Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 10:08, реферат
Характеризовать личность преступника -- значит исследо-вать и определить типологические криминогенно значимые ка-чества индивида.
Психология личности преступника -- совокупность социально негативных, типологических качеств индивида, обусловивших со-вершенное им преступное деяние определенного типа и вида.
Импульсивное поведение может быть вызвано различными причинами: 1) эмоциогенной обстановкой при несформированности у индивида адекватных реакций; 2) общей эмоцио-нальной неустойчивостью индивида; 3) состоянием опьянения; 4) привычными формами поведения; 5) психопатическими ано-малиями личности.
При конфликтных эмоциональных
состояниях чувства, эмоции подавляют
рациональные механизмы регуляции
поведения и приобретают
Иногда при внезапно возникших экстремальных обстоятельствах человек вынужден действовать очень быстро. Мотивы поступков в таких ситуациях называются вынужденными мотива ми. Поведение определяется не продуманными мотивами, а об-щим побуждением, готовностью к самосохранению, которое проявляется в стереотипных действиях самообороны.
Импульсивность поведения особенно характерна для психо-патических личностей и лиц с акцентуированными характерами, стремящихся к немедленному удовлетворению актуализирован-ных потребностей без должного учета обстоятельств, склонных к мгновенным компенсаторным реакциям.
Наиболее остро импульсивность
проявляется в состоянии
В действиях, совершаемых в состоянии аффекта, цель не конкретизирована, действие имеет лишь общую направлен-ность. Преступление, совершаемое в состоянии аффекта, имеет неопределенный и косвенный умысел.
Конфликтным эмоциональным состоянием, активизирую-щим импульсивные реакции, является и стресс, также относя-щийся к разряду состояний сильного душевного волнения.
Состояние аффекта, стресса, фрустрации должно учитывать-ся в судопроизводстве при оценке субъективной стороны пре-ступления. Многие так называемые безмотивные правонаруше-ния связаны с сужением сознания индивида в экстремальных для него ситуациях.
Преступление, совершенное во внезапно возникшей конфликт-ной ситуации, может быть полно, всесторонне и объективно рас-следовано и правильно юридически квалифицировано только в ре-зультате анализа динамики криминогенной ситуации.
На начальной стадии конфликта стороны осознают возник-шую ситуацию в качестве угрозы для своего благополучия и мобилизуются для нанесения ущерба другой стороне либо на защиту от другой стороны. Далее они вступают в противобор-ство, определяют стратегию своего поведения, направленную на получение максимально возможного преимущества. Стратегия одной стороны определенным образом ограничивает возможно-сти другой стороны, возникают «пределы поля поведения».
В случае равновесия сил усиливается тактическое противо-борство. Одна сторона активно рефлексирует возможное пове-дение другой, стремится блокировать невыгодные для себя дей-ствия другой стороны, предпринимает ложно угрожающие и пробные действия, стремится занять ключевые позиции. Возрастает психическая напряженность, обостряются отрицательные эмоции - страх, гнев, агрессивность. Мобилизуется арсенал наиболее заученных, подсознательных реакций, предпринима-ются крайне рискованные, направленные на внешний эффект экстремальные действия. Эти действия во многих случаях и ста-новятся поводом для насильственных преступлений. Мотивы и цели поведения при этом формируются спонтанно, без развер-нутого их осознания. Здесь цели и способы преступного поведе-ния обусловливаются самой динамически развертывающейся ситуацией.
Значительные деформации
в регуляции поведения возника-
Импульсивные преступные
акты нельзя рассматривать как
7.Психологические особенности несовершеннолетних
правонарушителей
Большинство преступлений,
совершенных несовершенно-
Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в след-ственно-судебной практике.
В то же время следует иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подрост-ковом возрасте.
Поведение несовершеннолетних (подростков) имеет ряд осо-бенностей: недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм неуравновешенность возбуждения и торможения. Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.
При оптимальных условиях воспитания указанные особен-ности подростков могут быть компенсированы соответствую-щей социально-положительной деятельностью.
При неблагоприятных социальных условиях эти особеннос-ти катализируют вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.
Динамизм психической деятельности подростка в одинако-вой мере делает его податливым в сторону как социально-поло-жительных, так и социально-отрицательных влияний.
В человеческой жизни существует ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда существо 14--16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это возраст «социального импритинга» -- повышенной впечатли-тельности ко всему, что делает человека взрослым.
Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода, на базе которых формируется пове-денческий тип подростка.
1. Реакция оппозиции. Вызывается завышенными претензия-ми к деятельности и поведению подростка, излишними ограни-чениями, невниманием к его интересам со стороны окружаю-щих взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, бравиро-вании опьяненным состоянием, побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.
2. Реакция имитации. Проявляется в подражании определен-ному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоци-альный «герой». Известно, какое влияние оказывает на подро-стковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Распространившаяся в последнее время мода на детективную литературу может оказать косвенное отрицательное влияние на -самосознание подростка.
3. Реакция отрицательной
имитации - поведение, нарочито
4. Реакция компенсации - восполнение неудач в одной обла-сти подчеркнутым успехом в другой. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.)
5. Реакция гиперкомпенсации-- настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. При-сущая подростку робость может побудить его к отчаянному по-ведению, к вызывающему поступку, например крайне чувстви-тельный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате и т. п. ).
6. Реакция эмансипации -- стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявле-ние -- отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.
7. Реакция группирования
-- объединение в группы сверстни-
Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей проявляются как условия их асоциального поведения. Но они не предопределяют подростковую преступность Причина криминального заражения части несовершеннолетних - дефекты социализации, упущения в семейном воспитании неогражденность подростка от влияния криминальной среды невключённость подростка в социализированные группы, несформированность социально-положительных интересов, повы-шенный интерес к утилитарному потребительству, раннее фор-мирование опыта насильственного поведения, социально не-контролируемая делинквентность.
Мотивы подростковых преступлений во многих случаях от-личаются инфантильностью, а вся структура их криминального поведения -- нетранзитивностью. На передний план здесь выд-вигаются побуждения лжетоварищества, ложно понятой лично-стной самореализации, возобладание престижно-потребительс-ких интересов, стремление к самоутверждению в референтно асоциальной группе, подчиненность групповой ингибиции (давлению), демонстративный протест.
Особенности детской мотивации проявляются и в делинквентном (проступочном) поведении несовершеннолетних.
Но чем старше их возраст, тем более существенны их пре-ступные действия, тем больше их криминальная мотивация при-ближается к поведению взрослых преступников. Грабежи, разбои, убийства и изнасилования совершаются не в силу инфантильности, а в силу глубокой криминальной зараженности несовершеннолетних преступников. Их основная первопричина на-- крайне негативные социальные условия повседневного бытия, распространенность криминальных структур, свернутость учреждений, вовлекающих подростков в социально-положительную деятельность.
Список использованной литературы
1. Психология педагогика и этика под ред. Ю.В. Наумкина (2-е издание) - М.: Юнити-дана, 2002 г.
2. Криминология под ред. Г.Г. Шиханцова. - М.: Зерцало-М, 2001
3. Психология под ред. Р.С. Немова. - М.: Владос, 1998
4. Юридическая психология под ред. Романова В.В. - М.: Учебник, 2000
5. Криминология. Учебник
для вузов под ред. В.Н.
6. М.И.Еникеев - Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2006
Информация о работе Психологические характеристики личности преступника