Психологические аспекты внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте

Автор: Алюшкевич Анна, 17 Ноября 2010 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности.
Однако, занимая переходную стадию между детством и юностью, подростковый возраст представляет собой исключительно сложный этап психического развития. Прежде всего, эта сложность связана с проявлением сильной тревожности в подростковом возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Тревога как эмоциональный процесс и психическое состояние 4

2.Переживание тревоги как специфическая форма адаптации 5

3.Краткая характеристика подросткового возраста 7

4.Проявления тревожности в подростковом возрасте как фактор 9

развития внутренних конфликтов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 12

Работа содержит 1 файл

КР ПО ПС.РАЗВИТИЯ.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

 Учреждение образования:

«Белорусский  государственный педагогический университет 

имени Максима  Танка» 
 
 

ЖУКОВСКАЯ Анна Петровна

Факультет психологии, заочное отделение

Группа  ПП2 (022) 
 
 
 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 

контрольная работа по курсу: «Психология  развития» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2008  
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Тревога  как эмоциональный процесс и  психическое состояние 4

2.Переживание  тревоги как специфическая форма  адаптации 5

3.Краткая  характеристика подросткового возраста 7

4.Проявления тревожности в подростковом возрасте как фактор 9

   развития внутренних конфликтов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В современной психологии развития немалое внимание уделяется подростковому возрасту, поскольку именно в этот период происходит становление личности. Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, и вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

     Подростковый возраст – это  возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности.

     Однако,  занимая переходную стадию  между детством и юностью, подростковый  возраст представляет собой исключительно  сложный этап психического развития. Прежде всего, эта сложность связана с проявлением сильной тревожности в подростковом возрасте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТРЕВОГА КАК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС И ПСИХИЧЕСКОЕ  СОСТОЯНИЕ
 

     Под тревогой обычно понимают ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределённого беспокойства. В психологии тревогу рассматривают как психическое состояние индивида или как эмоциональный процесс.

     Тревога – это смутное, неприятное  эмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием дурного предчувствия, страха.

     Разные психологи по-разному определяют  тревогу. Например, Зигмунд Фрейд, испытывавший интерес к происхождению тревоги, считал, что тревога, испытываемая многими его пациентами-невротиками, являлась следствием неадекватной разрядки энергии либидо. Однако по мере накопления опыта Фрейд пришёл к выводу, что подобная интерпретация тревоги является неверной: тревога есть функция эго, и назначение её состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая даёт возможность личности реагировать в угрожающей ситуации адаптивным способом. Согласно приведённому тезису первичный источник испытываемой человеком тревоги корениться в неспособности новорождённого справляться с внутренним и внешним возбуждением. Так как младенцы не способны контролировать свой новый мир, их переполняет диффузное чувство надвигающейся опасности [6, с.127].

     В отличие от Фрейда Карен Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. Обычно это отсутствие чувства безопасности и защищённости со стороны родителей, которое приводит к появлению базальной тревоги. С точки зрения Хорни,  выраженная базальная тревога у ребёнка ведёт к формированию невроза у взрослого [7, с.257-25] 

  1. ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРЕВОГИ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ  ФОРМА АДАПТАЦИИ
 

     Одним из состояний, возникающих   в результате взаимодействия  человека с окружающей средой,  является стресс. В качестве главного  условия возникновения стресса  многие психологи выделяют угрозу. Среди свойств личности, обусловливающих  вероятность возникновения стресса, ведущее место занимает тревожность, которая в условиях адаптации может проявляться в разнообразных психических реакциях, известных как реакции тревоги. Под тревогой понимают ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределённого беспокойства. Это ощущение служит сигналом, свидетельствующим о чрезмерном напряжении регуляторных механизмов или нарушении адаптационных процессов.

     Очень часто тревогу рассматривают  как форму адаптации при остром  или хроническом стрессе. Однако тревога имеет личностную обусловленность и по направленности своего проявления может выполнять как охранительные, мобилизующие, так и дезорганизующие функции. В случае, когда уровень тревоги не адекватен ситуации, происходит перенапряжение регуляторных механизмов, что, как правило, заканчивается нарушением поведенческой регуляции. Поведение человека перестаёт соответствовать ситуации.

     Роль тревоги в адаптационном  процессе может меняться в  зависимости от её интенсивности и требований, предъявляемых адаптационным механизмом индивидуума. Если рассогласование в системе «человек - среда» не достигает значительной степени и уровень тревоги не превышает средних значений, то на первый план выступает её мотивационная роль, и тогда тревога обуславливает активацию  целенаправленного поведения. При выраженном нарушении сбалансированности в системе «человек – среда», когда происходит перенапряжение  механизмов регуляции, тревога значительно возрастает, отражая формирования состояния эмоционального стресса, который может обретать хронический характер и снизить эффективность психической адаптации. Как говорилось выше, по Фрейду тревога даёт возможность личности реагировать в угрожающей ситуации адаптивным способом.

     Таким образом, доказывается связь тревоги с адаптацией, однако, тревога – прежде всего субъектное явление, уровень проявления и характер которого зависит от личностных особенностей индивида [3, с.457-460]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.КРАТКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО  ВОЗРАСТА 

     Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всём этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребёнка начинает быстро перестраиваться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни ребёнка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду взрослых и сверстников [4, с.222].

     В подростковом возрасте значительно  расширяется объём деятельности  ребёнка, качественно изменяется  её характер. Этот возраст отличается  коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур возникновением новых образований. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

     Особенности появления подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и прежде всего изменениями места ребёнка в обществе, сменное его позиции, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания.

     Специфическая особенность данного  возраста состоит в том, что  с одной стороны, по уровню  и характеру психического развития  подростничество – это типичная  эпоха детства, с другой –  перед нами растущий человек,  в усложнении деятельности которого чётко намечается направленность на новый характер общественных отношений.

     Часто о подростковом возрасте  говорят как о возрасте пытливого  ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к героическим делам, опасности, риску [5,с.183-185].

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

  1. ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ
 

     Подростничество часто называют  «возрастом тревог» : подростки  тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.

     Тревожность в свою очередь  оказывает существенное влияние  на самооценку ребёнка, порождая внутренние конфликты личности подростка. Повышенный уровень тревожности у ребёнка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе [1, с300 – 310].

    Как говорилось выше, одна из  ярких особенностей подросткового  возраста -  это личностная нестабильность. Она проявляется в частых сменах настроения, аффективной  «взрывчатости», то есть эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме.

     Прежде всего, подросткам свойственна  неустойчивая самооценка. Так же, как поведение, их самосознание  во многом зависит от внешних  влияний. Важнейший момент в  характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание им своего «я». Это осознание осуществляется и в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослыми. Повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств были односторонне истолкованы рядом зарубежных психологов, утверждавших, что этот отход от действительности якобы неизбежно сопровождается у подростков ярко выраженным эгоизмом, эгоцентризмом и аутизмом.

     О противоречивости личности  в этот период говорила А.Фрейд:  «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование…» [2, с303-305].

     Между тем потребность подростка в самонаблюдении, самооценке, самоутверждении и самоусовершенствовании возникает не из пустого любопытства, а появляется из моральной потребности проанализировать свои достоинства и недостатки, из стремления понять, что в собственных поступках и целях является правильным и что неправильным, чего следует добиваться и от чего воздержаться [5, с.186-190].

     В связи с этими особенностями  возраста подростничество часто  называют «возрастом тревог»  : подростки тревожатся по поводу  своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.

     Тревожность в свою очередь оказывает существенное влияние на самооценку ребёнка, порождая внутренние конфликты личности подростка. Повышенный уровень тревожности у ребёнка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

        
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проблема тревожности является  одной из наиболее актуальных  проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивноси деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах её возникновения достаточно сложно.

     Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективному благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки.

     Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует оптимальный уровень тревожности.

Информация о работе Психологические аспекты внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте