Психологические критерии готовности ребенка к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:34, доклад

Описание работы

Традиционно психологической готовностью ребенка к школе называют такой уровень развития психики, который позволяет получать, усваивать и воспроизводить новую информацию всех видов: слуховую, зрительную, графическую. При этом разделяют три основных аспекта развития психики: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Работа содержит 1 файл

критерии готовности к школе.docx

— 71.75 Кб (Скачать)

Психологические критерии готовности ребенка к школе.

Автор: Зарочинцева Надежда Алексеевна   
Традиционно психологической готовностью ребенка  к школе называют такой уровень  развития психики, который позволяет  получать, усваивать и воспроизводить новую информацию всех видов: слуховую, зрительную, графическую. При этом разделяют  три основных аспекта развития психики: интеллектуальный, эмоциональный и  социальный.

Интеллектуальный  аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.

     Способность ребенка концентрировать внимание на определенном задании также немаловажна  для школьного обучения. Основная проблема в развитии усидчивости  и внимания заключается в том, что многие родители и воспитатели  пытаются удержать внимание ребенка  на вещах, не интересных ему самому. Однако, если предложить задание, которое  понравится ребенку (сюжетная игра, где  нужно следить за чем-то, загадки, прятки, а также любая изобразительная  и конструктивная деятельность), он сможет усидеть достаточно продолжительное  время.

     Память  – важная составляющая процесса обучения. Тренировать память ребенка также  необходимо с помощью доступных  ему средств: это может быть пересказ событий прошлого дня или мультфильма; игры из разряда «угадай, какую игрушку  убрали», «разложи карандаши по цветам, как они лежали раньше» и пр.

     Аналитическое, логическое мышление – это способность  уловить основные связи между  явлениями. Проверить уровень развития мышления ребенка можно, предложив  ему составить рассказ по картинкам, разложив их в правильном порядке. Пересказ сказки или мультфильма также  позволяет развить мышление у  дошкольника. В разговорах с детьми родителям необходимо делать акценты  на то, какие события повлекли за собой другие, указывать, что было сначала, что потом, что раньше, что  позже.

     Развитие  речи ребенка также говорит об интеллектуальной готовности к школе. В дошкольном возрасте развитие речи происходит пассивно, ребенок воспроизводит  особенности речи взрослых. Поэтому  необходимо говорить с ребенком сложными предложениями, использовать речевые  обороты, читать ребенку художественную литературу.

     Критерием интеллектуальной готовности ребенка  к обучению в школе является также  умение воспроизводить образец, достаточный  уровень развития зрительно-моторной координации. Формирование этих навыков  достигается путем совместных занятий  родителя с ребенком, в ходе которых  дошкольнику предлагается нарисовать/вырезать/слепить  такую же или похожую фигуру. Такие  занятия также развивают мелкую моторику, необходимую для формирования хорошего почерка у младшего школьника.

     Эмоциональная готовность к школе  – это умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, а также наличие познавательной мотивации. Если ребенок достаточно часто задает родителям вопросы, интересуется различными фактами и событиями, делится чем-то новым, что он узнал, значит, познавательная мотивация у него существует. Развитию познавательной мотивации способствует также ограничение информации, получаемой ребенком. Дошкольник, целыми днями смотрящий телевизор и имеющий доступ к компьютеру, получает информацию (нужную и ненужную) без усилий, поэтому у него нет стремления к поиску ответов на свои вопросы.

     Однако, в настоящее время появилась  глобальная проблема развития учебной  познавательной мотивации. Уже в  начальной школе ребята не проявляют  интерес к учебе, отвлекаются, предпочитают играть, а не слушать учителя. Причин такого поведения может быть несколько.

     Первая  причина – слишком малый возраст  для обучения в школе. Родители стремятся  отдать ребенка в школу с 6 лет, когда ведущей деятельностью  является игровая, а многие психические  функции и мозговые структуры  еще не достаточно развиты. Поскольку  развитие у каждого ребенка происходит по-своему, важно в индивидуальном порядке определять готовность конкретного  ребенка к обучению, и не торопиться отдавать его в школу, если он еще  не готов.

     Вторая  причина отсутствия мотивации –  слишком большие требования, предъявляемые  некоторыми школами к поступающим  в первый класс, и некоторыми родителями к своим детям. Будущий первоклассник  должен знать буквы и цифры, уметь  читать, считать, решать арифметические задачи. И родители стремятся так  подготовить своего ребенка, чтобы  он был лучшим в классе. В итоге, приходя в первый класс, ребенок  понимает, что новой информации ему  не дают. Появляется скука на занятиях, первоклассник часто отвлекается, привыкает к тому, что может  хорошо учиться, не прилагая никаких  усилий к этому. В более старших  классах, когда новый материал появляется в большом объеме, такая установка  приводит к снижению успеваемости, отставанию и, как результат, к полному  отсутствию мотивации.

     Поэтому важно при подготовке дошкольника  не переходить грань между готовностью  к школе и излишней информированностью ребенка.

     Последний аспект готовности к школе –  социальный. Сюда относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Развитию коммуникативных навыков способствует посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, кружков, секций, групповых занятий в психологических центрах.

     Необходимо  еще раз отметить, что ведущей  деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Поскольку лучше всего усваиваются  умения и навыки, сформированные на основе ведущей деятельности, все  занятия по подготовке к школе  необходимо проводить с опорой на игру.

 

 

Информация о работе Психологические критерии готовности ребенка к школе