Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:39, творческая работа
Инструкция: диагност знакомится с ребёнком, предлагает ему сесть за стол, на котором находится пирамидка из шести колец. Диагност предлагает ребёнку разобрать и собрать пирамидку, показав на собственном примере. Затем ребёнок с помощью диагноста, в результате проб и ошибок, собирает пирамидку до тех пор, пока она не примет правильный вид. После того, как ребёнок научился складывать пирамидку, диагност поощряет его.
Методика: Складывание пирамидки (матрешки)
Возраст: 1.5 – 3 лет.
Метод: наблюдение, эксперимент.
Компоненты методики: действия
с предметами.
Материалы и оборудование: пирамидка из четырёх или шести колец с колпачком.
Инструкция: диагност знакомится с ребёнком,
предлагает ему сесть за стол, на котором
находится пирамидка из шести колец. Диагност
предлагает ребёнку разобрать и собрать
пирамидку, показав на собственном примере.
Затем ребёнок с помощью диагноста, в результате
проб и ошибок, собирает пирамидку до тех
пор, пока она не примет правильный вид.
После того, как ребёнок научился складывать
пирамидку, диагност поощряет его.
Нормативы:
1. снимают
кольца с пирамидки
в 1 год.
2. собирают
пирамидку без учёта
диаметра колец в 1.5
– 2.5 года.
3. собирают пирамидку с учётом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания
в 3 – 3.5 года.
Ф.И.О: Климентьева Анна Сергеевна
Возраст испытуемого: 2 года 8 месяцев
Дата обследования: 9.11.11.
Время начала обследования: 13.35
Время
окончания обследования: 14.05
Протокол 1
Действия диагноста | Действия ребёнка | Примечание |
Разбери пирамиду, а затем собери её в правильном порядке, для начала посмотри, как я это умею. | С интересом
наблюдает за действиями, которые
производит диагност.
|
Пытается включиться
в действие.
|
Диагност
даёт пирамидку в руки ребёнка
и наблюдает за происходящем.
|
Ребёнок без
затруднений разбирает |
Ребёнок собирает
пирамидку, не обращая внимания на размер
колец.
|
Чтобы правильно собрать пирамидку, тебе нужно взять самое большое кольцо. Теперь из оставшихся колец самое большое ( далее по такому же принципу диагност предлагает выбрать кольцо ). | Ребёнок внимательно
осматривает кольца, сравнивает их
и выбирает подходящее. В ходе такого
сравнивания, ребёнок ошибается
всего 2 раза.
|
Всё внимание ребёнка
сосредоточено на сборе пирамидки.
|
Диагност
предлагает ребёнку самостоятельно
собрать пирамидку.
|
Ребёнок старательно складывает кольца, в результате чего получается правильная пирамидка. | При сборе пирамидки с особой тщательностью сравнивал кольца. |
Диагност хвалит ребёнка и поощряет его шоколадом. | Ребёнок радуется похвале. |
Методика «Складывание пирамидки».
Результаты:
силовая проба (ребёнок беспорядочно складывает кольца в пирамидку).
целенаправленная проба (ребёнок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения).
Примеривание (ребёнок ещё не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствия, меняет их).
Вывод: ребенок освоил технику собирания пирамидки. Использование примеривания и целенаправленных проб в собирании пирамидки свидетельствует о наличии у ребёнка сохранного интеллекта.
Методика: «Вкладыши» («Мисочки»)
Цель: продиагностировать способы
предметной деятельности в раннем возрасте
Возраст: 1-3 года
Метод: эксперимент, наблюдение
Компоненты методики:
действия с предметами
Материал и оборудование: 7 цилиндрических или квадратных мисочек (вкладышей) разного размера, четырех основных цветов.
Инструкция: Все элементы вкладышей ( например, мисочка) нужно поставить в ряд, в порядке убывания размера, а затем показать ребенку как ему собрать их вместе, в один. «Перед тобой 7 мисочек разного размера. Собери мисочки, начиная от самой маленькой до самой большой так, как я тебе показала».
В первый раз взрослый
должен сам показать ребенку, как
это делается – было много, а все
поместились в один предмет.
Если ребенок «зациклился» на каком-то бесполезном действии, можно дать ему в руки другой подходящий элемент и помочь вложить его. «Видишь, эта мисочка не подходит по размеру, может попробуешь взять другую?!»
Когда у ребенка получится правильно совместить мисочки по размеру, нужно подкрепить успех, к примеру, похвалой, чтобы мотивировать ребенка для дальнейшего действия с предметами.
После того как ребенок добился успеха, нужно вознаградить его. (например, конфеткой, картинкой и т.п.)
Нормативы:
1. Неспецифические
манипуляции – до 2 лет
2. Силовая проба
– до 2,5 лет
3. Зрительное соотношение – к 3 годам
Протокол
1
к
методике «Вкладыши» (Мисочки)
Ф.И. испытуемого: Иванова
Ирина
Возраст: 2 года 4 месяца
Дата обследования:
8.11.11
Время начала и окончания
исследования: 14:00-14:45
Действия диагноста | Действия ребенка | Примечания |
1.
Собери мисочки от самой |
1. Силовая проба | |
2. Показ и повторная инструкция | 2. Хаотическая проба | Обида, недовольство, «ты меня обманула….» |
Результаты: ребенок
использует силовые пробы и хаотические
пробы при действиях с
Вывод: действия с
предметами соответствуют возрасту
ребенка
Психолог:
Подпись:
Анализ результатов: неспецифические манипуляции отсутствуют, что является нормой для ребенка 2 лет 4 месяцев. В его действиях наблюдается силовая проба, характерная для его возраста( девочка пытается втиснуть крупную мисочку в более мелкую). После нескольких попыток собрать мисочки она научилась подбирать нужные детали на глаз и выполнять правильные действия сразу, без помощи диагноста.
Заключение: в ходе проведенной методики
у испытуемой была выявлена высокая обучаемость,
т.е. быстрый переход от низкого способа
деятельность к более высокому. Это свидетельствует
в пользу ребенка. Отсутствие неспецифических
манипуляций с предметами свидетельствует
об интеллектуальном развитии.
Экспериментируя с данными в методике
материалами(т.е. вкладышами), ребенок
учится подбирать нужные деталь на глаз
и выполнять правильные действия сразу,
без предварительных практических проб.
До 2,5 лет возможна силовая проба, поэтому
попытки ребенка силой втиснуть более
крупную мисочку в маленькую являются
нормальным показателем. Девочка 2,4
года и в итоге эксперимента она смогла
правильно решить задачу с мисочками,
т.к. уже к 3 годам формируется зрительное
соотношение и допустима целенаправленная
проба или примеривание.
В целом можно сказать, что развитие ребенка
идет планомерно, без каких-либо нарушений
и отклонений.
Информация о работе Психологические методики "Пирамидка" и "Вкладыши"