Автор: Рамазан Клычев, 20 Ноября 2010 в 15:01, реферат
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
Общая характеристика предварительного следствия и судебного разбирательства. Психология осмотра места происшествия. Психология допроса.
Психологические
основы производства отдельных следственных
действий
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОИЗВОДСТВА ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ
ДЕЙСТВИЙ И СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
1. Общая характеристика
предварительного следствия и судебного
разбирательства
В решающей степени
эффективность предварительного расследования
и судебного разбирательства зависит
от профессионализма, психологической
подготовленности и специальной тактики
поведения следователя, судьи. Предварительное
следствие и судебное слушание уголовного
дела можно рассматривать как познавательный,
коммуникативный и удостоверительный
процессы, предъявляющие серьезное требование
к познавательной сфере, мышлению, социально-психологическим
качествам, юридической грамотности следователей
и судей. Можно отметить следующие особенности
их мышления:
а) необходимость выделения
и решения проблемных ситуаций, связанных
с конкретным преступлением;
б) сочетание в деятельности
дискурсивного (логического) и эвристического
(творческого) типа мышления;
в) важную роль интуиции
- антиципации (предвосхищения) в мыслительной
работе;
г) рефлексивный способ
мышления ("размышления о размышлениях
другого человека, о своих собственных");
д) составление сложных
информационно-логических моделей, называемых
в праве следственными версиями;
е) критичность мышления,
избавление от ненужной, "шумовой"
информации;
ж) избирательность
и направленность мышления на решение
задач расследования преступления, сбора
доказательств вины правонарушителя.
Применительно к следственной
деятельности можно говорить о решении
следующих функций: познавательной или
информационной (сбор информации о событиях
преступления); удостоверительной (фиксация
полученной информации и вещественных
следов в предусмотренной законом документальной
форме); поисковую; конспиративную; конструктивную
(выдвижение следственных версий и гипотез
о поведении преступников); коммуникативную;
правоприменительную; социальную (действия
следователя как представителя власти);
воспитательную (проведение воспитательных
и профилактических действий в отношении
лиц, проходящих по уголовному делу).
Следует обратить особое
внимание на психологическую устойчивость
следователя и судьи. Не секрет, что расследование
и судебное рассмотрение уголовного дела
сопровождается противодействием со стороны
обвиняемых и других заинтересованных
лиц (родственники, друзья, сослуживцы
по работе и т.д.). Применяются различные
способы такого противодействия от элементарного
роспуска слухов о личности следователя
или судьи до шантажа, провокаций и угроз.
В этом случае следует позаботиться о
применении предусмотренных законом мер
против противодействующих законным действиям
лиц, а также продумать мероприятия по
обеспечению личной профессиональной
безопасности.
2. Психология осмотра
места происшествия
В ходе осмотра места
происшествия основное внимание необходимо
уделять организации познавательной психической
деятельности: восприятию, мышлению, воображению,
памяти. Основным методом изучения обстановки
на месте преступления является наблюдение,
то есть преднамеренное и целенаправленное
восприятие. Наблюдение тесно связано
с характеристиками внимания человека.
Доказано, что в ходе осмотра места происшествия
наблюдение бывает более успешным, если
следователь придерживается следующих
правил:
до наблюдения получить
наиболее полное представление об изучаемом
предмете, событии или явлении;
определить цель наблюдения, сформулировать задачу, мысленно или на бумаге составить план наблюдения; искать в наблюдаемом предмете или явлении не только то, что предполагалось найти, но и обратное этому; расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдать одну из частей, не забывая о наблюдении целого; следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого явления; не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты времени и в различных ситуациях, изменяя условия наблюдения; подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией, маскировкой или инсценировкой; ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке в дальнейшем наблюдении свои мысли и выводы; сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие и связи; сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете или явлении, с данными науки и практики; ясно формулировать результаты наблюдения и четко их фиксировать в соответствующей документальной форме - это помогает их пониманию и запоминанию; привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения с коллегами. (Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей - М.: ВШ МООП СССР,1967,с.90).
В значительной мере
эффективность наблюдения при осмотре
места происшествия зависит от знания
следователем ряда закономерностей функционирования
познавательных явлений. Известно, что
с помощью зрения человек получает 60-65%
информации об окружающем мире; с помощью
слуха - 10-15%; осязания - 7-10%; обоняния - 2-4%.
Таким образом, ведущим чувственным каналом
при осмотре места происшествия является
зрение.
Известно, что поле
зрения (зона обзора без перевода взгляда)
равна 70 градусов вертикальной плоскости
(30 градусов вверх и 40 градусов вниз от
горизонтальной линии обзора) и 120 градусов
- в горизонтальной плоскости. Зона мгновенной
четкой видимости составляет 18 градусов,
а эффективной видимости при напряженном,
концентрированном внимании - 30 градусов
в вертикальной и 60 градусов в горизонтальной
плоскости. Время темновой адаптации повышения
чувствительности зрения при нахождении
в темноте (равняется 30-40 мин., в время световой
адаптации) снижение чувствительности
зрения при ярком свете) - 10 сек. Экспериментами
установлено, что в обстановке сильного
шума световая чувствительность сумеречного
зрения снижается до 20%. Наоборот, в дневное
время такой же раздражитель усиливает
чувствительность глаза. Острота зрения
повышается при холодной погоде и снижается
при теплой. Опыты показывают, что при
осмотре места происшествия, каждый предмет,
в целях получения достоверной информации
о нем, следует рассматривать не менее
2-3 минут. Наконец, при зрительном восприятии
следует учитывать объем внимания, заключающийся
в том, что человек способен воспринимать
одновременно от 4-х до 6-ти предметов. Более
благоприятные условия складываются для
восприятия разнородных предметов, если
их число не превышает 2-х - 3-х.
При осмотре места
происшествия следует учитывать закономерности
адаптации органов обоняния. Органы обоняния
очень быстро адаптируются к запахам:
полная адаптация к гари и табачному дыму
наступает через 3-5 минут, запаху йода
- 50-60 сек.; камфары - 90 сек. и т.д. По истечении
этого времени обоняние уже не отражает
запахов. Чтобы восстановить чувствительность
органов обоняния следователю рекомендуется
выйти из помещения и минут 10 подышать
"чистым воздухом".
Учитывая закономерности
процесса переключения внимания, следователю
при осмотре места происшествия не следует
переходить после окончания осмотра одного
предмета (или участка события преступления)
к другому быстрее, нежели через 5-10 сек.
Необходимо дать время для "угасания"
следов предыдущего возбуждения и подготовить
органы чувств к новой работе.
Полнота и точность
восприятия зависят от физического состояния
осматривающего место происшествия. Так,
чувствительность зрения в темное время
суток снижается в результате недоедания,
утомления, переполнения желудка. Чувствительность
к запахам резко снижается при насморке
и частом курении. Учитывая данные исследований
о том, что произвольное интенсивное внимание
может сохраниться без заметного ослабления
в течение 40 мин., целесообразно через
каждые 35-40 мин. осмотра устраивать 3-5 минутные
перерывы. (См. Водолазский Б.Ф. Психология
осмотра места происшествия. Учебное пособие-
Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979,с.16).
Работа мышления при
осмотре происшествия, в основном, направлена
на реконструкцию события преступления,
установление следственно-причинных связей
между отдельными фактами и выдвижение
следственных версий.
Раскрытие и расследование
преступления, во многом, определяется
организацией взаимодействия всех лиц,
участвующих в осмотре места происшествия.
Как правило, выезды на место происшествия
и работы "по горячим следам" на практике
осуществляют следственно-оперативные
группы, в которые обычно входят следователь,
оперативный работник, эксперт-криминалист,
судебно-медицинский эксперт и др. Руководит
группой следователь, а другие участники
осмотра действуют под его руководством
и по его поручениям. Большое значение
имеет четкое распределение обязанностей
лиц, участвующих в осмотре места происшествия,
а также своевременный обмен информацией
о полученных при осмотре результатах.
3. Психология допроса
Эффективность допроса
зависит от коммуникативных качеств следователя,
его развитых умений психологического
воздействия на допрашиваемого и правильного
планирования тактики действий в зависимости
от личностных качеств допрашиваемого.
В психологической литературе выделяются
коммуникативные качества допрашивающего:
выдержка, эмоциональная устойчивость,
общительность, умение слушать, вежливость,
чуткость, умение познавать внутренний
мир человека, наблюдательность, интерес
к людям, способность быстро и верно оценивать
психическое состояние человека, чувство
ответственности и нестандартность мышления.
(Тыщенко П.П. Тактика и психологические
основы допроса (опроса) - Учебное пособие
- Домодедово: ВИПК МВД РФ,1998,с.10).
Без понимания личности
допрашиваемого невозможно построение
продуктивной тактики допроса. При этом
следует помнить о значительных трудностях
в процессе допроса. Одной из таких трудностей
является отрицание вины обвиняемым. Следователю
необходимо разобраться в мотивах отрицания
вины. Среди таковых могут быть:
а) страх обвиняемого
перед наказанием;
б) желание избежать
неблагоприятных последствий для себя,
родственников и близких;
в) боязнь огласки и
общественного осуждения;
г) стыд от сознания
противоправности своего поведения;
д) нежелание обнародовать
интимные стороны своей жизни;
е) стремление скрыть
соучастников преступления;
ж) боязнь мести;
з) уверенность в отсутствии
доказательств и невозможности раскрытия
преступления;
и) недоверие к следователю;
к) личное неприязненное
отношение следователя к допрашиваемому.
Другой трудностью
допроса является самооговор допрашиваемого
(подозреваемого, обвиняемого, свидетеля,
потерпевшего и др.). Важно не только установить
факт самооговора, но и выявить его причины.
К числу мотивов самооговора можно отнести:
а) стремление избавить
от наказания действительного виновника;
б) боязнь огласки каких-либо
компрометирующих фактов;
в) желание получить
от заинтересованного в самооговоре лица
определенную материальную выгоду;
г) стремление уклониться
от ответственности за более тяжкое преступление;
д) желание ускорить
расследование;
е) стремление получить
какие-либо выгоды от следователя (например,
свидание с родственниками и др.);
ж) добросовестное
заблуждение о своей виновности.
Эффективность допроса
зависит от целесообразного и своевременного
применения различных приемов психологического
воздействия на допрашиваемого. Среди
таких приемов отмечают: "последовательность",
"внезапность", "выжидание",
"снятие напряженности", "форсированный
темп допроса", "замедленный темп
допроса", "создание впечатления
о хорошей осведомленности допрашивающего",
"вызов", "создание психической
напряженности у допрашиваемого", "настройка",
"пресечение лжи", "опора на положительные
качества личности допрашиваемого",
"использование "слабых мест" у
допрашиваемого", "повторность допросов",
и т.д.
Выбор конкретных приемов
психологического воздействия зависит
от целей допрашивающего и особенностей
личности допрашиваемого. Например, если
целью является воздействие на психическое
состояние допрашиваемого, то целесообразно
выбрать приемы: "внезапность", "форсированный
темп допроса", "выжидание" и др.
В случае постановки следователем цели
создания у допрашиваемого определенного
представления о состоянии расследования
и осведомленности допрашивающего возможно
применение приемов: "последовательности",
"пресечения лжи", "вызова", "создания
впечатления о хорошей осведомленности"
и др.
Если перед следователем
возникает задача, например, допроса человека
со слабой нервной системой, то на каждой
части допроса /этапе/ можно применять
специфические приемы психологического
воздействия. В вводной части и установления
психологического контакта показаны приемы:
"настройка на одну волну", "терпеливое
слушание", "втягивание в общение",
"похвала и позитивная оценка" /эти
приемы рекомендуется использовать и
на остальных этапах допроса/, "нейтрализация
настороженности", "гибкое реагирование",
"сближающее "МЫ"". В главной
части допроса можно использовать дополнительные
приемы: "вызов борьбы мотивов", "перефразирование",
" использование фактов", "построение
моста". На этапе устранения противоречий
можно применить прием "контрвопросы".
(Описание около 100 приемов психологического
воздействия дано в приложении к книге:
Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников
органов внутренних дел. Тактика и психология
безопасной деятельности - М.:1996)
Информация о работе Психологические основы производства отдельных следственных действий