Психологические аспекты лидерства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Содержание

Введение……………………………………………….….3
1. Что такое лидер и лидерство...……………..……..…...5
2. Характеристика лидерства и руководства....................7
3. Теории лидерства и стили руководства…………..….13
4. Карьера лидера….......……………………………..…..21
5. правил лидерства…………………………………...…27 Список литературы….........................................................30
Приложение……………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

лидеР.docx

— 60.90 Кб (Скачать)

     В обзоре основных стилей руководства  сохранена традиция зарубежной организационной  психологии, которая объединяет понятия  «руководство» и «лидерство». Отечественные  исследования рассматривают также и соотношение между этими понятиями — хоть и родственными, но все же разными. Существуют две главные закономерности: специфическая типология лидерства и особенности отношений между ролями руководителя и лидера.

     Известны  несколько основных типологий лидерства, различающихся по критериям, заложенным в основу выделения типов и по особенностям групп, в отношении которых выделяют типы лидерства. Б. Д. Парыгин выделяет роли лидера по трем критериям.

1.  По  содержанию деятельности:  лидер-вдохновитель  и лидер-исполнитель.

2.  По стилю активности: авторитарный и демократический лидеры.

3. По  характеру деятельности: универсальный  и ситуативный лидеры.

     Л. И. Уманский предлагает различать шесть  типов лидерства посредством комбинации этих трех критериев: организатор, инициатор, эрудит, генератор эмоционального настроя, умелец и лидер эмоционального притяжения.

     Оба подхода содержат конкретные варианты двух основных типов лидера — инструментального  и эмоционального. Первый выделяется на основе личных способностей и вклада в работу группы, второй — на основе притягательных для группы личностных качеств, которые помогают установлению в ней хороших межличностных отношений. Р. Л. Кричевский называет четыре типа лидерства, которые могут быть применены для широкого спектра типов группового функционирования: организатор, мотиватор, диспетчер и генератор.

     Рассмотрим  еще одну из предложенных типологий  лидерства, включающую в себя следующие типы лидеров:

     Диагност  — быстро оценивает сильные и  слабые стороны проекта и сложные  ситуации. Терпим к чужим ошибкам.

     Фанатик — увлечен своей научной работой, от других требует такого же отношения к науке, а потому резок и считается неуживчивым.

     Пионер  — это инициатор, быстро реагирующий  на перспективные проблемы, стимулирующий деятельность других. Он престижен, честолюбив, собран, эрудирован, склонен к руководству, не любит задач, требующих усидчивости.

     Эрудит  — отличается исключительной памятью, повышенным вниманием к деталям. Свою эрудицию предпочитает не показывать. Считается добросовестным, педантичным, но нерешительным в суждениях.

     Техник  — ремесленник. Не берется за проблемы, которые не может решить. Он честен и чуток в понимании оттенков поведения коллег.  Независимый — надеется только на себя, скептически относится к коллективной научной работе.

     В практике управления считается, что  соединение руководства и лидерства в одном лице является оптимальным вариантом. Это так, если позиция руководителя совпадает с позицией делового лидера. Совпадение же роли руководителя с ролью эмоционального лидера может стать негативным фактором.

     Часто встречающийся и наименее удачный  вариант — несовпадение роли руководителя и лидера.

     Организация — это формальная структура неформальных групп. Чтобы выстроить ее оптимальным  образом, следует выдвигать на руководящие должности тех людей, которые уже выделились как лидеры.

     Руководство и лидерство — наиболее развивающееся  направление теории управления. Огромно количество работ, выполненных по этой теме.

     Концепция «вертикального диадического обмена в  организационном лидерстве» Д. Грена установила очень важный факт. Руководитель может придерживаться различных управленческих стилей при взаимодействии с различными подчиненными. Последние две категории: «ин-групповые» члены и «аут-групповые» члены. Различаются они по трем основным параметрам: степени квалифицированности, степени доверия к ним, готовности к ответственности. Члены «ин-групповые» характеризуются этими чертами со знаком «плюс», а «аут-групповые» — со знаком «минус». Руководитель в отношении первых должен действовать партисипативным и демократическим стилем и неформальными методами, в отношении же вторых — формальными методами и авторитарным стилем.

     Дистанция между руководителем и подчиненными должна иметь достаточно выраженный, но не чрезмерный уровень — слишком  малая или слишком большая  дистанции гораздо менее эффективны (С. Грин и Т. Митчелл).

     Р. Лорд и Д. Филипс выявили следующее. Подчиненные лучше всего воспринимают частоту управленческих воздействий, а не их содержание. По этому проявлению они оценивают стиль и качество руководства. Все другие стороны управленческих воздействий находятся на втором и последующих местах. Это — экспектация (соответствие с ожиданиями подчиненных), соблюдение законодательных и социальных норм руководителем и др.

     Наиболее  популярной в настоящее время  является концепция Д. Надлера и Дж. Хакмана — теория «баланса властей». Ее основной тезис — власть является двухсторонним феноменом. Стиль руководства — продукт взаимодействия встречных влияний руководителя и подчиненных. Баланс этих двух властей определяет выбор руководителем стиля управления. Авторитарный стиль и методы управления доминируют, если баланс сдвинут в сторону власти руководителя, а если в сторону власти подчиненных,— то руководитель вынужден использовать демократический стиль. Если власть подчиненных достигает максимума — руководитель прибегает к попустительским методам управления. Рациональный руководитель придерживается разумного баланса властей. Эта концепция вскрывает закономерности взаимодействия трех важнейших категорий теории управления—руководства, лидерства и эффективности управленческой деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7 правил лидерства.

 
Правило 1: лидер  группы является неотъемлемой частью самой группы.  
 
Все законы, ограничения и другие правила, которые распространены на группу – автоматически распространяются и на ее лидера. Нет и не может быть правил для ведущего и правил для ведомых. Один закон – для всех!  
 
Закон для всех, и сам для себя закон  
 
Лидер группы устанавливает гласные или негласные правила для всей группы, которые позволят существовать всем ее членам в наиболее комфортных условиях. Следует особо отметить, что правила должны регулировать отношения внутри группы. Но не должны диктовать правил поведения за ее пределами. Лидер должен акцентировать свое внимание только на жизнь внутри группы, ведущим которой является.  
 
Истинный Лидер устанавливает правила, главным критерием которых является гармоничное существование всех членов внутри группы. Он не гнушается даже полным или частичным нарушением правил социума или окружающей обстановки, если это потребуется.  
 
Устанавливая правила, Лидер должен быть беспристрастным по отношению к себе и каждому члену группы. Только это может гарантировать работоспособность правил. Если Лидер устанавливает правила лоббируя собственные интересы, или из симпатий/антипатий к члену группы – рано или поздно в группе возникнет бунт.  
 
Устанавливая правила, каждый авторитетный лидер должен понимать, и ревниво следить в первую очередь за тем, чтобы соблюдать эти правила самому. Ибо соблюдение правил Лидером – гарант того, что правила будут соблюдать и те, кто за ним идет. Это условие, порою, гарантирует исполнение правил ведомыми без всякого надзора со стороны Ведущего.  
 
Если лидер акцентирует свое внимание на поведении ведомых – возникают два негативных фактора:  
ведомые чувствуют недоверие со стороны Лидера и его желание контролировать их жизнь. И подсознательно стараются избавиться от навязчивого контроля.  
 
Лидер перестает следить за самим собой. В результате чего сам начинает нарушать собственные правила. Что непременно будет замечено ведомыми.  
 
Складываясь вместе, эти два фактора усиливают друг друга. В результате чего, Ведущий лишается своего авторитета.  
 
Правило 2: авторитетный лидер создает правила для членов внутри группы (но не за ее пределами) и следит за неукоснительным их исполнением в первую очередь самим собой.  
 
Истинный лидер готов и не страшится того, что его собственные правила будут нарушать правила, навязанные извне (социумом, законами государства и т.п.).  
 
Ответственность  
 
Авторитетный лидер беспокоится не о своих личных интересах, не о власти и рычагах влияния на ведомых. Он беспокоится о жизни тех, кто за ним идет. Ибо второе – гарантирует первое. Но первое – не гарантирует второе. При этом первостепенным для лидера должны являться не ведомые и их интересы. Первостепенным для лидера должна являться Идея. Ведомые – лишь помощники в достижении цели этой Идеи. Их интересы являются важными, но не важнейшими. Но не удовлетворяя интересы тех, кто за ним идет, он потеряет их поддержку и лишиться возможности достигнуть более важных целей.  
 
Лидер должен интересоваться о состоянии жизни ведомых, их настроении, потребностях. И удовлетворять их. Сон, еда, место проживания, душевное состояние, «мораль» в группе, внешний вид и желания членов группы – обо всем этом Лидер должен заботиться ревниво и с должным вниманием, внимательно отслеживая, какие потребности находятся в критическом состоянии и требуют немедленного удовлетворения, а какими пока можно пренебречь.  
 
Также он должен следить за тем, чтобы ведомый по неразумению не навредил сам себе (или группе), а также не нарушал правил, которые установлены в группе. Пресекать нарушения он должен жестко и быстро, не имея жалости к провинившемуся. Но также не перегнув (или недогнув) палку с наказанием. Крупное нарушение требует серьезного наказания. Мелкая провинность может обойтись и простой беседой.  
 
Запомните: Лидер, который занимается лишь наказанием ведомых – также плох, как и Лидер, для которого целью является лишь удовлетворение их потребностей. И тот и другой рано или поздно потеряет авторитет.  
 
Авторитет потеряет также и тот Лидер, который ошибившись, не может признать свою собственную ошибку. Вспоминаем правило номер 2 и номер 1. Если Лидер ошибся перед лицом ведомых – он должен уметь принести свои извинения (фактически наказав таким образом самого себя) и продолжить намеченный курс. Непризнание собственных ошибок – влечет еще большую ошибку и потерю авторитета.  
Правило 3: забота о ведомых должна быть первым приоритетом… после стремления к достижению цели главной Идеи ведущего.  
 
Мир глазами лидера  
 
Истинный лидер не размышляет понятиями «плохо» или «хорошо». Для него мир не делится на черное и белое, правильное и не правильное, доброе или злое. Истинный лидер видит мир непредвзято с разных углов обзора. И оценивает его лишь тактическими понятиями, которые либо приближают его к цели, либо отдаляют от нее.  
 
Именно по этой причине лидеры не имеют привычки обижаться на окружающих. Если что-то не получилось – они разрабатывают новый план достижения своих целей. Используя для этого все возможное, в том числе силы тех, кто за ним идет.  
Правило 4: тот, кто искоренил в себе понятия Добра и Зла – еще не лидер. Лидер тот - у кого, вдобавок к этому, есть Цели.  
 
Собственные интересы  
 
Несомненно, любой лидер – это такой же живой человек как и те, кто за ним идет. И у него могут быть свои личные житейские интересы. Нет ничего зазорного в том, чтобы удовлетворять их. В том числе – путем нарушения интересов ведомых. Но есть в этом некоторая деликатность…  
 
Нарушать интересы ведомых для удовлетворения своих собственных целей можно тогда и лишь тогда, когда их интересы (той же природы, что и твои) не находятся в критической точке. Если они находятся в критической точке или близки к ней – Лидер должен удовлетворить в первую очередь их. А уже затем озаботиться своими собственными интересами.  
 
Бытовой пример: Антон очень хотел купить себе новый дорогой мобильник. Объективно оценив ситуацию в семье, он пришел к выводу, что давно не баловал супругу дорогими подарками. И если купит себе мобильник сейчас – это вызовет у нее бурю негодования, и она почувствует себя обделенной вниманием. Подумав еще немного, он вспомнил как она хотела купить себе красивые летние сапожки, которые примеряла, праздно шатаясь по бутикам. На следующий день, он сделал ей сюрприз, возвращаясь с работы и сделав остановку у бутика с сапожками, о которых она так мечтала. Жена весь вечер крутилась у зеркала, примеряя обновку. На следующий день он со спокойной душой купил себе самую новую модель мобильника, который хотел приобрести. А супруга от всего сердца порадовалась за мужа, что он умеет делать жизнь лучше не только себе, но и ей.  
Правило 4: авторитетный лидер имеет право удовлетворять свои потребности только тогда, когда удовлетворены потребности ведомых.  
 
Роли  
У каждого члена в группе есть своя роль. Истинный лидер всегда знает свою роль в группе. Неукоснительно выполняет обязанности, которые сам же и предъявляет к себе в этой роли. Он также чутко ощущает, когда другие члены группы пытаются навязать ему обязанности, которые он не должен выполнять в своей роли. Он может помочь другим членам группы в выполнении их обязанностей, если не занят в это время своими. Но никогда не позволит другим навязать себе обязанности, которые он не должен выполнять в своей роли. И уж тем более, никогда не будет выполнять чужую работу по собственной воле, если это может сделать тот, кто должен.  
 
Истинный лидер не следит за тем, как выполняют свои обязанности другие. И уж тем более никогда не сравнивает себя с ними и не подсчитывает кто сделал больше. Он смотрит на результат работы других: Есть результат – значит член группы справляется со своими обязанностями. Нет результата – не справляется. И тут уже проводится анализ того, почему это происходит. Никогда Ведущий не будет обвинять ведомого в том, что он плохой или делает что-то специально.  
Правило 5: авторитетный Ведущий следит за качеством выполнения своих обязанностей.  
 
И смотрит на результат выполнения обязанностей ведомых, помогая им в случае, если они не могут справиться сами.  
 
Поведение  
 
Лидер мало говорит пустых разговоров. Несомненно, он может поддержать беседу. Но никогда не будет переливать из пустого в порожнее. Он постоянно охвачен различными идеями и жаждет их воплощения в жизнь. Ему не до этого. «Тот, у кого есть хороший жизненный план, вряд ли будет думать о чем-то другом» (с) В. Цой  
 
Зато Лидер много слушает и жадно поглощает любую информацию. Даже ту, которую уже читал. И даже ту, которая кажется ему поверхностной. Везде он пытается найти дополнительные кусочки мозаики к картине Мира, которую ему предстоит переделать. «Больше знаешь – больше рычагов воздействия» - такова его фабула жизни. Никогда он не отмахнется от книги, которая описывает предмет с точки зрения, которой он еще не видел. И уж тем более никогда вы не услышите от него фразу «Я это уже знаю» или «Это полная ерунда». Он мало читает, смотрит или разговаривает из праздного интереса или ради развлечения. Всю информацию, которую он поглощает – он намеревается использовать против закона Мира, который его окружает. Пусть по мелочи, но хоть как-то он должен поменять существующий миропорядок. Единицы достигают таких высот, когда меняют Мир в глобальном масштабе. Но каждый Лидер намеревается это сделать.  
 
Лидер никогда не жалуется и не сетует на жизнь. Любая проблема – требует лишь времени, для ее устранения. В мире Лидера нет ничего невозможного. Есть лишь объективные трудности, которые нужно преодолеть.  
 
Лидер никогда не упрекает ведомых в том, что они его не понимают. Он будет приводить множество фактов и логических доводов, чтобы ведомый его понял. Если это не представляется возможным, он просто диктует свои правила, без всяких объяснений, предоставляя ведомому сделать выбор: Принять его точку зрения или оказаться вне группы. Тем не менее, он всегда готов к конструктивной беседе, которая расширит горизонты его собственного понимания. Но не переносит беспочвенных упреков, которые не несут никакой полезной нагрузки.  
Правило 6: Лидер много слушает, мало говорит и находится в постоянном действии.  
 
Аура Лидера  
 
Лидер никогда не привлекает и не зазывает под свое крыло никого. Он также не декларирует свою роль открыто. Фактически – он является воплощенным законом. Чем правильнее и гармоничнее устроен этот закон – тем больше людей тянется к Лидеру, чтобы жить по его правилам, которые гарантируют безопасность и уверенность в завтрашнем дне.  
 
Хотя несомненно, когда образуется группа – возникают различные трения. Ибо ведомые не знают и не могут знать всех правил, установленных Лидером. Правила эти они познают на собственном примере – когда Лидер вынуждает их действовать так, как ему нужно. И на примере самого Лидера – когда он собственным примером показывает правила, по которым живет.  
Правило 7: Лидер не озвучивает все правила для своей группы. И не призывает в свою группу. Лидера распознают стихийно. Без слов. По его поведению.  
 
Этих семи правил вполне достаточно для развития других черт в себе на основе вышеперечисленных.  
 
Все вышеперечисленные правила работают на 100% в любом коллективе. Как в отношениях между мужчиной и женщиной. Так и на работе.
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы  
Васильев П. Московский конкурс «Менеджер года – 2000» //Проблемы теории и практики управления. 2001. №3.  
Вершигора Е.Е. Менеджмент. М., 2001.  
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1998.  
Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелл Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2000.  
Карташова Л.В., Наумов А.И., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. М., 2001.  
Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. М., 1993.  
Литвинцева Н.А. Психологические тесты для деловых людей. М., 1996.  
Максвелл Д. 21 неопровержимый закон лидерства. Мн., 2001.  
Менеджмент: Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. М.,  2000.  
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.  
Организационная психология / Сост. И общ. Редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка. СПб., 2001.  
Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. Научный редактор А.А. Радугин. М., 1997.  
Подшибякин А. Будущее – в движении //Бизнес журнал. 2002. №8.  
Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя / Авт.-сост. Н.Я. Сацков. Д., 1998.  
Пугачев В.Г. Руководство персоналом организации. М., 1998.  
Решетников А.В., Шамшурин В.И.,. Шамшурина Н.Г. Социально-исторический портрет лидера организации //Социс. 2001. №10.  
Сильва Х., Стоун Р.Б. Искусство менеджмента по методу Сильва. Мн., 1999.  
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов н/Д.,1997.  
Таранов П.С. Золотая книга руководителя. М., 2002.  
 
Приложение 1

   Тест  «Лидер» 

   Вам будет  предложено 50 вопросов, к каждому  из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его на бланке ключа.

    1. Часто ли вы бываете в центре  внимания окружающих?

    а)  да;

   б) нет.

   2. Считаете  ли вы, что многие из окружающих  вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

   а) да;

   б) нет.

   3. Находясь  на собрании людей, равных вам  по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

   а) да;

   б) нет.

   4. Когда  вы были ребенком, нравилось ли  вам руководить играми ваших  маленьких друзей?

   

   а) да;

   б) нет.

   5.Испытываете  ли вы большое удовольствие, когда  вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?

   а) да;

   б) нет.

   6. Случается  ли, что вас называют нерешительным  человеком?

   а) да;

   б) нет.

   7.  Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире  есть творение небольшого числа  выдающихся личностей»?

   а) да;

   б) нет.

   8. Испытываете  ли вы настоятельную необходимость  в советчике, который бы мог  направить вашу профессиональную  активность?

   а) да;

   б) нет.

   9. Теряли  ли вы иногда хладнокровие  в беседе с людьми?

   а) да;

   б) нет.

   10. Доставляет  ли вам удовольствие, когда вы  видите, что   окружающие побаиваются вас?

    а)  да;

    б)  нет.

   11. Вo  всех обстоятельствах (рабочее  собрание, дружеская компания) стараетесь  ли вы занять свое место  за столом, расположенное таким  образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?

   а) да;

   б) нет.

   12. Считаете  ли, что обычно ваша внешность  производит внушительное (импозантное) впечатление?

   а) да;

   б) нет.

   13. Считаете  ли вы себя мечтателем?

   а) да;

   б) нет.

   14.Легко  ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны  с вашим мнением?

   а) да;

   б) нет.

   15. Случалось  ли вам по личной инициативе  заниматься организацией рабочих  (спортивных, развлекательных и т.  п.) групп?

   а) да;

   б) нет.

   16. Если  мероприятие, которым вы занимаетесь,  не дает намечавшихся результатов:

   а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

Информация о работе Психологические аспекты лидерства