Психологические методики по спортивной ориентации и отбору юных спортсменов в избранном виде

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:37, реферат

Описание работы

В каждом виде спорта определяется группа наиболее важных показателей, по которым осуществляется отбор в ходе многолетней подготовки.
Правильное осуществление спортивного отбора обеспечивает наиболее эффективное создание и реализацию соревновательного потенциала.

Работа содержит 1 файл

2 текконтр.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Национальный  Государственный Университет Физической культуры

Спорта и  Здоровья им.П. Ф. Лесгафта.

 

 

 

 

Кафедра  психологии.

 

2 текущий контроль

Психологические методики по спортивной ориентации  и отбору юных спортсменов в избранном виде

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 4 курса

412 группы

Чайка М.А.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013 г.

Введение 

Психологический отбор  и спортивная ориентация — это  комплекс мероприятий, позволяющих  определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или  иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Психологический метод  отбора — это основанный на научном  прогнозе процесс принятия и реализации решения о включении или не включении в спортивную деятельность ее возможного участника.

Итак, из вышеприведенных определений  уже можно сделать вывод о  том, что психологический метод, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам.

Современный уровень результатов в спорте настолько высок, что для их достижения спортсменам необходимо обладать целым  комплексом различных данных: соответствующим  уровнем развития двигательных качеств, технической, тактической, игровой, функциональной, психологической, интегральной подготовленности, которые должны находиться на очень  высоком уровне.  

Проблеме применения психологических методов по спортивной ориентации и отбора уделяли внимание многие ученые в различных видах  спорта. 

Выбор каждым человеком вида спорта, в  наибольшей мере соответствующего его  индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориентации. Спортивная ориентация связана, прежде всего, с  детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного  отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при  ориентации выбирают вид спорта для  конкретного человека, а при отборе — человека для конкретного вида спорта.

В каждом виде спорта определяется группа наиболее важных показателей, по которым осуществляется отбор в  ходе многолетней подготовки.

Правильное  осуществление спортивного отбора обеспечивает наиболее эффективное  создание и реализацию соревновательного  потенциала.

 

 

 

Требования  вида спорта к психическим  процессам и личности  спортсмена в футболе.

К общим психологическим спортивно важным качествам личности относятся:

  • сильная нервная система
  • средняя эмоциональность
  • точность восприятия пространства и времени
  • низкий уровень тревожности
  • целеустремленность, настойчивость
  • высокий уровень трудолюбия и социальной нормативности
  • высокая мотивация достижения
  • значимость ценностей здоровья, интересной работы, материального успеха, известности

Специфическими для футбола психологическими спортивно важными качествами личности выступают:

  • высокая пластичность
  • темп реакций
  • активность
  • развитая непроизвольная память
  • оперативное мышление
  • креативность
  • высокая эмоциональная устойчивость
  • высокая распределенность внимания
  • самообладание
  • организованность
  • коллективизм и дружелюбие
  • значимость ценностей ярких впечатлений от жизни, общения.

При отборе игроков в  футбольные команды целесообразно  осуществлять психодиагностику следующих  их психологических свойств:

    1. нейродинамические - сила нервной системы, пластичность, темп реакций, активность
    2. сенсорно-перцептивные — точность восприятия пространства и времени
    3. когнитивные - непроизвольная память, оперативное мышление, креативность, широта диапазона эквивалентности, заострение, широта категоризации
    4. эмоциональные - эмоциональная устойчивость
    5. регуляторные - высокая распределенность внимания.

Результаты диагностики психологических свойств футболистов являются психологическими критериями их отбора в команды мастеров.

 

Психодиагностические  методики для проведения спортивной ориентации и отбора

Оценку двигательной чувствительности можно дать с помощью методики «Одинаковые расстояния» (Нифонтов М.Ю., 2008). Суть ее сводится к ознакомлению испытуемых с длиной каждого из отрезков на футбольном поле (например, 3, 7 и 5 метров), а также их проход и остановка до заданного места с закрытыми глазами. Двигательная чувствительность определяется величиной ошибки (в сантиметрах).

Для определения креативности целесообразно использовать методику Л.Д. Кудряшовой «Размножение» вариантов решения практических задач» (Кудряшова Л.Д., 1986). Суть методики сводится к перечислению вариантов использования различных предметов не по назначению (например - консервной банки, вилки, газеты, носового платка и т.д.). Показателем креативности является среднее (по трем заданиям) число ответов.

Когнитивный стиль - широта диапазона эквивалентности («широта натуры») можно определять с помощью простой методики «Классификация» (Поляков Г.Ф., 1974). Задание кандидату в команду - разложить карточки с изображением различных предметов на любое число групп. Предметы к каждой группе должны быть подходящими друг другу. Показателем «широты эквивалентности» является малое число групп.

Когнитивный стиль рекомендуется  изучать с помощью методики А.Н. Николаева (2005) «широта категоризации». Это опросник по оценке 30-ти свойств личности. Спортсмены оценивают их выраженность у себя, хотя сами оцениваемые свойства здесь значения не имеют. Значение имеет разброс оценок на каждой из шкал от «+9» до «-9» (без учета знака). Чем больше разброс, тем больше «широта категоризации».

Распределенность внимания рекомендуется тестировать с помощью методики «Корректурная проба» (см. Радченко Л.Н., 1989). Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Спортивные  способности во многом зависят от наследственно обусловленных задатков, которые отличаются стабильностью, консервативностью. Поэтому при  прогнозировании спортивных способностей следует обращать внимание, прежде всего, на те которые обусловливают успешность будущей спортивной деятельности.

 

 Список использованной литературы

1. Волков, В. М. Спортивный отбор / В. М. Волков, В.П. Филин. — М.: Физкультура и спорт, 1983. 176 с.

2. Зеленцов, A.M. Технике тактические действия футболистов / A.M. Зеленцов, В.В. Лобановский, Е.А. Разумовский // Футбол: Ежегодник / Сост. В.П. Климин, С.А. Савин. Редкол.: К.И. Бесков и др. - М.: Физкультура и спорт, 1982.-С. 9- 13.

3. Зонин, Г.С. Исследование  физической, технической подготовленности и их совершенствование у футболистов: Автореф. дис, . канд. пед. наук / Г.С.1. Зонин-М., 1975.-21 с.


Информация о работе Психологические методики по спортивной ориентации и отбору юных спортсменов в избранном виде