Психологические характеристики трудового коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:48, реферат

Описание работы

Люди работают в цехах и бригадах, производят определенную продукцию, и внешне психологические факторы никак не проявляются. Но это только видимость. Работники коллективов реагируют на внутренние и внешние события по-разному, проявляют различную степень сплоченности, целеустремленности и результативности в решении возникающих проблем.

Работа содержит 1 файл

психол.docx

— 26.93 Кб (Скачать)

2) когда в коллектив  приходит опытный, профессионально  подготовленный сотрудник, работавший  на другом предприятии. Естественно,  и подход менеджера к этим  людям будет различен.

В первом случае на новичка «обрушивается» весь арсенал  воздействия менеджера и коллектива, поэтому его вхождение в коллектив  является для менеджера одним  из существенных направлений в работе.

Менеджер может  лично вводить в курс дела новичка, объясняя его роль и полномочия, трудовые приемы и методы работы, личным примером показывать, как необходимо выполнять ту или иную работу. Но может и назначить ему наставника. Постепенно молодой сотрудник включится  в работу коллектива и примет его  порядки и правила деятельности. Однако менеджер может поступить  иначе: предоставить новому работнику  разобраться во всем самостоятельно. Этот путь может быть использован  лишь в отношении людей с сильной  волей и твердым характером.

Заметно сложнее  протекает процесс включения  в коллектив более опытного сотрудника. Здесь имеет место столкновение его убеждений с мнениями руководителя и всего коллектива. Новый человек  может приобрести как сторонников, так и противников, тем самым  расколоть коллектив и разрушить  его сплоченность. Но он может и  принять ценности и верования  нового коллектива и полностью подчиниться  его руководству. Это зависит  от человека - стремится ли он к роли простого исполнителя чужой воли, или избрал более трудный путь независимости и самостоятельности. Поэтому менеджеру всегда надо знать, кого он желал бы иметь в коллективе, а кого нет.

Новый сотрудник  начинает воспринимать новых товарищей  по работе, однако и коллектив, в  свою очередь, также оценивает его, определяет, что он за человек, как  он себя ведет, что знает и что  умеет, каков его профессиональный уровень и т.д.

В менеджменте проводились  исследования этого процесса и было выявлено, что коллектив рассматривает  нового сотрудника с нескольких позиций:

внешние данные, т.е. физические характеристики и рост, телосложение, цвет глаз и волос, манера одеваться и разговаривать, держаться  с товарищами и т.д. При этом мужскую  часть коллектива в большей мере интересуют одни характеристики, женскую - другие;

социальные характеристики - уровень образования, род и вид  занятий, принадлежность к общественным движениям и организациям, социально-бытовое  положение;

семейное положение - холост или женат, имеет ли детей, есть ли родители и кто они;

анкетные данные - место рождения и учебы, национальность, какого вероисповедания или неверующий, чем занимался до прихода в  коллектив и т.д.

При этом каждый член коллектива воспринимает эти характеристики по-своему. Одному могут нравиться  его манера одеваться и прическа, а другому все это, наоборот, не нравится, он отнюдь не в восторге от первого знакомства с новичком. Более  глубокое восприятие и оценка качеств  нового сотрудника происходят значительно  позднее, когда он начнет раскрывать свои способности и проявлять  черты характера, когда будут  ясны принятые им ценности и принципы. Естественно, новый работник станет полноправным членом данного коллектива только в том случае, если будет  разделять традиции и ценности, которые  приняты его коллегами.

Важным для коллектива является и то, во что верит новый  сотрудник, а к чему относится  скептически. Для менеджера важно, чтобы новый сотрудник поверил  не только в цели коллектива, но и  в возможность их достижения, свою способность оказать помощь и  выполнить роль, которую ему отведена.

О новом человеке в трудовом коллективе судят еще  и по тому, насколько он принципиален. Под принципами в менеджменте, относящимися к отдельному человеку, понимают устойчивую форму проявления системы ценностей  и воплощение верований в виде определенных стандартов поведения.

Успешная работа нового сотрудника будет возможна при  выполнении обязательных условий, которые  создаются главным образом руководством: удовлетворенность работой и  уровнем вознаграждения за нее; увлеченность процессом труда; наличие перспектив профессионального роста и выдвижения на вышестоящую должность; состояние  рабочего места; возможность качественного  отдыха; рабочие смены, в целом  распорядок работы; сохранение чувства  преданности своему коллективу и  др.

Список литературы

 

Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. – СПб., 1999.

Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента. – М., 2000.

Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. – М., 2001.

Бреддик У. Менеджмент в организации. – М, 1999.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2002.


Информация о работе Психологические характеристики трудового коллектива