Психологические и психотерапевтические методы работы с многодетными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:58, реферат

Описание работы

Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.
Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу.

Содержание

1) Введение
2) Понятие и категории многодетных семей
3) Психолого-педагогические проблемы
4) Психотерапевтическая работа с многодетными семьями
5) Методы и подходы психологической и психотерапевтической работы с многодетными семьями
6) Заключение
7) Список литературы

Работа содержит 1 файл

Многодетные семьи. Психотерапия..doc

— 71.00 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию 
Государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

     «Уральский  Государственный Педагогический Университет»

     Институт  психологии

     Кафедра педагогической психологии 
 
 
 
 
 

     Реферат

     По  курсу «Семейная психология и психотерапия»

     Тема: «Психологические и психотерапевтические методы работы с многодетными семьями» 
 

     Преподаватель                                                                 Выполнил

     Тетерлева Е.А.                                                                 Поляков Р. Э.

                                                                                    Студент 402 гр. 
 
 
 
 
 
 
 

     Екатеринбург 2011

 

      Оглавление

1) Введение

2) Понятие и  категории многодетных семей

3) Психолого-педагогические  проблемы

4) Психотерапевтическая  работа с многодетными семьями

5) Методы и  подходы психологической и психотерапевтической  работы с многодетными семьями

6) Заключение

7) Список литературы 

 

    Введение

     Семья – это одна из систем социального  функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

     Это малая социальная группа, связанная  брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг к другу.

     Испокон веков, в нашей стране сильны были традиции многодетной семьи. И крепкие  крестьянские и купеческие семьи, и  дворянские роды старались иметь множество наследников.

     После революции 1917 года все резко изменилось и большинство семей уже не могли позволить себе иметь по нескольку детей одновременно, стараясь ограничиваться одним - двумя детьми. В советское время, многодетной  стали считать ту семью, в которой от трех и более детей. Хотя в царское время, по три ребенка имела практически каждая семья.

     Тем не менее, в наше время существуют многодетные семьи, несмотря на сложную экономическую обстановку в стране и жилищные проблемы.

     Семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества и специалистов.

    Понятие и категории многодетных  семей

 

 Многодетная семья - семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.

     Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

     1. Семьи, многодетность в которых  запланирована (например, в связи  с национальными традициями, религиозными  предписаниями, культурно-идеологическими  позициями, традициями семьи). Такие  семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

     2. Семьи, образовавшиеся в результате  второго и последующих браков  матери (реже - отца), в которых рождаются  новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

     3. Неблагополучные многодетные семьи,  образующиеся в результате безответственного  поведения родителей, иногда на  фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

     Многодетные семьи всех типов имеют общую  социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов.

    Психолого-педагогические проблемы

     В благополучной многодетной семье  дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся  о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но вместе с тем, дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в таких семьях. По данным исследований Т.В. Лодкиной, 77% многодетных родителей отметили свои слабые знания в вопросах воспитания детей, что, по ее мнению, свидетельствует о низком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

     Жилищные  проблемы создают трудности в  соблюдении режима дня детей. Как  правило, такие семьи не имеют возможности для автономности каждого ребенка - личного пространства, своей территории с соблюдением границ, личных игрушек, что зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу, начинают рано работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие формы девиантного поведения.

     Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей  безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации детей и может способствовать появлению определенных проблем в дальнейшей жизни.

     Многодетные родители испытывают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде. Дети из многодетных семей также ощущают негативное отношение сверстников - трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д.

     В связи с особенностями многодетный  семей, зачастую в таких семьях бывают нарушены границы взаимодействия ее членов, что может привести к потере интимности общения, нарушениям разрешения семейных конфликтов, различным другим нарушениям коммуникации и  дисфункциям семейной структуры.

     Таким образом, многодетные семьи имеют  общую специфическую социальную и психологическую проблему: дети из таких семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, для них характерны слабое здоровье, снижение социального возраста старших сиблингов, что может негативно сказаться на их дальнейшей судьбе, а у супругов зачастую бывает нарушена коммуникация и семейные границы, наблюдается вовлечение детей в решение супружеских конфликтов, неравное отношение к детям, что может негативно сказываться на системе семейных взаимоотношений в целом.

    Психотерапевтическая  работа с многодетными семьями

     Известны 4 основные модели психотерапии:

     - психотерапия как метод лечения,  т.е. воздействие на соматическое  и психическое состояние клиента (медицинская модель психотерапии);

     - психотерапия как метод манипулирования,  носящий характер инструмента  и служащий целям общественного  контроля (социологическая модель);

     - психотерапия как метод, приводящий  в действие процесс научения  личности (психологическая модель);

     - психотерапия как комплекс явлений,  возникающих в ходе взаимодействия  между людьми (философская модель).

     Семейная  терапия направлена на коррекцию психологических стереотипов, преодоление повышенной конфликтности, неблагоприятного эмоционального климата в семьях разных категорий (в т.ч. и многодетных).

     Работа  с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой  является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления  одного из супругов, хотя иногда поводом  для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названный причин.

     Следует отметить, что внешние затруднения - материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., - как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения, изменение структуры семьи и взаимоотношений.

     Технологии  коррекции семейных взаимоотношений  многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями.

     Со  временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает  собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств - осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем - это, прежде всего, дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная технология не принесет успеха.

    Методы и подходы психологической и психотерапевтической работы с многодетными семьями

     К основным методам работы с многодетной  семьей можно отнести следующие методики:

     1) Психодрама – вид групповой психотерапии, где используется ролевая игра, во время которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения каждым членом семьи чувств, которые связаны с важными для них проблемами.

Информация о работе Психологические и психотерапевтические методы работы с многодетными семьями