Психологические характеристики коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2011 в 21:09, реферат

Описание работы

Внутренний психологический климат — это реальное состояние взаимодействия людей как участников совместной деятельности. Он характеризуется удовлетворенностью работников организацией, условиями труда, отношениями между собой и с руководством, настроением, взаимопониманием, степенью участия в управлении и самоуправлении, дисциплиной, группой и местом в ней, качеством получаемой информации. Во многом он зависит и от степени совместимости людей.

Работа содержит 1 файл

отчет.docx

— 21.41 Кб (Скачать)

Психологические характеристики коллектива.

Коллективы различаются  между собой не только числом членов, но и психологически, и эти различия проявляются в характере внутреннего  климата, состоянии и степени  сплоченности их участников. Рассмотрим эти моменты подробнее.  
 
Внутренний психологический климат — это реальное состояние взаимодействия людей как участников совместной деятельности. Он характеризуется удовлетворенностью работников организацией, условиями труда, отношениями между собой и с руководством, настроением, взаимопониманием, степенью участия в управлении и самоуправлении, дисциплиной, группой и местом в ней, качеством получаемой информации. Во многом он зависит и от степени совместимости людей.  
 
О важности благоприятного психологического климата можно судить, например, по тому обстоятельству, что плохое настроение снижает эффективность работы коллектива примерно в полтора раза. Поскольку обстоятельства поддаются целенаправленному воздействию, психологический климат можно в определенной степени формировать и корректировать.  
 
Психологическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности его участников своим положением. На нее влияют характер и содержание работы, отношение к ней людей, престижность, размеры вознаграждения, перспективы роста, наличие дополнительных возможностей (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными или полезными людьми, прославиться), место осуществления, психологический климат. Во многом психологическое состояние коллектива зависит и от умения его членов сознательно жить по его законам, подчиняться установленным требованиям и порядкам.  
 
Сплоченность — это психологическое единство людей в важнейших вопросах жизнедеятельности коллектива, проявляющееся в притяжении к нему участников, стремлении защитить его и сохранить. Сплоченность обусловлена необходимостью взаимопомощи или поддержки друг друга в деле достижения тех или иных целей, взаимными эмоциональными предпочтениями, пониманием роли коллективного начала в обеспечении тех или иных гарантий. Степень сплоченности зависит от размера группы, социальной однородности (при разнородности возникают группировки) ее членов, достигнутых успехов, наличия внешней опасности.  
 
В сплоченных группах теснее общение, выше самооценка личности, но имеют место неприязненное отношение к посторонним, самонадеянность, утрата критичности и чувства реальности, единомыслие, чувство неуязвимости, самоуверенность, фильтрация информации.  
 
Разногласия у сплоченного коллектива обычно бывают не по целям, а по средствам их достижения; у несплоченного — по всем вопросам, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях и рано или поздно приводит его к распаду.  
 
Сплоченные коллективы характеризует организованность — способность и готовность к самостоятельному преодолению возникающих трудностей, согласованным действиям; единство в экстремальных ситуациях.  
 
В неорганизованных группах, как правило, никто не хочет брать на себя ответственность при преодолении трудностей.  
 
Сплоченность коллектива, удовлетворенность людей своим пребыванием в нем зависят также от их психологической и социально-психологической совместимости. В основе такой совместимости лежит соответствие темпераментов членов коллектива, профессиональных и моральных качеств.  
 
Условиями, обеспечивающими социально-психологическую совместимость, считаются:  
 
— соответствие личных возможностей каждого структуре и содержанию его деятельности, что обеспечивает ее нормальный ход, отсутствие зависти по отношению к успехам других;  
 
— близость или совпадение моральных позиций, создающее основу для возникновения взаимного доверия между людьми;  
 
— однородность основных мотивов деятельности и индивидуальных устремлений членов коллектива, способствующая лучшему взаимопониманию;  
 
— возможность реального взаимного дополнения и органического соединения способностей каждого в едином трудовом и творческом процессе;  
 
— рациональное распределение функций между членами коллектива, при котором ни один из них не может добиться успеха за счет другого.  
 
Результатом сплоченности коллектива является улучшение индивидуальной адаптации к окружающим и более активное вовлечение людей в его деятельность, ощущение ими личной безопасности.

1.2 Сущность профессионально-квалификационной характеристики персонала

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика персонала. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического  развития их содержание и оценка существенно  различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного  и физического труда, наличием привилегированных  и непривилегированных профессий.

В современном  обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм  опирается на такие моральные  нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность  за результаты своего труда [12, С. 50].

Качественные  характеристики персонала - совокупность профессиональных, нравственных и личностных свойств, являющихся конкретным выражением соответствия персонала тем требованиям, которые предъявляются к должности  или рабочему месту. Всю совокупность качественных характеристик персонала  можно условно разделить на:

- способности  (уровень образования, объем полученных  знаний, профессиональные навыки, опыт  работы в определенной сфере  профессиональной деятельности, с  определенным видом продукта или услуг, профессиональные навыки сотрудничества и взаимопомощи, опыт работы в условиях комплексных программ и т.п.);

- мотивации (сфера  профессиональных и личных интересов,  стремление сделать карьеру, стремление  к власти, готовность к дополнительной  ответственности и дополнительным  нагрузкам и т.п.);

- свойства (способность  воспринимать определенный уровень  физ., психических или интеллектуальных  нагрузок, способность концентрации  внимания, памяти и др. личностные  свойства, необходимые для выполнения  какой-либо работы).

Профессиональные  характеристики

Проведенные исследования позволяют выделить четыре группы профессиональных качеств, коррелирующих с успешностью деятельности:

а) Профессиональные знания:

общие профессиональные знания; знания, умения, навыки безопасного  выполнения операций (работ, функций), входящих в должностные обязанности; знания и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и  ликвидировать опасные (экстремальные) ситуации.

б) Деловые качества:

дисциплинированность, ответственность; честность, добросовестность; компетентность; инициативность; целеустремленность, настойчивость; самостоятельность, решительность.

в) Индивидуально  психологические качества:

мотивационная направленность; уровень интеллектуального  развития; эмоциональная и нервно-психическая  устойчивость; внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение); память (долговременная, оперативная); мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению); гибкость в общении, стиль межличностного поведения; склонность к злоупотреблению  алкоголем (наркотиками).

г) Психофизиологические качества:

выносливость, работоспособность; острота зрения, глазомер; острота  слуха, дифференциация звука; дифференциация запаха; простая и сложная сенсомоторная  реакция (скорость, точность).

Приведенный список профессионально важных качеств  является ориентировочным. При проведении исследований по конкретным видам деятельности и конкретным рабочим местам в  список вносятся соответствующие коррективы или, при необходимости, специально формируется новый перечень качеств.

Нравственные  характеристики

Вторая группа нравственная характеристика - совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному  долгу. Нравственные отношения людей  в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных ценностей.

Личностные характеристики

Третья группа показателей оценки - личностные качества: Дисциплинированность, наличие навыков, коммуникативные особенности, организаторские способности, самообладание, самоуправление, уверенность в себе, адекватная самооценка, добросовестность, оперативность, творческая активность. При всей кажущейся простоте эта группа показателей связана с большими проблемами при их отборе, формулировке и учете. Это обусловлено широким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом при их восприятии и повышенной вероятностью нарушения правил выбора критериев, которые были сформулированы ранее при рассмотрении показателей результативности труда. Главная проблема кроется в отсутствии возможности непосредственного наблюдения свойств личности [32, С. 86].

Кадры предприятия, непосредственно связанные с  процессом производства продукции, т.е. занятые основной производственной деятельностью, представляют собой  промышленно-производственный персонал, которые подразделяются на две основные группы - рабочие и служащие. К  рабочим относятся лица, занятые  созданием материальных ценностей, ремонтом основных средств, оказанием  материальных услуг и др. В свою очередь, рабочие обычно делятся  на основных и вспомогательных.

В группе служащих обычно выделяются такие категории  работающих, как руководители, специалисты  и собственно служащие. Отнесение  работников фирмы к той или  иной группе определяется классификатором  профессий рабочих, должностей и  тарифных разрядов служащих, имеющих, по существу, значение общероссийского  государственного стандарта. К руководителям  относятся работники, занимающие должности  руководителей фирмы и ее структурных  подразделений, а также их заместители. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими  аналогичными видами деятельности. К  собственно служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное  обслуживание и делопроизводство.

В зависимости  от характера трудовой деятельности кадры предприятия подразделяются по профессиям, специальностям и уровням  квалификации. При этом под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью - вид  деятельности в пределах профессии, который имеет специфические  особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

Работники каждой профессии и специальности различаются  уровнем квалификации, т.е. степенью овладения работниками той или  иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях, которые  одновременно и характеризуют степень  сложности работ.

Профессионально-квалификационная структура служащих фирмы находит  отражение в штатном расписании - документе, ежегодно утверждаемом ее руководителем и представляющем собой перечень сгруппированных  по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада.

В зависимости  от срока, на который заключается  договор найма, работники подразделяются на постоянных, временных и сезонных. К постоянным относятся работники, поступившие на работу без указания срока; к временным - поступившие на работу на определенный срок, но не свыше 2-х месяцев; к сезонным - поступившие на работу на период сезонных работ.

В международной  практике в зависимости от характера  деятельности персонал предприятия  разделяют на работников управления; инженерно-технический персонал и  конторских служащих; рабочих, занятых  физическим трудом и работников социальной инфраструктуры.

Персонал предприятия  и его изменения имеют определенные количественные, качественные и структурные  характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены и отражены следующими абсолютными и относительными показателями (см. Приложение Б):

- списочная и  явочная численность работников  предприятия и (или) его внутренних  подразделений, отдельных категорий  и групп на определенную дату;

- среднесписочная  численность работников предприятия  и (или) его внутренних подразделений  за определенный период;

- удельный вес  работников отдельных подразделений  (групп, категорий) в общей численности  работников предприятия;

- темпы роста  (прироста) численности работников  предприятия за определенный  период;

- средний разряд  рабочих предприятия;

- удельный вес  служащих, имеющих высшее или  среднее специальное образование  в общей численности служащих  и (или) работников предприятия;

- средний стаж  работы по специальности руководителей  и специалистов предприятия;

- текучесть кадров;

- фондовооруженность труда работников и (или) рабочих на предприятии.

Совокупность  перечисленных и ряда других показателей  может дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии  персонала предприятия и тенденциях его изменения для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий  по повышению эффективности использования  трудовых ресурсов предприятия. Количественная характеристика трудовых ресурсов (персонала) предприятия в первую очередь  измеряется такими показателями, как  списочная явочная, и среднесписочная  численность работников. Списочная  численность работников предприятия - это численность работников списочного состава на определенное число или  дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Явочная численность - это количество работников списочного состава, явившихся на работу.

Информация о работе Психологические характеристики коллектива