Психологические методики "Пирамидка" и "Вкладыши"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:39, творческая работа

Описание работы

Инструкция: диагност знакомится с ребёнком, предлагает ему сесть за стол, на котором находится пирамидка из шести колец. Диагност предлагает ребёнку разобрать и собрать пирамидку, показав на собственном примере. Затем ребёнок с помощью диагноста, в результате проб и ошибок, собирает пирамидку до тех пор, пока она не примет правильный вид. После того, как ребёнок научился складывать пирамидку, диагност поощряет его.

Работа содержит 1 файл

методики.pptx

— 1.19 Мб (Скачать)

Методика: Складывание пирамидки (матрешки)

Возраст: 1.5 – 3 лет. 

Метод: наблюдение, эксперимент. 

                                   

Компоненты  методики: действия

 с предметами.

Материалы и оборудование: пирамидка из четырёх или шести колец с колпачком.

Инструкция: диагност знакомится с ребёнком, предлагает ему сесть за стол, на котором находится пирамидка из шести колец. Диагност предлагает ребёнку разобрать  и собрать пирамидку, показав на собственном примере. Затем ребёнок с помощью диагноста, в результате проб и ошибок, собирает пирамидку до тех пор, пока она не примет правильный вид. После того, как ребёнок научился складывать пирамидку, диагност поощряет его. 

Нормативы:  

1. снимают кольца с пирамидки в 1 год. 
 

2. собирают пирамидку без учёта диаметра колец в 1.5 – 2.5 года. 
 

3. собирают пирамидку с учётом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания

в 3 – 3.5 года.

 

Ф.И.О: Климентьева Анна Сергеевна

Возраст испытуемого: 2 года 8 месяцев

Дата  обследования: 9.11.11.

Время начала обследования: 13.35

Время окончания обследования: 14.05 
 
 

Протокол 1 

Действия  диагноста Действия  ребёнка Примечание 
Разбери пирамиду, а затем собери её в  правильном порядке, для начала посмотри, как я это умею. С интересом  наблюдает за действиями, которые  производит диагност.

 

 

Пытается включиться в действие.

 

 

 

Диагност  даёт пирамидку в руки ребёнка  и наблюдает за происходящем.

 

 

 

Ребёнок без  затруднений разбирает пирамидку, затем собирает её. В ходе собирания, кольца не соответствовали своему месту. Ребёнок собирает пирамидку, не обращая внимания на размер колец.

 

 

 

Чтобы правильно собрать пирамидку, тебе нужно взять самое большое  кольцо. Теперь из оставшихся колец  самое большое ( далее по такому же принципу диагност предлагает выбрать  кольцо ). Ребёнок внимательно  осматривает кольца, сравнивает их и выбирает подходящее. В ходе такого сравнивания, ребёнок ошибается  всего 2 раза.

 

 

Всё внимание ребёнка  сосредоточено на сборе пирамидки.

 

 

 

 

 

 

Диагност  предлагает ребёнку самостоятельно собрать пирамидку.

 

 

Ребёнок старательно  складывает кольца, в результате чего получается правильная пирамидка. При сборе пирамидки  с особой тщательностью сравнивал  кольца.
Диагност  хвалит ребёнка и поощряет его  шоколадом. Ребёнок радуется похвале.  
 

    Методика «Складывание пирамидки».

Результаты:

силовая проба (ребёнок  беспорядочно складывает кольца в пирамидку).

целенаправленная  проба (ребёнок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения).

Примеривание (ребёнок ещё не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствия, меняет их).

Вывод: ребенок освоил технику собирания пирамидки. Использование примеривания и целенаправленных проб в собирании пирамидки свидетельствует о наличии у ребёнка сохранного интеллекта.

 

Методика: «Вкладыши» («Мисочки»)

Цель: продиагностировать способы предметной деятельности в раннем возрасте 
Возраст: 1-3 года 
Метод: эксперимент, наблюдение 

Компоненты  методики:

действия с предметами

Материал  и оборудование: 7 цилиндрических или квадратных мисочек (вкладышей) разного размера, четырех основных цветов.

Инструкция: Все элементы вкладышей ( например, мисочка) нужно поставить в ряд, в порядке убывания размера, а затем показать ребенку как ему собрать их вместе, в один. «Перед тобой 7 мисочек разного размера. Собери мисочки, начиная от самой маленькой до самой большой так, как я тебе показала».

В первый раз взрослый должен сам показать ребенку, как  это делается – было много, а все  поместились в один предмет. 
 

Если ребенок «зациклился» на каком-то бесполезном действии, можно  дать ему в руки другой подходящий элемент и помочь вложить его. «Видишь, эта мисочка не подходит по размеру, может попробуешь взять  другую?!» 

Когда у ребенка  получится правильно совместить мисочки по размеру, нужно подкрепить успех, к примеру, похвалой, чтобы  мотивировать ребенка  для дальнейшего  действия с предметами.

После того как ребенок  добился успеха, нужно вознаградить его. (например, конфеткой, картинкой  и т.п.)

Нормативы:  
 

1. Неспецифические  манипуляции – до 2 лет 

2. Силовая проба  – до 2,5 лет 

3. Зрительное соотношение  – к 3 годам

Протокол 1 

к методике «Вкладыши» (Мисочки) 

Ф.И. испытуемого: Иванова  Ирина  

Возраст: 2 года 4 месяца 

Дата обследования: 8.11.11 

Время начала и окончания  исследования: 14:00-14:45 

Действия диагноста Действия  ребенка  Примечания
1. Собери мисочки от самой маленькой  к самой большой 1. Силовая  проба   
2. Показ и повторная инструкция  2. Хаотическая  проба Обида, недовольство, «ты меня обманула….»
 

Результаты: ребенок  использует силовые пробы и хаотические  пробы при действиях с предметами.

Вывод: действия с  предметами соответствуют возрасту ребенка 

Психолог:  

Подпись:

Анализ  результатов: неспецифические манипуляции отсутствуют, что является нормой для ребенка 2 лет 4 месяцев. В его действиях наблюдается силовая проба, характерная для его возраста( девочка пытается втиснуть крупную мисочку в более мелкую). После нескольких попыток собрать мисочки она научилась подбирать нужные детали на глаз и выполнять правильные действия сразу, без  помощи диагноста.

Заключение: в ходе проведенной методики у испытуемой была выявлена высокая обучаемость, т.е. быстрый переход от низкого способа деятельность к более высокому. Это свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие неспецифических манипуляций с предметами свидетельствует об интеллектуальном развитии.  
Экспериментируя с данными в методике материалами(т.е. вкладышами), ребенок учится подбирать нужные деталь на глаз и выполнять правильные действия сразу, без предварительных практических проб.  
До 2,5 лет возможна силовая проба, поэтому попытки ребенка силой втиснуть более крупную мисочку в маленькую являются нормальным показателем. Девочка  2,4 года и в итоге эксперимента она смогла правильно решить задачу с мисочками, т.к. уже к 3 годам  формируется зрительное соотношение и допустима целенаправленная проба или примеривание.  
В целом можно сказать, что развитие ребенка идет планомерно, без каких-либо нарушений и отклонений.  

Информация о работе Психологические методики "Пирамидка" и "Вкладыши"