зрения при нахождении в темноте (равняется 30-40 мин., в время световой адаптации) снижение чувствительности зрения при ярком свете) - 10 сек. Экспериментами установлено, что в обстановке сильного шума световая чувствительность сумеречного зрения снижается до 20%. Наоборот, в дневное время такой же раздражитель усиливает чувствительность глаза. Острота зрения повышается при холодной погоде и снижается при теплой. Опыты показывают, что при осмотре места происшествия, каждый предмет, в целях получения достоверной информации о нем, следует рассматривать не менее 2-3 минут. Наконец, при зрительном восприятии следует учитывать объем внимания, заключающийся в том, что человек способен воспринимать одновременно от 4-х до 6-ти предметов. Более благоприятные условия складываются для восприятия разнородных предметов, если их число не превышает 2-х - 3-х. 

При осмотре места происшествия следует учитывать закономерности адаптации органов обоняния. Органы обоняния очень быстро адаптируются к запахам: полная адаптация к гари и табачному дыму наступает через 3-5 минут, запаху йода - 50-60 сек.; камфары - 90 сек. и т.д. По истечении этого времени обоняние уже не отражает запахов. Чтобы восстановить чувствительность органов обоняния следователю рекомендуется выйти из помещения и минут 10 подышать "чистым воздухом". 

Учитывая закономерности процесса переключения внимания, следователю при осмотре места происшествия не следует переходить после окончания осмотра одного предмета (или участка события преступления) к другому быстрее, нежели через 5-10 сек. Необходимо дать время для "угасания" следов предыдущего возбуждения и подготовить органы чувств к новой работе. 

Полнота и точность восприятия зависят от физического состояния осматривающего место происшествия. Так, чувствительность зрения в темное время суток снижается в результате недоедания, утомления, переполнения желудка. Чувствительность к запахам резко снижается при насморке и частом курении. Учитывая данные исследований о том, что произвольное интенсивное внимание может сохраниться без заметного ослабления в течение 40 мин., целесообразно через каждые 35-40 мин. осмотра устраивать 3-5 минутные перерывы. (См. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие- Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979,с.16). 

Работа мышления при осмотре происшествия, в основном, направлена на реконструкцию события преступления, установление следственно-причинных связей между отдельными фактами и выдвижение следственных версий. 

Раскрытие и расследование преступления, во многом, определяется организацией взаимодействия всех лиц, участвующих в осмотре места происшествия. Как правило, выезды на место происшествия и работы "по горячим следам" на практике осуществляют следственно-оперативные группы, в которые обычно входят следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист, судебно-медицинский эксперт и др. Руководит группой следователь, а другие участники осмотра действуют под его руководством и по его поручениям. Большое значение имеет четкое распределение обязанностей лиц, участвующих в осмотре места происшествия, а также своевременный обмен информацией о полученных при осмотре результатах. 

3. Психология допроса 

Эффективность допроса зависит от коммуникативных качеств следователя, его развитых умений психологического воздействия на допрашиваемого и правильного планирования тактики действий в зависимости от личностных качеств допрашиваемого. В психологической литературе выделяются коммуникативные качества допрашивающего: выдержка, эмоциональная устойчивость, общительность, умение слушать, вежливость, чуткость, умение познавать внутренний мир человека, наблюдательность, интерес к людям, способность быстро и верно оценивать психическое состояние человека, чувство ответственности и нестандартность мышления. (Тыщенко П.П. Тактика и психологические основы допроса (опроса) - Учебное пособие - Домодедово: ВИПК МВД РФ,1998,с.10). 

Без понимания личности допрашиваемого невозможно построение продуктивной тактики допроса. При этом следует помнить о значительных трудностях в процессе допроса. Одной из таких трудностей является отрицание вины обвиняемым. Следователю необходимо разобраться в мотивах отрицания вины. Среди таковых могут быть: 

а) страх обвиняемого перед наказанием; 

б) желание избежать неблагоприятных последствий для себя, родственников и близких; 

в) боязнь огласки и общественного осуждения; 

г) стыд от сознания противоправности своего поведения; 

д) нежелание обнародовать интимные стороны своей жизни; 

е) стремление скрыть соучастников преступления; 

ж) боязнь мести; 

з) уверенность в отсутствии доказательств и невозможности раскрытия преступления; 

и) недоверие к следователю; 

к) личное неприязненное отношение следователя к допрашиваемому. 

Другой трудностью допроса является самооговор допрашиваемого (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и др.). Важно не только установить факт самооговора, но и выявить его причины. К числу мотивов самооговора можно отнести: 

а) стремление избавить от наказания действительного виновника; 

б) боязнь огласки каких-либо компрометирующих фактов; 

в) желание получить от заинтересованного в самооговоре лица определенную материальную выгоду; 

г) стремление уклониться от ответственности за более тяжкое преступление; 

д) желание ускорить расследование; 

е) стремление получить какие-либо выгоды от следователя (например, свидание с родственниками и др.); 

ж) добросовестное заблуждение о своей виновности. 

Эффективность допроса зависит от целесообразного и своевременного применения различных приемов психологического воздействия на допрашиваемого. Среди таких приемов отмечают: "последовательность", "внезапность", "выжидание", "снятие напряженности", "форсированный темп допроса", "замедленный темп допроса", "создание впечатления о хорошей осведомленности допрашивающего", "вызов", "создание психической напряженности у допрашиваемого", "настройка", "пресечение лжи", "опора на положительные качества личности допрашиваемого", "использование "слабых мест" у допрашиваемого", "повторность допросов", и т.д. 

Выбор конкретных приемов психологического воздействия зависит от целей допрашивающего и особенностей личности допрашиваемого. Например, если целью является воздействие на психическое состояние допрашиваемого, то целесообразно выбрать приемы: "внезапность", "форсированный темп допроса", "выжидание" и др. В случае постановки следователем цели создания у допрашиваемого определенного представления о состоянии расследования и осведомленности допрашивающего возможно применение приемов: "последовательности", "пресечения лжи", "вызова", "создания впечатления о хорошей осведомленности" и др. 

Если перед следователем возникает задача, например, допроса человека со слабой нервной системой, то на каждой части допроса /этапе/ можно применять специфические приемы психологического воздействия. В вводной части и установления психологического контакта показаны приемы: "настройка на одну волну", "терпеливое слушание", "втягивание в общение", "похвала и позитивная оценка" /эти приемы рекомендуется использовать и на остальных этапах допроса/, "нейтрализация настороженности", "гибкое реагирование", "сближающее "МЫ"". В главной части допроса можно использовать дополнительные приемы: "вызов борьбы мотивов", "перефразирование", " использование фактов", "построение моста". На этапе устранения противоречий можно применить прием "контрвопросы". (Описание около 100 приемов психологического воздействия дано в приложении к книге: Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности - М.:1996) 

Информация о работе Психологические основы производства отдельных следственных действий