Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:37, реферат
В каждом виде спорта определяется группа наиболее важных показателей, по которым осуществляется отбор в ходе многолетней подготовки.
Правильное осуществление спортивного отбора обеспечивает наиболее эффективное создание и реализацию соревновательного потенциала.
Национальный
Государственный Университет
Спорта и Здоровья им.П. Ф. Лесгафта.
Кафедра психологии.
2 текущий контроль
Психологические методики по спортивной ориентации и отбору юных спортсменов в избранном виде
Выполнила
студентка 4 курса
412 группы
Чайка М.А.
Санкт-Петербург 2013 г.
Введение
Психологический отбор
и спортивная ориентация — это
комплекс мероприятий, позволяющих
определить высокую степень
Психологический метод отбора — это основанный на научном прогнозе процесс принятия и реализации решения о включении или не включении в спортивную деятельность ее возможного участника.
Итак, из вышеприведенных определений уже можно сделать вывод о том, что психологический метод, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам.
Современный уровень результатов в спорте настолько высок, что для их достижения спортсменам необходимо обладать целым комплексом различных данных: соответствующим уровнем развития двигательных качеств, технической, тактической, игровой, функциональной, психологической, интегральной подготовленности, которые должны находиться на очень высоком уровне.
Проблеме применения психологических методов по спортивной ориентации и отбора уделяли внимание многие ученые в различных видах спорта.
Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации. Спортивная ориентация связана, прежде всего, с детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта.
В каждом виде спорта определяется группа наиболее важных показателей, по которым осуществляется отбор в ходе многолетней подготовки.
Правильное осуществление спортивного
Требования вида спорта к психическим процессам и личности спортсмена в футболе.
К общим психологическим спортивно важным качествам личности относятся:
Специфическими для футбола психологическими спортивно важными качествами личности выступают:
При отборе игроков в футбольные команды целесообразно осуществлять психодиагностику следующих их психологических свойств:
Результаты диагностики психологических свойств футболистов являются психологическими критериями их отбора в команды мастеров.
Психодиагностические методики для проведения спортивной ориентации и отбора
Оценку двигательной чувствительности можно дать с помощью методики «Одинаковые расстояния» (Нифонтов М.Ю., 2008). Суть ее сводится к ознакомлению испытуемых с длиной каждого из отрезков на футбольном поле (например, 3, 7 и 5 метров), а также их проход и остановка до заданного места с закрытыми глазами. Двигательная чувствительность определяется величиной ошибки (в сантиметрах).
Для определения креативности целесообразно использовать методику Л.Д. Кудряшовой «Размножение» вариантов решения практических задач» (Кудряшова Л.Д., 1986). Суть методики сводится к перечислению вариантов использования различных предметов не по назначению (например - консервной банки, вилки, газеты, носового платка и т.д.). Показателем креативности является среднее (по трем заданиям) число ответов.
Когнитивный стиль - широта диапазона эквивалентности («широта натуры») можно определять с помощью простой методики «Классификация» (Поляков Г.Ф., 1974). Задание кандидату в команду - разложить карточки с изображением различных предметов на любое число групп. Предметы к каждой группе должны быть подходящими друг другу. Показателем «широты эквивалентности» является малое число групп.
Когнитивный стиль рекомендуется изучать с помощью методики А.Н. Николаева (2005) «широта категоризации». Это опросник по оценке 30-ти свойств личности. Спортсмены оценивают их выраженность у себя, хотя сами оцениваемые свойства здесь значения не имеют. Значение имеет разброс оценок на каждой из шкал от «+9» до «-9» (без учета знака). Чем больше разброс, тем больше «широта категоризации».
Распределенность внимания рекомендуется тестировать с помощью методики «Корректурная проба» (см. Радченко Л.Н., 1989). Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Спортивные способности во многом
зависят от наследственно обусловленных
Список использованной литературы
1. Волков, В. М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В.П. Филин. — М.: Физкультура и спорт, 1983. 176 с.
2. Зеленцов, A.M. Технике тактические действия футболистов / A.M. Зеленцов, В.В. Лобановский, Е.А. Разумовский // Футбол: Ежегодник / Сост. В.П. Климин, С.А. Савин. Редкол.: К.И. Бесков и др. - М.: Физкультура и спорт, 1982.-С. 9- 13.
3. Зонин, Г.С. Исследование физической, технической подготовленности и их совершенствование у футболистов: Автореф. дис, . канд. пед. наук / Г.С.1. Зонин-М., 1975.-21 с.